Доклад: «Формирование ключевых компетенций на уроках самопознания в соответствии с требованиями модернизации образования».
Доклад: «Формирование ключевых компетенций на уроках самопознания в соответствии с требованиями модернизации образования».
Одним из функционально значимых предметов в становлении личности ребенка является предмет «Самопознание». Познав себя, мы способны вывести свою личность на более высокий уровень и сможем продвигаться по этому направлению настоящими семимильными шагами. Основой современных требований к построению педагогического процесса является создание условий для самостоятельности, способности к творчеству, его высокой потребности в сотрудничестве. Задача формирования личности учащегося выступает как задача обеспечения его культурно-личностного роста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад: «Формирование ключевых компетенций на уроках самопознания в соответствии с требованиями модернизации образования».»
Доклад: «Формирование ключевых компетенций на уроках самопознания в соответствии с требованиями модернизации образования».
Цель: содействовать адаптации учащихся к жизни.
Учитель самопознания:
Вольская Галина
Анатольевна
Слайд № 1.
В настоящее время в условиях развития новой экономики, в которой основным ресурсом становится мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал, в Казахстане идет становление новой системы образования. В качестве главного результата образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества.
Важными целями образования должны стать развитие у учащихся способности действовать и быть успешными, формирование таких качеств, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми.
Одним из функционально значимых предметов в становлении личности ребенка является предмет «Самопознание». Его изучение осуществляется по типовым учебным программам для организаций образования, разработанным институтом МОН РК «Гармоничное развитие человека» (Алматы, ННПООЦ «Бөбек»), утвержденным приказом Министра образования и науки РК от 03.04.2013г. №115).
Слайд №2.
Предмет «Самопознание» формирует у учащихся способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Слайд №3.
НДО “Самопознание” осуществляется посредством целенаправленного развития следующих жизненно важных ключевых компетенций:
Определять свою жизненную позицию;
Конструктивно решать различные вопросы соответственно нравственным нормам;
Выстраивать доброжелательные отношения с собой, людьми и окружающим миром;
Оказывать посильную помощь людям, проявлять заботу о родных и близких;
Жить в ладу с самим с собой, быть искренним в мыслях, словах и действиях;
Развивать на практике навыки служения обществу.
Ключевые компетенции служат ориентиром для всех участников образовательного процесса и основанием для определения содержания учебного предмета «Самопознание», организации нравственно-духовного образования.
Основой современных требований к построению педагогического процесса является создание условий для самостоятельности, способности к творчеству, его высокой потребности в сотрудничестве. Задача формирования личности учащегося выступает как задача обеспечения его культурно-личностного роста.
На уроках самопознания ведется откровенный диалог с учителем, в социально-ролевых играх и тренингах исследуется мир человеческих взаимоотношений, происходит обмен жизненными наблюдениями, развиваются навыки практического служения обществу.
Слайд №4.
Вопросами самопознания дети начинают увлекаться в детстве: «А что такое жизнь? А зачем мы живем?». Но для того чтобы на них ответить, нужно разобраться в себе. То есть познать себя.
Познав себя, мы способны вывести свою личность на более высокий уровень и сможем продвигаться по этому направлению настоящими семимильными шагами. Мы будем знать, как действовать в тот момент, когда перед нами стоит выбор. Существуют разнообразные методы и приемы преподавания самопознания, помогающие раскрытию содержанию уроков. На уроках самопознания я использую различные методы и приемы работы: позитивный настрой, цитаты, рассказывание историй, творческая, групповая деятельность, музыка и пение хором.
Примером такого урока служит урок самопознания на тему: «Родственные узы» (Приложение 1)
Мыслить позитивно – это умение человека отфильтровывать хорошие и плохие мысли, ставя во главу хорошие. Именно умение воспринимать хорошее и отталкивать от себя плохое является основной целью позитивного настроя, а методические приемы позитивного настроя позволяют быстрее перейти к позитивному мышлению и гармонизировать свою жизнь в целом.
С древних времен истории служили средством передачи информации от поколения к поколению. В старину, когда письменность и книги не были так распространены, рассказывание историй было главным методом обучения и развития характера. Ценности, такие как храбрость, честность и верность вплетались в сюжет и таким образом служили примером для детей. Безусловно, урок включает в себя и позитивный настрой, и песню, и цитату, все происходит в одном ключе с темой урока. Весь урок может стать увлекательным рассказом, и все могут стать персонажами, участниками этого рассказа. На учащихся, как правило, это производит большое впечатление, им нравится, когда они своими глазами «видят» рассказ, участвуют в нём.
Групповая деятельность - один из методов преподавания курса «Самопознание». Мы, люди, - существа общественные, мы живем, работаем в коллективе. Все мы зависим друг от друга и должны полагаться во всем друг на друга, поэтому необходимо научиться взаимодействовать и жить с другими в мире и гармонии. Абсолютное большинство проблем сегодня происходит из-за недостатка понимания и доверия, которые в свою очередь создают атмосферу нетерпимости, несогласованности и страха. Детей нужно приучать с раннего возраста к контактам и общению между собой. Именно по этой причине групповая деятельность - необходимая и очень существенная часть курса «Самопознание».
Пение хором можно рассматривать как один из важных методических приемов преподавания самопознания. Можно отметить, что из всех музыкальных инструментов один оказывает наиболее сильное воздействие. Этот инструмент - человеческий голос, самый совершенный музыкальный инструмент.
Процесс пения имеет еще целый ряд свойств, оказывающих положительное влияние на физическое, психическое, эмоциональное и духовное развитие учащегося. Пение делает дыхание глубоким и ритмичным, что полезно для здоровья. Пение хором учит детей взаимодействию друг с другом и работать как одна команда. Оно помогает развитию сосредоточенности и умножает способность к запоминанию. Намного легче запомнить содержание ценностей или урока, которые положены на музыку. Особенно, если напев мелодичен и запоминается, то песня будет звучать внутри нас долгое время, усиливая тем самым ценности, которые проходили на уроке.
Слайд №5.
Таким образом, уроки самопознания помогают педагогу направить ученика на познание истин, вечных ценностей нашей жизни, развитие самопознания личности школьника через усиление психологического аспекта урока мы осуществляем с опорой на развитие ключевых компетенций. Развитие важных личностных качеств формирует опыт коммуникативного взаимодействия школьника с социальным окружением, развивает организаторские способности, контактность, терпимость, партнерство, умение защищать свою позицию, навыки лидерства и подчинения. Тем самым решается задача социализации как составляющей современного образования.