Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме "Влияние гаджетов на развитие речи ребёнка 21 века"»
Доклад по теме "Влияние гаджетов на развитие речи ребёнка 21 века"
В современном мире гаджеты окружают нас повсюду: дома, на работе, на улице, в общественном транспорте. С каждым днём их становится всё больше и больше. Мы уже не представляем своей жизни без телефона, планшета, т.к. нужно быть всегда на связи и в курсе происходящих событий. Многие люди осознают вред, приносимый цивилизацией через данные устройства, но отказаться от них - значит, не владеть быстро обновляющейся информацией.
Но особая опасность таится в раннем знакомстве детей с гаджетами (планшетами, игровыми приставками, мобильными телефонами). Почему же это происходит?Многие родители специально дают своим детям гаджеты. Родители считают их цивилизованными средствами для утешения, отвлечения и развития детей. Эта позиция отцов и матерей подкрепляется еще и тем, что электронные игрушки, занимая внимание детей, позволяют родителям освободить время и силы для работы и личной жизни.
Специалисты отмечают, что нынешнее поколение растёт с серьёзными нарушениями здоровья и психического развития. Ведь ещё во внутриутробном развитии малыш слышит и различает голоса и окружающие шумы. Родившись, младенец может различать по интонации голоса своих родственников. К сожалению, современные родители разговаривают меньше не только с самим малышом, но даже между собой. Придя с работы, молча поглощают информацию, уткнувшись в электронные устройства. Бабушки и дедушки живут от молодых семей обычно отдельно. Таким образом, у крохи возникает дефицит общения. В раннем детском возрасте ему преподносят какие либо гаджеты. Так начинается воспитание детей экраном. Ребенка поощряют, наказывают, воспитывают, обещая или забирая гаджет.
Чем быстрее малыши нажимают на кнопки, тем более многих родителей приводит это в восторг, они думают, что их ребенок вырастет компьютерным гением. В планшетных играх есть только яркие, сопровождаемые музыкой, меняющиеся картинки с примитивными фразами, которые очень увлекают детей. Они раскачивают доречевой уровень активности и фиксируют ребенка на нем, кроха «застревает» на безречевом уровне общения. Такие дети начинают позже говорить, речь их бедна и примитивна. Многим приходится прилагать большие усилия, чтобы выразить свою мысль. Происходит нарушение речевого развития.
При поступлении в детский сад многие дети нуждаются в специальной логопедической помощи. Ведь овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но отвечает другому человеку, когда он сам включён в диалог. Причём, включён не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствам. Для того, чтобы ребёнок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и главное – в его общение со взрослыми. Для эффективного общения ребенок должен уметь организовывать взаимодействие с другими детьми, слышать и слушать собеседника, понимать специфику коммуникативной ситуации и выходить из конфликта, адекватно реагировать на поступки и высказывания других. Освоить эти коммуникативные навыки можно только в процессе общения.
Фразовая речь ребёнка 6–7 лет с нарушением речевого развития зачастую состоит из простых предложений, с неправильным употреблением окончаний, у большинства словарный запас находится на уровне бытовой повседневной ситуации. Дети не знают обобщающих понятий, не могут подобрать родственных слов, не владеют связанной речью. Пересказ осуществляют только с помощью наводящих вопросов. Такой ребёнок будет испытывать трудности в обучении чтению и восприятии информации на слух. В результате это приведет к непониманию текста в целом и значительным проблемам в обучении по всем предметам.
Ученые провели исследования, в результате которых доказано, что дети, которые проводят за компьютером очень много времени, не могут грамотно писать и разговаривать. Современные технологии ведут к росту безграмотности среди школьников — дисграфии (нарушение письма) и дислексии (нарушение чтения).Внедрение в жизненное пространство гаджетов оказало влияние не только на формирование устной речи, но и привело к зарождению особого вида письменной речи (SMS) без орфографических и синтаксических правил и форм вежливости, главной особенностью которой стали краткость и сокращение, коверкание слов. По мере взросления современные дети все чаще «слушают глазами», читая SMS-сообщения и переписку в чате, и «разговаривают пальцами». Самое главное, что школьники не хотят принимать знания о правильном написании! Зачем учить правила, когда в телефоне и на компьютере неправильно написанные слова всегда подчеркиваются и исправляются?Ведущие нейропсихологи свидетельствуют о неуклонно и повсеместно надвигающейся драме — «утрате современными детьми родного языка — несущей оси сознания».
Гаджеты притупляют умение думать и решать какие-то проблемы самостоятельно. Ничего не нужно держать в голове, кроме информации, как пользоваться гаджетом. Единственное, что отлично вырабатывается, — это быстрота реакции. Дети не умеют решать самые мелкие проблемы. Проверить правописание можно в планшете, найти ответ на вопрос – тоже, даже банальные бытовые вещи они гуглят. Просчитывать и продумывать ситуации они не умеют.
Необходимо как можно дольше оттягивать знакомство ребёнка скомпьютером, пока это не станет необходимостью. Пусть ребёнок больше рисует, играет, конструирует, лепит. Ведь развитие речи напрямую связано с развитием мелкой моторики. Пусть он фантазирует, строит, общается. Пусть живёт реальной жизнью. Более важными являются активные игры, а не компьютерные. Они оказывают положительное влияние на нервную систему,способствуют развитию моторики, речи и обеспечивают зарядом положительных эмоций. Ребенок учится общаться с другими детьми.
Мы живем в эру технологий и прогресса, а значит, навыки и умения в этой области пригодятся подрастающему поколению в будущем. Поэтому всё-таки не стоит совсем запрещать детям пользоваться современными достижениями техники. Сложно представить ребенка, который никогда не смотрел телевизор и не держал в руках мамин телефон. Сами по себе гаджеты - не зло. Нужно уметь использовать их во благо.Надо лишь контролировать и учить ребёнка правильному общению с гаджетами. Стоит придерживаться следующих советов:
1. Знакомя малыша 1,5-2 лет с гаджетами, взрослым необходимо давать информацию о них, как и о других предметах. Не нужно формировать у ребенка образ «запретного плода».
2. Принимайте участие в выборе подходящих возрасту игр и мультфильмов, которые будут оказывать положительное влияние на ребенка, способствовать его обучению и развитию.
3. Встаньте на путь разумного ограничения. Сразу же установите правила пользования гаджетами, режимные моменты.
4. В дошкольном возрасте, особенно в безречевой период, взрослые должны вместе с ребёнком работать с гаджетом, дополняя яркие картинки своими комментариями. Ребенок развивается в деятельности. И не просто в деятельности, а в совместной работе с родителями.Когда ребёнок начнёт разговаривать, необходимо обсуждать с ним сюжет, поведение героев, учить высказывать своё мнение о полученной информации. Таким образом закладывать основы развития связанной речи у детей.
Компьютерные технологии открывают огромные возможности перед человеком, но они никогда не заменит простого эмоционального общения со сверстниками, родителями и близкими. Компьютер никуда не денется. Ребёнок научится его использовать за несколько дней, когда придёт время. Не нужно торопить события. Пусть детство будет настоящее, а не компьютерное. Задача родителей помочь маленькой личности идти по такой непростой и интересной дороге, как получение знаний и нового опыта.