Просмотр содержимого документа
«Доклад "Проблема активизации учебно-познавательной деятельности учащихся с учётом их ценностных ориентаций".»
Проблема активизации учебно-познавательной деятельности учащихся с учётом их ценностных ориентаций.
Подготовила: Каракулько Е.Ю.
Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. К числу важнейших задач, поставленных современным обществом перед образованием, относится приобщение подрастающего поколения к социально значимым ценностям. Направленность личности на ту или иную группу ценностей, по мнению многих учёных (М. Г. Казакина, А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов и др.), проявляется в ценностных ориентациях, которые актуализируют весь опыт, накопленный человеком, и с точки зрения которых решаются многие жизненные вопросы. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему «транслирует» именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в контексте социальных изменений, когда отмечается некоторая «размытость» общественной ценностной структуры, а многие ценности оказываются нарушенными.
Учебно-познавательная деятельность учащихся в школе - необходимый этап подготовки молодого поколения к жизни. Это деятельность особого склада, хотя структурно и выражает единство с любой другой деятельностью. Учебно-познавательная деятельность – это направленность учебной деятельности на познавательный интерес.
Познавательная деятельность вооружает знаниями, умениями, навыками; содействует воспитанию мировоззрения, нравственных, идейно-политических, эстетических качеств учащихся; развивает их познавательные силы, личностные образования, активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся; приобщает к поисковой и творческой деятельности. В своей учебно-познавательной деятельности школьник не может выступать только объектом. Учение всецело зависит от его деятельности, активной позиции, а учебная деятельность в целом, если она строится на основе межсубъектных отношений учителя и учащихся, всегда дает более плодотворные результаты. Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании - главная задача всего учебного процесса. Сущность активной учебно-познавательной деятельности определяется компонентами: интерес к учению; инициативность;познавательная деятельность.
Обучение. Познавательная деятельность. Познавательная активность.
Обучениекак «система организации способов передачи индивиду общественно-исторического опыта, выработанного в процессе социальной практики: знаний, умений, способностей, видов и способов деятельности в нормативных для конкретно-исторических условий показателях» есть самый важный и надежный способ получения систематического образования.
Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.).
Отношение учащихся к учению обычно характеризуется познавательной активностью.
Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.
В структуре активности выделяются следующие компоненты:
готовность выполнять учебные задания;
стремление к самостоятельной деятельности;
сознательность выполнения заданий;
систематичность обучения;
стремление повысить свой личный уровень и другие.
В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков важное место занимает умение учителя активно руководить их познавательной активностью. С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения учащихся. Это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности. Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить, как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе.
Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся. Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны: отстаивать свое мнение; принимать участие в дискуссиях и обсуждениях; ставить вопросы своим товарищам и преподавателям; рецензировать ответы товарищей; оценивать ответы и письменные работы товарищей; заниматься обучением отстающих; объяснять более слабым учащимся непонятные места; самостоятельно выбирать посильное задание; находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы); создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий; решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.
Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений и навыков, их активностью.
Принципы активизации познавательной деятельности учащихся
Принцип мотивации
Принцип проблемности
Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач
Принцип индивидуализации
Принцип исследования изучаемых проблем
Принцип взаимообучения
Принцип самообучения
Принципы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, должны определятся с учетом особенностей учебного процесса.
Способы активизации познавательной деятельности
Опора на интересы учащихся и одновременно формирование мотивов учения, среди которых на первом месте выступают познавательные интересы, профессиональные склонности;
Включение учеников в решение проблемных ситуаций, а проблемное обучение, в процессе поиска и решения научного и практических проблем;
Использование дидактических игр и дискуссий;
Использование таких методов обучения, как беседа, пример, наглядный показ;
Стимулирование коллективных форм работы, взаимодействияе учеников в учении.
В активизации познавательной деятельности учащихся большую роль играет умение учителя побуждать своих учеников к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нем главных и наиболее существенных положений. В средних и старших классах этот прием является действенным стимулом познавательной активности учащихся.
Методы активизации познавательной деятельности учащихся.
Наиболее эффективны для активизации познавательной деятельности учащихся:
Метод проблемного обучения
Метод алгоритмизированного обучения.
Метод эвристического обучения.
Метод исследовательского обучения.
Методы опережающих домашних заданий.
Метод глассирования.
Метод Дельфи.
Приемы активизации познавательней деятельности
Наглядность и иллюстративность
Самостоятельная работа учащихся на уроках
Проблемная ситуация
Эвристическая беседа
Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют самостоятельные работы творческого характера. Например: программированные задания, тесты.
Активация учения учащихся должна рассматриваться учителем не как усиление деятельности, а как мобилизация с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил учеников на достижение конкретных целей обучения и воспитания.
При выборе тех или иных методов обучения необходимо, прежде всего, стремится к продуктивному результату. При этом от учащихся требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося. Если необходимо не только понять и запомнить, но и практически овладеть знаниями, то естественно, что познавательная деятельность учащегося не может сводится только к слушанию, восприятию и фиксации учебного материала. Вновь полученные знания он пробует тут же мысленно применить. И чем активнее протекает этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. У учащегося начинают более устойчиво формироваться новые убеждения и, конечно же, пополняется профессиональный багаж. Вот почему активизация учебно-познавательной деятельности в учебном процессе имеет столь важное значение.