kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на педагогическом совете по теме: "Причины и пути преодоления неуспеваемости учащихся"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на педагогическом совете Средняя школы РГКП «Республиканский центр реабилитации для детей и подростков» Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан по теме: "Причины и пути преодоления неуспеваемости учащихся в школах с временным пребыванием учащихся" Для средних школ реабилитационных центров, санаториев, больниц)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на педагогическом совете по теме: "Причины и пути преодоления неуспеваемости учащихся" »

Средняя школа РГКП «Республиканский центр реабилитации для детей и подростков» Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан


ПЕДСОВЕТ


№ 3 08.01.2015 г.


Тема: Оқушылардың үлгермеушілігін жену жолдары мен себептері

Причины и пути преодоления неуспеваемости учащихся


Цель: На основе обобщения опыта, изучения психолого-педагогической литературы, выявить основные причины неуспеваемости школьников и способы решения данной проблемы.

Задачи:

  1. Выявить основные причины и меры профилактики неуспеваемости школьников;

  2. Определить пути, формы и способы решения проблемы неуспеваемости на различных этапах учебной деятельности.

Оформление: презентация.

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал.

Форма проведения: доклад, деловая игра.

Ход педсовета

Сәлеметсіздер ме құрметті әріптестер!

Біздің педагогикалық кеңестің тақырыбы: «Оқушылардың үлгермеушілігін жеңу жолдары мен себептері», «Причины и пути преодоления неуспеваемости учащихся».

На первый взгляд может показаться, что эта тема нас как бы не касается, но проанализировав суть проблемы, я поняла что мы имеем дело с относительной неуспеваемостью, связанной со спецификой работы нашего центра реабилитации.

В последнее время в нашей школе возросла проблема несоответствия учебных успехов учащегося с нашими требованиями знания им школьной программы. Чтобы найти средство для преодоления данного вида неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее.

Что же такое неуспеваемость?

Неуспеваемость – это более низкий по сравнению с предусмотренным учебной программой уровень усвоения учащимися содержания образования, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне достаточными знаниями.

Неуспеваемость бывает абсолютной, которая выражена оценками «2» и «1», и относительной, это недостаточная познавательная нагрузка тех учащихся, которые могли бы превысить обязательные требования.

Также выделены три вида неуспеваемости в зависимости от количества учебных предметов и устойчивости отставания:

1) общее и глубокое отставание — по многим или по всем учебным предметам длительное время;

2) частичная, но относительно стойкая неуспеваемость — по одному-трем наиболее сложным предметам (как правило, русский, казахский и иностранный языки, математика);

3) неуспеваемость эпизодическая — то по одному, то по другому предмету, относительно легко преодолеваемая.

Детей с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить на три типа:

I тип характеризуется низким качеством мыслительной деятельности и положительным отношением к учёбе

Характерные признаки: используют привычные шаблонные способы работы даже тогда, когда с их помощью новые задачи решены быть не могут. Темп работы класса им не под силу, поэтому выполняют всё наспех, небрежно. Неуспех в учении для них не является источником моральных переживаний.

Основной недостаток – ярко выраженная мыслительная пассивность. Для достижения хороших результатов могут списать, подслушать, обмануть. Подчиняются требованиям классного коллектива и устанавливают с ним хорошие отношения.

Рекомендации:

  1. Развивать мыслительную деятельность.

  2. Проводить воспитательную работу.

II тип характеризуется высоким качеством мыслительной деятельности и отрицательным отношением к учению

Характерные признаки: самоорганизация в процессе работы, успех в учении зависит от того, нравится им предмет или нет. Избегают активной умственной работы на уроках и при подготовке домашних заданий по тем предметам, которые требуют от них больших умственных усилий и напряжения. Компенсируют свой неуспех в учении конфликтами с одноклассниками, протестами, демонстративными занятиями посторонними делами на уроке.

Рекомендации:

  1. Проводить воспитательную работу, имеющую целью изменение свойств их личности, сформировать новое отношение к школе, к учению

III тип характеризуется низким качеством мыслительной деятельности и беспечным или отрицательным отношением к учению при частично или полной утрате позиции школьника

Характерные признаки: испытывают существенные трудности при усвоении знаний, не владеют учебными приемами, беспечно относятся к учению, к результатам своей деятельности. В процессе познавательной деятельности не выходят за пределы прочно усвоенных обиходных понятий. Уступая в умственном развитии одноклассникам, тяготятся пребыванием в школе. Стремятся подчинить своему влиянию неустойчивую часть учащихся, пользоваться их услугами в не учебное и учебное время. Их школьные интересы связаны с уроками физкультуры, труда. Вне школы им интересно бродить по улице, играть в азартные игры, сидеть в подъезде и другое.

Рекомендации:

  1. Формирование познавательных потребностей.

  2. Преодоление отрицательных наклонностей (формировать правильное отношение к труду и к учебному труду в частности через общественно полезную деятельность в коллективе).

Чаще всего педагог сталкивается с учащимися первого и второго типов. Каждой группе учащихся следует оказывать дифференцированную помощь.

Причиной неуспеваемости может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса и пр. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, каждый педагог сможет оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.

Основные причины школьной неуспеваемости выделены в три группы: нейропсихологические, психолого-педагогические и психологические.

  • Нейропсихологические (индивидуальные особенности анатомического созревания мозга ребёнка):

  • Требования учебного процесса опережают возрастную готовность к выполнению, поставленных перед ребёнком задач;

  • Условия социальной среды, в которой растёт ребёнок и которая препятствует нормальному периоду развития (внутрисемейные отношения, плохие условия жизни).

  • Психолого-педагогические (возраст ребёнка, дидактико-методическая система обучения):

  • Возраст ребёнка, начинающего систематическое обучение в школе;

  • Дидактико-методическая система обучения (традиционная или по развивающим учебным программам, ориентированным на «завтрашний» день в психическом развитии ребёнка).

  • Психологические (психологическая готовность к школьному обучению, интеллект, темперамент):

  • Расхождение требований, предъявляемых учебным процессом к уровню осуществления познавательной деятельности школьника, с реальным уровнем его умственного развития (внимание, память, мышление);

  • Психологическая готовность (мотивация, интеллект, воля, характер социального развития);

  • Темперамент (сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический).

В нашей школе мы также сталкиваемся со специфическими внешними и внутренними причинами неуспеваемости прибывших к нам на реабилитацию детей.

К внешним причинам можно отнести в первую очередь социальные, т. е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы.

К числу внешних причин относится и несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и пр.).

Одной из самых главных внутренних причин неуспеваемости, с которой сталкиваемся мы в нашей школе это слабое здоровье школьников, которое необходимо учитывать при организации учебного процесса, ведь человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести даже стандартной учебной нагрузки.

К внутренним причинам также следует отнести низкое развитие интеллекта, что тоже порой связано со здоровьем детей проходящих лечение и последующую реабилитацию, что должно найти своевременное отражение в составлении дидактических пособий и создании новых подходов в обучении. Учебный материал должен быть посильным для большинства школьников.

Также одна из внутренних причин это отсутствие мотивации учения, когда у ребенка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности.

И наконец, проблема слабого развития волевой сферы у учащихся. Есть дети процесс обучения, которых находится под пристальным контролем родителей, оторвавшись от дома и семьи - эти дети не могут найти опоры и стимула к самостоятельному обучению.

Понять причины неуспеваемости школьников, найти пути её предоления, научить детей учиться – цель каждого образовательного учреждения независимо от того учится ли ребенок в школе на постоянной основе или временно.

Сегодня мы с Вами должны найти способы преодоления неуспеваемости учащихся в нашей школе.

Для этого я условно поделила всех присутствующих здесь на 3 диагностические группы: «Предупреждение», «Профилактика» и «Терапия». Каждой группе выдается задание в виде теста, которое необходимо выполнить в течение нескольких минут. Отвечая на основной вопрос вашей группы, вы выбираете из предложенных ответов те, которые наиболее подходят специфике обучения в нашей школе. Затем один из представителей каждой группы делает резюме по проделанной работе в устной форме.

Работа творческих групп.

Группа “Предупреждение”.

Какие методы стимулирования учащихся с целью предупреждения отставания и неуспеваемости являются достаточными для решения данной проблемы?

Методы объяснения общего содержания материала

1. Особый подход к ос­вещению учебного мате­риала, характер его пре­поднесения:

а) эмоционально-образный (эмоциональный, нагляд­но-образный, увлеченный);

б) аналитический (разъяснительный, критический, логический, проблемный);

в) деловой;

г) необычный

2. Использование, подчеркивание элементов, привлекатель­ных сторон содержания:

а) важность отдельных частей;

б) трудность, сложность (простота, доступность);

в) новизна, познавательность материала;

г) межпредметные связи

д) интересные факты, противоречия, парадоксы

Методы организации учебной деятельности

А) Целевая установка на работу, ее краткая характе­ристика, постановка задач

Б) Предъявление требова­ний к учащимся.

