kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад "Создание «ситуации успеха» на уроках "социально-бытовой ориентировки"".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очень важно развивать в ребёнке самостоятельность и уверенность в своих действиях. Один из методов, улучшающий в этом результат - это создание "ситуации успеха".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Создание «ситуации успеха» на уроках "социально-бытовой ориентировки"".»

Создание «ситуации успеха» на уроках социально-бытовой ориентировки.



«Все наши замыслы, все наши поиски и построения

превратятся в прах, если у ученика нет желания

учиться »

В. А.Сухомлинский.

На данном этапе развития общества весь процесс обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья  направлен на развитие механизмов, обеспечивающих его адаптацию к различным условиям жизни. Социально - бытовая адаптация и ориентация детей  с ОВЗ существенно затруднена в силу ограничений и нарушений познавательной деятельности. Они  не в состоянии самостоятельно решать социальные и бытовые задачи. Личность умственно- отсталого ребенка формируется только при условии целенаправленного обучения и воспитания.

Мы хотим предложить вам участие в одной интересной игре. Нам очень редко говорят добрые слова по поводу нашей профессиональной деятельности, личностных качеств. Давайте попробуем честно и откровенно закончить предложения в упражнении «Кто я?»:

- Я горжусь собой, когда я ...

- Я симпатичный человек, потому что ...

- У меня есть такие два замечательных качества ...

- Одна из самых лучших вещей, которые я сделал(-а) в своей жизни ...

Вопросы для обсуждения:

• Трудно ли было отвечать на вопросы? Почему?

• Испытывали ли вы затруднения, когда писали о себе “хорошо”?

Нам, взрослым людям, очень сложно откровенно говорить о самих себе, а каково нашим ученикам слышать от окружающих нелестные отзывы о своей учебе, поведении и нравах? Именно ситуации успеха, создаваемые педагогами на занятиях, позволят детям раскрыться со своих лучших, скрытых сторон. Но не следует забывать при создании ситуации успеха, с какой группой детей Вы работаете.

Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком в данном возрасте. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, дружить, то он не обретет уверенность в своих способностях и возможностях.

Главный фактор в достижении успеха в этом возрасте – оценка со стороны значимого взрослого. Подросток и осознаёт, и переживает успех, но не всегда может докопаться до его источников, не всегда адекватно оценивает его, тем более дети с нарушением интеллекта, которым в силу их особенностей незнакома адекватная оценка реальности и самих себя. Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера выполнения заданий (учебных, творческих, спортивных), поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным задачам.

Как учитель, я стараюсь в своей работе быть самостоятельной, инициативной, ответственной. Понимаю, какие умения потребуются его обучающимся в жизни. Изучаемый материал связываю с повседневной жизнью, с интересами обучающихся соответствующих их возраста.

Планирую урок с использованием разнообразных форм и методов учебной работы и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (в группе и индивидуально), диалогических и исследовательских методов. Постоянно совершенствую используемый метод «Создание ситуации успеха». Важно оценивать продвижение класса в целом и отдельных обучающихся не только по предмету, но и в развитии жизненно важных качеств. Видеть пробелы, как в знаниях, так и в готовности к жизни.

Компетентностный подход в обучении и воспитании повышает мотивацию обучающихся. Цель компетентностного подхода, это ориентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность.

На уроках СБО пользуюсь следующими ключевыми компетенциями:

- Коммуникативные компетенции – помогающие обучающимся общаться в социуме, между собой, умение вести диалог, быть услышанным, понятым.

- Информационные компетенции – помогают обучающимся осваивать информационные технологии, владение всеми видами информации, коммуникации.

- Социальные компетенции – помогающие обучающимся правильно действовать в социуме.

- Ценностно-смысловые компетенции – готовят обучающихся жить по традиционным нравственным законам.

- Социально-трудовые компетенции – позволяют владеть знаниями в сфере экономки, права, семейных отношений.

- Общекультурные компетенции – определяют круг вопросов по отношению, к которым обучающийся должен обладать знаниями и опытом деятельности.

Предмет СБО в коррекционном учреждении выполняет одну из главных задач, это подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и труду в обществе. В своей работе по предмету СБО, много времени уделяется практической работе, проигрыванию различных ситуаций, которые могут произойти с обучающимися в дальнейшей жизни, посещаем экскурсии в значимые места.

Методы и приёмы обучения: беседа, рассказ, проблемное изложение, практическая работа, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, диспуты и др.

Из собственной практики могу сказать, что для успешного усвоения знаний и повышения интереса к обучению у детей, имеющих проблемы в развитии, можно и необходимо использовать в процессе обучения игры, практикумы, тесты, задания, конкурсы. Поэтому при изучении целесообразно часть учебного времени отводить активным формам.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая (парная). Основой для формирования социальных, общекультурных и коммуникативных компетенций служат ранее полученные наблюдения, полученные знания, опыт и индивидуальные задания.

Каждый обучающийся мотивирован на урок при помощи поощрительных эмоциональных высказываний, рефлексийными моментами в конце урока. Ну и конечно тем, что все знания, полученные на этих уроков, пригодятся им в дальнейшей, самостоятельной жизни.

Существует много способов поддержать ученика во время выполнения заданий на уроке и занятии. Эта поддержка нужна постоянно. И это должно быть чем-то большим, нежели несколько фраз, которые всё время повторяются: «хорошо», «очень хорошо», «отлично». Искренность, творчество и разнообразие – сильное орудие в построении самоуважения ребёнка.

Просим вас привести 20-25 возможных вариантов (способов) сказать ученику: «Ты молодец! Отлично!» Например: «Продолжай также хорошо работать», «это достижение! Я ценю то, что ты сделал!»

Некоторые варианты:

Это великолепно! Ты сегодня сделал лучше, чем вчера!

Молодец! Вы меня порадовали!

Уже намного лучше! Вы превзошли мои ожидания!

Грандиозно! У вас сегодня всё получилось!

Поздравляю, молодец! Я поражена вашими знаниями!

Вот теперь тебя люблю я, вот теперь тебя хвалю я!

Ты на верном пути.

Ты делаешь это сегодня значительно лучше!

Замечательно!

Продолжай работать так же, ты добьешься большего.

Так держать!

Это успешное начало.

Отлично!

Фантастика!

Поздравляю!

Ты прав.

Превосходно!

Умничка!

Молодчина!

Большое тебе спасибо!

Твои успехи все заметнее.

Это твоя победа!

Красивая мысль!

Это интересно!

Я верю в тебя.

Технологические методы и приёмы создания ситуации успеха:

1. Эмоциональные поглаживания. В чем смысл этого метода?

«Молодец», «умница», «ребятки, я горжусь вами!» – это что? Только похвала? А может быть, это ложное утверждение? Может быть, ребёнок потому и старается, что поверил учителю и стал принимать его реплики как само собой разумеющуюся оценку? Не каждый учитель в состоянии применить этот приём. Характер не тот, темперамент, эмоциональная выразительность не вполне соответствует. Но стремиться к этому, искать свои пути эмоционального контакта с детьми может и должен каждый педагог.

2. Снятие страха. Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

«Каждый человек имеет право на ошибку».

“Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”.

“Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”. 3.Авансирование успешного результата. Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справится с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.

“У вас обязательно получится”.

“Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.

“Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».

4.Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. Помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания.

“Возможно, лучше всего начать с…..”.

“Выполняя работу, не забудьте о…..”.

5.Внесение мотива. Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

“Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”

6. «Умышленная ошибка». Этот приём в последнее время стал широко использоваться учителями. Его можно применять с учётом возраста только на известном учащимся материале. Чем он хорош?

Во-первых, разрушается миф о непогрешимости и всезнайстве учителя; во-вторых, весь класс стимулируется к работе.

7.Персональная исключительность. Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

“Только ты и мог бы….”.

“Только тебе я и могу доверить…”.

“Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”

8.Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий.

“Нам уже не терпится начать работу…”.

“Так хочется поскорее увидеть…”


9. Высокая оценка деятельности. Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

“Тебе особенно удалось то объяснение”.

“Больше всего мне в твоей работе понравилось…”.

“Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.

Обучающиеся с удовольствием принимают участие в практических работах, особенно любят готовить пищу, стряпать, мастерить подарки своими руками, ухаживать за жилищем.

Самое главное в работе использовать индивидуальный подход, исходя из особенностей классного коллектива, какой-то класс достаточно похвалить и выдать жетончики, а какому-то классу требуется мотивация на новые знания (например: по разделу «Питание» хотят научиться готовить что-то вкусненькое). В своей работе стараюсь подходить индивидуально, творчески и с интересом, а обучающиеся чувствуя это, с желанием работают на уроках, получая новые и полезные знания на уроках, где кроме оценочной системы, а есть понимание и уважение к педагогу.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Доклад "Создание «ситуации успеха» на уроках "социально-бытовой ориентировки"".

Автор: Козлова Светлана Викторовна

Дата: 06.06.2022

Номер свидетельства: 609016


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства