В последние годы нравственность нашего общества сильно понизилась. Это отразилось и на детях. В настоящее время ощущается необходимость восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России. Поэтому я считаю, что учитель должен стараться уделять внимание нравственным вопросам на каждом уроке; пусть хоть словечко, пусть совсем чуть-чуть, но и это словечко не будет сказано зря, поскольку дети восприимчивы к хорошему.
Реализация задачи духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний. Человек, выбирая профессию педагога, прежде всего должен обладать духовными качествами личности: вера, любовь, честность, открытость, мудрость, красота души.
Математика является не просто областью знаний, но прежде всего существенным элементом общей культуры, языком научного восприятия мира. Математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике.
В процессе преподавания математики, стараюсь быть для своих учеников авторитетом, и в чисто человеческом плане, и через свой учебный предмет.
На уроках математики мы с обучающимися очень часто говорим о вопросах нравственности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Духовно-нравственное воспитание школьников"»
Лакомова Наталья Ивановна
МКОУ «Нижнегридинская средняя
общеобразовательная школа»
«Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках математики»
«Доброта должна стать таким же
обычным состоянием человека,
как мышление. Она должна
войти в привычку».
В.Г. Сухомлинский
В последние годы нравственность нашего общества сильно понизилась. Это отразилось и на детях. В настоящее время ощущается необходимость восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России. Поэтому я считаю, что учитель должен стараться уделять внимание нравственным вопросам на каждом уроке; пусть хоть словечко, пусть совсем чуть-чуть, но и это словечко не будет сказано зря, поскольку дети восприимчивы к хорошему.
Реализация задачи духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний. Человек, выбирая профессию педагога, прежде всего должен обладать духовными качествами личности: вера, любовь, честность, открытость, мудрость, красота души.
Математика является не просто областью знаний, но прежде всего существенным элементом общей культуры, языком научного восприятия мира. Математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике.
В процессе преподавания математики, стараюсь быть для своих учеников авторитетом, и в чисто человеческом плане, и через свой учебный предмет.
На уроках математики мы с обучающимися очень часто говорим о вопросах нравственности.
Допустим, при рассмотрении исторических сведений, например, биографий ученых, делаю акцент на том, что успехов и научных открытий достигают чаще всего те учёные, которые живут, соблюдая некие нравственные нормы. Например, жизнь С.В. Ковалевской, ее духовный и нравственный облик, верность науке, борьба за право женщины на умственный труд является прекрасным примером для молодого поколения. Она также обладала незаурядным литературным талантом. Философом и поэтом, классиком персидской и таджикской литературы называют известного математика Омара Хайяма. Полной в плане формирования волевых качеств является жизнь М.В. Ломоносова. А какой был разносторонне развитый всем известный математик великий Пифагор. Два с половиной тысячелетия прошло с момента его смерти, а заповеди Пифагора живут и поражают сердца людей своей мудростью и современностью до сих пор.
Практически все свои уроки начинаю с эпиграфа, так как эпиграфом могут стать строчки стихотворений, высказывания и афоризмы известных людей не только о математике и математиках, но и нравственного содержания. Например,
1. «Человек есть дробь. Числитель это – сравнительно с другими – достоинства человека; знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя – свои достоинства – не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству» Л.Н. Толстой.
2. «Арифметика и геометрия нужны каждому воину» Платон.
3. «Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно» Альберт Эйнштейн.
4. «Полет – это математика» В. Чкалов.
5. «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии» А.С. Пушкин.
6. «Геометрия полна приключений, потому что за каждой задачей скрывается приключение мысли. Решить задачу – это значит пережить приключение» В. Произволов.
7. «……мы проиграли русским за школьной партой» Дж. Кеннеди.
В обучении математике, как уже отмечалось, с точки зрения духовно-нравственного воспитания огромную роль играет подбор математических задач для уроков с учётом дидактических и методических требований. Решение задач, включающих исторические сведения, способствует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету.
Я включаю задания с элементами краеведения. Такие задания положительно влияют на результативность знаний учащихся, на развитие их как личности, носят воспитательный характер. Решение таких задач способствует расширению кругозора, связывает математику с окружающей действительностью. Решение на уроках математики задач, содержащих информацию о своей малой родине, повышает интерес к предмету. Когда история сплетается с умением решать задачу, задача становится более значимой. Она помогает погрузиться в прошлое, реально представить его картины, стать участником былых событий. Назначением таких задач является не только формирование умения их решать, но и воздействие на духовный мир учащихся, на их нравственные ценности.
Например, при изучении темы «Пропорции» использую следующее задание: «Решите задачи, используя пропорциональную зависимость между величинами, и расположите ответы в порядке возрастания, тогда вы прочитаете название одного из первых дошедших до нас градостроительных документов города Курска, по которому можно воссоздать образ древнего города:
1) Из 24 м ткани сшили 6 костюмов. Сколько метров ткани пойдёт на шитьё 18 таких же костюмов?
2) Две трубы наполняют бассейн за 6 часов. За сколько часов наполнят бассейн 4 таких же трубы?
3) За 20 минут велосипедист проезжает 3 км. Какое расстояние он проедет за 1ч 20мин?
4) Машинистка печатает 4 страницы за 26 минут. За сколько минут она напечатает 20 страниц?
5) Оля купила 9 тетрадей по цене 18 рублей. Сколько ручек сможет купить Оля на эти же деньги, если ручка стоит 6 рублей.
72
3
12
130
27
И
А
Б
С
Р
Ответ: Абрис (Одним из первых, дошедших до нас градостроительных документов, по которым можно воссоздать образ древнего города, является "Абрис города Курска")
Изучая тему «Сложение и вычитание натуральных чисел» в 5 классе, предлагаю следующую задачу: «Большесолдатский район образован в 1928 году. В 1963 году район был упразднён, восстановлен в современных границах 23 марта 1977 года. Сколько лет прошло со времени образования района? Сколько лет прошло со времени восстановления в современных границах?»
Большой воспитательный эффект на уроках математики имеют математические сказки. Такую работу я провожу с учениками, начиная с 5 класса, предлагая при изучении некоторых тем сочинить и художественно оформить свою математическую сказку. Сказка позволяет ворваться на урок юмору, фантазии, выдумке, творчеству. Дети учатся быть добрыми и справедливыми, сочиняя свою сказку. Особенно приятно, когда к написанию таких произведений подключается вся семья.
Огромное воспитательное значение имеют задачи, построенные на краеведческом материале Великой Отечественной войны.
Проводя уроки в преддверии праздника Великой Победы, я стараюсь воспитывать в детях чувство патриотизма, уважения к людям, защищавшим Родину, знакомить с героической историей своего народа, с историческими фактами времен Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время, развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих. Тренировочные задания связываю с рассказом о тех великих испытаниях, которые прошел наш народ, защищая свою Родину. Например, для того, чтобы узнать, сколько дней продолжалась Великая Отечественная война, ребятам предлагаю следующее задание: «Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Узнать, сколько дней продолжалась война, поможет вам удивительный квадрат. Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу, найдите сумму выбранных четырех чисел, и вы получите ответ на вопрос»
413
218
474
567
569
374
630
979
195
0
256
349
221
26
282
375
Ещё одно задание: «Курск являлся одним из важнейших опорных пунктов обороны южных границ. Крепость устояла при нашествии поляков. Гарнизон Курска имел 1300 человек, Воронежский – 975, Белгородский – 312, Путивльский – 1040, Рыльский – 780, то есть Курский был самым многочисленным. Вычислить, на сколько процентов меньше численность каждого гарнизона, чем Курского?»
Говоря о блокаде Ленинграда, решив следующие задачи, ребята узнают дневной рацион ленинградцев: одна восьмая буханки хлеба «восьмушка», которая весит 125 грамм.