По содер­жанию: к дисциплине, к работе; по форме; развернутые, алгоритмы, свернутые (указания, замечания мимика); единые и индивидуально-групповые, общие и детальные, прямые и косвенные

В) Характер деятельности (копирующий, репродук­тивный, творческий)

Г) Создание ситуаций раз­личного характера: интеллектуального (проблем­ная, поисковая, ссора, дискуссии, противоречия), игрового (познавательной игры, соревнования), эмоционального (успеха, увлеченности темой)

Д) Четкое использование ТСО, наглядности, дидак­тических материалов, красочных пособий

Соци­ально-психологический метод (посредством воспита­тельных воздействий в плане общения, отно­шения, внимания)

А) Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и воз­можностям учащихся

Б) Проявление личного отношения учителя к уче­нику, классу, высказывание собственного мнения

В) Проявление учите­лем собственных качеств данных личности (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям.

Г) Организация друже­ских взаимоотношений в коллективе (взаимопро­верка, обмен мнениями, взаимопомощь)

Группа “Профилактика”.

Какие меры можно предпринять учителю для формирования положительного отношения ученика к учению?

1. С целью формирования положительного отношения к содержанию учебного материала, учащимся следует предоставить:

А) Наиболее легкий занимательный материал независимо от его важности, значимости

Б) Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого

В) Существенный, важный, но непривлекательный материал

2. В формировании отношения к процессу учения (усвоения знаний)…

А) Действует учитель – ученик только воспринимает

Б) Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса

В) Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса

Г) Ученик действует самостоятельно

3. Формирование у ученика положительного отношения к себе, своим силам происходит, если учитель…

А) Поощряет успех в учебе, работе, не требующей усилий

Б) Поощряет успех к работе, требующей некоторых усилий

В) Поощряет успех в работе, требующей значимых усилий

4. Положительное отношение ученика к учителю (коллективу) происходит если…

А) учитель сохраняет подчеркнутую объективность, нейтралитет

Б) проявляет доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие

В) Использует суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др.

Группа “Терапия”.

Какие виды помощи в обучении на разных этапах урока можно предложить неуспевающему ученику?

1. В процессе контроля за подготов­ленностью учащихся

А) Создание атмосферы особой доброжелательности при оп­росе.

Б) Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

В) Предложения учащимся примерного плана ответа.

Г) Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помо­гающими излагать суть явления.

Д) Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.


2. При изложе­нии нового материала

А) Применение мер поддержания интереса к усвоению темы.

Б) Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала

В) Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.

Г) Привлечение к высказыванию предложений при проблем­ном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником


3. В ходе са­мостоятель­ной работы на уроке

А) Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых

Б) Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления

В) Напоминание приема и способа выполнения задания

Г) Инструктирование о рациональных путях выполнения за­даний, требованиях к их оформлению

Д) Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений


4. При органи­зации само­стоятельной работы

А)Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа

Б) Более подробное объяснение последовательности выпол­нения задания

В) Предупреждение о возможных затруднениях, использова­ние карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.

Известна замечательная фраза: "Болезнь легче предупредить, чем лечить”. Мы в наших условиях не можем знать, когда зародилось отставание ученика по предмету, но мы можем применять озвученные выше формы и методы работы педагогической практики, направленные на устранение неуспеваемости. Задача нашего педагогического коллектива, прежде всего, состоит в том, чтобы создать в школе атмосферу, способствующую развитию личности каждого школьника; формировать у учащихся чувства собственного достоинства, самоуважения, значимости, неповторимости своей личности.

Уважаемые коллеги благодарю вас за сотрудничество и прошу внести в решение педагогического совета следующее:

  1. Учителям-предметникам соблюдать следующие меры для предупреждения неуспеваемости:

- Повышать эффективность каждого урока.

-Формировать познавательный интерес и положительные мотивы к учению.

- Осуществлять индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении.

2. Классным руководителям вовремя информировать учителей-предметников о текущем состоянии успеваемости прибывших учащихся. Осуществлять индивидуальную работу с неуспевающим учеником привлекая учителей–предметников и педагога-психолога.

3. Педагогу-психологу с целью психологической коррекции неуспеваемости предложить различные системы развивающих занятий для стимулирования познавательных функций: внимания, восприятия, памяти и мышления.





















Средняя школа РГКП «Республиканский центр реабилитации для детей и подростков» Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан







ПЕДСОВЕТ № 3

Причины и пути

преодоления неуспеваемости учащихся



2014-2015 учебный год




Умирханова М.С.

учитель истории и географии

08.01.2015 г.









п. Бурабай - 2015


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Умирханова Махаббат Сериковна

Дата: 20.04.2015

Номер свидетельства: 203734


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства