kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Эйдетика- искусство запоминать

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чем же может помочь эйдетика? Помните, как легко мы запоминали шуточные определения типа: «Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам». А все цвета радуги помним всю жизнь по нехитрой прибаутке: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»? Дело все в том, что, проговаривая эти стихи, мы явно представляем себе крысу, бегущую в угол, и «радужного» фазана.

 На этом же принципе построен метод эйдетики: образ, доступный воображению + положительные эмоции. В результате в памяти надолго сохраняется яркий «файлик» с нужной информацией.

 «Образ» по гречески «эйдос». Эйдетика – это уникальная игровая методика, которая помогает развить нашу образную память, внимание, воображение.

Эйдетика развивает наше правое творческое полушарие. Но это не все. Каждый, кто столкнулся с эйдетикой, знает, что она развивает особые виды мышления, которые помогают нам проявлять себя в различных сферах жизни наилучшим образом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Эйдетика- искусство запоминать »

(Слайд 1) В садике нам дают стих и говорят: "Иди, учи!"

      В школе дают таблицу умножения, мы слышим те же слова: "Учи!"

      В институте - 1000 иностранных слов: "Выучить!"

       А как выучить, почему-то не говорят!

Наша память — это большая кладовая. Когда мы заходим туда и видим огромную кучу разнообразных вещей, что мы вытянем? Наиболее красочные и привлекающие взгляд вещи. Русский полководец А.Суворов заметил, что

(2 слайд) «Память есть кладовая ума, в которой много перегородок, а поэтому надо скорее всё укладывать куда и как следует». О том, КАК это сделать мы сейчас поговорим.

Стоит напомнить, что существует следующая асимметрия полушарий головного мозга: правое полушарие является эмоциональным, образным, левое — логическим. Наша задача научить работать оба полушария одновременно, чтобы научиться воспринимать мир всеми органами чувств.

Давайте определим, какое полушарие у вас доминирует.

(Слайд 3)

Те, у кого девушка редко меняет направление движения (или не меняет вовсе) – это люди более практичного, рационального склада. Люди, у которых девушка часто меняет направление вращения - это лица с более богатым воображением, не всегда последовательные.

Утверждается, что «усилием воли» можно заставить крутится девушку в любую сторону. Приглядитесь внимательнее и вы. А теперь посмотрите, что происходит на самом деле. Это оптический обман.(Слайд 4)

Как вы заметили, человек может увидеть то, чего нет. А помогает нам развить образное мышление эйдетика.

Чем же может помочь эйдетика? Помните, как легко мы запоминали шуточные определения типа: «Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам». А все цвета радуги помним всю жизнь по нехитрой прибаутке «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»? Дело все в том, что, проговаривая эти стихи, мы явно представляем себе крысу, бегущую в угол, и «радужного» фазана. На этом же принципе построен метод эйдетики: образ, доступный воображению + положительные эмоции. В результате в памяти надолго сохраняется яркий «файлик» с нужной информацией.

(Слайд 5) «Образ» по гречески «эйдос». Эйдетика – это уникальная игровая методика, которая помогает развить нашу образную память, внимание, воображение.

Проверьте, насколько у вас развито воображение. Что вы видите на картинке?(Слайд 6)

Эйдетика развивает наше правое творческое полушарие. Но это не все. Каждый, кто столкнулся с эйдетикой, знает, что она развивает особые виды мышления, которые помогают нам проявлять себя в различных сферах жизни наилучшим образом.

(Слайд 7) Эйдетика развивает мышление:

  1. Образное – умение человека представлять. Человек мыслит образами.

  2. Скоростное – умение быстро и оперативно работать с информацией, быстро находить необходимые решения.

  3. Гибкое – позволяет быстро адаптироваться к внезапным непредвиденным изменениям в нашей действительности.

  4. Креативное (творческое, нестандартное) – способность генерировать новые, свежие, оригинальные идеи.

  5. Позитивное – человек во всем видит возможности, он спокойно с пониманием относится к критике, легко общается с окружающими. Он как будто светится изнутри.


Эйдетической способностью в разной мере обладают все люди, но именно дети способны быстрее и ярче находить эйдетические образы - особенность возраста. Такую психическую особенность учителя начальных классов используют на уроках. Для запоминания букв, цифр, таблицы умножения, правописания словарных и других трудных для написания слов и т.д. Ценность этого метода в том, что дети сами, быстрее нас, у них в этом есть потребность, подбирают ассоциации. Остановимся на упражнениях, играх, позволяющих лучше развить образную память детей для учебы, развития их личности, улучшения настроения.


(Слайд 8) Графичекие ассоциации /по схожести изображения/ Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке или в индивидуальных словариках.

Знаем буквы в лицо!
Именно так, оживляя жителей страны Алфавит, лучше всего осваивать буквы!

А как лучше запоминать написание букв, жительниц Азбуки? Эйдетика поделится своими секретами. Пусть ваш малыш попробует пальчиком нарисовать каждую из  букв на приятной для него на ощупь поверхности. Можно взять кусочек мягкой шерсти, которая «мурлычет», или  лоскуток прохладного шелка, или теплый мех. После столь приятного упражнения ваш малыш непременно напишет букву или цифру правильно – уже ручкой или карандашом.

 (Слайд 9) Образные крючки
Этот метод можно применять при запоминании цифр. Цифры могут быть похожи на различные предметы. Например, ТРОЙКА напоминает морскую ВОЛНУ, изогнутый ЛУК, УСЫ. ПЯТЕРКА похожа на КОРАБЛЬ, ЗМЕЮ, КЕНГУРУ. Так на каждую цифру создаются по нескольку картинок. И когда надо припомнить цифры, припоминаются, фактически, картинки. Картинки выполняют роль крючков на вешалке нашей памяти. Надо только повесить, а затем снять нужную нам информацию.

Сейчас время большого потока информации. Успеть прочитать материал, еще обработать его, сохранить в памяти, воспроизвести и применять его  в жизни – может не каждый…

(Слайд 10) Одним из самых эффективных  приемов запоминания является мнемотехника.

Что такое мнемотехника и для чего она нужна?  Мнемотехника, или мнемоника,  является совокупностью различных приемов или же способов, которые облегчают запоминание необходимой информации. Также эти способы увеличивают объем памяти благодаря ассоциациям.
(Слайд 11)

В наше время ИКТ широкое распространение получили живые мнемотаблицы. (из файла «Вышло солнце»)

метод пиктограмм.
(Слайд 12) Пиктограмма—это схематический значок, рисунок, который содержит в себе некую информацию. К примеру, дорожные знаки, знаки-инструкции, значки в телефоне и компьютере и т.д.
Игра «Запомни рисунок»

Ребятам предлагается 10 картинок, на каждой из них изображен один предмет и соответствующий знак.

Дети запоминают в течение 2 мин. Через данное время ученикам нужно вспомнить, какой рисунок соответствовал данному знаку.(Слайд 13)

Работа со словарными словами является одной из главной тем в изучении русского языка.

Приемы и методы запоминания словарных слов можно разделить на несколько групп. Вот некоторые из них:

(14 слайд) 1. Графический прием

Дети очень любят рисовать. Потому можно рисовать словарные слова, но так, чтобы в рисунке  была хорошо  прорисована запоминаемая буква

К примеру:

ОГОРОД, ОВОЩИ – вместо букв О овощи

ЯБЛОКО – вместо О рисунок яблока

( Слайд 15) 2. Фонетические ассоциации (по схожести звучания). Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ. Тренинг-разминка для «заржавевших» серых клеточек. Заштопать «дырку в голове» ( подбираем с детьми созвучные слова, такие, чтобы запоминаемая буква была хорошо и четко слышна)
Береза – белая береза

Билет – автобус сигналит: “Би-би, купи билет!”

Деревня – дед в деревне

Железо – железо режу еле-еле

Ребята – ребята решают ребус

2. В слове спряталось другое слово.

Лисица – братец Лис

Облако – на облаке лак

Соловей - соловей поет соло

(Слайд 16) Как запомнить исключения из правил. Для этого существуют Мнемофразы-запоминалки

Уж замуж невтерпёж — мнемофраза для запоминания наречий без ь

Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: «Цыц» — мнемофраза для запоминания слов с ы после ц.

Надеваю одежду, одеваю — Надежду — для запоминания употребления «одевать» и «надевать».

Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву «Т» писать напрасно в словах «вкусный, интересный» — В этой фразе собраны 7 слов, где не пишется «Т» между «С и Н».

(Слайд 17)Название и порядок следования планет Солнечной системы начиная от Солнца:

Меркурий,Венера,ЗемляМарс,Юпитер,Сатурн,Уран,Нептун(Плутон — с 2006 года карликовая планета).

Мы Все Знаем: Мама Юли Села Утром На Пилюли

(Слайд 18) Друдлы.

Это черно – белые картинки загадки, смотря на которые совершенно невозможно точно сказать, что это такое. Самый лучший ответ – тот, который мало кому придет в голову, но услышав его, рисунок кажется очевидным. Смысл друдлов, как можно больше придумать вариантов видения картинки. Они заставляют мозг перелопатить тонну информации, чтобы соотнести образ, с изображением на картинке. Особенно ценится в ответах оригинальность и юмор.

Предотвращает старческое слабоумие и маразм, сохраняя ум ясным;

Помогает лучше узнать себя, своих близких;

Скрашивает минуты ожидания, помогает переключиться;

Развивает творческие способности, интеллект и гибкость.

Эйдетика учит дружить со своей памятью. Улучшить память можно в любом возрасте. И сейчас я вам это докажу.

Часто нам необходимо запомнить уйму слов за несколько минут. Это кажется невыполнимым. И мы берем ручку и записываем. Давайте попробуем запомнить 10 слов.

Для начала нужно создать систему опорных образов для чисел от 1 до 10.(Слайд 19)

  1. Столб, фонарь

  2. Лебедь

  3. Попа, ухо

  4. Стул, флаг

  5. Крючок

  6. Вишня

  7. Кочерга, клюшка

  8. Женщина, гитара

  9. Воздушный шарик

  10. Гольф

Можно придумать свои образы.

Важно запомнить не слова, а образы, т.е. те картинки, которые соответствуют образам.

Давайте попробуем запомнить слова.

  1. Шуба (на столбе висит шуба)

  2. Свекла (лебедь несет свеклу)

  3. Циркуль (укололи в попу)

  4. Собака

  5. Велосипед

  6. Солнце

  7. Дом

  8. Облако

  9. Варенье

  10. Бабочка

Чем необычнее ассоциации, тем лучше. Попробуйте совместить опорные образы и слова.

(Слайд 20) Проверка: я называю номер картинки, а вы говорите мне слово.


(Слайд 21) Что дают нам занятия эйдетикой?

. (Слайд 22)  Нет плохой памяти, есть только неумение ею правильно пользоваться и человек в любом возрасте запоминает все раз и навсегда.

Обучись пользоваться своей памятью.

И в заключение хочется всех вас зарядить положительной энергией на день. Посмотрите аффирмации для женщин. Начинайте каждый день позитивно и у вас все получится.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Эйдетика- искусство запоминать

Автор: Мандыч Ирина Николаевна

Дата: 03.02.2015

Номер свидетельства: 166727


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства