Взаимодействие школы, семьи и в духовно - нравственном воспитании личности.
С 1 сентября 2010 года повсеместно во всех учреждениях образования начал преподаваться новый предмет «Самопознание», который бесспорно, является одним из практических ответов на возникшую потребность поиска новых подходов к развитию личности ребёнка, к его нравственно- духовному воспитанию.
В наше время проблема духовно- нравственного воспитания определяется как одна из приоритетных в системе образования Республики Казахстан.
Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность - вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности.
Модернизация национальной системы образования, необходимость и важность которой подчеркивает Президент в своем Послании, должна быть направлена на то, чтобы сделать личность успешной, самостоятельно мыслящей, принимающей решения в условиях выбора, ответственной за судьбу страны, конкурентоспособной не только в пределах своей страны, но и в мировом сообществе.
Процесс самооценки, самопознания человеком себя чрезвычайно сложен. Иногда, прожив целую жизнь, человек не в состоянии разобраться в самом себе, не говоря уже о пснимании окружающих. Тем более трудна эта задача для него в то время, когда он как личность проходит период своего становления.
Духовность заложена в человеке изначально. Она заметно проявлена в детском возрасте, когда малыши с удовольствием поют, рисуют, хорошо чувствуют природу и любят родителей не за «что-то», а просто Любят.
Замечено, что вопросы, которые не в силах решить взрослые порой каким- то непостижимым образом открываются детям. Выходит, ребёнок - вовсе не «пустой сосуд»! И напрасно взрослые считают своим долгом непременно что -то в него «запихать», методом диктата, навязывая ему свой жизненный опыт.
А вот ещё один гіример потрясающей детской философии. Мальчику 7 (семи) лет рассказали случай о том, как врачи спасли ребёнка, который долго находился в состоянии клинической смерти. Ребёнок выздоровел, но полностью потерял память. Но что спросил мальчик, услышавший эту историю от взрослых? Он давно привык к чудесам науки и как будто даже не удивился спасению ребёнка. Его беспокоило другое. «А что, он всё-всё забыл и даже то, что он человек?»- вот такой «не взрослый» вопрос был задан малышом. А каждый ли взрослый помнит, о том, что он человек, и почему тот же ребёнок, взрослея, утрачивает богатство своей души? Почему становится частью толпы, озабоченный проблемой пропитания и готовой ради этого унижать другого? Что с ним происходит?! Ответ на этот вопрос есть. Его дают мудрецы, пророки. Учителя человечества.... Ищут ответ на этот нелёгкий вопрос и сами дети.
Видео «Быть Человеком»(просмотр)
Хочется отметить, что вопросы морально - этического плана волнуют современных учеников, никто из них не остался равнодушным . Сегодня встаёт задача поставить дело образования так, чтобы лидером стал каждый. По крайней мере, для самого себя. Чтобы каждый ребёнок, встав взрослым, был способен решать сам свои жизненные проблемы. И если ему удастся научиться решать свои проблемы, то будет намного легче научиться решать проблемы государственные. Поэтому как никогда важно формирование жизнестойкой, жизнеспособной личности. Основной смысл уроков самопознания - развивать у детей желание знать, понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях, воспитывать интерес ученика к самому себе, желание самосовершенствоваться.
С этой целью на уроках часто учителями используется рассказ - притчи на этическую тему. Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Ведь каждый из нас хочет, чтобы вокруг были добрые, умные, здоровые и счастливые люди. Счастливая жизнь делает человека незаметно, но неизменно успешным. Дети - оценка всей нашей жизни, её смысл и продолжение. И нам необходимо воспитать детей добрыми, умными, здоровыми и счастливыми. Когда это будет достигнуто, тогда и мир вокруг нас будеттаким.
Музыка ««Юноша и морские звезды»
Как-то на рассвете старик шел по берегу моря и увидел юношу, который подбирал на песке морских звезд и бросал их в воду. Старик спросил, для чего он это делает. Юноша ответил, что звезды могут засохнуть и умереть под лучами жаркого солнца.
Юноша взглянул на морскую звезду, которую держал в руках, бросил ее в море и тихо произнес:
И если, наши воспитанники задумаются над такими извечными человеческими ценностями Вера, Надежда, Любовь, у них появятся более широкие понятия о красоте души, радости, уважении, дружбе, желание творить добро, быть милосердными. Не это ли главный результат?
Ещё одним позитивным настроем в начале урока может стать Круг радости, который создаёт атмосферу эмоциональной отзывчивости, защищенности, позитивной взаимозависимости, взаимной ответственности, что позволит каждому ребёнку ощутить собственную значимость.
Пожалуй, ни один предмет в школе не дает таких широких практических навыков по формированию опыта нравственного поведения в учебных и жизненных ситуациях как самопознание.
И ещё, как театр начинается с вешалки, так предмет самопознания начинается с места проведения, когда всё вокруг должно располагать к восприятию и созданию благоприятного психологического климата. ' ' '
Оформление учебного кабинета «Самопознание» выполнено с учетом содержания предмета, призванного содействовать гармоничному становлению личности: озеленение и предметы интерьера (ковер, мягкая мебель, телевидеоаппаратура, светильники и др.) Наличие в учебном кабинете условий позволяет разделить его на несколько условных зон: зону психологической разгрузки, для активной работы.
В школе выделена целая рекреация перед кабинетом, способствующая эмоциональному настрою учащихся и педагогов. Здесь же проводится круг Радости и Добра, коллективные игры. Здесь же с удовольствием проводят ребята и перемену.
Поскольку предмет «Самопознание» является стержнем и инструментом нравственно- духовного образования, то обнаруживается его объединяющий характер. В соответствии с этим реализуется интеграция предмета «Самопознания» с другими компонентами образовательной системы, прежде всего учебными предметами и внеклассной воспитательной работой. н г
Что в итоге способствовало, проведению в школе 11 августа 2012 года для учителей начальных классов и самопознания секционного заседания «Роль,значение и перспективы предмета «самопознание» в национальной системе образовани»
Дополнительно к урокам «Самопознания» в нашей школе была проведена декада «Педагогика Любви и Творчества». Было запланировано и проведено ряд мероприятий. В том числе, среди учащихся 1-4 классов был проведен фотоконкурс «Я и мир вокруг». Ребята приносили фотографии из личных фотоальбомов на данную тематику. Дети - чистые создания, они любят мир, видят в нем красоту и ощущают себя его частью, что и показала наша фотовыставка. На конкурсе рисунков «Во имя жизни» учащиеся 1-4 классов выразили свое детское видение доброты. На их рисунках много солнца и жизни, часто присутствуют мир природы и родители.
Слайд: фото «Я и мир вокруг меня»
Введение в школьную программу нового предмета по формированию у детей духовно нравственного воспитания вызвало интерес и у родителей, поэтому при проведении мероприятии были приглашены и родители учащихся. Они также активно и
заинтересованно участвовали ,высказывали своё мнение и делились опытом семейного воспитания. В процессе проведения получили много положительных отзывов, мнений, пожеланий.
Работа учителей по реализации модели нравственно - духовного образования, а также ознакомления широкой родительской общественности по внедрению предмета Самопознания освещается на страницах периодической печати.
Учителя школы делятся опытом своей работы :
На педагогических сайтах опубликованы разработки учителей начальных классов.
А учащиеся и их родителёй свои мнения об уроках самопознания могут выскәзывать на страницах Книги отзывов.Слайд (чтение Отзыва) л
С целью формирования у детей целостной системы позитивного мировоззрения, а также воспитания казахстанского патриотизма и ознакомления родителейс новым предметом Самопознания ко дню «Защиты детей» было проведено праздничное мероприятие,где были запущенные яркие воздушные шары, а также исполнен национальный танец «Каражорга»,где приняли участие учащие нащей школы.
На мой взгляд, слова В. А. Сухомлинского будут созвучны теме моего выступления: «Я не один год думал, в чем выражается наиболее ярко результат воспитания? Жизнь убедила: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошего, что плохого? Самые изощренные методы и приемы воспитания останутся пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой».
Северо-Казахстанская область
Акжарский район
Бостандыкская средняя школа
Доклад на тему:
«Взаимодействие школы и семьи в нравственно-духовном образовании и воспитании личности»
Подготовила:Тарануха Е.Л.
2015г.