Доклад на тему: "Взаимовлияние детей с ОВЗ и социальной средой"
Доклад на тему: "Взаимовлияние детей с ОВЗ и социальной средой"
Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными способностями. Специфика работы с этими детьми характеризуется тем, что дети школ VIII вида могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – удовлетворения особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития, то есть сферой специального образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Взаимовлияние детей с ОВЗ и социальной средой"»
Доклад на тему: «Взаимовлияние детей с ОВЗ и социальной средой».
Учитель: Хрубилова Татьяна Ивановна.
ГКОУ «Красноярская школа – интернат».
Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными способностями. Специфика работы с этими детьми характеризуется тем, что дети школ VIII вида могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – удовлетворения особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития, то есть сферой специального образования.
Под специальным образованием мы понимаем обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями развития и здоровья, направленное на их наиболее полную социализацию и интеграцию в общество, на достижение максимально возможного уровня образования с учётом индивидуальных особенностей ребёнка.
В течении нескольких лет я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Развитие способностей у обучающихся с интеллектуальным недостатком является одним из необходимых условий для успешной их социализации в обществе. Вот те конкретные задачи которые я ставлю перед собой:
-развивать речь;
- развивать сообразительность;
- включать детей в разнообразную деятельность;
- активизировать умственную деятельность.
Поэтому при составлении плана урока продумываю формы и методы работы с такими детьми. Самой известной и самой распространённой социальной формой является фронтальное обучение. Различают две формы деятельности в этой социальной среде: сообщение учителя, вопросно – развивающее обучение. Обе нуждаются в продуманном планировании и чётком проведении. На своих уроках я использую данную форму при обобщении, повторении материала, при актуализации знаний для изучения нового материала.
Следующим видом социального взаимодействия является индивидуальная работа. В индивидуальной работе учащийся учится один: я выступаю в роли помощника при решении возникающих проблем. Очень важно создать условия, чтобы ученик смог принять мою помощь, то есть войти с ним в социальное общение. К формам одиночной работы относится прямое индивидуальное обучение, когда учитель даёт задание конкретному ученику. Например в 8 классе Кротов Миша не может работать со всеми вместе, поэтому я даю ему работу по карточке, заранее подготовлен текст с пропущенными по теме словами. Ему нужно вставить верные выражения. Или в 9 классе Бельченков Алексей справляется с заданием очень быстро и у него пропадает интерес к уроку. Я готовлю ему по пройденной теме кроссворд. Эта работа повышает его самооценку и активизирует его умственную деятельность. И косвенное индивидуальное обучение, когда учитель даёт задание группе учащихся, каждый из которых выполняет свою часть индивидуально, затем результаты сообщаются в группе. Так в 9 классе при изучении темы «Значение органов чувств» для того чтобы понять, что все органы чувств работают согласованно, мною было предложено группе учащихся с закрытыми глазами и на ощупь определить: одному ученику – какой предмет ему вложен в руку, другому с закрытыми глазами, не прикасаясь руками, определить по запаху, что находится перед ним. Затем объединить полученные сведения и назвать этот предмет.
Эта форма особым образом соответствует задачам индивидуального процесса обучения. Для реализации этих социальных форм необходимо чёткое знание различных видов нарушений интеллекта и областей, в которых оно выявлено, что даёт достаточную картину. Сюда относятся наблюдения за процессом обучения, беседы по теме, анализ ошибок, педагогическое тестирование – всё это способствует адекватной организации индивидуальной работы учитывающей индивидуальные возможности учащегося. Индивидуальная работа должна соответствовать состоянию его развития на данный момент и вести к дальнейшему становлению личности. В своей работе я также использую групповую форму обучения. При групповой работе процесс осуществляется «в группе и с группой», то есть не под прямым руководством учителя. Здесь предусмотрены две формы организации:
I форма – все группы работают над одной и той же темой и выполняют одинаковую работу, например, 3 группы выполняют аналогичное задание (разные по степени сложности), в каждой группе – хорошо успевающий учащийся, который должен показать и научить менее успевающих. Так в 7 классе Ильченко Коля не вошёл в социум группы (отнял лист с заданием, выбрал себе задание попроще и выполнил его сам). Учебная социальная группа даётся ему с трудом. Каждый имеет право высказать своё мнение. В результате приходят к единому мнению.
II форма – проведено разделение труда и все группы выполняют разные задания, которые в сумме составляют целостное содержание, например, когда одна группа работает по вопросам , вторая – по карточкам (сделай по образцу), третья – по предложенному тексту составляет план ответа и делает рисунок. В результате активизировали нужные знания.
Преимущества такой формы обучения состоят в активизации учащихся и их самостоятельной деятельности, в воспитании у них готовности к сотрудничеству и социальной ответственности ( дети не хотят подводить своих товарищей). Такая форма обучения обладает большим развивающим эффектом. Групповая форма обучения предъявляет довольно высокие требования к способностям учащихся и учителя. Опыт показал, что
- успешному групповому обучению, направленному самими учащимися, должны предшествовать целенаправленные учебные процессы передачи необходимых социальных и коммуникативных компетенций;
- не всякая групповая работа может протекать гармонично;
- групповое обучение не всегда и не в равной мере оказывает благоприятное воздействие на всех учащихся, некоторые дети могут не вписаться в другие группы;
- групповая работа требует относительно больших затрат времени и сил для подготовки.
Эта форма обучения в большей мере подходит для работы с детьми с ОВ: группа выступает важным социальным учебным звеном, работа в ней – важный специфический метод для таких учащихся.
Процессы группового обучения дают трудным детям больше возможностей для разгрузки, втягивания в деятельность и через взаимный контроль приучают к объективности. Для того, чтобы передать учащимся необходимые социальные и коммуникативные навыки, следует, с одной стороны, целенаправленно придерживаться определённых требований; с другой – закреплять эти навыки именно в групповых процессах.
Партнёрская работа – так же, как и групповая , представляет собой самостоятельную форму, которая может значительно повысить эффективность обучения. Она благоприятно, хотя и не так комплексно, сказывается на развитии социальных процессов; так же партнёрская работа влияет и на успеваемость учащихся.
Партнёрская работа особенно подходит для выполнения трудных заданий. Различные уровни компетенции партнёров оказывают скорее положительное, чем отрицательное влияние. Формируя постоянные пары, можно развивать и использовать в работе систему наставничества. Так в 6 классе при изучении темы «Три состояния воды» , пара сформировалась сама: Орлов Андрей - Соколов Женя при заполнении таблицы по этой теме. Андрей оказывает благоприятное влияние на Женю.
Партнёрская работа заметно усиливает стремление и готовность учащихся к сотрудничеству, (сначала со сверстником – сотрудничество в тесном социуме). Это служит весомым аргументом в пользу введения такой формы работы в обучении детей с нарушениями в поведении.
Но наиболее продуктивным представляется одновременное создание различных группировок, комбинирование различных социальных форм: одни учащиеся могут работать в группе, другие, которым легче даётся учёба, - с партнёром. Одним труднее индивидуальное взаимодействие с учителем.
Эти варианты обеспечивают возможность гибко использовать социальные формы в обучении. Таким образом повышение качества знаний детей с ограниченными возможностями здоровья может быть достигнуто, в первую очередь, за счёт наиболее полной их социализации, под которой понимается совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, осваивая социальные роли и культурные нормы.
Выше перечисленные виды работы помогают детям научиться слышать и слушать других, а не только себя. Учат взаимовыручке, умению принимать помощь и давать её другим, что облегчит их адаптацию в современном социуме.