Просмотр содержимого документа
«Экспериментальная деятельность для воспитателей «Веселая наука»»
Экспериментальная деятельность для воспитателей «Веселая наука»
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
Приобретают способность сами ставить вопросы
И получать на них фактические ответы, оказываясь
На более высоком умственном и нравственном уровне
В сравнении с теми, кто такой школы не прошёл»
Цель:
Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования.
Задачи:
1.Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
2. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
Практическая значимость:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас тема «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников». В ходе темы будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами.
Данная тема может быть интересна родителям, ее можно использовать в экспериментировании с детьми, где каждый найдет для себя что-то новое.
Мы знаем, что детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности. Задача подготовки ребенка к школе не сводится только к приобретению знаний и учебных умений. Намного важнее развить у дошкольника внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им.
Методические рекомендации:
Чтобы опыты были интереснее нужно к каждому подобрать соответствующую музыку.
Вводная часть:
Экспериментирование является одним из эффективных методов экологического воспитания старших дошкольников.
Многолетний опыт педагогической работы показывает, что дети очень любят экспериментировать.
Экспериментируя ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
Дошкольники в силу своих возрастных особенностей не могут работать не разговаривая. Поэтому не лишайте их этой возможности проговаривать свои действия т. к. это один из ведущих факторов развития ребёнка - дошкольника.
Очень ответственным является конечный этап эксперимента - анализ результатов и формулирование выводов. Дети дошкольного возраста мыслят образами. Поэтому зачастую не могут выразить то, что понимают. В этом случае не надо устраивать фронтальный опрос, а предоставляю детям возможность в непринуждённой форме поделиться радостью открытия.
Эксперимент позволяет знакомить детей с правилами техники безопасности при проведении эксперимента.
Смешной фокус:
Спрашиваем у детей, может ли вода, стать цветной только по одному «волшебному слову». Скорее всего, дети ответят: «нет». На глазах изумленной публики превращаем бесцветную воду в красную!
Секрет заключается в том, чтобы взять банку с плотно закручивающейся крышкой. Внутреннюю сторону крышки красим красной акварельной краской.
Наливаем воду в банку и закручиваем ее крышкой. Главное, в момент демонстрации не поворачивать банку к маленьким зрителям так, чтобы была видна внутренняя сторона крышки.
В нужный момент встряхиваем банку с водой и. о ЧУДО - вода становится цветной!
Опыт № 1“ Рекордный вес”
Для проведения опыта вам понадобятся: 2 жестяные банки из-под кофе или консервов, лист бумаги, пустая стеклянная банка.
Поставим две жестяные банки на расстоянии 30 см друг от друга.
Положим сверху лист бумаги, чтобы получился "мостик".
Поставим на лист пустую стеклянную банку. Бумага не выдержит веса банки и прогнётся вниз.
Теперь сложим лист бумаги гармошкой.
Положим эту "гармошку" на две жестяные банки и поставим на неё стеклянную банку. Гармошка не прогибается!
Опыт № 2 “ Цвет в молоке.”
Понадобится: Молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья посуды.
В молоко насыпается немного пищевого красителя. После короткого ожидания молоко начинает двигаться. Получаются узоры, полоски, закрученные линии. Можно добавить другой цвет, подуть на молоко.
Затем ватная палочка обмакивается в средство для мытья посуды и опускается в центр тарелки. Красители начинают интенсивнее двигаться, перемешиваться, образуя круги.
Результат: В тарелке образуются различные узоры, спирали, круги, пятна.
Молоко состоит из молекул жира. При появлении средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители.
Опыт № 3 “ Острова”
Опыт, приведенный ниже, поможет не только понять это, но и позволит детям создать его собственный мир с горами и морями.
Берем блюдце и наливаем в него воды. Красим красками в синевато-зеленоватый или любой другой цвет. Это море. Потом берем свечку и, как только парафин в ней расплавится, переворачиваем ее над блюдцем, чтобы он капал в воду. Меняя высоту свечки над блюдцем, получаем разные формы. Потом эти «острова» можно соединять друг с другом, можно смотреть, на что они похожи, а можно их вынуть и приклеить на бумагу с нарисованным морем.
Опыт № 4 “ Торнадо в банке”
Торнадо, который бушует в банке, очень зрелищен на самом деле, он способен надолго заворожить детей. Нужна банка с плотно закрывающейся крышкой, вода, жидкое средство для мытья посуды. Воды в банку нужно налить столько, чтобы расстояние от уровня воды до горлышка банки было примерно 4-5 см. Теперь добавьте в воду немного жидкого средства, плотно закройте крышку и встряхните банку. Должен получиться торнадо.
Фокус с льдинкой.
Вам понадобится: Стакан холодной воды, кусочки льда, мелкая соль, обыкновенная нитка, загадочное выражение лица. Как делать. Опустите в стакан с водой кусочек льда и предложите ребенку достать его с помощью нитки. Когда, намучившись, он скажет, что это невозможно, за дело принимаетесь вы. Нитка кладется на кусок льда и посыпается сверху солью. Нужно совсем немного подождать, и смело поднимать нитку вверх, а вместе с ней и примерзший кусочек льда. Все просто — наш друг физика!
Итог:
Уважаемые коллеги! Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом приобретение знаний через эксперимент, самостоятельно или под тактическим руководством взрослого.
Считаю, что участие педагогов в мастер – классе способствует повышению их профессионального мастерства по данной теме и полученный опыт надеюсь будет использоваться ими в практической работе с детьми.
Проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.