kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование креативного мышления как компонента функциональной грамотности обучающихся в процессе изучения истории.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практика по формированию креативного мышления у обучающихся, как компонент функциональной грамотности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование креативного мышления как компонента функциональной грамотности обучающихся в процессе изучения истории.»

Тема: Формирование креативного мышления как компонента функциональной грамотности обучающихся в процессе изучения истории.


Проблема

Низкий уровень развития креативного мышления как компонента функциональной грамотности обучающихся влияет на качество успеваемости и усвоения материала по учебному предмету «История»

Цель

Развитие креативного мышления у обучающихся на уроках истории для формирования функциональной грамотности

Задачи

1. Повысить уровень мотивации к учебному предмету «История» и устным предметам с помощью внедрения креативных заданий.

2. Увеличить уровень развития креативного мышления с помощью увеличения участия и заинтересованности обучающихся участия в конкурсах, проектной и исследовательской деятельности по предмету «История»

3.Повысить процент качества по предмету «История» с помощью неординарных уроков стимулирующих креативное мышление, воображение и заинтересованности в предмете.

4. Провести не менее 5 открытых уроков с использованием и выполнением креативных и творческих заданий.

5.Разработка и внедрение заданий, направленных на развитие креативного мышления.

6. Создать условия для проявления креативности обучающихся на уроках истории через овладение эффективными стратегиями поведения путем выполнения креативных заданий.

7. Использовать методы, стимулирующие творческое мышление и воображение.


Результаты

  1. Повысился уровень мотивации к учебному предмету «История» и к устным предметам в целом.




Период

Уровни (соотношение в %)

базовый

средний

высокий

2021-2022

60

30

10

2022-2023

52

28

20

2023-2024

37

19

44

Повышение мотивации к обучению:

Обучающиеся становятся более заинтересованными в предмете благодаря креативным заданиям.

  1. Вырос уровень развития креативного мышления у обучающихся

Уровни\период

2022-2023

2023-2024

высокий

2

9

повышенный

6

25

средний

85

66

низкий

5

0

недостаточный

2

0


Развитие функциональной грамотности:

Способность продуктивно участвовать в процессе выработки и совершенствования идей.

Овладение новыми знаниями и эффективными стратегиями поведения.

  1. Повысился процент качества по предмету «История».


Опыт успешных действий:

Период

Качество (%)

2021-2022

44

2022-2023

72

2023-2024

87


Приобретение опыта, который помогает справляться с вызовами и адаптироваться в современном мире.

4. Средний балл при сдаче ОГЭ и ЕГЭ «Истории» не ниже показателей по Красноярскому краю.

Идея

Гармоничное встраивание серии заданий по развитию креативного мышления в учебный процесс способствует приобретению школьниками опыта успешных действий и овладению эффективными стратегиями поведения. Таким образом, развитие креативного мышления на уроках истории помогает формировать функционально грамотных и мобильных личностей, способных адаптироваться к изменениям и успешно решать разнообразные задачи.

Для того, чтобы ученики на уроках истории не только запоминали прошлые события, но и развивали свои навыки анализа, критического мышления и творческого подхода к решению проблем, необходимо активно развивать их креативное мышление.


Существует несколько способов, которыми можно достичь этой цели:


- Организация интерактивных уроков, в рамках которых учащиеся могут активно участвовать в обсуждениях, дебатах и ролевых играх. Кроме того, им можно предложить создать мини-пьесы или презентации на историческую тему, чтобы развить их творческие способности.


- Использование современных технологий, таких как интерактивные доски, онлайн-ресурсы и приложения для обучения истории. Это не только сделает уроки более интересными и доступными, но и поможет развить навыки работы с информацией, что является важным аспектом развития креативного мышления.

Визуализация исторических событий играет важную роль в обучении. Учащиеся работают над креативными проектами, создавая макеты, коллажи, видеопрезентации. Это способствует глубокому пониманию исторических фактов, а также развитию творческих способностей. Дискуссии и дебаты на уроках истории позволяют учащимся вживую почувствовать себя историческими личностями, обсуждая их действия и принимая решения на основе аргументов и фактов. Такой подход способствует развитию навыков критического мышления и толерантности к разным точкам зрения. Карты, схемы и иллюстрации используются для наглядного отображения исторических событий, а ученики могут создавать свои собственные карты, отмечая на них ключевые даты, места и факты.

Ключевые слова образовательной практики

Креативное мышление, навыки XXI века, мотивация подростков, творческое поведение, эффективные стратегии, опыт успешных действий,, развитие креативности, практические задания, функциональная грамотность.

На каком уровне общего образования, уровне профессионального образования или подвиде дополнительного образования реализуется Ваша практика (выбор одного или нескольких вариантов)

основное общее образование

среднее общее образование

Укажите направление представленной практики (выбор одного варианта)

Современные образовательные технологии для достижения образовательных результатов

На какую группу участников образовательной деятельности направлена Ваша практика(выбор одного или нескольких вариантов)

Обучающиеся 5-11 классов

Масштаб изменений

Активизация творческого мышления в условиях информационного общества.

Интеграция истории в нравственно-патриотическое воспитание.

Опишите практику в целом, ответив на вопросы относительно различных ее аспектов

Практика по теме “Формирование креативного мышления в рамках функциональной грамотности на уроках истории”

Описание практики

Практика направлена на развитие креативного мышления у обучающихся как компонента функциональной грамотности через активные методы и приемы обучения на уроках истории.


Цель:

Развитие креативного мышления у обучающихся как компонента функциональной грамотности.

Погружение в деятельность, через метод «Археологическая песочница», «Исторический чемодан», страница в социальных сетях, исторические личности, «Чемодан Героя», драматизацию и театрализацию (прием «Живая история»).

Использование современных технологий для погружения в исторические эпохи.

Использование метода «Быстрых свиданий» и RAFT-технологий.

Приемы «Скрайбинг» и авторская историческая поэзия.

Ожидаемые результаты

Ожидается, что использование активных методов и приемов на уроках истории приведет:

1.Повышению уровня развития креативного мышления у обучающихся.

2.Умению генерировать множество идей и свободно переключаться между различными типами мышления.

3.Развитию любознательности и оригинальности мышления.

4.Эмоциональному отклику и активному участию в учебном процессе.

5.Формированию у обучающихся способности решать новые задачи и вырабатывать новые идеи.

Таким образом, результатом станет значительное улучшение функциональной грамотности обучающихся через развитие их креативного мышления.

Проблемы, цели, ключевые задачи, на решение которых направлена практика

Недостаточная ориентированность учебного процесса на формирование ключевых компетенций снижает мотивацию подростков к познанию в условиях постоянно меняющегося мира. Необходимость использования практико-ориентированных задач для развития креативного мышления на уроках истории. Актуальность заключается в развитии креативного мышления в контексте формирования функциональной грамотности

Развитие креативного мышления у обучающихся на уроках истории для формирования функциональной грамотности.

Задачи:

1.Разработка и внедрение заданий, направленных на развитие креативного мышления.

2. Создание условий для проявления инициативы и самостоятельности обучающихся.

3. Овладение эффективными стратегиями поведения через выполнение креативных заданий.

4.Использование методов, стимулирующих творческое мышление и воображение.


Какова основная идея/суть/базовый принцип Вашей практики?

Идея состоит в использовании активных методов и приемов обучения на уроках истории для развития креативного мышления.

Через какие средства (технологии, методы, формы, способы и т.д.) реализуется Ваша практика?

Образовательные:

Формировать у обучающихся понятие об археологии как важной вспомогательной дисциплине.

Развивать универсальные учебные действия через самостоятельную поисково-познавательную деятельность.

Формировать культурно-нравственные ценности через музейную педагогику.

Развивающие:

Развивать умение планировать, контролировать и оценивать результаты учебной деятельности.

Развивать интеллектуальные способности (беглость, любознательность).

Стимулировать творческое воображение и фантазию.

Развивать логическое мышление и внимание.

Воспитательные:

Воспитывать положительную мотивацию к изучению предмета.

Формировать целостный взгляд на окружающий мир и место человека в нем.

Воспитывать культуру общения и коллективизм.

Методы и приемы

Проблемные ситуации:

Создание проблемных ситуаций, которые требуют от учащихся нестандартного подхода к решению задач. Например, обсуждение гипотетических исторических событий и их последствий.

Обучение через деятельность и игру:

Метод «Археологическая песочница»: Обучающиеся проводят “раскопки” в песочнице, находя артефакты и анализируя их значение.

Прием «Живая история»: Драматизация исторических событий, где ученики вживаются в роли исторических персонажей.

Прием социальная страница, где обучающиеся создают страницу (например в ВК) исторического деятеля.

RAFT-технологии этот прием позволяет обучающимся окунуться в историческую эпоху и побыть журналистами, экскурсоводами, историками или сценаристами и высказать свои мысли о об определенной эпохе, окунуться в тку или иную историческую деятельность.

Также изучая исторические личности предлагается ребятам собрать «Чемодан Героя», т.е. подготовить слова с терминами, основные даты и события его периода, политика (внешняя и внутренняя) и его результат.

Прием «быстрых свиданий». Для каждого обучающегося присваивается роль исторической личности, которую он будет представлять. И на примере интервью ребята встречаются друг с другом и рассказывают своей личности, далее отвечают на вопросы одноклассников.

Групповая и парная работа:

Организация работы в группах для выполнения проектов и исследований, что способствует развитию коммуникативных навыков и креативного мышления.

Деловые игры и драматизации:

Ролевые игры, в которых учащиеся моделируют исторические события, что помогает лучше понять контекст и значимость событий.

Творческие игры:

«Диалог»: Обучающиеся ведут диалог от имени исторических персонажей, обсуждая важные события и решения.

«Мозговой штурм»: Генерация множества идей по заданной исторической теме без оценки их правильности.

Использование современных технологий:

Применение цифровых ресурсов для погружения в исторические эпохи, использование VR-технологий для виртуальных экскурсий по историческим местам.

Скрайбинг и авторская историческая поэзия:

Учащиеся создают визуальные истории и пишут стихи на исторические темы, что развивает творческое мышление и навыки визуализации.

Примеры заданий

Составление кластера:

В 5-ом классе обучающиеся составляют кластер «Снаряжение египетского воина», читая текст «Отряды пеших воинов». Возможна интерпретация, когда из подручных материалов они создают послания, например, фараону или готовят макет Садов Семирамиды, или инсценируют миф о Троянской войне.

Игра «Цветной квадрат»:

обучающимся предлагается кубик с разноцветными квадратиками, каждый цвет которого обозначает букву. При сложении букв получается название страны, куда устраивали военные походы египетские фараоны.

Создание ментальных карт:

В 7-ом классе обучающиеся составляют ментальные карты о русских путешественниках и первопроходцах XVII века, используя архивные материалы и карты города.

Исследование архитектурных памятников:

В 8-ом классе обучающиеся ищут информацию о первой каменной постройке в городе и ее истории, используя региональный архив через интернет.

Проект о героях Великой Отечественной войны:

В 11-ом классе обучающиеся собирают материал о героях Советского Союза своего города и рассказывают о том, как увековечена их память.

Какие результаты (образовательные и прочие) обеспечивает Ваша практика?

1.Повысился уровень мотивации к учебному предмету «История» и устным предметам с помощью внедрения креативных заданий.


2. Увеличился уровень развития креативного мышления с помощью увеличения участия и заинтересованности обучающихся участия в конкурсах, проектной и исследовательской деятельности по предмету «История»

3.Повысился процент качества по предмету «История» с помощью неординарных уроков стимулирующих креативное мышление, воображение и заинтересованности в предмете.

4. Проведено 7 открытых уроков с использованием и выполнением креативных и творческих заданий.

5.Разработаны и задания, направленные на развитие креативного мышления.

6. Созданы условия для проявления креативности обучающихся на уроках истории через овладение эффективными стратегиями поведения путем выполнения креативных заданий.

7. Использую методы, стимулирующие творческое мышление и воображение.



Результативность практики, в том, что были достигнуты цель и задачи практики.

Обучающиеся одновременно приобретают метапредметные умения и развивают свои творческие способности. У обучающихся развиваются способности действовать не по шаблону, а свободно, оригинально, не стандартно.

Благодаря систематическому применению методов, приемов и техник креативного мышления повысилось качество обученности обучающихся по истории.

Результаты

2020-2021

2022-2023

2023-2024

ОГЭ

100

95

96

Ежегодное участие в НПК, конкурсах, олимпиадах, интенсивных школах с имеющимися результатами : дипломы разных степеней, благодарственные письма, почетные грамоты.