1) Подсчитайте, сколько граммов весит 1/8 часть буханки хлеба массой в 1 кг.
2) Какую часть буханки составляет 1/3 от восьмушки?
3) Сколько граммов приходится на 1/24 часть буханки?
4) Что больше 1/24 или 1/16? Представьте, что этими дробями выражаются доли хлебного пайка. В каком пайке больше хлеба? На сколько граммов?
При изучении темы «Диаграммы» предлагаю ребятам следующее задание: «В таблице дано соотношение сил СССР и германскими войсками.
Боевые силы и средства
Красная армия
Германские войска
Личный состав
1250000
1800000
Количество танков
990
1700
Количество орудий
7600
14000
Количество самолетов.
667
1390
По данным таблицы составить диаграмму»
В 5 классе при изучении темы «Действия с дробями» предлагаю следующие задачи, посвященные Победе в Великой Отечественной войне:
Задача 1: «От подножья кургана до его вершины посетитель проходит 200 гранитных ступеней, так как Сталинградская битва продолжалась 20 дней и ночей. Высота ступени 0,15м, ширина 0,35м. Какова Высота Мамаева кургана?»
Задача 2: «В Прохоровском сражении участвовала 1-я дивизия «Лейбштандарте СС Адольф Гитлер», имевшая около 200 танков, в том числе 13 «Тигров», а в 5-ой танковой армии П. Ротмистрова в 4,1 раза больше танков Т-34. Сколько советских танков участвовало в этой битве?
На своих уроках я рассказываю ребятам о математиках - непосредственных участниках Великой Отечественной войны. Например, о Барсукове А. Н., авторе учебника «Алгебра», по которому обучались их дедушки и бабушки. Учащиеся узнают, что 50-летний педагог и ученый в июле ушел в ополчение, которое состояло только из добровольцев. Воевал в пулеметном расчете на Смоленском, Ленинградском и Московском направлениях. Получил тяжелую контузию и в ноябре 1941г. был демобилизован.
Также рассказываю детям, какой вклад ученые-математики внесли в развитие военной техники.Например, о А. Н. Колмогорове, который рассчитал увеличение эффективности огня артиллерии, повышения меткости стрельбы, или о М. В. Кельдише и его группе учёных, которые разработали сложную математическую теорию флаттера. Труды Л. Н. Крылова по теории непотопляемости и качки корабля широко использовались нашими военно-морскими силами во время войны.
За ключевой момент при составлении задач я, чаще всего, беру реальные исторические факты, цифры, личности, ход событий.
Необходимо не одностороннее воспитание, а целостный подход к формированию личности школьника.
Важным значением для реализации задач духовно-нравственного воспитания школьников, как мне кажется, имеет фактор жизненной и профессиональной активности самого учителя, так как воспитанник фиксирует для себя прежде всего то, что ярче всего проявляется в личности учителя.
Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества, фактором постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности и общественной жизни.
За годы обучения в школе ученик приобретает множество разнообразных знаний и умений. Но все-таки одной из главных задач остается задача воспитания Человека, Личности. Учитель математики может и должен помочь формированию душ учащихся.
Литература:
1. http://www.edu.ru Российское образование. Федеральный образовательный портал: нормативные документы.
2. Глейзер Г.И. История математики в школе VII-VIII кл. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982. -240с.
3. Груденов Я. И. Совершенствование методики работы учителя математики: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 224с.
4. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций/ Б. Т. Лихачев. Учеб. пособие для студентов педагог. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – С.37.
5. Лихачев Д.С. Письма о добром. – СПб. Изд-во Русско-Балтийский информ. Центр БЛИЦ, 1999.
6. Педагогический энциклопедический словарь. / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - С.81.
7. Соловцова И. А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии. / И. А. Соловцова //Учебно-методическое пособие для педагогов и студентов. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. – С. 49.