Дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Школа юного медика"
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Школа юного медика"
Программа объединения «Школа юного медика» относится к естественнонаучной направленности дополнительного образования, в ходе ее освоения используется комплексное изучение ранее известных и современных методов и технологий для развития у детей поисково-исследовательской активности, и развитие умственных способностей детей, путем вооружения их навыками экспериментальных действий, и формированию методам самостоятельного добывания знаний, делая при этом умозаключения и доказывая свою точку зрения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Школа юного медика"»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОКОЛ»
Одобрено Утверждаю
Педагогическим советом Директор
ГБОУ ДО РК «ДОЦ «СОКОЛ» ГБОУ ДО РК «ДОЦ «СОКОЛ»
Протокол № от ___________ ___________И.А.Середа
Приказ №
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа
«Школа юного медика »
Направленность: естественнонаучная
Срок реализации программы:1 год
Вид программы: модифицированная
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся: 7 - 10 лет
Составитель:
Борецкая Кристина Александровна
педагог дополнительного образования
объединения «Школа юного медика»
с. Соколиное,
2022г.
РАЗДЕЛ №1.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Школа юного медика» разработана на основе:
-Федерального государственного образовательного стандарта;
- письма Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»;
Программа «Школа юного медика» создана на основе авторских программ «Азбука здоровья» (Н.В. Лободина), «Здоровый ребёнок» (Т.Н. Чурилова) для учащихся 1–4 классов общеобразовательной школы. Названные программы были обобщены, проанализированы, переработаны и в итоге легли в основу программы «школа юного медика».
Обучение младших школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства - актуальная задача современного образования. Предлагаемые занятия по программе «Школа юного медика» призваны помочь в решении одной из важнейших задач, которая стоит перед педагогом, воспитателем - формирование у младших школьников системы знаний и убеждений, обеспечивающих духовное отношение к себе, к своему здоровью, к окружающему миру.
Занятия по программе «Школа юного медика» должны стать «школой здорового образа жизни» обучающихся, где любая их деятельность будет носить оздоровительно-педагогическую, естественнонаучную направленность, и способствовать воспитанию у младших школьников потребности в здоровом образе жизни, формированию навыков ведения ЗОЖ.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации"
Конституция Российской Федерации
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» ст.1,15.
"Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)
Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г. № 240 Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО ВРАЧА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 "О Примерных требованиях к программам дополнительного образования дете
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Письмо Минобрнауки России от 01.04.2014 № 09-613 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями по примерному содержанию образовательных программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей»).
Устав ГБОУ ДО РК «ДОЦ «Сокол»
Положение о порядке разработки, утверждения, реализации и корректировке дополнительной образовательной программы
Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства образования РФ от 13.07.1992 г. №293
Направленность
Программа объединения «Школа юного медика» относится к естественно научной направленности дополнительного образования, в ходе ее освоения используется комплексное изучение ранее известных и современных методов и технологий для развития у детей поисково-исследовательской активности, и развитие умственных способностей детей, путем вооружения их навыками экспериментальных действий, и формированию методам самостоятельного добывания знаний, делая при этом умозаключения и доказывая свою точку зрения.
Актуальность программы
обусловлена необходимостью расширить и обогатить кругозор детей о представлении строения тела человека.
Новизна программы заключается в том, что это, прежде всего, локальный курс. Считается целесообразным привлечь внимание школьников к своему собственному организму. Плавный подход курса проводится через систему органов ребенка к его целому организму, воспринимающему окружающий мир всеми органами чувств. Анатомия и физиология ребенка представляется центральным ядром, посредством которого осуществляется связь с окружающей средой.
Программа направлена на формирование более глубоких представлений детей младшего школьного возраста о своем организме, также для работы воспитателей в качестве методической разработки по воспитанию младших школьников. В основу программы положены принципы доступности и наглядность.
Отличительные особенности программы
Программа создана исходя из запросов современного общества.
Программа обеспечивает необходимые условия личностного развития,
Профессионального самоопределения. Способствует формированию
обучающихся осознанного выбора здорового образа жизни, созданию и
апробации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Обучающиеся получат возможность проводить несложные
измерения физиологических процессов человека, научатся на практике
оказывать первую (доврачебную) медицинскую помощь в различных
ситуациях, расширят кругозор в области биологии и медицины человека.
Педагогическая целесообразность
Программа направлена на расширение знаний по гигиене и санитарии и
способствует осознанному выбору будущей профессии, сохранению и
укреплению здоровья подрастающего поколения. Сочетание теоретического
курса и практических работ обеспечивает широкие возможности в выборе
методов работы, что будет способствовать творческому и интеллектуальному
развитию детей. Практические работы предполагают активные методы:
исследование, сравнение, игровые моменты. В целом программа может
вызывать повышенный интерес к изучаемому предмету и профессиям,
связанным с биологией, медициной и смежными областями, занятия по
данной программе помогут определиться в выборе профессии, связанной с
медициной, биологией. Также, занятия в рамках данного курса
призваны привить ответственное отношение к собственному здоровью,
способствовать формированию положительной мотивации выработки своего
индивидуального способа поведения, позволяющего сохранить своё здоровье
в современных условиях жизни.
Адресат программы. Программа «Школа юного медика» разработана для обучающихся младшего школьного возраста (7-10лет) Прием на обучение производится по желанию детей, на основе имеющегося интереса к данному виду деятельности, при наличии заявления от родителей (законных представителей).
Характеристика контингента обучающихся.
Возрастная категория (7-10лет).
Характеризуется готовностью к учебной деятельности (уровнем физиологического, психического, интеллектуального развития, который определяет способность учиться), а также готовностью ко взятию на себя новых обязанностей, которые лежат в основе учебной мотивации младшего возраста. Развиваются формы мышления, которые обеспечивают дальнейшее усвоение различных знаний.
Трудности младшего возраста в данный период: новый режим дня, жизни, смена главенствующих авторитетов, новые отношения с одноклассниками и учителем, апатия, связанная с невозможностью преодолеть эти трудности.
При этом педагог обязательно должен учитывать особенности младшего возраста: произвольность, внутренний план действий и рефлексию, которая проявляется при столкновении с различными дисциплинами.
Как выстраивать деятельность:
- самоорганизовывать и самодисциплинировать ученика посредствам групповых игр, вызывания любопытства, интереса к всевозможным творческим занятиям;
- координировать и организовывать правильный режим дня;
- привлекать родителей к совместным воспитательным мероприятиям.
Объем и срок освоения программы - программа рассчитана на 1 год обучения, 37 учебных недель, 109 учебных часа.
Уровень программы – ознакомительный (стартовый).
Форма обучения – очная форма обучения.
Особенности организации образовательного процесса - разновозрастные группы. Состав группы постоянный.
Режим занятий, периодичность и продолжительность - реализация программы планируется в 2 группах, занятия проводятся 3 раза в неделю, продолжительностью 1 академических час.
1 группа – Понедельник 14.00-14.45, вторник 14.45,четверг- 14.00-14.45
2 группа - Понедельник 15.00-15.45, вторник 15.00-15.45,четверг- 15.00-15.45
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы — валеологическое воспитание и формирование у учащихся, воспитанников основ здорового образа жизни (ЗОЖ), ценностного отношения к здоровью, стремления учиться быть здоровыми душой и телом, творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, а также создание условий для улучшения и укрепления здоровья детей.
Задачи:
Образовательные
1. Формирование первоначальных основ знаний из различных областей наук о человеке: анатомии, психологии, физиологии, психогигиены.
2. Обучать навыкам здорового образа жизни и поддержания хороших межличностных отношений.
3. Знакомство с элементарным строением своего организма в доступной, занимательной форме с учётом индивидуальных, возрастных, психологических особенностей детей.
4. Способствовать формированию и проявлению у ребёнка и воспитателя психологического механизма – рефлексии, многосторонней деятельности, направленной на самопознание, самообразование и самоанализ своих поступков.
5. Формирование соответствующих возрасту знаний, умений в оказании помощи себе и другим людям в экстренных случаях, экстремальных и чрезвычайных ситуациях.
6. Формировать умение экологически взаимодействовать с окружающей средой, устанавливать взаимосвязь между ней и организмом человека.
Развивающие
1. Развитие у детей потребности к познанию и совершенствованию себя и окружающего мира.
2. Развитие у детей мотивации здорового образа жизни, потребности в освоении способов сохранения и улучшения своего здоровья и здоровья окружающих людей, оказания помощи в экстремальных ситуациях.
-Развитие познавательной сферы воспитанников. Расширение знаний и кругозора о ЗОЖ, о значении его в жизни человека.
-Развитие коммуникативной культуры личности, культуры общения и речи.
-Профилактика и предупреждение инфекционных и других заболеваний; формирование ответственности за личную безопасность жизнедеятельности.
-Коррекция и развитие санитарно-гигиенических и культурно - гигиеничеких умений и навыков.
-Развитие речевой и интеллектуальной деятельности воспитанников, внимательности, наблюдательности, логического мышления, творческого воображения и фантазии детей через просмотры видеофильмов,викторины, загадки, ребусы, шарады, пословицы, игровые упражнения, выполнение творческих проектов, и др.
-Развитие физической активности, мелкой и общей моторики воспитанников через комплекс общеразвивающих упражнений, физкультминуток, гимнастик.
-Развитие основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления, речи и эмоционально – волевой сферы детей.
-Развитие сенсомоторики и психологических свойств и качеств личности.
Воспитательные
Воспитание у ребёнка заботы о своём организме, желания быть всегда здоровым; овладение практическими навыками ухода за телом.
Воспитание у ребёнка самоуважения, чувства социальной значимости, самоутверждения в своей неповторимости, индивидуальности в глазах сверстников и взрослых.
Формировать установку на ЗОЖ и умение следовать ему.
Воспитывать духовно-нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, эмпатию, чувство товарищества, и т. д.), эстетические чувства и интересы, эмоциональную сферу личности ребёнка.
Формирование положительной мотивации у воспитанников в процессе валеологических занятий, положительных эмоций, позитивного отношения к самому себе и окружающему миру.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение принципов:
системность и последовательность занятий;
обеспечение преемственности обучения;
научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов, соответствующих данному возрасту детей, и их развитию;
наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, видеофильмов, сюжетов;
деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОГРАММЫ
Занятия в объединении позволяют решать серьезные воспитательные задачи. Первое, с чем сталкивается педагог, начиная заниматься туризмом с детьми, это с затруднениями у обучающихся в работе с предметным миром взрослых.
Наши дети, настолько продвинутые в использовании информационных технологий, часто оказываются совершенно беспомощными перед простейшими бытовыми задачами. Именно поэтому в результате занятий туризмом обучающийся, в первую очередь, приобретает необходимые навыки самообслуживания (просто научиться трудиться!).Вторую проблему можно озвучить так: «Умным быть –не модно!». Умственная работа в сознании наших детей, ассоциируется с функцией «не интересно!»: Тот, кто все-таки под давлением педагога принялся за работу, выглядит страдальцем и неудачником. Эта е проблемы решаются на занятиях Воспитание у ребёнка заботы о своём организме, желания быть всегда здоровым; овладение практическими навыками ухода за телом. Работа в команде – это та самая компетенция, которая так ценится в современном образовании, и которую старательно воспитывают в искусственно смоделированных условиях в школе, в вузах, на всевозможных тренингах. В объединениях же воспитание коммуникабельности, активности, умения сопереживать (коллективная деятельность, как слушают друг друга, помогают друг другу, вместе решают возникшую проблему.)формирование чувства соответствие нормам общение и совместной деятельности. Воспитание компетентности, понятливости, находчивости (проблемный метод обучения, при изучении нового материала)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Форма аттестации (контроля)
Всего часов
Теория
Практика
1.
Введение. Организм-единое целое.
7
3,5
3,5
Входящая диагностика
2.
Раздел ⅠⅠ. Скелет.
9
4,5
4,5
Тест,практическая работа
3.
Раздел ⅠⅠⅠ. Мышцы.
7
2
5
Практическая работа
4.
Раздел Ⅳ. Кровь.
7
3,5
3,5
Практическая работа
5.
Раздел Ⅴ. Сердце.
6
3
3
Практическая работа)
6
Раздел ⅤⅠ. Органы дыхания
7
2,5
4,5
Практическая работа
7.
Раздел ⅤⅠⅠ. Пищеварение.
8
2,5
5,5
Практическая работа
8.
Раздел ⅤⅠⅠⅠ. Кожа.
6
2
4
Практическая работа
9.
Раздел Ⅸ. Органы зрения, слуха, обоняния.
8
4
4
Практическая работа
10
Раздел Ⅹ. Органы выделения.
4
2
2
Практическая работа
11.
Раздел ⅩⅠ. Нервная система.
18
8
10
Практическая работа
12
Раздел ⅩⅠⅠ. Эмоции
6
2
4
Практическая работа
13.
Раздел ⅩⅢ. Темперамент и характер
6
1,5
4,5
Практическая работа
14.
Раздел ⅩⅣ. Наше здоровье- в наших руках.
10
2,5
7,5
Тест
СОДЕРЖАНИЕ
учебного плана
«Опорно-двигательная система»
Содержание:
Общий обзор темы
Занимательное о костях (стихи, высказывания, факты)
Сбор коллекции «рентгеновские снимки в анатомии ОДС»
Составление ребусов и кроссвордов
Подготовка цикла бесед:
«Осанка-стройная спина»
«Чем опасен сколиоз»
«Сердечно - сосудистая система»
Содержание:
Общий обзор темы
Занимательное о сердечно - сосудистой системе и о крови (стихи, песни, высказывание, факты)
Занимательное о безопасности (стихи, песни, высказывание, факты)
Составление ребусов, кроссвордов
Решение ситуационных задач
Подготовка сообщения «Безопасность и дети», «Безопасность и здоровье». Подготовка презентаций: «Правила безопасности»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты: программы «Школа юного медика» является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые и общие для всех людей правила ЗОЖ.
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметнымирезультатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога.
Проговаривать последовательность действий на занятии, мероприятии.
Учить высказыватьсвоё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному педагогом плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценкудеятельности группы на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений.
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книгу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит познавательный материал и задания педагога.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
РАЗДЕЛ №2.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
1 группа
Срок реализации
Всего учебных недель
Кол-во часов в неделю
Кол-во учебных часов
Дата начала обучения по программе
Дата окончания обучения
1 год
37
3
109
05 сентября 2022
29 мая
2023
Режим занятий
Каникулы
3 раза в неделю
по 1 академических часа
понедельник 14.00-14.45
среда 14.00-14.45
четверг 14.00-14.45
01 июня 2023 – 14 сентября 2023
2 группа
Срок реализации
Всего учебных недель
Кол-во часов в неделю
Кол-во учебных часов
Дата начала обучения по программе
Дата окончания обучения
1 год
37
3
109
5 сентября 2022
29 мая
2023
Режим занятий
Каникулы
3 раза в неделю
по 1 академических часа
Понедельник15.00-15.45
Среда 15.00-15.45
Четверг 15.00-.15.45
01 июня 2023 – 14 сентября 2023
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение – учебные занятия проводятся в помещении, соответствующем санитарно-гигиеническим требованиям. Особое внимание уделяется освещённости учебного помещения, наличию воды
Оборудование и материалы.
Инструменты для работы: микроскопы, -компьютер;
- комплекты таблиц по анатомии, физиологии, гигиене;
-методические материалы:
методические разработки занятий;
технологические карты, карточки – задания;
викторины, кроссворды, тесты, загадки по изученному разделу;
альбомы, иллюстрации
Информационное обеспечение - мультимедийные презентации и видео- материалы;
Кадровое обеспечение – педагог имеет высшее образование, квалификационная категория СЗД, имеет опыт работы в медорганизациях, имеет медицинскую специализацию.
Методика обеспечения
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, игровой.
Формы организации образовательного процесса:
Индивидуальная – диалоговая форма, которая является целесообразной во время наблюдений в окружающей среде («Посмотрим красоту вместе»), рассматривание бытовых предметов, объектов природы, арт-объектов (произведений искусства, в продукте творчества ребенка); проведение изобразительных упражнений и экспериментирования с материалами.
Фронтальная – работа со всей группой (например, введение нового Фронтальный опрос проводится как беседа, в котором участвуют обучающиеся . Педагог подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают конкретные обоснованные ответы. Основная цель таких контрольных бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы. Это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала, но и умение сопоставлять факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления. Индивидуальный устный опрос имеет свои специфические особенности. Формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ - описание. Обучающиеся дает последовательное, логическое описание по теме, раскрывающее его существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение существенных признаков, логичность изложения. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, дополнить его сведениями из дополнительных источников.
Рассказ - рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, рисование схем, выбор правильного ответа.
Формы организации учебного занятия:
1. Самоподготовка педагога, подбор информации познавательного материала.
2. Обеспечение учебной деятельности обучающихся; подбор, изготовление дидактического, наглядного материала, раздаточного материала; подготовка заданий.
3.Хозяйственное обеспечение: подготовка кабинета и инвентаря, оборудования (подготовка кабинета к проведению занятия; организационный момент; мотивация, фонетическая зарядка; теоретическая часть занятия; физкультминутка; практическая часть занятия; окончание занятия, рефлексия, подведение итогов).
Педагогические технологии:
Технология игровой деятельности. Эта технология повышает активность обучающихся на занятии, направляет на непроизвольное запоминание учебного материала. Создаёт условия для развития у обучающихся взаимопомощи и сотрудничества, внимания друг к другу. Развиваются у учащихся навыки самоконтроля и самооценки.
ИКТ - создание медиатеки электронных презентаций для занятий (собственных и используя Интернет-ресурсы). Фильмы-презентации, демонстрация сопровождается лекцией и комментариями; в процессе просмотра дети вовлекают в процесс общения, задают вопросы, коллективно рассматривают и обсуждают произведения искусств. Здоровье-сберегающие технологии. Создаются условия для поддержания активности обучающихся на протяжении всего занятия, снятия напряжения, предупреждения утомляемости через смену видов деятельности на занятии; использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения обучающихся: метод свободного выбора, применение активных методов, проведение физкультминуток, создание положительного климата на занятии, наличие психологических разрядок.
Алгоритм учебного занятия:
Занятие изучения нового учебного материала.
1. Выведение темы и цели занятия.
2. Проверка домашнего задания (при наличии, готовности к занятию).
3. Изложение нового материала.
4. Самостоятельная работа обучающихся.
5. Ответы на вопросы обучающихся.
6. Проверка усвоения нового материала/ Закрепление знаний.
7. Дополнительные разъяснения.
8. Рефлексия.
Практическое занятие
1. Выведение темы и цели занятия.
2. Фронтальная беседа по изученному материалу/Проверка знаний (необходимых в практической деятельности).
3. Инструктаж к выполнению практического задания.
4. Выполнение практической работы: практическое применение знаний и умений (упражнения, самостоятельная работа).
5. Подведение итогов самостоятельной работы (обсуждение отдельных работ, или анализ и оценка преподавателем работ, или теоретические выводы по результатам практической работы и т. п.).
6. Рефлексия.
Методические и дидактические материалы:
- библиотека методической, психологической,медицинской литературы в кабинете;
- наглядно-демонстрационный материал к различным темам;
-
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Выявление достигнутых результатов осуществляется через:
- механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала, выполнение письменных заданий, творческих упражнений, практических работ, через игровую деятельность);
- практические работы
- участие в конкурсах различных уровней.
Для оценки результативности программы применяются входящий, текущий, промежуточный и итоговый виды контроля.
Входящая диагностика осуществляется при комплектовании группы в начале учебного года. Цель - определить исходный уровень знаний учащихся, определить формы и методы работы с обучающимися. Формы оценки – собеседование.
Текущая диагностика осуществляется после изучения отдельных тем, раздела программы. В практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения практических работ. Контроль знаний осуществляется с помощью заданий педагога (тест): «Тест по изобразительному искусству».
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. Итоговое занятие предполагает занятие с элементами тренинга.
ЛИТЕРАТУРА
1.Дорохов А.А. Про тебя самого. – Коми книжное издательство. 1990
2.Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. - М.: Медицина, 1999. - 298 с.
3.Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М.: Сфера, 2003.
4.Классные часы и беседы по профилактике вредных привычек: методическое пособие / Под ред. В. В. Аршиновой. – М.: Сфера, 2005.
5. Мухина В. С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2002.
6. Рохлов В.С. Биология. Человек: Школьный практикум. – М.: Дрофа,2000
7.Самусев, Р.П., Липченко, В.Я. Атлас анатомии человека./ Р.П. Самусев, В.Я. Липченко. – М.: ООО «Изд. Дом «Оникс 21 век»: 2010.
8. Сапин М.Р., Никитюк Д.Б., Ревазов В.С. Анатомия человека. В 2-х томах. – М.: Медицина, 2001г.
9.Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг: асимметрия мозг