kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на педагогическом совете на тему: "Методологическая культура педагогов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал подходит для доклада на педагогоическом совете. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на педагогическом совете на тему: "Методологическая культура педагогов"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА













Выступление на педагогическом совете

на тему: «Методологическая культура педагогики»











Подготовила: пдо Соколянская Н.В.

Дата проведения педсовета: 09.01.2014 г.













2014 г.



Доклад



Методологическая культура педагога - это особая форма деятельности педагогического сознания, живая, т.е. пережитая, переосмысленная, выбранная, простроенная самим педагогом методология личностно-профессионального роста.

Рассматривая методологическую культуру как одну из составляющих современной компетентности педагога, выделяют следующие формы повышения ее уровня:

-коллективная форма, включающая в себя объединения педагогов по работе над методической темой, над проблемами, возникающими в профессиональной деятельности, над внедрением инновационных методов и приемов работы;

-индивидуальная форма, используемая для самосовершенствования в теоретических и практических вопросах профессиональной деятельности.

В современных условиях педагог должен:

-уметь самостоятельно выстраивать образовательный процесс;

-ставить цель, выделять необходимые для ее достижения принципы;

-определять адекватные целям и принципам педагогические задачи;

-выстраивать гипотезу их решения.

Основными составными частями культуры этого вида являются:

-проектирование и конструирование учебно-воспитательного процесса;

-осознание, формулирование и творческое решение педагогических задач;

-методическая рефлексия.

Эти составляющие обеспечивают высокий уровень профессиональной деятельности педагога, характеризуют его как творческую личность.

Высшим уровнем профессиональной готовности педагога является наличие у него методологической культуры, основными признаками которой выступают:

-понимание процедур, «закрепленных» за категориями философии и за основными понятиями, образующими концептуальный каркас педагогической науки;

-осознание различных понятий образования как ступеней восхождения от абстрактного к конкретному;

-установка на преобразование педагогической теории в метод познавательной деятельности;

-направленность мышления педагога на генезис педагогических форм и их «целостнообразующие» свойства;

-потребность воспроизводить практику образования в понятийно-терминологической системе педагогики;

-стремление выявить единство и преемственность педагогического знания в его историческом развитии;

-критическое отношение к «самоочевидным» положениям, к аргументам, лежащим в плоскости обыденного педагогического сознания;

-рефлексия по поводу предпосылок, процесса и результатов собственной познавательной деятельности, а также движения мысли других участников педагогического процесса;

-понимание мировоззренческих, гуманистических функций педагогики.

Овладение методологической культурой.

Начать работу в этом направлении нужно с «вхождения в проблему», с изучения основ педагогики. Какие же знания дают педагогу базовые представления о том, как он должен выстраивать собственную практическую деятельность?

Прежде всего, это знания закономерностей и принципов педагогической деятельности.

Подобно явлениям физического мира и социальным процессам, педагогические процессы тоже подчинены законам. В педагогике их принято называть закономерностями. Закономерности - это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса. Наука подчеркивает вероятностно- статистический характер педагогических законов: они проявляются не в каждом отдельном случае, а на значительном количестве примеров. Поскольку на педагогический процесс влияет много факторов, прежде всего люди, то он протекает не всегда по указанному пути. В этом сложность всех социальных процессов, они зависят от субъективного фактора. Тем не менее,знание закономерностей означает понимание того, как устроено воспитание и как действовать в разных ситуациях.

Во-вторых, это знания современных подходов и концепций воспитания. Концепции определяют основные ориентиры для построения и регулирования педагогического процесса, объединяют участников педагогической деятельности общими идеями.

В современной педагогике параллельно сосуществуют и развиваются два направления: методология научно-педагогической деятельности (методология педагогики как науки) и методология практической педагогической деятельности.

С одной стороны, методология направлена на осознание собственной теоретической и практической деятельности, на формирование умения анализировать и конструировать процесс собственного мышления, то есть учиться мыслить правильно и эффективно для продуктивной осознанной практической деятельности. С другой стороны, в применении методологии нуждается продуктивная деятельность, направленная на получение объективно нового или субъективно нового результата.

Овладение методологической культурой происходит на основе усвоения теоретических и методологических знаний (современные подходы и концепции воспитания, закономерности педагогической деятельности и др.), а также путем постановки и решения познавательных и практических задач.

Таким образом, методологическая культура педагога есть творческая самореализация его личности в процессе проектирования педагогической деятельности и собственного профессионального уровня. Реализуя в педагогической деятельности свой методологический багаж, педагог раскрывает перед учащимися картину мира, собственную систему ценностей, что в наибольшей степени способствует обогащению чувственной сферы школьников, их знаний и норм освоения культуры, развитию личностной культуры детей.

В связи с этим следует выделить ряд актуальных для развития системы методической работы проблем:

1.Проблема профессиональной активности педагогов.

2.Проблема мотивации педагогов на разработку нового содержания образовании и применения эффективных образовательных технологий, соответствующих уровню гимназического образования.

3.Проблема методологической и информационной культуры педагогов, недостаточной для повышения результативности образовательного процесса и к работе в инновационном режиме.

Возможные пути преодоления недостатков:

1. Активнее привлекать педагогов к подготовке заседаний МС и педагогических советов, участию

в конкурсах.

2.Администрации найти пути стимулирования педагогов дополнительного образования в подготовке и проведении открытых воспитательных мероприятия, публикации своего опыта на страницах методических журналов.

Результат: более качественная работа педагогов, их участие в различных мероприятиях, в педагогических конкурсах.

Воспитатель никогда не может быть

слепым исполнителем инструкции:

не согретая теплотой его личного убеждения,

она не будет иметь никакой силы.

К. Д. Ушинский


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Доклад на педагогическом совете на тему: "Методологическая культура педагогов"

Автор: Соколянская Наталья Викторовна

Дата: 20.01.2017

Номер свидетельства: 381755


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства