Доклад "Основные проблемы преподавания истории в рамках СПО. Связь общеобразовательной подготовки с профессиональной"
Доклад "Основные проблемы преподавания истории в рамках СПО. Связь общеобразовательной подготовки с профессиональной"
Статья о современных проблемах преподавания предмета истории в рамках СПО. Актуализация задач установления связи общеобразовательного предмета с профессиональной деятельностью
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад "Основные проблемы преподавания истории в рамках СПО. Связь общеобразовательной подготовки с профессиональной"»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Гуковский строительный техникум»
ДОКЛАД
Тема: «Основные проблемы преподавания истории в рамках СПО. Связь общеобразовательной подготовки с профессиональной»
Автор работы: Преподаватель истории и обществознания ГБПОУ РО «Гуковский строительный техникум» Власова Н.Е.
Гуково 2022 г.
Духовно-нравственное становление молодежи, подготовка ее к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства. Организация профессионально-педагогической подготовки будущего специалиста на основе культурологического подхода позволяет актуализировать не только профессиональные, но и личностные ценности. Они проявляются в идеале, убеждениях, установке, деятельности, порядочности, честности, ответственности, точности, которые связаны, прежде всего, с духовными, нравственными, социальными ценностями.
В условиях продолжающегося реформирования российского образования система среднего профессионального образования играет значимую роль в удовлетворении интересов личности, потребности региональных рынков труда, перспектив развития экономики и социальной сферы.
В настоящее время одним из ведущих направлений развития системы среднего профессионального образования признается совершенствование воспитания, как неотъемлемой части целостного образовательного процесса на основе следующих принципов: гуманистической направленности воспитания, эффективности социального взаимодействия, концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности, формирование гражданско-правовой позиции.
Многообразие академических учебников позволяет использовать новейшие технологии на основе личностно-ориентированного обучения. Выбор методики преподавания открывает перспективы для творческого начала педагога и дает ему возможность для дальнейшего роста индивидуальной траектории каждого обучающегося [3, c.184-185]. Создание электронных ресурсов, использование информационных технологий позволяют сделать каждый урок неповторимым, а студента - активным участником в процессе получения новых знаний. Но кардинального изменения ситуации не происходит. Низкий уровень знаний истории остается проблемой.
Безусловно, современная Россия оказалась в сложной ситуации в связи с тем, что многие предыдущие ценности разрушены. Изменения коснулись не только государственного устоя, но и системы образования. Понимание важных исторических событий подвергается переосмыслению. Историческая наука одна из первых столкнулась с проблемами преподавания учебного материала. Как общественно-гуманитарная наука, она аккумулирует в себе не только различные исторические периоды, но и отражает общественное влияние, так называемые государственные приоритеты и ценности. В связи с этим именно преподавание этого предмета связанно с основными трудностями, а учет категории модальности не позволяет трактовать события односложно. Необходимо полное включение в изучение «неоднозначных и спорных вопросов» [1, с.155].
С другой стороны, мы можем говорить о недостаточном изучении такой важной темы в истории России, как Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Учебная литература отводит на эту тему от 2 до 4 занятий. В лучшем случае около 4 часов преподаватель может изучать с обучающимися столь важную и значимую тему. Имеем ли мы после этого право говорить о том, что подрастающее поколение плохо знает историю самой кровопролитной войны. Стоит задуматься о будущих результатах образовательной деятельности. Пройдет еще немного времени, и новое поколение будет верить в любую информацию, высказанную «новыми творцами истории». Огромный поток неконтролируемой информации оказывается в свободном доступе для несовершеннолетних. Понять, что является правдой, а что вымыслом, без определенных знаний и жизненного опыта, невозможно. Это влечет за собой негативные тенденции. Поколения не знающих людей будет воспитывать своих детей в том же ключе.
Для подрастающего поколения вносятся новые представления о Великой Отечественной войне в Европе и в СССР. Русский солдат перестал быть освободителем. Новый термин оккупант используется повсеместно. Подменяются цели и стремления воюющих сторон. Наш народ, показан агрессором, которого необходимо остановить. Позиция РФ в современной международной политике преподносится крайне негативно [5, с.21].
Если мы хотим получить хороший результат, то необходимо пересмотреть количественный и качественный показатель преподавания и предмета в целом, и военной тематики в частности. Возможно, даже вывести тему Великой Отечественной войны в обязательный факультатив с просмотром документальных архивов, художественных фильмов, посещения музеев и мест боевой славы. Необходима более качественная подготовка квалифицированных специалистов. Создание учебных пособий могло бы сформировать интерес к этой тематике обучающихся любого возраста.
Госсекретарь США Джон Керри попросил Россию признать и смирится с поражением в "холодной" войне, выступая 18 марта 2015 года перед группой студентов университета в государственном департаменте, пишет ABC News. Но последнее десятилетие показало, что наша страна имеет собственное мнение. Мы помним и чтим свою историю и в состоянии вернуть чувство сопричастности и гордости за свою страну подрастающему поколению.
В настоящее время Россия еще может изменить ситуацию, сформировать у молодежи уверенность в великом будущем своей страны. Гордиться и помнить свое прошлое, быть достойными памяти поколений, отдавшим свои жизни за независимость нашей Родины, уважать свое государство и не позволить разрушить его изнутри.
Еще одной важной проблемой преподавания истории в СПО является установление взаимосвязи общеобразовательной дисциплины с профессиональной подготовкой студентов, поскольку задача подготовки профессионально-компетентных, широко образованных рабочих, способных решать новые задачи, активно и творчески включаться в решение сложных производственных проблем, является одним из самых приоритетных направлений работы учреждений СПО.
Превращение науки в непосредственную производительную силу ведет к тому, что знания по предметам общеобразовательного цикла становятся не только базой для овладения специальными знаниями: они выступают в качестве квалификационного требования к рабочим многих современных профессий. Вот почему профессиональная направленность становится необходимым условием преподавания общеобразовательных предметов в учебных заведениях профессионального профиля. Профессиональная направленность обучения дает возможность показать, как изучаемые основы наук находят применение в практике, влияют на развитие техники и технологии, на эффективность производственной деятельности квалифицированного рабочего. Именно в сохранении преподавания основ наук в школьном объеме и акцентировании внимания учащихся на возможности применять знания по общеобразовательным предметам при изучении конкретной профессии является основой концепции профессиональной направленности.
Существует несколько трактовок понятия «профессиональная направленность преподавания». Одна из наиболее полных состоит в следующем. Принцип профессиональной направленности преподавания заключается в «своеобразном использовании педагогических средств, при котором обеспечивается усвоение учащимися предусмотренных программами знаний, умений, навыков и в то же время успешно формируются интерес к данной профессии, ценностное отношение, профессиональные качества личности будущего рабочего». Педагогическими средствами, служащими реализации профессиональной направленности преподавания, являются как элементы содержания обучения, так и некоторые компоненты приемов, методов и форм обучения.
Если говорить о роли истории как общеобразовательной дисциплины в профессиональной подготовке, то здесь важно отметить не только духовную составляющую, но и практическую значимость этого предмета. Для различных профессий особый интерес представляет то, как жили и, в особенности, трудились люди аналогичных профессий 100, 200 и более лет назад.
Так, например, для специальности «повар-технолог», рассказывая о жизни и быте людей в различные эпохи, всегда будет важно и полезно обратить внимание на технологии хранения, обработки и использования тех или иных продуктов, историю приспособлений, которые легли в основу современным кухонным гаджетам и т.д. Для специальности «строитель» упор можно сделать на изучении приемов и технологий строительства различных культурно-исторических объектов, например, древнеегипетских пирамид или средневековых замков. Это не только интересно, но и полезно, поскольку рождает у будущих рабочих уважение к своей профессии, которая в контексте исторических времен нашла действенные способы, методы, технологии и приспособления, позволившие поднять простое ремесло на непревзойденно высокий уровень. Особый прием связи истории с профессиональной подготовкой представляет собой ведение словаря профессиональных терминов, которые позволяют формировать у студентов историческое представление о древних приспособлениях, формируют культуру речи и влияют на общий уровень развития будущего рабочего.
Такие методы и приемы повышают интерес обучающихся к изучению предметов, как общеобразовательного, так и специального цикла, тем самым выполняя одну из первостепенных задач СПО – связи общеобразовательных дисциплин с профессиональной подготовкой.
Список литературы
Кацва Л.А. Преподавание истории в современной российской средней школе // Вопросы образования, 2005. №2. С. 148-163.
Борисова Н.Я. Сопровождение инновационной деятельности педагогов // Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование», 2010. №8. С. 16 – 21.
Осмоловская, И. М. Инновации и педагогическая практика / И. М. Осмоловская // Народное образование, 2010. № 6. С. 184-185.
Солодухина О.А. Классификация инновационных процессов в образовании // Среднее профессиональное образование, 2011. №10. С. 12 – 13.
Стрелова О.Ю. Воспитание исторической памяти в контексте государственной политики модернизации системы общего исторического образования // Проблемы преподавания истории и гуманитарных дисциплин в школе: традиции и инновации, 2016. Электронное издание. С. 19-28