Доклад "О внедрении в практику преподавания специализированной программы на основе семи модулей"
Доклад "О внедрении в практику преподавания специализированной программы на основе семи модулей"
С середины 70-х годов XX века по настоящее время в школах обнаруживается опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение школьников от познавательного труда педагоги пытаются остановить различными способами. Используют новые педагогические технологии и нестандартные уроки, имеющие главной целью активизацию познавательной деятельности и удержание интереса учащихся к учебному труду. Предоставляют учащимся красочные наглядные пособия, разноуровневые карточки, тесты, совместно с учащимися разрабатывают научные проекты. И тем не менее у детей продолжает снижаться интерес к занятиям.
В этом году мне довелось пройти трехуровневые курсы, на которых я ознакомилась с семью модулями программы неотрывно связанными друг с другом. По окончанию обучения для меня стало очевидно, что на уроках центральное место должен занимать диалог.Он способствует интеллектуальному развитию учащихся и их результативному обучению. Как говориться в руководстве для учителя на с. 155 «Диалог на уроке – это особая атмосфера, которая предполагает ученику не только овладеть диалогическим способом мышления, но и обеспечивает рефлексию, развивает интеллектуальные и эмоциональные свойства личности».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад "О внедрении в практику преподавания специализированной программы на основе семи модулей" »
Есильская средняя школа № 1
Доклад
о внедрении в практику преподавания специализированной программы на основе семи модулей разработанной в рамках совместного проекта АО НИШ и Центра Талантливой молодёжи Университета Джона Хопкинса (США).
Подготовила: Сидоркина Анна Владимировна
Учитель начальных классов.
Есиль 2014г.
С середины 70-х годов XX века по настоящее время в школах обнаруживается опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение школьников от познавательного труда педагоги пытаются остановить различными способами. Используют новые педагогические технологии и нестандартные уроки, имеющие главной целью активизацию познавательной деятельности и удержание интереса учащихся к учебному труду. Предоставляют учащимся красочные наглядные пособия, разноуровневые карточки, тесты, совместно с учащимися разрабатывают научные проекты. И тем не менее у детей продолжает снижаться интерес к занятиям.
В этом году мне довелось пройти трехуровневые курсы, на которых я ознакомилась с семью модулями программы неотрывно связанными друг с другом. По окончанию обучения для меня стало очевидно, что на уроках центральное место должен занимать диалог.Он способствует интеллектуальному развитию учащихся и их результативному обучению. Как говориться в руководстве для учителя на с. 155 «Диалог на уроке – это особая атмосфера, которая предполагает ученику не только овладеть диалогическим способом мышления, но и обеспечивает рефлексию, развивает интеллектуальные и эмоциональные свойства личности».
Для того чтобы убедиться в правильности своих выводов, интегрировала семь модулей в практику, в своем аутентичном первом классе.Поставила цель обучить учащихся тому, как учиться, развить у детейсаморегуляцию, в результате чего, они смогут стать самовыраженными, самомотивированными, ответственными учениками, а значит творческими, самостоятельными, целеустремленными, умеющими свободно общаться.
Девизом моей работы стали слова Песталоцци. «Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи».
Для анализа мною выбран предмет математика по разделу «Десятки». Цель данного раздела, проходящая красной линией через все уроки, формировать знания о действиях с полными десятками, через интеграцию семи модулей Программы.
Я поставила такую цель на данную серию уроков потому, что дети уже знакомы со счетными единицами, имеют начальное представление об единицах измерения и мне кажется, смогут выполнить запланированные мною задания и приобрести необходимые знания.
Точная и понятная цель урока является главным аспектом при изучении нового материала. Именно в рамках данной программы мне не страшно, что-то не успеть, упустить на уроке. Здесь я сама решаю, сколько и каких заданий включить в урок.
Все уроки состоят из трех этапов: побуждение, осмысление, рефлексия. Что я хотела от этих уроков? Увидеть активное участие детей во всех аспектах учебного процесса. А именно как они будут формулировать свои собственные гипотезы и вопросы, контролировать друг друга, ставить цели для себя, отслеживать полученные результаты, экспериментировать с идеями, рисковать, понимая, что ошибки – неотъемлемая часть обучения.
