kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад "Повышение мотивации обучающихся посредством применения интерактивных методов обучения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном докладе описывается опыт применения на занятиях  в дополнительном образовании интерактивного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Повышение мотивации обучающихся посредством применения интерактивных методов обучения"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Центр развития творчества «Народные ремесла» р.п.Чунский

















ДОКЛАД «ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ»
















Иванович Татьяна Александровна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории















2019 г.

Дети, обучающиеся третий год по программе «Мастерская художника» – это в основном, подростки. Подростковый возраст – это возраст жадного стремления к познанию, кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Заметное развитие в этот период приобретают волевые черты характера – настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. В подростковом возрасте происходит смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет личностное общение со сверстниками. Внешняя мотивация обучения, создаваемая значимыми взрослыми, уходит на второй план, и начинает формироваться внутренняя мотивация.

В этот сложный для детей период очень важно организовать учебную деятельность таким образом, чтобы она максимально способствовала раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности обучающегося.

Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес. Интерес – реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Интерес и радость должны быть основными переживаниями обучающегося в процессе обучения.

Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности – возможность проявить самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче вызвать интерес к учению. Основное средство воспитания устойчивого интереса – использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.

Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний. Сталкиваясь с трудностью, дети убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал, не требующий умственного напряжения, не вызывает интереса. Преодоление трудностей в учебной деятельности – важнейшее условие возникновения интереса к ней. Но трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает.

Как показывает практика, для поддержания внутренней мотивации обучающихся наиболее эффективно использовать технологии интерактивного обучения. Интерактивное обучение – это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности, активном взаимодействии педагога и участников обучения. Интерактивная деятельность на занятиях предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, значимых для каждого участника задач.

Работа на интерактивном занятии развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между обучающимися, учит работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.

В интерактивном режиме ученики становятся полноправными участниками информационного обмена, их опыт иногда более важен, чем опты педагога, который не дает готовые знания, а побуждает к самостоятельному поиску. В такой модели обучения реализуется идея организации комфортных условий обучения, при которой все ученики активно взаимодействуют между собой.

Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых и деловых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации. Ведущая роль отводится развивающим, частично-поисковым, поисковым и исследовательским методам. Для этого на занятиях организуются парная и групповая работа, применяются моделирование ситуаций, идет работа с документами и различными источниками информации. Занятие организуется так, что все учащиеся вовлекаются в процесс познания, они имеют возможность думать, понимать и рефлексировать.

Основные принципиальные линии интерактивного урока:

  • линия переживания опыта в диалоге;

  • линия рефлексии.

Наиболее распространенными являются следующие интерактивные методы обучения: тренинги, учебные групповые дискуссии, деловые и ролевые игры.

На занятиях по программе «Мастерская художника» я применяю ролевые и деловые игры на различных этапах обучения. Они способствуют появлению у обучающихся новых потребностей, которых раньше не было, то есть, наблюдая за деятельностью и поведением товарищей, он может перенять взгляд на нечто, как на ценность, достойную того, чтобы на нее ориентироваться, что приведет к возникновению новой потребности, что является одним из аспектов мотивации.

В качестве примера хочу предложить занятие по лаковой миниатюре. Тема «Техника и приёмы миниатюрной живописи».

Интерактивное обучение было организовано на основе деловой игры. На занятии работали 2 группы экспертов в области миниатюрной живописи. Взаимодействие участников игры определялось правилами:

  • в работе участвуют все, мы - одна команда;

  • уважительное отношение - каждому;

  • высказываемся только по теме;

  • критикуя идеи, не переходи на личности.

В начале занятия дети определили его цель исходя из озвученной темы. На этапе мотивации было сформировано 2 группы экспертов, которым предстояло приготовить методический материал для учащихся по лаковой миниатюре.

На этапе актуализации эксперты систематизировали материал по основным характеристикам лаковых промыслов России и составляли сравнительную таблицу для обучающихся. (Эксперты могли пользоваться справочным материалом, который мы готовили на уроках.)

Группа, которая быстрее справилась с заданием, представляла данные на доске. Эксперты второй группы дополняли материал.

Второе задание – разработать графическую подсказку для детей по стилистике промысла (Палех и Федоскино). Эксперты должны были определить приемы декоративного обобщения образа в этих промыслах, особенности цветового решения и представить изображение березы – символа России.

На этапе усвоения знаний группам экспертов была предложена статья по искусствоведению, в которой описывались особенности живописи промысла Федоскино и были представлены этапы работы над миниатюрой. Задача экспертов состояла в том, чтобы найти информацию по технике и этапам миниатюрной живописи и составить опорную схему, по которой любой ученик смог в них ориентироваться. После обсуждения в группе схемы представлялись на доске, и каждая группа озвучила новый материал.

Подводя итог мини-исследованию, мы определили, что в миниатюре Федоскино есть две основных техники работы: по-плотному и по-сквозному. Техника работы по-плотному состоит в том, что краски наносятся корпусно, т.е. достаточно большим слоем. Мастер стремится закрыть всю поверхность, при этом каждый цвет как бы сплавляется с соседними цветовыми мазками, образуя общий цветовой строй. Живопись по-сквозному основывается свойствах лессировок, т.е. на способности тонкого слоя масляных красок пропускать сквозь себя свет. Федоскинские миниатюристы остроумно применили основы под живопись, отражающие свет: алюминиевый грунт, золото, поталь, перламутр, что создает неповторимую игру света на поверхности миниатюры.

Поэтапность работы дети определили таким образом: первой стадией живописи является подмалевок, в котором только в самых приблизительных очертаниях намечаются формы изображения, затем создается второй, более тонкий слой живописи, называемый перемалёвком, когда уточняются детали. Третий этап – лессировка, на котором выявляются полутени и тени на изображении. И на последнем этапе – бликовке определяются самые светлые места на фигурах и предметах.

Закрепляя материал, дети выполнили эскиз тарелки в технике по-плотному.

Подводя итог, мы еще раз вспомнили особенности техник и проанализировали достижение целей урока, поработали с оценочными листами.

На этапе рефлексии дети высказали свое мнение о работе в группе экспертов. Они остались довольны новой для себя ролью. Я сделала вывод, что ученики усвоили материал предыдущих занятий, так как смогли быстро составить сравнительную таблицу. Детям понравилось готовить материал для других учащихся, эта работа оказалась для них очень значимой.

Для себя я определила основные правила организации интерактивного обучения. В работу должны быть вовлечены все участники. Процедуры и регламент работы четко определены и закреплены. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Не все дети психологически готовы к непосредственному включению в групповые и коллективные формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Продуктивная работа возможна в малых группах. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться и перемещаться во время работы.

Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что интерактивное обучение позволяет реализовывать идеи взаимообучения и коллективной творческой деятельности. Это процесс общения «на равных», где все участники заинтересованы в нем и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения. В ходе такого общения происходит не только процесс познания, но и процесс личностного роста обучающихся.

Использование интерактивной модели обучения в педагогическом процессе содействует повышению мотивационной сферы обучающихся, улучшает качество усвоения сложного материала, служит более углубленному восприятию новых данных, дает возможность осознанно применить знания в практических условиях.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Бондаренко С. М. Ротенберг В.С. Мозг. Обучение. Здоровье. М., Мой учебник, 2017г.

  2. Ефимов П. П., Ефимова И. О. Интерактивные методы обучения – основа инновационных педагогических технологий [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). – Казань: Бук, 2014. – С. 286-290. – URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6326/ (дата обращения: 23.10.2019).

  3. Иванова Л., «Интерактивные формы обучения». М., 2007 г.

  4. Личностно-деятельностные технологии обучения. Учебно-методическое пособие. Е.В. Лопанова, Т.Б. Рабочих. Омск, 2004 г.

  5. Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.

  6. Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ.– СПб.: Питер, 2006.–352с.

  7. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвящение, 2010. – 192 с.

  8. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб, 2000.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Иванович Татьяна Александровна

Дата: 11.12.2019

Номер свидетельства: 531474

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства