kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дуальное обучение на опыте зарубежных стран

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ОПЫТЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дуальное обучение на опыте зарубежных стран»

ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ОПЫТЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН


(Колледж «Жас оркен»)


Сочетание обучения с периодами производственной деятельности является основой системы дуального образования. Будущий специалист учится в двух учреждениях, осваивая и теорию, и практику. С одной стороны, получает образование в учебном заведении (она дает теоретические знания), а с другой – на обучающем предприятии, где вырабатываются необходимые для данного производства компетенции. Оба учреждения являются партнерами по отношению друг к другу. Очень важно, что молодые люди, сочетающие обучение с производственной деятельностью, остаются работать на обучающем предприятии.

Общепризнанным лидером в деле организации дуального обучения считается Германия, где система профессионального образования отличается развитым институтом наставничества, практикоориентированным обучением и активным участием бизнеса в подготовке кадров. Опыт этой страны служит образцом для всего Европейского Союза.

Дуальное обучение в Германии введено в строгие законодательные рамки и осуществляется с помощью торгово-промышленных и ремесленных палат. Из 3,6 млн. предприятий Германии в программе профессионального обучения задействованы 500 тыс., причем более половины характеризуются как мелкие и средние. Прежде всего это означает, что частный бизнес вкладывает солидные средства в подготовку специалистов нужного профиля. Примечательно, что прогноз потребностей в рабочей силе фирмы составляют заранее, и свой путь к профессии выпускник германской школы, желающий получить экономическое или техническое образование, начинает не с выбора вуза или ссуза, а с поиска предприятия, которое возьмет его на обучение. Если выпускник успешно проходит собеседование, предприятие заключает с ним договор на обучение. Основы профессии закладываются в специально созданных для этого центрах компетенций, теоретический курс осваивается в профессиональных школах, практические навыки – на предприятии.

Учебная программа формируется по заказу и при участии работодателей, которые, помимо этого, имеют возможность распределять объем учебного материала по дисциплинам в рамках одной специальности. На теоретическую и практическую части отводится примерно равное количество времени. В роли преподавателей выступают сотрудники компании. Конечно, не каждый из них является прирожденным педагогом, но, по отзывам обучающихся, только такие преподаватели могут рассказать о том, чего нет ни в одном даже самом умном учебнике, и показать, как и что надо делать. Главное, что требуется от педагогов-производственников, – результативность.

Срок, на который рассчитаны германские программы дуального обучения, варьируется в промежутке от двух до трех с половиной лет.

На предприятии целенаправленная работа по развитию необходимых навыков и ответственности, начинается с первых дней. Изучив особенности производства, попробовав все своими руками и сдав квалификационный и другие экзамены, выпускники приступают к выполнению профессиональных обязанностей в той самой компании, в которой обучались. Дуальная система обеспечивает им спокойное и безболезненное вхождение во взрослую трудовую жизнь, а также достойное существование. Ведь даже в период учебы будущим работникам выплачивается хорошее денежное вознаграждение. И на рабочем месте они чувствуют себя уверенно, так как владеют необходимыми компетенциями.

Работодатели тоже имеют выгоду от такой формы подготовки кадров, поскольку получают специалистов, соответствующих именно их требованиям.

Германское дуальное образование ориентировано в основном на производственный и технологический секторы и почти не применяется в гуманитарном. Несмотря на это эффект получается весомый: в Германии самая низкая среди европейских стран безработица молодежи и хорошо развитая экономика.

Форма дуального обучения в большей или меньшей степени используется во многих европейских странах. И для нее нет границ и континентов. Казахстан начал вводить году дуальное обучение,где выделили отрасли, которые нуждаются в кадрах (сельское хозяйство, транспорт, металлургия и машиностроение, нефтегазовое и химическое производство), и учебные заведения, где их могут подготовить. По поручению главы государства Фондом национального благосостояния Казахстана составлен пошаговый план внедрения дуальной модели и определен перечень базовых предприятий, которые участвуют в этом проекте.

К настоящему времени Казахстан довольно далеко продвинулся по пути реализации задуманного. В стране создана организация, которая ведет и координирует работу по данному направлению , разрабатываются типовые учебные планы и образовательные программы по специальностям, новизна которых состоит в том, что более 40-50 процентов учебного времени отводится производственной практике.

Дуальная форма обучения требует от предпринимателя умения планировать развитие трудовых ресурсов компании на довольно длительный срок, а осуществить это довольно сложно. Деле формирования единых профессиональных стандартов, а также моделей отраслевых квалификационных рамок без участия бизнеса не обойтись. Нужно повысить заинтересованность предприятий в совместной подготовке кадров. Министерство образования Казахстана, предложило уменьшить налогооблагаемый доход предприятий, работающих по дуальной системе, на сумму расходов на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров с коэффициентом 1,5.

Среди колледжей Кызылординской области 8 колледжей вводят дуальную форму обучения, одним из которых является и колледж «Жас оркен».

Учащиеся специальности 1405000 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения» после окончания получат квалификацию 1405043 «Техник по эксплуатации оборудования газовых объектов». Разаботан учебный план , который содержит большее количество практических часов. Теоретическое обучение проводится на базе колледжа и строится с учетом тех компетенций, которые будут приобретаться на практике, а практическое – в цехах, причем при составлении программы приложили свои усилия и специалисты с предприятия. Повышению готовности к труду способствует тесное сотрудничество с работодателями , где студенты проходят производственную практику и знакомятся с современным производством. С предприятиями заключены соглашения на подготовку квалифицированных кадров.

В рамках программы «Социальное партнерство» заключены договоры с ТОО «Газ Строй»,ТОО «Туран Газ». Основные направления совместной деятельности подразумевают пополнение материальной базы колледжа, организацию производственной практики студентов, проведение консультаций и руководство практикой, участие в работе квалификационных комиссий по техническим специальностям, организацию экскурсий на производство, конкурсов лучшего по профессии, встреч обучающихся с ведущими специалистами и руководителями предприятий, проведение дней предприятий.

С нового учебного года колледж вводит еще 3 специальности по дуальной форме обучения:

1412000 «Производство строительных изделий и конструкций»;

1517033 «Защита в чрезвычайных ситуация» (по профилю;

0902033 «Электроснабжение».

Чтобы быть конкурентоспособными на современном рынке труда, студенты должны овладеть широким спектром общих и профессиональных компетенций.

Значительную помощь в этом оказывают учащимся преподаватели, мастера производственного обучения, закрепленные за группами. Работу по формированию у студентов готовности к предстоящей профессиональной деятельности они начинают с изучения группы и каждого учащегося, используя для этого разнообразные методы, в том числе и составление обобщенных психологических характеристик. Хочу остановиться на преподавателе специальных дисциплин специальности 1517000 «Защита в чрезвычайных ситуациях» С.Кушкарове, который второй год вводит элементы дуального обучения. Практические занятия он проводит в организациях с которыми заключен договор совместной работы, это:

-ГУ ДЧС «Служба пожаротушения и аварийно-спасательные работы»;

-МЧС РК ГУ «Южный региональный аэромобильный оперативно-спасательный отряд».

Одной из центральных задач учебно-воспитательной деятельности колледжа является формирование готовности обучающихся к профессиональной деятельности. В развитии у учащихся творческого отношения к будущей работе большую роль играет участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-классах, внеклассных, спортивно-массовых мероприятиях. Так в 2014 году учащиеся группы ТЖ-12-9 были участниками семинара «КАЗСПАС-2014», который проходил в городе Капчагай Алматинской области.

При этом важно, чтобы преподаватели и руководящий состав не ограничивались только передачей мировоззренческих и нравственных знаний, а формировали твердую направленность в будущее, активное отношение каждого обучающегося к обществу, перспективам его развития, добивались, чтобы профессиональные интересы молодых людей носили высокоидейный характер. Это необходимо учитывать как в преподавании отдельных предметов, так и при организации учебной, производственной и внеучебной деятельности.

В труде проявляются как устойчивые личностные особенности человека (убеждения, взгляды, черты характера), так и ситуативные его психические состояния, связанные с трудовым процессом (бдительность, собранность, удовлетворенность).

Дуальная система профессионального образования, получила мировое признание, это наиболее распространенная и признанная форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обучение в учебном заведении и производственное обучение на производственном предприятии.




Литература:

1.    Шерстнева Н.В. «Дуальное обучение – перспективная система обучения в ТиПО», 2012г.
2. Равен Джон. «Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация», М., 2002.

3.Татур Ю.Г. «Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста» Высшее образование сегодня, №5, 2004 - С.20-27.

4.Хуторской А.В. «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования» Народное образование, №2, 2003.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Дуальное обучение на опыте зарубежных стран

Автор: Мынжасарова Айнур Кыдырбаевна

Дата: 13.05.2017

Номер свидетельства: 415007

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "«Казахстанский путь -2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» "
    ["seo_title"] => string(82) "kazakhstanskii-put-2050-iedinaia-tsiel-iedinyie-intieriesy-iedinoie-budushchieie-2"
    ["file_id"] => string(6) "161794"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422275848"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства