Доклад по теме ВКР "Проектная деятельность как средство воспитания патриотических чувств младших школьников во внеурочной деятельности"
Доклад по теме ВКР "Проектная деятельность как средство воспитания патриотических чувств младших школьников во внеурочной деятельности"
Грамотно разработанный комплекс проектов может стать эффективным средством формирования патриотических чувств у обучающихся младших школьников, а также создает условия, способствующие повышению уровня формирования патриотических чувств, обеспечивает положительные изменения в области знаний, формирует нравственные привычки, которые в дальнейшем будут выражаться в поступках в отношении семьи, общества и государства.грамотно разработанный комплекс проектов может стать эффективным средством формирования патриотических чувств у обучающихся младших школьников, а также создает условия, способствующие повышению уровня формирования патриотических чувств, обеспечивает положительные изменения в области знаний, формирует нравственные привычки, которые в дальнейшем будут выражаться в поступках в отношении семьи, общества и государства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме ВКР "Проектная деятельность как средство воспитания патриотических чувств младших школьников во внеурочной деятельности"»
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Проектная деятельность как средство воспитание патриотических чувств детей младшего школьного возраста
Исполнитель:
Немирова А.
Студентка 4 КП группы
Преподаватель: Устьянцева И.Ю.
Камышлов, 2020
План
Введение
Актуальность
Цель и задачи доклада
Основная часть
Психолого-педагогические основы воспитания патриотических чувств младших школьников
Возможности проектной деятельности в процессе воспитания патриотических чувств младших школьников
Заключение
Список литературы
Введение
«Воспитатели, учителя должны знать, кого им нужно воспитывать или выучить, знать не только тот педагогический материал, который сидит или бегает под их руководством, но и тот умственный и нравственный идеал, к которому они обязаны приближать эти вверенные им маленькие живые будущности». В.О.Ключевский
В содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» показана необходимость активизации процесса воспитания патриотизма в младшем школьном возрасте. Представлен портрет выпускника начальной школы, который любит свой народ, свой край и свою Родину; уважает и принимает ценности семьи и общества. Он любознателен, активно и заинтересованно познаёт мир. Необходимо уже в начальной школе как можно больше информации дать о родном крае, о лучших его людях, об истории своей страны. Это поможет учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность патриотизма, как чувства долга перед народом, перед Родиной.
Поддерживая данную мысль, С. А. Винникова подчеркивает, что «Проблема актуализации патриотического аспекта в современном воспитании подрастающего поколения очевидна и весьма своевременна, обусловлена в большей мере духовным фактором». Рассматриваемая область нашла отражение во многих работах педагогов (Г. М. Коджаспирова, В. А. Сластенин и др.). Но к ней обращаются не только педагоги, но и современные философы, социальные педагоги (В. Н. Гуров, Н. Д. Никандров, В. К. Шаповалов, Г. Н. Филонов и др.), исследуя проблему патриотического воспитания детей и молодежи в обновляющейся российской действительности.
Проектная деятельность сегодня становится отличным инструментом в привитии младшим школьником духовно-нравственных ценностей как основы воспитания гражданина и патриота России. Проектная деятельность позволяет формировать активную жизненную позицию, такие нравственные качества – самостоятельность, инициативность, ответственность, сознательность.
Цель данного доклада: обосновать возможности и особенности воспитания патриотических чувств у младших школьников через организацию проектной деятельности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть содержание понятия «патриотическое воспитание».
Определить особенности патриотического воспитания детей младшего школьного возраста.
Раскрыть возможности проектной деятельности в патриотическом воспитании у детей младшего школьного возраста.
Психолого-педагогические основы воспитания патриотических чувств младших школьников
В толковых словарях, термин «патриот» (от греческого «земляк, соотечественник») обозначает человека любящего свою отчизну, преданного своему народу, действующего в интересах Родины.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - патриотизм — чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т.е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству.
Патриотизм состоит из таких компонентов, как:
чувство привязанности к тем местам рождения и взросления человека;
учтивое отношение к родному языку;
забота об интересах Родины;
понимание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
гордость за свою отчизну, за символы государства, за свой народ;
уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям
несение ответственности за судьбу Родины и своего народа, их будущего, выражающееся в тяготении посвящать свой труд, способности упрочению могущества и расцвету Родины;
Патриотизм включает в себя четыре компонента:
1. Потребностно-мотивационный компонент патриотизма. Его организация реализовывается, преимущественно, в системе учебных занятий, а также во время различных видов внеклассной работы с помощью создания таких ситуаций, где ученики ощущали чувства любви и гордости за свою Родину, восторгались ее героической историей, мужеством и храбростью патриотов, ее выдающейся ролью в развитии мировой цивилизации.
2. Когнитивно-интеллектуальный компонент патриотизма. Данная часть содержит в себе основательное понимание сути патриотизма и способов его проявления во всевозможных видах человеческой деятельности. В данном ракурсе большую популярность имеют учебные занятия по большинству учебных предметов, в частности, литературе, русскому языку.
3. Эмоционально-чувственный компонент патриотизма. Состоит из создания у школьников патриотических взглядов и мировоззрений. Для воспитания патриотических взглядов и убеждений важно, чтобы знания о сущности и способах проявления этих качеств приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения.
4. Поведенческий и волевой компоненты патриотизма - это формирование у учащихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений. Сюда входят различные виды трудовой, спортивной и общественно полезной деятельности, туристско-краеведческая работа, историко-этнографические экспедиции, празднование историко-юбилейных дат, связи с воинскими частями, встречи с ветеранами.
Патриотизм является одной из основных черт всесторонне развитой личности. Младшим школьникам необходимо развивать чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважать к его великие свершения и достойные страницы прошлого. Жесткие требования предъявляются школе - ее роль в этом плане является ключевой.
Основные задачи патриотического воспитания школьников младших классов представляют собой:
1. Формирование и закрепление у школьников системы знаний о своем родном крае, который можно представить в виде схемы: природоведческие и географические данные, сведения о жизни своего народа, социальные сведения, отдельные исторические сведения.
2. Развитие у младших школьников заинтересованности к окружающему миру, эмоционального участия на события общественной жизни. В данном контексте предполагается активизация эмоциональной сферы личности, развитие таких чувств как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе, ненависти к врагам.
3. Подключение учащихся в практическую деятельность с применением полученных знаний (умение отобразить имеющиеся знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принимать участие в общественно направленном труде, умение с осторожностью относится к природе, результатам труда других, умение выражать знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками).
Таким образом, можно сделать вывод, что патриотическое воспитание учащихся младших классов представляет собой одну из главных задач образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс. Основа его представлена в виде развития нравственных чувств.
Возможности проектной деятельности в процессе воспитания патриотических чувств младших школьников
Метод проектов в школьном образовании неслучайно приобрёл большую популярность. Участие в проекте даёт ребёнку возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, почувствовать себя самостоятельным. А для педагога использование проектной деятельности как одного из методов развивающего обучения способствует развитию креативности педагогов, повышению их профессиональной компетентности и, как следствие, повышению качества образовательного процесса в ОУ.
Метод проекта – это не просто набор приёмов и действий, подобранных педагогом. Это специально организованная педагогом проблемная ситуация, которая побуждает ученика к поиску информации, выбору способов её переработки, вариантов коммуникативной деятельности с целью её разрешения.
Проектная деятельность позволяет формировать у учащегося нравственные качества через освоения опыта проектного взаимодействия, выработать устойчивый интерес к исследованиям в области семейных и базовых национальных ценностей, истории и культуры родного края, Отечества.
Таким образом, сегодня метод проектов понимается не только как один из способов организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, но и как имеющая огромный педагогический потенциал возможность при организации процесса нравственно-патриотического воспитания.
В таком случае, целесообразно применять проектную деятельность как средство патриотического воспитания, т.к. она развивает выявленные нами критерии нравственно-патриотического воспитания: образно-содержательный, эмоционально-мотивационный и действенно-практический. Именно в проектной деятельности младшие школьники осуществляют поиск решения личностно значимых проблем, основываясь на интегрированных знаниях, метапредметных умениях, субъектном опыте, способностях. В проектной деятельности у обучающихся систематизируются нравственно-патриотические представления, происходит становление их нравственных чувств, совершенствуется опыт нравственного поведения.
Заключение
Таким образом, рассмотрев сущность метода проектов, его роль, можно сделать вывод, что проектная деятельность является эффективным средством патриотического воспитания. Работа над проектом дает возможность задействовать не только интеллект, опыт, сознание человека, а и чувство, эмоции, волевые качества, оказывает содействие «погружению» в проектный материал патриотической направленности. В проектной деятельности у обучающихся систематизируются патриотические представления, происходит становление их нравственных чувств, совершенствуется опыт нравственного поведения.
Таким образом, применение метода проектов создает условия, способствующие повышению уровня патриотической воспитанности младших школьников, обеспечивает положительные изменения в области знаний, формирует нравственные привычки, которые в дальнейшем будут выражаться в поступках в отношении семьи, общества и государства.