kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Эстетическое воспитание на уроках адыгеского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассказать детям, что неотъемлемой составной частью системы воспитания у адыгов является эстетическое воспитание, которое носит целенаправленный характер. Что адыги приобщали детей к миру прекрасного, формировывали у них такие качества, как эстетический вкус, умение находить в жизни прекрасное.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Эстетическое воспитание на уроках адыгеского языка и литературы»

Эстетическое воспитание на уроках адыгеского языка и литературы. 

Неотъемлемой составной частью системы воспитания у адыгов являлось эстетическое воспитание, носившее целенаправленный характер. Адыги приобщали детей к миру прекрасного, формировали у них такие качества, как эстетический вкус, умение находить в жизни прекрасное.

"На всем, что делал адыг, лежала печать вкуса". Черкесы в сравнении со всеми прочими кавказскими племенами были тем, чем в Европе привыкли считать французов. Законодателями всякого рода моды,- в костюме, в оружии, в манере верховой езды, в законах и обычаях от самых важных до мелочей, до горского этикета."(М.Меретуков. "Культура и быт адыгов")

В адыгейском этикете норма поведения называется ХАБЗЭ. Эстетическая работа с детьми начинается с того, что говорит, как одевается, что делает учитель, как оформлен класс. Вот почему наглядные пособия, планшеты, стенды, дидактический материал оформляю максимально красиво и эстетично.

Приучая детей беречь время, использую на уроках часы : настенные и песочные достоинством в 1 мин., 2 мин., 5 мин., 10 мин. Песочные часы в 1 мин., 2 мин. использую, когда провожу игры "Кто прочитает больше за 1 минуту (2 минуты)?" "Кто напишет больше за 1 мин? (2 мин?)"( на заданное правило). А часы в 5 минут и 10 минут помогают проводить самостоятельные работы на уроках математики, русского языка, математики и адыгейского языка.

Народная педагогика адыгов располагает различными средствами эстетического воспитания подрастающего поколения. Среди них первостепенное значение имеет устное народное творчество и в первую очередь сказки. В своей работе широко использую сказания о нартах "Серп Тлепша", "Сокровища нартов", "Адыгейские народные сказки". Наряду с чтением сказок использую их драматизацию.

Особое место в эстетическом воспитании учащихся занимают танцы. Адыгейский танец решает целый комплекс педагогических задач. Это и развитие двигательного аппарата, нервной системы, и средство эстетического, нравственного воспитания. Мужские танцы отличаются своей сдержанностью, строгостью. В них скупая пластика рук сочетается с благородной, строгой манерой исполнения. В женских танцах выражается эстетический идеал женщины: "выразительная грациозность стана, плавность движения рук, сдержанность и мягкость пластики, подчеркнутая строгость, величавость, достоинство, манера держаться - все это создает эстетический идеал женщины" (М.М.Бешкок, Л.Т. Нагайцева)

С 1979 года, когда был открыт первый адыгейский класс, сразу же был мной организован кружок адыгейского танца. С тех пор и по сей день работает этот кружок. Наш детский ансамбль "Салам" неоднократно становился лауреатом городских, областных и краевых смотров, вносит большой вклад в культурную программу города Майкопа., даны сотни концертов. Наш ансамбль послужил началом других детских ансамблей в Майкопе и аулах., дальше ребята продолжают танцевать во взрослых профессиональных ансамблях.

Конечно, проще отбирать для ансамбля талантливых детей и работать с ними, но я выбрала более трудный вариант - я всегда стараюсь охватить танцами всех желающих детей. Говоря о танцах, нельзя не отметить прекрасных костюмов, в которых выступают наши дети, и это тоже элемент эстетического воспитания. Национальные костюмы расшиты орнаментом. Вышивка - древнейшее искусство адыгов,, свидетельство эстетической школы высокого класса. Адыгейский орнамент использую и на уроках рисования и труда для украшения различных бытовых предметов.

Танцевальные минутки часто использую на уроках вместо физкультминутки. Эти танцевальные сюиты разучиваю с детьми на адыгейские танцевальные мелодии, они дают детям эстетическое наслаждение и заряд новой силы.

"Воспитывать ребенка надо каждый день, каждый час и этот процесс беспрерывный и постоянный,"- говорят адыги. Справедливо считалось необходимым воспитание с самых ранних лет, что отражается в адыгской народной поговорке "Прут сгибай, пока сырой, детей воспитывай, пока молодой". Вот почему довожу до автоматизма умение вставать, если в класс зайдет старший, уступать ему место, пропускать вперед. Лишь только в результате кропотливой и систематической работы можно выработать совокупность норм поведения человека - АДЫГЭ ХАБЗЭ, что вполне можно принять как "Адыгские моральные требования". А знание и соблюдение их, поддерживаемое личным убеждением, традицией, воспитанием, общественным мнением, называется НАМЫС, что означает "Нравственность".

Неотъемлемой составной частью системы воспитания у адыгов являлось эстетическое воспитание, носившее целенаправленный характер. Адыги приобщали детей к миру прекрасного, формировали у них такие качества, как эстетический вкус, умение находить в жизни прекрасное.

"На всем, что делал адыг, лежала печать вкуса". Черкесы в сравнении со всеми прочими кавказскими племенами были тем, чем в Европе привыкли считать французов. Законодателями всякого рода моды,- в костюме, в оружии, в манере верховой езды, в законах и обычаях от самых важных до мелочей, до горского этикета."(М.Меретуков. "Культура и быт адыгов")

В адыгейском этикете норма поведения называется ХАБЗЭ. Эстетическая работа с детьми начинается с того, что говорит, как одевается, что делает учитель, как оформлен класс. Вот почему наглядные пособия, планшеты, стенды, дидактический материал оформляю максимально красиво и эстетично.

Приучая детей беречь время, использую на уроках часы : настенные и песочные достоинством в 1 мин., 2 мин., 5 мин., 10 мин. Песочные часы в 1 мин., 2 мин. использую, когда провожу игры "Кто прочитает больше за 1 минуту (2 минуты)?" "Кто напишет больше за 1 мин? (2 мин?)"( на заданное правило). А часы в 5 минут и 10 минут помогают проводить самостоятельные работы на уроках математики, русского языка, математики и адыгейского языка.

Народная педагогика адыгов располагает различными средствами эстетического воспитания подрастающего поколения. Среди них первостепенное значение имеет устное народное творчество и в первую очередь сказки. В своей работе широко использую сказания о нартах "Серп Тлепша", "Сокровища нартов", "Адыгейские народные сказки". Наряду с чтением сказок использую их драматизацию.

Особое место в эстетическом воспитании учащихся занимают танцы. Адыгейский танец решает целый комплекс педагогических задач. Это и развитие двигательного аппарата, нервной системы, и средство эстетического, нравственного воспитания. Мужские танцы отличаются своей сдержанностью, строгостью. В них скупая пластика рук сочетается с благородной, строгой манерой исполнения. В женских танцах выражается эстетический идеал женщины: "выразительная грациозность стана, плавность движения рук, сдержанность и мягкость пластики, подчеркнутая строгость, величавость, достоинство, манера держаться - все это создает эстетический идеал женщины" (М.М.Бешкок, Л.Т. Нагайцева)

С 1979 года, когда был открыт первый адыгейский класс, сразу же был мной организован кружок адыгейского танца. С тех пор и по сей день работает этот кружок. Наш детский ансамбль неоднократно становился лауреатом городских, областных и краевых смотров, вносит большой вклад в культурную программу города Майкопа., даны сотни концертов. Наш ансамбль послужил началом других детских ансамблей в Майкопе и аулах., дальше ребята продолжают танцевать во взрослых профессиональных ансамблях.

Конечно, проще отбирать для ансамбля талантливых детей и работать с ними, но я выбрала более трудный вариант - я всегда стараюсь охватить танцами всех желающих детей. Говоря о танцах, нельзя не отметить прекрасных костюмов, в которых выступают наши дети, и это тоже элемент эстетического воспитания. Национальные костюмы расшиты орнаментом. Вышивка - древнейшее искусство адыгов,, свидетельство эстетической школы высокого класса. Адыгейский орнамент использую и на уроках рисования и труда для украшения различных бытовых предметов.

Танцевальные минутки часто использую на уроках вместо физкультминутки. Эти танцевальные сюиты разучиваю с детьми на адыгейские танцевальные мелодии, они дают детям эстетическое наслаждение и заряд новой силы.

"Воспитывать ребенка надо каждый день, каждый час и этот процесс беспрерывный и постоянный,"- говорят адыги. Справедливо считалось необходимым воспитание с самых ранних лет, что отражается в адыгской народной поговорке "Прут сгибай, пока сырой, детей воспитывай, пока молодой". Вот почему довожу до автоматизма умение вставать, если в класс зайдет старший, уступать ему место, пропускать вперед. Лишь только в результате кропотливой и систематической работы можно выработать совокупность норм поведения человека - АДЫГЭ ХАБЗЭ, что вполне можно принять как "Адыгские моральные требования". А знание и соблюдение их, поддерживаемое личным убеждением, традицией, воспитанием, общественным мнением, называется НАМЫС, что означает "Нравственность"




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Эстетическое воспитание на уроках адыгеского языка и литературы

Автор: Шовгенова Светлана Меджидовна

Дата: 17.02.2015

Номер свидетельства: 175058


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства