" Духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников в условиях реализации ФГОС".
" Духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников в условиях реализации ФГОС".
Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей. Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«" Духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников в условиях реализации ФГОС".»
МБОУ "Торбеевская основная общеобразовательная школа"
Доклад на тему:
" Духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников
в условиях реализации ФГОС".
(выступление на педагогическом совете)
Подготовила: Ежова С.Б.,
учитель 4 класса
Торбеево, 2022
Свое выступление я хочу начать словами:
Если не мы, то кто же Детям нашим поможет Россию любить и знать. Как важно – не опоздать!..
Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей. Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
Одним из основных направлений развития воспитания стратегии является
обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций.
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политикиРоссийской Федерации и современной образовательной системы. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению. Т.е., духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Следующая ступень развития гражданина России — это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного посёлка, района, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России.
В условиях современного общественного кризиса России, который определяется, прежде всего, кризисом духовных и нравственных ценностей и поэтому сопровождается такими разрушительными явлениями, как рост детской беспризорности, детской и подростковой преступности, курения и наркомании, особое значение имеет возвращение к традиционной для нашего Отечества системе нравственных ценностей.
Понимая, что в обществе произошло снижение воспитательного воздействия национального фактора на формирование нравственности и патриотизма, необходимо возрождать патриотизм и нравственность в наших детях.
Главной задачей школы является формирование личности, проникнутой духом родной культуры. Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Для организации такого пространства необходимо взаимодействие школы с семьей, общественными и религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий.
Духовно-нравственное воспитание, будучи стержнем формирования нравственной личности, гражданина и патриота России, является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса. Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.
Основы православной веры в школе — это исконная традиция российского образования, которая возвращается на своё законное место в современном просвещении молодежи. С 2010 года наша школа участвует в духовно-просветительском проекте «Школа-Церковь-социальные партнеры». В школе проходят внеурочные занятия по духовно-нравственному воспитанию. Дети с радостью посещают эти занятия. Учителя отмечают, что дети постепенно становятся более дисциплинированными, ответственными за свои поступки, доброжелательными в отношении друг к другу, уважительными к учителям и родителям. Обучающиеся активно участвуют в конкурсах рисунков и поделок, в концертах, посвященных праздникам "Рождества" и "Пасхи", посещают святые места.
Благодаря участию в проекте, в нашей школе в 2019-2020 учебном году появился класс кадетов, затем ещё класс - в 2021-2022 году. Они изучают морское дело, историю Отечества и русского флота, жизнь самого адмирала Феодора Ушакова, его заслуги, дела милосердия… – все то, что сегодня так нужно знать. Кадеты участвуют в различных мероприятиях и конкурсах: прошли обучение морской игре «Зюйдвест», внеклассное мероприятие «Мы - Ушаковцы», республиканская военно-спортивная игра «Ушаковцы, вперед!» и другие. Совсем недавно приняли участие и заняли 2 место в межрайонном фестивале кадетов "Виват, Ушаков!"
Возобновление кадетского движения, воспитание всесторонне развитого молодого человека, который знает и продолжает традиции кадетского движения, — это главный признак духовного обновления страны.
Это важное направление деятельности придает новый вектор развитию воспитательной и образовательной системы образования. С присутствием такой работы в школы, в гражданско-патриотическом и духовно - нравственном воспитании юного поколения поднимается на более качественный уровень результативность этой деятельности, а не сводится к религиозному аспекту.
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание представляются неразрывно связанными между собой и одинаково важны для становления личности, связанной с родными корнями, лучшим в культуре своих предков, героическим прошлым Родины.
Под гражданско-патриотическим воспитанием понимается формирование у детей и подростков высокого патриотического сознания, верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Социальное развитие нашего общества в XXI веке может успешно проходить только на основе исторической и культурной преемственности поколений. В настоящее время назрела необходимость пересмотра средств, методов и приемов привития современному ребенку чувства патриотизма, гордости за свою Родину, а также за малую Родину.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Говоря о патриотическом воспитании необходимо определить, что такое патриотизм и кого мы можем назвать патриотом.
Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народ, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.
Патрио́т — патриотичный человек, тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.
Патриарх Алексий II говорил: «Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек.
Вспомним евангельскую притчу о блудном сыне. (видео)
Юноша ушёл из дома, а потом вернулся, и отец его простил, принял с любовью. Обычно в этой притче обращают внимание на то, как поступил отец, принявший блудного сына. Но нельзя забывать и о том, что сын, поскитавшись по миру, вернулся в свой дом, потому что для человека невозможно жить без своих устоев и корней.
К сожалению современная семья уделяет много внимания материальному благополучию своих детей, зачастую родители возвращаются с работы очень поздно, многие работают каждый день. На детей времени не остается, а уж о нравственных сторонах жизни вспоминают редко или вообще не вспоминают. Кто из нас не слышал фразу родителей: «Ударили – дай сдачи! Бей первым, чтобы не били тебя!» Вот оно – воспитание нравственности, доброты и любви к ближнему. Где же те устои, корни семьи, которые в будущем помогут заблудшему ребенку вернуться в семью, почитать мать и отца, любить стариков, братьев и сестер?
В современном мире дети порой не способны отличить дурное от благого в силу возраста и безразличного отношения к ним взрослых. Отсюда — размытые ориентиры, нигилизм в среде подростков. Их волнует музыка (вообще развлечения), одежда, компьютеры, мобильные телефоны, отношения друг с другом. Но они не знают адрес школы, их не особенно заботят бездомные животные, отношения родителей к другим взрослым. Так кто же в этом виноват? Кризис, общество, страна или же все-таки семья? Ответьте каждый себе на этот вопрос. Для меня это очевидно – конечно же, семья! Семья, забывшая свои корни, культуру своего народа, ушедшая от духовности и нравственности, а помнящая только о хлебе насущном и материальных благах – чему она может научить ребенка?
То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению семейных связей.
С 1 сентября 2022 года во всех школах России воспитание патриотических чувств к своей стране начинается с исполнения гимна и поднятия государственного флага. В нашей образовательной организации поднятия государственного флага мы внедрили уже в конце учебного года, а гимн на всех линейках поем не первый год. В рамках внеурочной деятельности ввели урок «Разговоры о важном». На нем классные руководители рассказывают школьникам «об основных текущих событиях».
С 1 сентября в школах действует объединение «Орлята России». Программа разработана в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» с целью удовлетворения потребностей младших школьников в социальной активности и направлена на развитие и поддержание интереса к учебным и внеурочным видам деятельности, на формирование социально значимых качеств личности обучающихся, ключевых базовых ценностей: Родина, семья, природа, дружба, труд, милосердие.
По словам министра просвещения России СергеяКравцова, в российских школах станет больше патриотических детских объединений. Еще одним детским объединением может стать сообщество юных историков «Сила в правде».
В нашей школе есть основная общеобазовательная программа Основного общего образования, которая включает в себя программу воспитания и социализации обучающихся. В программе прописаны основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся. Каждое из направлений основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать их усвоение обучающимися. Организация духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется по следующим направлениям:
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
воспитание социальной ответственности и компетентности;
воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;
воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии;
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры.
Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Задача педагогов школы – спланировать такие формы работы, которые вызовут интерес у школьников, и тогда вступление в ряды взрослых и отважных граждан, будет происходить по инициативе самих учеников. Именно в школьном возрасте наиболее целесообразно приобщение детей к патриотизму и гражданственности, а этому способствуют воспитательные мероприятия – День защитников Отечества, праздник День Победы, встречи с ветеранами ВОВ, День народного единства, акция «Ветеран живёт рядом», Вахта Памяти около Знамени Победы, шествие Бессмертного полка, Всероссийские акции «Георгиевская ленточка» и «Окна Победы», уроки мужества, информационные часы на тему: «Моя малая Родина», «Они защищали нашу землю» и другие.
Традиционные ключевые дела, сформировавшиеся за многие годы работы, принятые и педагогами, и родителями, и учащимися события учебного года, которые стали определяющими в патриотическом и духовно - нравственном плане жизни школы и стали традиционными. День Знаний, День здоровья, День учителя, Последний звонок, конкурс смотра строя и песни и другие.
Гражданско-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в воспитательной работы нашей школы. Команды наших спортсменов участвуют во всех районных конкурсах, эстафетах, соревнованиях, где добиваются высоких результатов. И все это благодаря преподавателю физкультуры.
Дети нашей школы посещают Дом-музей Героя Советского Союза М.П.Девятаева и краеведческий музей в районной библиотеке. Именно на основе таких мероприятий, патриотических и духовно-нравственных ценностей можно воспитать ответственную, мужественную, духовно-развитую личность.
В конце первой четверти в школе проведена торжественная линейка по открытию мемориальной доски и «Парты Героя», посвященная выпускнику нашей школы – Александру Козяеву, погибшему в ходе проведения специальной военной операции на Украине. Тем самым мы присоединились к Всероссийскому образовательному проекту. «Парта Героя» - это ученический стол, на котором размещена фотография Героя, информация о фактах его биографии и заслугах. Право сидеть за Партой Героя будет присуждаться учащимся за отличные оценки, а также за активную общественную работу по итогам четверти. Цель проекта – напомнить обучающимся о земляке-Герое, выпускнике нашей школы, совершившем доблестный поступок, проявивший личное мужество и готовность к самопожертвованию. Такие истории не должны остаться без внимания, наоборот, о таких людях должна знать вся страна.
Патриотическое воспитание заложено в каждом уроке. Изучая окружающий мир, младший школьник знакомится с родной природой, экологической ценностью своего края. На уроках физкультуры, ОБЖ, уроках здоровья учитель воспитывает любовь к спорту, подготавливает юношей к службе в армии, формирует у детей здоровый образ жизни. Уроки математики, информатики дают представление о развитии отечественной науки. Изобразительная деятельность, музыка, технология развивают творческие способности учащихся, прививают чувство прекрасного, знакомят с национальной культурой. Уроки русского языка, чтения, истории формируют у учащихся культуру русского речевого общения, изучают историю России, исторические события в произведениях соотечественников.
В развитии индивидуальности каждого ребёнка имеет большое значение работа классного руководителя. Работая с детьми, классные руководители нашей школы нацелены на реализацию личностно-ориентированного подхода, используют дифференцированный и индивидуальный метод работы с учащимися. Внедряя как общеизвестные, так и инновационные методы и формы работы с воспитанниками, классный руководитель должен понимать, что чем их больше и чем они интересней для учеников, тем лучше. Это могут быть беседы и обсуждения, дискуссии и игры, экскурсии и интересные встречи, конкурсы и турниры. В основе развития новой воспитательной системы лежат современные технологии. Воспитательные технологии как одно из средств воспитания позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, в связи с этим проводятся классные часы, посвященные Дню матери, 8 марта.
Патриотическое воспитание школьников начинается с верной дружбы и чувства товарищества. Поэтому учителя школы проводят нравственные классные часы по таким темам, как «Вежливые слова и поступки», «Как подарить радость другому?», «Чего в другом не любишь, того не делай сам», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Ответственность», «Планета дружбы» и др.
В педагогическом плане среди базовых национальных ценностей необходимо установить одну, важнейшую системообразующую, дающую жизнь в душе детей всем другим ценностям - ценность Учителя. Необходимо существенно повысить государственный и социальный статус педагога, уровень его материального обеспечения. Учитель должен стать уважаемым в обществе человеком, а педагогическая профессия должна быть престижной для молодёжи.
Говоря о нравственном примере педагога, следует вспомнить Адольфа Дистервега, выдающегося немецкого педагога, который считал, что «повсюду ценность школы равняется ценности её учителя». Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам - всё это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитании обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения.
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.
Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.
Будущее любой страны, любой нации – это подрастающее поколение. В зависимости от того, как воспитывать детей, как готовить их к взрослой жизни, зависит судьба государства и всех в нем живущих.