Духовно-нравственное воспитание и развитие гражданина России
Духовно-нравственное воспитание и развитие гражданина России
В данной статье рассматривается "Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России". Цели и задачи современного образования в области духовно-нравственного воспитания школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание и развитие гражданина России»
Духовно-нравственное воспитание и развитие гражданина России
Актуальность данной статьи обусловлена тем, что одной из приоритетных задач государственной концепции реализации ФГОС в области духовно-нравственного воспитания является создание в образовательных учреждениях инновационных воспитательных программ, направленных на социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного, творческого, компетентного гражданина России, патриота своей страны, готового к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Только непрерывно образовывающийся человек приобретает широкую профессиональную и социальную мобильность, морально-нравственную стойкость в любых ситуациях.
В соответствии с составляющей ФГОС «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (авторы проекта А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) задачи развития воспитания представлены в качестве морально-нравственных и деятельностно-смысловых ценностей. Отбор необходимого и существенного в содержании образования ориентирован на достижение национального воспитательного идеала, ожидаемого нравственного образа человека, связывающего свою судьбу с будущим своей страны и занимающего активную жизненную позицию в любых сложившихся социокультурных условиях. Аксиологическое содержание воспитательного идеала включает ценность жизни, предметно-продуктивной деятельности, обеспечивающей самореализацию личности, социальную и профессиональную мобильность. Гражданин России сегодня – это человек, осознающий свою этническую и конфессиональную принадлежность и вместе с тем уважающий особенности других людей.
Духовно-нравственное воспитание предполагает создание в образовательных организациях обязательной воспитательной системы, включающей целенаправленный подход, формирующий иерархию жизненных, общественных, личных ценностей, способствующих саморазвитию и самосовершенствованию.
Соединение и взаимодействие нравственных знаний, чувств, опыта поведения в процессе ознакомления учащихся с нравственно-этическими нормами и принципами, усвоение их и постепенное присвоение в собственном опыте поведения составляют поэтапное и последовательное духовно-нравственное воспитание школьников. Ценностные ориентиры задают определенный образ жизни каждой формирующейся личности. Духовная основа воспитания выступает мировоззренческим основанием жизнеосмысления. А нравственное – критерием отношений с людьми и окружающим миром.
Учебная и внеурочная деятельность, имеет нравственную окраску, в которой развиваются не только умственные способности, но и гражданско-нравственная сфера личности.
При формировании программы необходимо сохранить ключевые моменты, прописанные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
В ее названии обозначены ключевые понятия, являющиеся базисом этой программы: гражданин России, развитие и воспитание как задачи общества и образования, духовность и нравственность. Источниками базовых национальных ценностей являются: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд, творчество и наука, традиционные российские религии, искусство, литература, природа, человечество.
Воспитание призвано развивать, укреплять и поддерживать в детях гуманное, позитивное отношение к окружающему миру, стремление к самосовершенствованию, социальному и духовному развитию.
Семьей, школой, обществом, религией за долгие годы выработан неизменный, прошедший испытание временем национальный идеал, вобравший в себя основные человеческие качества: нравственность, творческий потенциал, гражданственность, приверженность национальным духовным традициям, соответствие культурным особенностям. О педагогическом, общественном, воспитательном идеале писали такие выдающиеся деятели, как Л.Н. Толстой, Н.А. Бердяев, К.Д. Ушинский, С.И Гессен, С.Л. Франк, П.И. Новгородцев. Воспитательный идеал формируется на примерах, которые прошли проверку временем и историей, получили адекватную поддержку семейным воспитанием.
Нравственное воспитание есть процесс целенаправленного развития ценностных отношений воспитанника к обществу, к окружающим людям, к самому себе. Нормы нравственности становятся основой поведения человека лишь тогда, когда они не просто познаются, а становятся содержанием эмоциональных отношений. Развитие нравственных чувств личности является центральным звеном в процессе нравственного воспитания. В тоже время современное воспитание не может эффективно осуществляться без преемственной опоры на то положительное, что накоплено на всех этапах развития отечественного образования и педагогической мысли.
Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского, в котором проблема воспитания нравственных чувств школьников получила свое отражение, поистине огромно.
«Чем ярче личное эмоциональное отношение к моральной идее, тем глубже моральные чувства», - отмечал В.А.Сухомлинский в книге «Рождение гражданина».
«Красота родного края – это источник чувства любви к Родине», - писал В.А. Сухомлинский. В.А. Сухомлинский стремился к тому, чтобы «…каждый поход, каждая экскурсия в мир природы, встреча с ее красотой оставили в душе ребенка капельку радости».
«Познание красоты природы должно способствовать познанию нравственной красоты человека», - так была поставлена педагогическая задача В.А.Сухомлинским.
Воспитывать нравственные, эстетические чувства, развивать интеллект помогает всегда актуальный прием – сочинение детьми сказки, о котором В.А. Сухомлинский писал: «Сказка – это свежий ветер, раздувающий огонек детской мысли и речи. Сказка – это активное эстетическое творчество захватывающее все сферы духовной жизни ребенка: его ум, чувства, фантазию, воображение, волю». Сказка способствует появлению у детей нравственных переживаний на основе конкретно-образных восприятий и представлений. Благодаря сказке ребенок познает мир не только разумом, но и сердцем. По мнению В.А.Сухомлинского, чтение должно стать одной из главных потребностей личности, поскольку оно является «могучим средством воспитания разума и добрых чувств». В младшем возрасте дети воспринимают нравственную идею, воплощенную в ярких эмоционально-значимых образах.
Национальная идея, как нам видится, должна вбирать в себя веками формирующуюся высокую духовность народа, его традиции, обычаи, бессмертное наследие великих предков. Она выражает идеи добра, справедливости, свободы, независимости, служит процветанию страны и обеспечению мира на ее территориях, повышению благосостояния народа, мобилизации всех ее представителей на достижение высоких целей. Независимо от языка и национальной принадлежности национальная идея призвана воспитывать у подрастающего поколения чувство национальной гордости и достоинства, любви к земле, верность Родине, почтение к старшим. Воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения – национальная идея России. Национальную идею следует отнести к числу тех признаков, наличие которых делает возможным существование правового государства, в рамках которого и возможно развитие гражданского общества.
Культурные традиции страны формируют и укрепляют нашу систему ценностей. Именно традиции выполняют важнейшую функцию – передачи накопленного опыта, объединения поколения в действиях в мировосприятии.
Мы выделяем следующие этапы формирования у обучающихся понятия национальная идея:
усвоение теоретических знаний;
овладение методами анализа в форме ролевой и деловой игры.
Именно организация систематической и непрерывной познавательной деятельности этнической направленности, позволяющей школьникам любой возрастной группы расширять сферу познания нравственно-этических закономерностей человеческих отношений и взаимодействия.
Этика – наука о жизненных смыслах и о нравственном представлении о ней. Понятие ценность подразумевает нравственную значимость, достоинство личности и ее поступков, ее этические характеристики, моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья.
«Общечеловеческие ценности» необходимы каждому человеку, к какому бы народу и национальности он не принадлежал.
Список литературы:
Агапов В.С. Концепция духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи А.С. Метелягина, [1950–2001 гг.: Отечеств. ученый-педагог] // Проблемы формирования и развития личности в психологии и педагогике. М., 2001.C. 31–33.
М.:Просвещение.1981.;
Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей Избр. пед. соч. М., 1977.
Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. –
Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников: Учеб. Пособие для студ. Пед. Ин-тов. – М.:Просвещение,1980
Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания/Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. -М.: Педагогика. -1979. -461с.