Доклад "«Мониторинг преобладающих способностей в процессе психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Доклад "«Мониторинг преобладающих способностей в процессе психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в дополнительном образовании. Мониторинг преобладающих способностей в процессе сопровождения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад "«Мониторинг преобладающих способностей в процессе психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного и младшего школьного возраста»»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества»
Доклад
«Мониторинг преобладающих способностей в процессе психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Выполнила: педагог психолог
Попова Оксана Владимировна
г.Новомосковск, 2018
«Мониторинг преобладающих способностей в процессе психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Слайд 1 Во «Дворце детского (юношеского) творчества» ведется психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в СРЭР «Росток» и ШТР «Радуга».
Слайд 2 Психолого-педагогическое сопровождение включает в себя проведение следующих мероприятий:
Психолого-педагогическая диагностика воспитанников СРЭР «Росток» и ШТР «Радуга»;
Педагогическое наблюдение;
Развивающие занятия;
Индивидуальная работа с обучающимися, педагогами (по запросу);
Консультирование педагогов и родителей (по запросу).
Взаимодействие с родителями осуществляется по мере возникновения проблем.
Слайд 3 СРЭР «РОСТОК»
В Студии раннего эстетического развития «Росток» целью работы психологической службы является создание комфортной среды для развития творческих способностей детей, обучающихся в Студии.
Слайд 4 Перечень диагностических методик представлены на слайде.
Первый год обучения:
- Методика определения сенсорного развития.
Второй год обучения:
-«Запомни рисунки» (выявление уровня развития памяти);
-Программа психолого-педагогической оценки готовности к началу школьного обучения;
- «Лесенка» (выявление самооценки);
- «Опросник для определения сферы предпочтительных интересов у детей старшего дошкольного возраста».
Психолог работает с группами первого, второго и третьего года обучения.
В начале и в конце учебного года проводится диагностика познавательного развития детей, цель которой – выявление соответствия уровня развития детей возрастным нормам.
Слайд 5
В группах первого года обучения проводится диагностика сенсорного развития, так как ведущая роль в развитии ребенка в этом возрасте принадлежит восприятию.
Слайд 6
В группах второго года обучения проводится обследование познавательного развития: внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия, так как в этом возрасте происходит их активное развитие.
Слайд 7
В группах третьего года обучения проводится диагностическое обследование творческих интересов и способностей ребенка, а так же диагностика готовности к регулярному школьному обучению, диагностика самооценки.
После проведения диагностического обследования проводятся родительские собрания, а так же индивидуальные консультации, где родителей информируют о результатах проведенной диагностики, даются необходимые рекомендации для преодоления возникших трудностей и проблем.
В конце учебного года для детей третьего года обучения составляются карты индивидуального развития, где прописываются индивидуальные психологические особенности ребенка. Затем эти карты передаются родителям.
Увеличение количества диагностических методик на каждом году обучения, с помощью которых исследуются разные стороны личности дошкольников, связано с тем, что заканчивается период дошкольного детства и переход к следующему возрастному периоду должен быть благополучным.
На следующем возрастном этапе, при поступлении в школу, дети переходят в творческое объединение «Радуга».
Слайд 8 ШТР «РАДУГА»
В ШТР «РАДУГА» так же ведется психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, которое рассматривается как особый вид помощи (или поддержки) ребенку, направленной на развитие творческих способностей, расширение диапазона его творческого развития, гармонизацию психического склада личности в целом.
Слайд 9 Перечень диагностических методик.
Первый год обучения в ШТР «Радуга»:
Тест креативности Торренса (диагностика творческого мышления);
Тест на выявление уровня развития коммуникативных способностей («КОС-1»);
Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса;
Анкета для оценки уровня школьной мотивации
Н. Лускановой;
Тест на определение комфортности окружающей среды
Второй, третий год обучения в ШТР «Радуга»:
Анкета для предварительной ориентации в интересах и склонностях обучающихся;
«Дифференциально-диагностический опросник»
Е.А. Климова (диагностика ориентации в профессиональных интересах и склонностях обучающихся)
Используемые методики позволяют проводить диагностику, как в групповой форме, так и индивидуально. Данные методик взаимосвязаны друг с другом, что позволяет проводить мониторинг уровня развития исследуемых областей.
В начале и в конце первого года обучения проводится диагностика творческого развития обучающихся с целью определения и в дальнейшем отслеживания динамики уровня творческого развития (креативности мышления); мотивации обучения; школьной тревожности; комфортности учебной среды; качественных особенностей коммуникативных склонностей.
В целом, происходит выявление слабых сторон в развитии детей и разработка рекомендаций для педагогических работников и родителей.
Слайд 10Тест креативности Торренса. На слайде наглядно представлены результаты теста Торренса, на котором мы можем отследить динамику творческого развития обучающихся на конец учебного года.
Для решения возникших проблем, с обучающимися проводятся развивающие занятия.
Слайд 11 Результаты анкетирования родителей.
В конце учебного года проводится анкетирование родителей с целью выявления наиболее полной информации о качестве предоставляемых услуг в ШТР. Это помогает нам, проанализировав полученную информацию, правильно спланировать дальнейшую работу в этом направлении и оптимизировать в дальнейшем педагогический процесс.
Слайд 12 «Отношение обучающихся к различным видам профессиональной деятельности по признакам предмета или объекта, с которым человек взаимодействует в процессе труда». (На слайдах представлен Опросник)
Успешному первоначальному исследованию профессиональных интересов и склонностей обучающихся в различных областях профессий способствует проведение психологической диагностики детей 2-3 годов обучения по программам, в результате которой прослеживается отношение обучающихся к различным видам профессиональной деятельности по признакам предмета или объекта, с которым человек взаимодействует в процессе труда: «человек-природа»; «человек-техника»; «человек-человек»; «человек-знаковая система»; «человек-художественный образ».
Слайд 13«Отношение обучающихся к различным видам профессиональной деятельности по признакам предмета или объекта, с которым человек взаимодействует в процессе труда». (На слайдах представлен Опросник)
После проведения диагностического обследования проводится педагогическое совещание, на котором педагогов информируют о результатах проведенной диагностики, затем даются необходимые рекомендации для преодоления возникших трудностей и проблем в виде памяток, информационных листов. В случае необходимости с педагогами ведутся индивидуальные консультации.
Родителей информируют о результатах проведенной диагностики в форме психологического заключения, в которых даются рекомендации по дальнейшему сопровождению детей в различные творческие объединения во Дворце. Например, если у ребенка выявлен вид профессиональной деятельности «человек-техника», то мы рекомендуем кружки технической направленности, если «человек-художественный образ», то рекомендуем кружки творческой направленности.
Слайд 14 «Изображение детей в разной деятельности».
В заключение выступления хотелось бы отметить - чем раньше будут выявлены задатки, склонности и способности ребенка, тем больше будет возможностей для их развития в дальнейшем и тем более осознанным будет выбор профессии в будущем.
Психология - серьезная наука, но везде должен быть соблюден баланс. Поэтому я предлагаю вам пройти тест, носящий легкий юмористический оттенок, что не помешает определению вашей профессиональной направленности.
Слайд 15 Тест «Куда определить сотрудника?»
Инструкция: «Представьте, что вы пришли устраиваться в нашу фирму на работу. Вас встретил секретарь, проводил в комнату с белыми стенами, в которой из мебели есть только 2 стула и стол, и попросил подождать несколько минут, а сам пропал почти на 2 часа. Вам очень хочется работать в нашей фирме, поэтому вы наберетесь терпения и будете ждать. Чтобы скрасить ожидание, вы выберете для себя один из 11 вариантов, описанных на данном слайде.
Слайд 16 «Варианты времяпровождения»
1. Разберу стол на детали.
2. Буду считать окурки, оставленные в пепельнице.
3.Начну что-то напевать и при этом сильно жестикулировать.
4. Буду разговаривать с мебелью.
5. Не буду терять время даром и немного вздремну.
6. Напишу письмо, в котором выскажу все, что я думаю по поводу сложившейся ситуации.
7. Буду сохранять полное спокойствие и даже не обернусь, чтобы взглянуть на того, кто войдет в комнату.
8. Буду нервничать, но попытаюсь убедить себя, что все не так уж и плохо.
9. Попытаюсь играть со своими очками.
10. Займусь изучением дефектов мебели.
11. Попытаюсь отремонтировать сломанный стул.
Результаты тестирования.
1. Если тестируемый выбрал первый вариант, ему самое место в отделе исследований и информации.
2. Если тестируемый выбрал второй вариант, лучше всего он проявит себя в отделе финансов.
3. Если тестируемый выбрал третий вариант, отправьте его в справочный отдел.
4. Если тестируемый выбрал четвертый вариант, наиболее подходящее для него место – отдел кадров.
5. Если тестируемый выбрал пятый вариант, он прирожденный менеджер.
6. Если тестируемый выбрал шестой вариант, устройте его работать в отдел технической документации.
7. Если тестируемый выбрал седьмой вариант, фирма только выиграет, если он будет трудиться в службе безопасности.
8. Если тестируемый выбрал восьмой вариант, отправьте его в отдел маркетинга.
9. Если тестируемый выбрал девятый вариант, доверьте ему программное обеспечение.
10. Если тестируемый выбрал десятый вариант, отдел снабжения для него – родная стихия.
11. Если тестируемый выбрал одиннадцатый вариант, никто лучше его не справится с вопросами сбыта.
Данным тестом нередко пользуются при приеме на работу. Для этого потенциального сотрудника приводят в комнату, в которой, кроме стола и пары стульев, ничего нет, просят его подождать некоторое время, затем уходят и появляются только через пару часов. За его поведением в комнате ведут скрытое наблюдение.
Если человеку действительно нужна эта работа, он никуда не уйдет. Вопрос в том, чем он будет заниматься в ожидании собеседника. И в зависимости от этого его определяют в то или иное подразделение фирмы.
Надеюсь, что с помощью этого легкого теста вы сегодня узнали о направленности своей профессиональной деятельности немного больше.