ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОЮЗЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «ДРУЖБА-ЫНАРХАС» ГОРОДА АБАКАНА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОЮЗЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «ДРУЖБА-ЫНАРХАС» ГОРОДА АБАКАНА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Детство – это удивительная страна. Его впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос волнует каждого педагога и каждого родителя. Ответом может служить наследие В. А. Сухомлинского, который отмечал: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности … Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОЮЗЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «ДРУЖБА-ЫНАРХАС» ГОРОДА АБАКАНА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ »
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОЮЗЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «ДРУЖБА-ЫНАРХАС» ГОРОДА АБАКАНА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Марденская С.Ф., Бугаева И.А., Торощина Т.А.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Абакана
«Центр детского творчества»
г. Абакан
Детство – это удивительная страна. Его впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос волнует каждого педагога и каждого родителя. Ответом может служить наследие В. А. Сухомлинского, который отмечал: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности … Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…»
В проекте Федерального государственного стандарта общего образования (далее - Стандарта) духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации». Стандарт устанавливает, что программа воспитания и социализации должна быть направлена на духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям своей этнической, конфессиональной и/или культурной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России. Воспитание и социализация, согласно Стандарту, «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания» и «Государственной программе патриотического воспитания граждан на 2011-2015г.» должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внеучебную, внешкольную, т.е. дополнительное образование, семейную, общественно-полезную. В процессы духовно-нравственного развития и патриотического воспитания учащегося необходимо включать все субъекты воспитания и социализации детей и молодежи: семью, институты государства и гражданского общества, традиционные российские религиозные организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.
В основе организации учебно-воспитательного процесса лежит национальный воспитательный идеал, понимаемый как высшая цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций. Содержание воспитательного идеала определяют два важнейших источника. Первый - Закон «Об образовании в Российской Федерации». Второй источник — отечественный педагогический опыт.
В Союзе детей и подростков «Дружба-Ынархас» города Абакана создаются благоприятные условия для формирования духовно-нравственных качеств и проявления гражданской позиции воспитанников. Мы стремимся создать условия, в которых ребенок способен проявить себя как равный другим, заявить о себе, попробовать свои силы и возможности в реальных ролях, реализовать свои потребности в общении со сверстниками и взрослыми. Так, по инициативе Координационного Совета Союза принято обращение к школьникам города и составлен план мероприятий по достойной встрече 70-летия Праздника Победы в Великой Отечественной войне. В соответствии с планом свою гражданскую позицию воспитанники детской организации проявляют в организации и проведении всевозможных акций, операций, месячников. Впервые проведена интерактивная акция «Платок солдата». Школьники посетили ветеранов войны, побеседовали с ними, записали их воспоминания. В знак памяти о славных победах соотечественников было изготовлено более 1000 платков с именами ветеранов, участников Великой Отечественной войны, которые были представлены горожанам в день открытия Вахты Памяти 9 мая.
Во время проведения акции «Красный тюльпан» было высажено 1333 красных тюльпана на 20 школьных клумбах, которые расцветают к празднику Победы и, ещё долго будут напоминать школьникам и жителям города о славном подвиге абаканцев.
«Если мы умрем духовно, мы не выживем физически» эти слова Д. Лихачева легли в основу проведения эколого-патриотических конференций для педагогов и детей «Здоровая молодежь – сильная Россия». На конференции рассматривалось духовное и физическое здоровье нации, продолжением которой явилось проведение двух «Флеш-мобов» под таким же названием и где обучающиеся Союза заявили о готовности вести здоровый образ жизни на благо Отечества.
Одно из направлений работы по повышению уровня патриотического воспитания учащихся – привитие уважения к символам и законам нашего государства. Чаще всего детские общественные организации и объединения используют в качестве символов девиз организации, знамя, флаг, галстук, значки и эмблемы. В последние годы восстановлена традиция начала всех массовых мероприятий с поднятия флага и исполнения гимна России, что является мощным стимулом воспитания патриотических чувств. В настоящее время отработан ритуал вноса флагов детских общественных организаций и объединений.
Самым значимым в плане формирования нравственных качеств человека- патриота России является большое мероприятие - Вахта Памяти, посвященная дню Победы. Это мероприятие - итог всей военно - патриотической работы за год. Оно не оставляет равнодушным ни одного участника, будь то ветеран, ученик школы, педагог, воспитанник детского сада, представитель Администрации города, руководитель учреждения и т.п.
Пять праздничных дней несет Вахту Памяти Почетный Караул у Вечного Огня. К этому мероприятию участники относятся особенно ответственно, проявляя максимум уважения к славному подвигу своих предков. На этом празднике встречаются четыре поколения - от дедов до правнуков. Здесь просматривается связь времен, поколений. Здесь передаются традиции, передается историческая память, формируется сознание гражданина-патриота, причастного к судьбам своей страны, ответственного за ее будущее.
С каждым годом улучшается качество проводимых мероприятий, растет их престиж, о чем говорит увеличивающееся количество участников, партнеров в патриотической работе. Повышается воспитательный результат проведенных мероприятий, заложенный в стимулах сопричастности молодежи к происходящему.
Основным строительным материалом в становлении личности является не количество мероприятий, а те психологические состояния, которые пробуждаются благодаря участию в них. Поэтому, готовясь к проведению любого мероприятия, учитываем, насколько значимо это мероприятия, как воспримут его участники, чем отзовется оно в душах подростков?
Привлекая к проведению массовых мероприятий ребят, стараемся привести в действие механизм, основанный на явлении «Сдвига мотивов на цель действия». Воспитанники, включаясь в общественно-значимую деятельность, обладают вначале малосодержательными, не развитыми в социальном отношении мотивами. Активное участие в этой деятельности дает возможность почувствовать и личную причастность к делу защиты отчего дома, Отечества и открыть для себя его новый смысл. У участников меняется самооценка, возникает желание всегда и всюду приобретать общественное признание. В конце концов, такого рода личностные состояния закрепляются и становятся нравственной привычкой. Происходит становление гражданина-патриота.
Таким образом, в Союзе детей и подростков создаются условия для духовно-нравственного развития личности человека, гражданина, патриота, обеспечивается глубокое понимание каждым молодым человеком своей роли и места в высокотехнологичном конкурентном мире, основанное на высокой личной ответственности, раскрываются способности и таланты молодых россиян, что соответствует образовательным стандартам нового поколения.
Литература:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания граждан.
3. Левина С.А., Суслов Ю.Н., Белоусова Э.Г. Детский творческий центр: Организация методической работы. Волгоград: Учитель, 2008г.
4. Лутовинов В.И., Пель В.С. Гражданско-патриотическое воспитание как важнейшее направление воспитания Российской молодёжи: концептуальные и программно-методические основы. Изд-во НИПК и ПРО, Москва-Новосибирск, 2008г.