Просмотр содержимого документа
«ЭЛЕМЕНТЫ ПРОБЛЕМНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН»
ЭЛЕМЕНТЫ ПРОБЛЕМНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
В ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
Одна из современных образовательных технологий это технология проблемного обучения.
В моем выступлении будет представлен как теоретический аспект изучения технологии проблемного обучения, так и примеры практического использования указанной технологии на уроках по учебной дисциплине профессионального цикла «Информационные технологии в профессиональной деятельности».
Таким образом, я систематизирую теоретический материал по организации проблемного обучения и представлю варианты использования методов проблемного обучения при организации теоретических и практических учебных занятий. При этом предполагаемый результат: успешное формирование у студентов общих и профессиональных компетенций посредством внедрения технологии проблемного обучения.
Суть проблемного обучения
Суть проблемного обучения заключается в создании (организации) проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности студентов и педагога при максимальной самостоятельности первых и под общим руководством последнего, направляющего деятельность обучающихся.
Центральные понятия проблемного обучения:
- проблема;
- гипотеза;
- проблемная ситуация;
- проблемный вопрос;
- проблемная задача;
- творческая задача;
- самостоятельная работа.
Проблема – (от греч. problema – задача) – сложный вопрос, задача, требующая решения. (С.И.Ожегов); сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, изучения.
Учебная проблема – противоречие между известными студенту знаниями, умениями и навыками и новыми фактами или явлениями, для понимания и объяснения которых прежних знаний недостаточно. Ответ на учебную проблему должен получить студент либо под руководством преподавателя, либо самостоятельно. Для проблемного обучения характерно выполнение следующих действий обучающихся:
- выявление проблемы;
- формулирование;
- поиск решения;
- решение.
Признаки учебной проблемы:
Наличие неизвестного, нахождение которого приводит к формированию новых знаний;
Наличие определенного запаса знаний для осуществления поиска в направлении нахождения неизвестного.
Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, предположение). –предположение, касающееся возможного пути решения проблемы, которое еще не подтверждено, но и не опровергнуто. Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчиненного предложения с придаточным условным: «Если …, то…», «может быть», «предположим», «допустим», «возможно, что если…».
Алгоритм по работе с гипотезой:
- выдвижение гипотезы;
- ее теоретическое обоснование;
- экспериментальная проверка гипотезы.
Проблемная ситуация – это центральное звено в проблемном обучении, а также психологическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека, если он не может объяснить новый факт при помощи имеющихся знаний.
Признаки проблемной ситуации:
Необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом знании.
Наличие неизвестного для обучающегося.
Знания должны быть достаточными у обучающегося для самостоятельного поиска.
Проблемный вопрос – самостоятельная форма мысли и проблематизированное высказывание, а также предположение или обращение, требующее ответа или объяснения.
Проблемные задания должны зависеть от возраста, уровня знаний и жизненного опыта обучающихся, должны отличаться степенью трудности, глубиной обобщений.
Творческая задача – это задача, при которой необходимо найти новый алгоритм решения.
Творческие задачи позволяют:
- обобщить, повторить и усвоить учебный материал;
- развивать творческие способности обучающихся, познавательный интерес, абстрактное и логическое мышление;
- формировать навыки совместной работы;
- устанавливать межпредметные связи.
Методы проблемного обучения:
проблемное изложение знаний;
изложение с проблемным началом;
частично-поисковый или эвристический метод;
исследовательский метод.
Методы создания проблемных ситуаций достаточны разнообразны, так же как типология самих проблемных ситуаций. На уроках преподаватель организует самостоятельную работу студентов, управление их учебными действиями; развивает навыки исследовательской деятельности, при этом студенты учатся формулировать проблему, осуществлять самостоятельные действия по ее решению; организуют самоконтроль и самооценку деятельности. Результатом являются знания – убеждения, творческие способности, компетенции. Стоит отметить, что в данной технологии имеются элементы репродуктивной деятельности, которая неизбежна при любом характере обучения: иначе подрастающему поколению пришлось бы самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, накопленные человечеством за всю историю его существования.
Вместе с тем, традиционная система обучения в отличие от проблемной, не обеспечивает развития творческих способностей личности, или развивает их спонтанно, непродуктивно, “случайно”.
При проблемном обучении педагог либо не дает готовых знаний, либо дает их только на особом предметном содержании - новые знания, умения и навыки студенты приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными. При традиционном обучении упор делается на мотивы непосредственного побуждения (преподаватель интересно рассказывает, показывает и т.п.), при проблемном же обучении ведущими мотивами познавательной деятельности становятся интеллектуальные (студенты самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда, от преодоления сложностей и найденных решений, догадок, озарений).
Технология проблемного обучения следующую структуру:
I этап - постановка педагогической проблемной ситуации, направление студентов на восприятие ее проявления, организация появления у них вопроса, необходимости реакции на внешние раздражители.
II этап - перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса - начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного. На этом этапе педагог оказывает дозированную помощь, задает наводящие вопросы и т.д.
III этап - поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Совместно с преподавателем или самостоятельно студенты выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию. Педагог оказывает необходимую помощь (в зоне ближайшего развития).
IV этап - появление идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового знания в сознании студентов.
V этап - реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.
В зависимости от того, какие и сколько звеньев задействованы в учебном процессе, можно выделить три уровня реализации технологии проблемного обучения.
Первый уровень технологии проблемного обучения характеризуется тем, что педагог ставит проблему, формулирует ее, указывает на конечный результат и направляет самостоятельные поиски студентов. Второй уровень отличается тем, что у студентов воспитывается способность самостоятельно и формулировать, и решать проблему, а преподаватель только указывает на нее, не формулируя конечного результата. И, наконец, – на третьем уровне педагог даже не указывает на проблему: студент должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения. В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию и видеть проблему, находить правильный ответ.
Если педагог чувствует, что студенты затрудняются выполнить то или иное задание, то он может ввести дополнительную информацию, снизить тем самым степень проблемности и перевести студентов на более низкий уровень технологии проблемного обучения.
Значение и функции проблемного обучения
Технология проблемного обучения, что очень важно в условиях перехода на новые образовательные стандарты, готовит студентов к самоменеджменту, и позволяет:
- определять проблему в различных ситуациях, принимать ответственное решение, оценивать последствия своего решения;
- ставить цель своей деятельности, определять условия для её реализации, планировать и организовывать процесс её достижения, то есть разрабатывать технологии, адекватные задаче;
- осуществлять рефлексию и самооценку, оценку своей деятельности и её результатов;
- выбирать для себя нормы деятельности и поведения адекватные ситуации.
Проблемное обучение многофункциональное и решает следующие задачи:
Стимулирует мотивацию учения;
Повышает познавательный интерес;
Формирует самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления;
Развивает творческие способности;
Формирует убеждения;
Формирует навыки исследовательской деятельности;
Развивает коммуникативные компетенции.
Чрезвычайно важной функцией проблемного обучения можно назвать повышение мотивации студентов, особенно при изучении нового материала. Вообще без мотивации учебная деятельность, как и любая другая, практически невозможна. В этом отношении проблемное обучение имеет более выигрышное положение, так как его характеризует творческая, а не репродуктивная деятельность, студенты получают больше возможности самореализоваться в процессе обучения, постоянная постановка и решение проблемных задач является более приемлемой для поддержания неослабевающего интереса и активности.
Решает дидактические задачи: усвоение новых понятий и навыков в самостоятельной поисковой деятельности.
Изложение нового материала с постановкой проблемных вопросов.
Основные требования к проблемизации учебного материала.
Проблемизация – предварительная деятельность учителя по приданию содержанию изучаемых на уроках знаний характеристик проблемности.
Разработка проблемных вопросов: Проблемный вопрос должен быть:
- сложным, сопряженным с противоречиями;
- емким, способным охватить широкий круг вопросов;
- предполагающим научный спор на базе различных истолкований;
- создающим затруднения, необходимые для проблемной ситуации.
Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию:
- через углубление проблемного вопроса;
- через поиск разных граней его решения;
- через сопоставление разных вариантов ответа.
Формы решения проблемной ситуации:
- дискуссии;
- научный спор;
- проблемная лекция;
- проблемные задачи и задания;
- задачи исследовательского характера;
- документы, тексты, материалы с проблемной направленностью.
2. Комбинированный.
Вид урока – практическое занятие.
1. На теоретических занятиях (уроках сообщения новых знаний) использую следующие методы обучения: деятельностный (деятельность рассматривается как технология, имеющая алгоритм: цели-действия – средства – методы – результат - рефлексия), проблемная лекция, словесно-наглядный с применением компьютерных технологий.
Средства обучения: биосоциальные (студенты, преподаватель), технические: доска, маркер, персональный компьютер, проектор, экран, презентация, Интернет, программное обеспечение (системное и прикладное).
Методы и средства обучения применяются в соответствии с содержанием учебного материала, возрастными и психологическими особенностями обучающихся.
На примере типа урока – урока сообщения новых знаний, выделим следующие этапы: организационный, который предполагает активизацию познавательного интереса - начало урока с постановки непосредственно проблемного вопроса, создания проблемной ситуации. Целями этого этапа являются: психологический настрой; обеспечение условий для успешного выполнения заданий, заинтересованность познавательным процессом. На этом этапе преподавателем как мотив достижений могут быть озвучены предыдущие результаты («Мы хорошо поработали над предыдущими разделами»), мотив относительной неудовлетворенности - не можем применить в будущей профессиональной деятельности например, текстовый материал на иностранном языке, мотив ориентации на деятельность - "А между тем, это будет необходимо: например, в таких-то ситуациях – деловая переписка с иностранным партнером, использование материалов сайта на иностранном языке и других.
Следующий этап – актуализация знаний - Именно здесь возникла и была озвучена проблемная ситуация – каким образом можно перевести на русский текстовый материал для дальнейшего использования в профессиональной деятельности. На этом этапе применен метод активного обучения: диалог, в котором преподаватель побуждает студентов осознать противоречие и сформулировать учебную проблему.
Этап усвоения новых знаний – выбрана фронтальная форма организации познавательной деятельности с применением компьютерных технологий - показ презентации.
Организация деятельности студентов по разрешению проблемной ситуации - перед студентами поставлены практические задания, при выполнении которого студенты открывали подлежащие усвоению новые знания и действия.
Рефлексивно-оценочный этап – подводятся итоги урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы, студенты по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1 сегодня я узнал…
2 было интересно…
3 было трудно…
4 я выполнял задания…
5 я понял, что…
6 теперь я могу…
7 я почувствовал, что…
8 я приобрел…
9 я научился…
10 у меня получилось …
11 я смог…
12 я попробую…
13 меня удивило…
14 урок дал мне для жизни…
15 мне захотелось…
После проведения рефлексии объявляются оценки за практическое задание, далее идет этап информации студентов о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Таким образом, я рассказала о непосредственно сути проблемного обучения, центральных понятиях, методах, значении и функциях проблемного обучения, привела примеры типов проблемных уроков.
Стоит отметить, что данную технологию на уроках могут применять преподаватели других циклов, помимо профессионального цикла.