Главный положительный аспект такой работы, это работа в группах. При совместной деятельности проявляется, в первую очередь, активность учащихся в малых группах – там им комфортнее. Учащиеся пока еще не могут по разным причинам публично выступать и высказывать свои мысли вслух перед всем классом и учителем, но зато в группе они могут занимать активную позицию, обсуждать наравне со всеми предложенные вопросы и задания. Учащиеся чувствуют себя увереннее, что достаточно важно, особенно на первом этапе обучения.
Для того, чтобы групповая работа давала желанный развивающий эффект, необходимо учителю отслеживать перераспределение между детьми ролей (спикер, генератор идей, секретарь, тайм-менеджер,…). Перераспределение, обмен ролями – обязательный принцип организации групповой работы, нацеленный на то, чтобы учить детей различать и координировать свою точку зрения и точку зрения партнеров, согласовывать разные способы действий, учитывать замыслы другого человека.
Дети моего класса обучаются в школе первый год, а значит, они хотят взаимодействовать, получать советы и поддержку одноклассников и учителя в целом. Я старалась для каждого ученика на уроке создавать ситуацию успеха, отмечать каждое достижение, опираясь на индивидуальный уровень развития.
Для воплощения поставленных целей я начинала уроки с просмотра позитивных роликов, которые позволяли создать соответствующую безопасную и конструктивно направленную среду обучения, способствовали сплоченности коллектива и повышали мотивацию к обучению. Позитивный настрой улучшает работоспособность и влияет, как на физическое, так и на моральное самочувствие учащихся. Позитивное настроение рождает уверенность в себе. Также данное упражнение дает мне, как учителю возможность проследить за стилями поведения учеников. Оно сплачивает детей и строит эффективное командное взаимодействие.
«Сплочение – это возможность для класса стать единым целым для достижения конкретных целей и задач». (Тренинги и упражнения для создания коллаборативной среды с. 4).
После того как дети чувствовали себя свободно и были настроены на урок, делила учащихся на 3 группы по 5 человек посредством стикеров трех цветов, разрезных картинок с животными, жеребьевки. Такое деление производилось для того, чтобы дети чувствовали себя на равных. А еще потому, что при совместной деятельности проявляется, в первую очередь, активность учащихся в малых группах.
Группы образовывались сравнительно равные по учебным возможностям. В каждую группу попадали дети, как с высокой, так и с низкой мотивацией к обучению. Учащиеся самостоятельно распределяли роли в группе. Сначала выбирали капитана, затем первого спикера, тайм-менеджера, генератора идей и секретаря. В диалоговом общении учитель – ученик вспоминали правила работы в группе.
Дети говорили о том, что нужно помогать друг другу, в команде должна быть дисциплина, нужно уметь слышать и слушать, выполнять свою роль в группе. Свод правил, которое ребята составили, в будущем поможет на уроках в различных видах работ и при этом у учащихся появилось желание работать на уроках и им стало интересно и даже весело, об этом я узнала во время наблюдения за работой учащихся в течение уроков.
Также у ребят появилось желание общаться друг с другом на уроке, свободно высказывать свое мнение, дискутировать. Как мне кажется, они стали более уверенные и спокойные чем уроках с традиционной методикой преподавания.
Убедившись в том, что в классе создана благоприятная среда, дети готовы к дальнейшему обучению, переходила к выполнению заданий, составленных с учетом возрастных особенностей детей, запланированных на урок.
Так,например, на стадии побуждения на одном из уроков группам предложена работа по постановке учебной задачи на урок, через использование ИКТ. Для развития критического и творческого мышления, ребятам, было необходимо подобрать соответствующие примеры, и поделиться своими знаниями.
В группах шло активное обсуждение задания. Ребята подобрали необходимые примеры на сложение и вычитание, дали их характеристику. От каждой группы выступили спикеры, предоставили собранную информацию. Чувствовалась некоторая неуверенность выступления перед классом, ответственность за всю группу.
После чего проводилось оценивание работы групп при помощи смайликов. Здесь учащиеся показали себя адекватными оценщиками, заметили тех, кто не участвовал в обсуждении, кто допускал неточности при ответе.
Убедившись в том, что дети проанализировали выполненное задание, проводила беседу по определению темы и задач урока. Как учитель-фасилитатор мотивировала учащихся на повторение и закрепление знаний по пройденным темам. Заметила, что настрой на продолжение работы на уроке у учеников был высокий.
Поэтому на стадии осмысления предложена практическая работа, цель которой заключалась в переносе знаний в новую ситуацию, а также на развитие критического мышления. Так на одном из уроков каждой группе было предложено выполнить решение задачи, через постановку «толстых и тонких вопросов». Обсуждение в группах проходило бурно. О том, что задание выполнено группы сообщили, взявшись за руки.
После обсуждения своих заданий в группе, производилась защита работ у доски. Спикер первой группы озвучил решение задачи, спикер второй группы ответ и спикер третьей группы ответила на вопрос «высокого порядка».
Во время проведения данного вида работы старалась следить за работой ребят. Учащиеся активно искали ответ на вопрос «высокого» порядка. Спорили, предлагали свои решения проблемы. Эта работа предполагала вид деятельности, когда ученики творчески размышляют и интуитивно мыслят по определенным вопросам.А именно для выполнения этого задания учащимся необходимо было владеть знаниями изученного нового материала данного урока. При защите работ ярко выражались лидерские качества детей.
Неожиданностью стало то, что дети за такой короткий срок, как четыре урока, почувствовали сплоченность, стали работать сообща. Это доказывают ответы детей, например такие: «Мы в группе решили, что …», «Мы подумали, что …», «Со мной не все согласны, но … . В итоге, после неоднократного обсуждения задания в группе накопилось. достаточное количество информации у всех учеников.
По окончании выполнения любого задания на всех этапах урока проводилось формативное оценивание при помощи смайликов, стикеров, оценочных таблиц, «лестницы успеха». Данные приемы оценки развивает у учеников способность оценивать и улучшать свою собственную работу. Это позволяет ученикам увидеть разные подходы и результаты задачи и, как результат, изменит работу в будущем.
Для того чтобы определить насколько точно ребята оценивают свою работу и усвоили ли пройденный материал, предлагала практические задания для работы в парах.
Анализируя эти задания в процессе их выполнения и после, можно сделать вывод: во-первых работа в парах даёт свои положительные результаты, развивая умения высказывать своё мнение и аргументировать его, воспитывая лидерские качества, во-вторых, можно было наблюдать со стороны, учащиеся с низкой мотивацией старались проявить активность в групповой работе.
В окончании каждого урока мне хотелось убедиться, что все учащиеся усвоили пройденный материал. Для этого предлагала задания на карточках.
Наблюдая за процессом работы с карточками, я заметила, что учащиеся с высокой мотивацией взяли на себя роль учителей в группах и передавали имеющуюся у них информацию всей группе. Таким образом, даже ученики с низкой мотивацией получили возможность вновь проработать материал. А также появилась возможность дополнительных заданий для талантливых и одаренных детей, теперь они являются непосредственными помощниками учителя.
Для оценивания данного задания были предложены оценочные таблицы. Дети серьезно отнеслись к такому виду оценивания, как заполнение оценочных таблиц, выставляя оценку тщательно проанализировав правильность решения. Практически на всех этапах урока дети оказывались в ситуации, когда ученики вступали в диалог друг с другом и с учителем. Диалог с учителем и другими учениками – возможно, важнейшее средство обеспечения вовлеченности учащегося в деятельность и способствующее развитию их понимания. (Руководство для учителя с. 135)
В диалогической беседе ученик-ученик, дети в группах подводили итоги уроков и спикеры рассказывали о том, что запомнилось на уроке, какие задания выполняли, чему научились. Каждый определял свое место на «лестнице успеха».
На каждом уроке я была в роли, лидера и учителя-фасилитатора. Давала возможность раскрыться тем ребятам, которые раньше не выделялись из класса, предпочитали отмалчиваться, работать самостоятельно и молча, только по необходимости отвечать на вопросы. Многие учащиеся «загорелись» желанием познавать новое на уроках, где они смогут делиться со своими сверстниками различными идеями, и с большим удовольствием будут ходить на уроки. Работала над созданием безопасной и конструктивно направленной среды, что позволило учащимся сблизиться и проявить себя, а это способствовало активной работе детей на уроке.
Анализируя проведённые уроки, я могу отметить то, что ребятам на уроках было комфортно, они были активными. Ученики открыты для применения новых форм работы, идут на сотрудничество, хотя это только первоклассники они готовы к внедрению методов самообучения и самооценивания. Дети учатся трудиться в парах и группах, слушать друг друга, вести диалог, добывать знания самостоятельно, рефлексировать, аргументировать, оценивать себя и своих одноклассников и я думаю, что мои ученики стали более уверенными и сильными, а значит – успешными.