Доклад по теме "Применение информационных технологий для повышения качества обучения"
Доклад по теме "Применение информационных технологий для повышения качества обучения"
Доклад на тему "Применение информационных технологий для повышения качества обучения" был представлен на региональной научно-методической конференции и вошёл в сборник материалов научно-методической конференции "Реализация федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования: опыт, проблемы, перспективы"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Принятая в 1998 г. Концепция информатизации сферы образования РФ связывает основные возможности реформирования системы образования с применением информационных технологий обучения.
Информатизация образования – это сложный и трудоемкий процесс. Именно поэтому преподаватель в "информационном обществе" перестает выступать перед обучающимися в качестве источника первичной информации. Он превращается в посредника, который облегчает ее получение.
Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо уметь планировать свою деятельность, находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, строить информационную модель исследования объекта или процесса, эффективно использовать компьютерные технологии. Такие умения необходимы сегодня каждому молодому человеку, а особенно выпускнику училища.
Целью своей педагогической деятельности считаю формирование у обучающихся сознательного и рационального использования компьютера и средств ИКТ в учебной, а затем профессиональной деятельности. В настоящее время, в связи с внедрением в учебный процесс новых федеральных государственных образовательных стандартов, считаю успехом в своей работе именно применение информационно-коммуникационных технологий, так как это один из методов, позволяющий обучающимся реализовать свой личностный потенциал, активизировать самостоятельность, дает возможность выпускникам формировать профессиональные компетенции, отвечающие требованиям работодателей на современном рынке труда.
Сегодня, с внедрением ФГОС, изменилась форма самостоятельной работы обучающихся. Она сопровождается увеличением объемов, предусматривает большую самостоятельность обучающихся, индивидуализацию заданий. Думаю, что при использовании в образовательном процессе училища информационных технологий возрастет объем и расширятся организационные формы самостоятельной работы обучающихся. Все это поможет формированию общей информационной культуры обучаемых, придаст самостоятельной работе новый облик, позволит не только закреплять полученные знания и навыки, но и управлять самостоятельной работой, формируя основы для их дальнейшего самообразования и профессионального роста.
Как показывает практика, использование информационных компьютерных технологий при преподавании специальных дисциплин значительно усиливает у обучающихся интерес к обучению, повышает качество усвоения учебного материала, активизирует мыслительную и познавательную деятельность, актуализирует зрительную и логическую память, позволяет гарантированно получить нужное количество выпускников, способных к решению профессиональных задач с использованием профессиональных знаний, умений, навыков в стандартных и нестандартных ситуациях.
Постепенно информационные технологии начинают находить всё большее применение в учебном процессе ряда дисциплин. Все большее число преподавателей приходят к пониманию целесообразности сохранения учебно-методических материалов в электронном виде, так как использование электронных документов имеет целый ряд преимуществ, главные из которых – это возможность периодического редактирования и тиражирования с использованием достаточно дешевых носителей и готовы реализовать свои методические находки в электронном учебном курсе.
При создании электронного банка данных мною учитывались общие требования, предъявляемые к электронным изданиям учебного типа (цель, функции) и специальные требования (к содержанию, структуре, техническому исполнению). Профессионализм преподавателя во многом определяется уровнем его методической подготовки. Такая подготовка даёт основу для эффективной работы с ребятами, позволяет преподавателю осуществлять формирование личности обучающегося.
От подготовки и проведения первых уроков зависят успехи последующих. От того, как прошло занятие, во многом зависит настроение и моральное состояние самого преподавателя. Чувство удовлетворения от удачной работы, понимание, что ребята на занятиях были увлечены и будут с нетерпением ожидать очередной встречи, появляется тогда, когда урок проведен на высоком уровне. Подготовка является фундаментом успеха в любом деле. Правильное планирование учебного – воспитательного процесса и дидактическое обеспечение уроков во многом определяет успех процесса обучения в целом.
Электронный банк данных содержит банк данных, который помогает мне при подготовке к урокам и внеклассным занятиям, а также при проведении различных внеклассных мероприятий. Содержание материала служит «ориентиром» и является примерным, поэтому мне, как преподавателю, предоставляется возможность дополнять и составлять свои варианты сценариев уроков, внеклассных занятий и заданий для проверки знаний обучающихся.
Развитие информационных технологий, их стремительное внедрение во все сферы жизни общества оказывает растущее влияние на образование, определяет необходимость пополнения фонда библиотеки электронными ресурсами, так как традиционные издания в привычном печатном исполнении перестают быть единственным средством передачи знаний.
Электронный ресурс (ЭР) представляет собой совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео–, фото– и другой информации. В одном электронном издании могут быть выделены информационные (или информационно-справочные) источники, инструменты создания и обработки информации. Электронный ресурс может быть исполнен на любом электронном носителе, а также опубликован в электронной компьютерной сети.
Электронным образовательным ресурсом (ЭОР) является электронное издание, содержащее систематизированный материал по соответствующей научно–практической области знаний, обеспечивающее творческое и активное овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками в этой области. Электронное образовательное издание должно отличаться высоким уровнем исполнения и оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения.
Банк данных (БнД)— автоматизированная информационная система централизованного хранения и коллективного использования данных.
По своему методическому назначению «Электронный банк данных» относится к следующим видам электронных образовательных ресурсов:
Обучающие (сообщает знания, формирует умения, навыки учебной или практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень усвоения).
Информационно-поисковые и информационно-справочные (сообщает сведения, формирует умения и навыки по систематизации информации).
Электронный банк данных сочетает в себе следующие функции:
информационная – обеспечивает информацией в процессе обучения на основе использования информационных баз данных, графики;
организационная – организация целенаправленного освоения учебного материала;
мотивационная – мотивировать процесс сознательного освоения учебного материала как на занятиях под руководством преподавателя, так и во внеурочное время;
координирующая – объединение в информационном продукте возможности многих средств обучения (текстов, таблиц, схем, фотографий);
систематизирующая – последовательное и логическое представление учебного материала.
Из самого названия «банк» вытекает его назначение – содержание структурированного материала и представление его в удобной форме для использования. Основное же назначение моего пособия – распространение методической информации образовательного характера и подготовка преподавателей к учебным занятиям.
Материал электронного пособия логично разбит по разделам. Воспринимается доступно, с интересом, способствует углублению и систематизации знаний обучающихся.
Содержание и структура электронного банка данных
Электронный банк данных предназначен как для преподавателей при подготовке к урокам, внеклассным мероприятиям, предметным декадам, так и для обучающихся. Данный образовательный ресурс отличается в первую очередь информативностью и четкой структурой размещения информации.
Мой электронный банк данных содержит следующие разделы:
Дидактический материал
Методическая работа
Методические разработки
Практические работы
Презентации к урокам
Список литературы Интернет-ресурсы
Творческие задания
Электронный учебник информатики
В структуре моего электронного пособия можно выделить три смысловых блока. Первый блок представлен методической работой. Каждый раздел включает сценарии традиционных и нетрадиционных уроков, дидактический материал и образцы заданий по теме раздела. Данный блок полезен для преподавателей.
Второй блок представлен разделом «Программы», в который включены программы и планирование.
Третий блок представлен образцами творческих проектов и сценариями мероприятий для организации и проведения внеклассной работы. Данный блок полезен как для преподавателей, так и для обучающихся.
В электронном банке данных представлен перечень учебно-методической литературы и ссылок на Интернет адреса.
Структура электронного банка данных легко понимается за счет наглядного ее представления. Само содержание сценариев уроков, дидактических материалов, творческих проектов гармонично оформлено иллюстрациями и схемами, что является уже готовым методическим материалом для учебных занятий.
Материал представлен систематично и последовательно– это проявляется в группировке элементов ЭБД как по тематическим разделам, так и по формам учебных занятий (творческие проекты, сценарии внеклассных мероприятий). Обучение при использовании банка данных обеспечивает последовательное усвоение обучающимися определенной системы знаний.
Материал электронного пособия логично разбит по разделам, воспринимается доступно, с интересом, способствует углублению и систематизации знаний обучающихся. Удобно и легко работать с данным ресурсом. И преподаватель и обучающийся смогут самостоятельно найти необходимую информацию и грамотно использовать ее.
Мною разработаны методические рекомендации по применению электронного банка данных в учебном процессе.
При открытии ЭБД пользователь первоначально знакомится с пособием через графическое оформление по соответствующей тематике. Каждая папка содержит информацию, касающуюся названия данного раздела.
Работая с разделом «Методические разработки», преподаватель имеет доступ к сценариям уроков, внеклассным мероприятиям, методическим разработкам. Ещё можно просмотреть несколько проектов, разработанных обучающимися. Материалы наполнены изображениями изделий, макетов и схемами. В разделе также присутствуют сценарии уроков по тематике проектов. Для проведения проверки знаний, конкурсов и игр в разделе «Дидактический материал» имеется набор дидактических материалов и ответы к ним. В разделе «Творческие задания» имеется богатое наличие занимательных заданий, кроссвордов, ребусов, а также – набор дидактических материалов.
Раздел «Методическая работа» содержит разработки готовых программ с тематическими и перспективно-тематическими планами. Пользователь выбирает необходимую программу, читает либо с монитора, либо распечатывает на принтере, чтобы работать с бумажным вариантом.
В моём ЭБД используется список литературы, который помогает найти название и автора печатных изданий. При наличии доступа в Интернет можно поработать с материалами доступных порталов, следуя по ссылкам.
Одна из функций ресурса – многократное копирование и распространение среди обучающихся учебно-методического материала. Если раньше преподаватель выдавал книги и журналы для работы, то теперь просто сообщает сведения о том, где можно найти необходимое задание или необходимый материал. Самостоятельная работа обучающихся – это форма практического использования данного информационного продукта.
Основные формы применения ЭБД – это демонстрация материала на лекционных занятиях и самостоятельная работа обучающихся.
На моих занятиях ЭБД выступает как средство обучения, а его содержание является объектом изучения. На занятиях при фронтальной работе рекомендую использовать компьютерное оборудование «компьютер + проектор». Урок-лекцию можно проводить как в компьютерном классе, так и в другом кабинете, оснащённом проектором. А при использовании ЭБД в компьютерном классе обучающиеся разбиваются на микрогруппы и за отдельными компьютерами работают с электронным пособием под руководством преподавателя.
На практических занятиях, предполагающих в основном самостоятельную деятельность обучающихся, также целесообразно использовать компьютерный класс, когда за машинами занимается либо половина группы, либо вся группа, и обучающиеся работают в парах и тройках. Обучение будет вполне полноценным, так как материалы ЭБД соответствуют учебной программе изучаемой дисциплины. И тем более – при такой форме занятий предоставляется возможность варьирования темпа самостоятельной работы обучающихся.
Основное назначение моего электронного пособия – распространение методической информации образовательного характера и подготовка к учебным занятиям, внеклассным мероприятиям. Поэтому следует использовать ЭБД в рамках учебных занятий. Несомненно, материалы пособия оказывают большую помощь при подготовке к уроку. Во-первых, имеется обширный набор сценариев уроков, во-вторых, дидактический материал поможет осуществить планируемый контроль знаний.
В соответствии с программой обучения при планировании и подготовке своих уроков я могу:
осуществить быстрый поиск сценария урока и его просмотр, что в значительной степени снижает время подготовки к уроку;
использовать иллюстративный материал для разъяснения тем или проблемных ситуаций изучаемого материала;
разработать проверочные работы для постановки заданий по выполнению самостоятельных работ;
скомпоновать отобранные фрагменты тем изучаемого курса в требуемой для урока последовательности, подготовить материал для самостоятельных и проверочных работ.
На уроке электронный банк данных обеспечивает иллюстративное и информационное сопровождение, что позволяет мне использовать информационные объекты (фотографии, чертежи, таблицы, рисунки), сопровождая их разъясняющими описаниями. В этом случае подходящим будет класс с компьютером и проектором. У меня появляется возможность подачи информации для объяснения новой темы или обсуждения пройденного материала при максимальной стимуляции интереса обучаемых к изучаемой дисциплине.
Имея в наличии электронное пособие и компьютер с принтером, я могу подготавливать раздаточный иллюстративный и текстовый материал из сценариев уроков при индивидуальной работе с обучающимися. Из дидактического материала удобно формировать карточки-задания разных уровней сложности для проверки знаний обучающихся. Проводимые различные внеклассные мероприятия можно организовать зрелищными и красиво оформленными за счет демонстрации с помощью проектора элементов содержания данных мероприятий. Это могут быть изображения, фотографии, ребусы, задания командам. Электронное пособие и технические средства помогут сэкономить время и силы при подготовке мероприятия, а также сделать ход его проведения более динамичным.
Но реальной необходимостью ЭБД является его постоянное пополнение и обновление, чтобы можно было найти любой материал для подготовки к проведению уроков, внеклассных мероприятий и других форм учебной деятельности.