Укажите способы/средства/инструменты измерения результатов образовательной практики

Креативное мышление сложно измерить. Поэтому для измерения результатов развития креативного мышления я использую технологию проблемного обучения при организации проблемных ситуаций, задач и противоречий в знаниях для стимулирования творческого мышления и развития навыков решения проблем. Метод проблемного изучения: эвристический, исследовательский и проблемно-программированный, которые позволяют ученикам самостоятельно решать учебные проблемы, выдвигать гипотезы и находить новые знания. Оценка социальной и бытовой грамотности через решение ситуационных задач и анализ жизненных исторических событий. Также через оценку читательской грамотности через анализ текстов и других видов работ с информацией. Так же на уроках используются листы самооценки с оцениванием заданий, направленных на развитие креативного мышления.

Для диагностики интеллекта и креативности, мониторинга результатов обучения, анализа качества образовательного процесса и уровня удовлетворенности учащихся, можно использовать различные методики и инструменты. Ниже приведены примеры и описание каждого из этих аспектов:

1.Диагностика интеллекта и креативности

Опросник Гилфорда:

Описание: Методика, разработанная Дж. Гилфордом, измеряющая социальный интеллект через оценку способности понимать и интерпретировать поведение людей. Включает несколько субтестов, таких как “Истории с завершением”, где анализируются ситуации с участием персонажей и их окружения.

Измерение: Оценивает способность к познанию элементов, классов, отношений, систем, преобразований и результатов поведения.

Результат: Позволяет определить уровень социального интеллекта у обучающихся, их способность понимать и прогнозировать поведение в различных ситуациях.

2.Тест Торренса на творческое мышление:

Описание: Набор заданий, направленных на оценку дивергентного мышления, способности генерировать множество оригинальных идей. Включает задания на создание рисунков, написание историй и решение проблем.

Измерение: Оценивает беглость, гибкость, оригинальность и разработанность идей.

Результат: Определяет уровень креативного мышления и способность к нестандартному подходу к решению задач.

3.Мониторинг полученных результатов обучения

Контрольные работы и тесты:

Описание: Периодические письменные работы, проверяющие усвоение учебного материала.

Измерение: Оценка знаний и навыков по конкретным темам и предметам.

4.Мониторинг развития творческих способностей обучающихся


С какими проблемами, трудностями в реализации практики вам пришлось столкнуться?

В реализации практики я столкнулась с тем, что ребята привыкли думать и действовать шаблонно и вначале было сложно научить их думать креативно. Также проблема в отсутствии как таковых инструментариев оценивания развития креативного мышления. Трудность была eщё в том, что у некоторых обучающихся не достаточно развит чтобы высказывать свою идею не по шаблону.

Что вы рекомендуете тем, кого заинтересовала ваша практика (ваши практические советы)?

Я рекомендую изучить методику креативного мышления и активно использовать на своих уроках, привлекать и заинтересовывать обучающихся, не бояться экспериментировать.

Какое сопровождение готова обеспечить команда заинтересовавшимся вашей образовательной практикой (выбор одного или нескольких вариантов)

предоставить методические материалы

провести вебинар/семинар/мастер-класс и т.д., организовать стажировочную площадку

Есть ли рекомендательные письма/экспертные заключения/ сертификаты, подтверждающие значимость практики для сферы образования Красноярского края (перечислить документы и указать ссылку на сайте общеобразовательной организации)

-Диплом Международной академии образования «Смарт» (2020)

-Благодарственное письмо от МКУ «Управление образования г.Боготола» (2021)

-Грамота за подготовку и организацию обучающихся в интенсивной школе «Даир» (2022)

- Почетная грамота от Красноярской региональной общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов.(2024г)

-Благодарственное письмо от главы города Боготола (2024г)

-Благодарственное письмо Краевого государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Красноярский краевой дворец пионеров» (2024)


Есть ли организация или персона, которая осуществляет научное руководство/кураторство/сопровождение практики? (Укажите название организации или ФИО, звание и должность)

Нет

При наличии публикаций материалов по теме реализуемой практики укажите ссылки на источники (иначе – «Нет»)

Фрагмент разработки (презентация).


При наличии видеоматериалов о реализуемой практике укажите ссылку на них

Выступление на вебинаре «Опыт использование заданий, направленных на развитие креативного мышления в практике учителя»

Фрагменты уроков:

Для повторно заявленных практик:

-

Укажите, является ваша образовательная организация:


- школой с низкими результатами обучения и/или школой, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях

Нет

- с наличием центра образования «Точка роста»

Да

Укажите, использовали ли вы при работе над содержанием и описании практики:


- федеральные, региональные цифровые сервисы и ресурсы



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Токарева Елена Алексеевна

Дата: 27.01.2025

Номер свидетельства: 664339


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства