kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Духовно-нравственное воспитание и развитие гражданина России

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматривается "Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России". Цели и задачи современного образования в области духовно-нравственного воспитания школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание и развитие гражданина России»

Духовно-нравственное воспитание и развитие гражданина России

Актуальность данной статьи обусловлена тем, что одной из приоритетных задач государственной концепции реализации ФГОС в области духовно-нравственного воспитания является создание в образовательных учреждениях инновационных воспитательных программ, направленных на социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного, творческого, компетентного гражданина России, патриота своей страны, готового к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Только непрерывно образовывающийся человек приобретает широкую профессиональную и социальную мобильность, морально-нравственную стойкость в любых ситуациях.

В соответствии с составляющей ФГОС «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (авторы проекта  А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) задачи развития воспитания представлены в качестве морально-нравственных и деятельностно-смысловых ценностей. Отбор необходимого и существенного в содержании образования ориентирован на достижение национального воспитательного идеала, ожидаемого нравственного образа человека, связывающего свою судьбу с будущим своей страны и занимающего активную жизненную позицию в любых сложившихся социокультурных условиях. Аксиологическое содержание воспитательного идеала включает ценность жизни, предметно-продуктивной деятельности, обеспечивающей самореализацию личности, социальную и профессиональную мобильность. Гражданин России сегодня – это человек, осознающий свою этническую и конфессиональную принадлежность и вместе с тем уважающий особенности других людей.

Духовно-нравственное воспитание предполагает создание в образовательных организациях обязательной воспитательной системы, включающей целенаправленный подход, формирующий иерархию жизненных, общественных, личных ценностей, способствующих саморазвитию и самосовершенствованию.

Соединение и взаимодействие нравственных знаний, чувств, опыта поведения в процессе ознакомления учащихся с нравственно-этическими нормами и принципами, усвоение их и постепенное присвоение в собственном опыте поведения составляют поэтапное и последовательное духовно-нравственное воспитание школьников. Ценностные ориентиры задают определенный образ жизни каждой формирующейся личности. Духовная основа воспитания выступает мировоззренческим основанием жизнеосмысления. А нравственное – критерием отношений с людьми и окружающим миром.

Учебная и внеурочная деятельность, имеет нравственную окраску, в которой развиваются не только умственные способности, но и гражданско-нравственная сфера личности.

При формировании программы необходимо сохранить ключевые моменты, прописанные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

В ее названии обозначены ключевые понятия, являющиеся базисом этой программы: гражданин России, развитие и воспитание как задачи общества и образования, духовность и нравственность. Источниками базовых национальных ценностей являются: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд, творчество и наука, традиционные российские религии, искусство, литература, природа, человечество.

Воспитание призвано развивать, укреплять и поддерживать в детях гуманное, позитивное отношение к окружающему миру, стремление к самосовершенствованию, социальному и духовному развитию.

Семьей, школой, обществом, религией за долгие годы выработан неизменный, прошедший испытание временем национальный идеал, вобравший в себя основные человеческие качества: нравственность, творческий потенциал, гражданственность, приверженность национальным духовным традициям, соответствие культурным особенностям. О педагогическом, общественном, воспитательном идеале писали такие выдающиеся деятели, как Л.Н. Толстой, Н.А. Бердяев, К.Д. Ушинский, С.И Гессен, С.Л. Франк, П.И. Новгородцев. Воспитательный идеал формируется на примерах, которые прошли проверку временем и историей, получили адекватную поддержку семейным воспитанием.

Нравственное воспитание есть процесс целенаправленного развития ценностных отношений воспитанника к обществу, к окружающим людям, к самому себе. Нормы нравственности становятся основой поведения человека лишь тогда, когда они не просто познаются, а становятся содержанием эмоциональных отношений. Развитие нравственных чувств личности является центральным звеном в процессе нравственного воспитания. В тоже время современное воспитание не может эффективно осуществляться без преемственной опоры на то положительное, что накоплено на всех этапах развития отечественного образования и педагогической мысли.

Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского, в котором проблема воспитания нравственных чувств школьников получила свое отражение, поистине огромно.

«Чем ярче личное эмоциональное отношение к моральной идее, тем глубже моральные чувства», - отмечал В.А.Сухомлинский в книге «Рождение гражданина».

«Красота родного края – это источник чувства любви к Родине», - писал В.А. Сухомлинский. В.А. Сухомлинский стремился к тому, чтобы «…каждый поход, каждая экскурсия в мир природы, встреча с ее красотой оставили в душе ребенка капельку радости».

«Познание красоты природы должно способствовать познанию нравственной красоты человека», - так была поставлена педагогическая задача В.А.Сухомлинским.

Воспитывать нравственные, эстетические чувства, развивать интеллект помогает всегда актуальный прием – сочинение детьми сказки, о котором В.А. Сухомлинский писал: «Сказка – это свежий ветер, раздувающий огонек детской мысли и речи. Сказка – это активное эстетическое творчество захватывающее все сферы духовной жизни ребенка: его ум, чувства, фантазию, воображение, волю». Сказка способствует появлению у детей нравственных переживаний на основе конкретно-образных восприятий и представлений. Благодаря сказке ребенок познает мир не только разумом, но и сердцем. По мнению В.А.Сухомлинского, чтение должно стать одной из главных потребностей личности, поскольку оно является «могучим средством воспитания разума и добрых чувств». В младшем возрасте дети воспринимают нравственную идею, воплощенную в ярких эмоционально-значимых образах.

Национальная идея, как нам видится, должна вбирать в себя веками формирующуюся высокую духовность народа, его традиции, обычаи, бессмертное наследие великих предков. Она выражает идеи добра, справедливости, свободы, независимости, служит процветанию страны и обеспечению мира на ее территориях, повышению благосостояния народа, мобилизации всех ее представителей на достижение высоких целей. Независимо от языка и национальной принадлежности национальная идея призвана воспитывать у подрастающего поколения чувство национальной гордости и достоинства, любви к земле, верность Родине, почтение к старшим. Воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения – национальная идея России. Национальную идею следует отнести к числу тех признаков, наличие которых делает возможным существование правового государства, в рамках которого и возможно развитие гражданского общества.

Культурные традиции страны формируют и укрепляют нашу систему ценностей. Именно традиции выполняют важнейшую функцию – передачи накопленного опыта, объединения поколения в действиях в мировосприятии.

Мы выделяем следующие этапы формирования у обучающихся понятия национальная идея:

  • усвоение теоретических знаний;

  • овладение методами анализа в форме ролевой и деловой игры.

Именно организация систематической и непрерывной познавательной деятельности этнической направленности, позволяющей школьникам любой возрастной группы расширять сферу познания нравственно-этических закономерностей человеческих отношений и взаимодействия.

Этика – наука о жизненных смыслах и о нравственном представлении о ней. Понятие ценность подразумевает нравственную значимость, достоинство личности и ее поступков, ее этические характеристики, моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья.

«Общечеловеческие ценности» необходимы каждому человеку, к какому бы народу и национальности он не принадлежал.

Список литературы:

  1. Агапов В.С. Концепция духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи А.С. Метелягина, [1950–2001 гг.: Отечеств. ученый-педагог] // Проблемы формирования и развития личности в психологии и педагогике. М., 2001.C. 31–33.

М.:Просвещение.1981.;

  1. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей Избр. пед. соч. М., 1977.

  2. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. –

  3. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников: Учеб. Пособие для студ. Пед. Ин-тов. – М.:Просвещение,1980

  4. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания/Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. -М.: Педагогика. -1979. -461с.

.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Духовно-нравственное воспитание и развитие гражданина России

Автор: Карпенко Ирина Владимировна

Дата: 07.12.2016

Номер свидетельства: 366802

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(279) "Выступление на тему: «Эффективные формы воспитательной работы классных руководителей по духовно-нравственному развитию обучающихся начальной школы» "
    ["seo_title"] => string(165) "vystuplieniie-na-tiemu-effiektivnyie-formy-vospitatiel-noi-raboty-klassnykh-rukovoditieliei-po-dukhovno-nravstviennomu-razvitiiu-obuchaiushchikhsia-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "136826"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417190834"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства