Доклад на педагогическом совете по теме: "Причины и пути преодоления неуспеваемости учащихся"
Доклад на педагогическом совете по теме: "Причины и пути преодоления неуспеваемости учащихся"
Доклад на педагогическом
совете Средняя школы РГКП «Республиканский центр реабилитации для детей и подростков» Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан по теме: "Причины и пути преодоления неуспеваемости учащихся в школах с временным пребыванием учащихся" Для средних школ реабилитационных центров, санаториев, больниц)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на педагогическом совете по теме: "Причины и пути преодоления неуспеваемости учащихся" »
Средняя школа РГКП «Республиканский центр реабилитации для детей и подростков» Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан
ПЕДСОВЕТ
№ 3 08.01.2015 г.
Тема: Оқушылардың үлгермеушілігін жену жолдары мен себептері
Причины и пути преодоления неуспеваемости учащихся
Цель: На основе обобщения опыта, изучения психолого-педагогической литературы, выявить основные причины неуспеваемости школьников и способы решения данной проблемы.
Задачи:
Выявить основные причины и меры профилактики неуспеваемости школьников;
Определить пути, формы и способы решения проблемы неуспеваемости на различных этапах учебной деятельности.
Біздің педагогикалық кеңестің тақырыбы: «Оқушылардың үлгермеушілігін жеңу жолдары мен себептері», «Причины и пути преодоления неуспеваемости учащихся».
На первый взгляд может показаться, что эта тема нас как бы не касается, но проанализировав суть проблемы, я поняла что мы имеем дело с относительной неуспеваемостью, связанной со спецификой работы нашего центра реабилитации.
В последнее время в нашей школе возросла проблема несоответствия учебных успехов учащегося с нашими требованиями знания им школьной программы. Чтобы найти средство для преодоления данного вида неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее.
Что же такое неуспеваемость?
Неуспеваемость – это более низкий по сравнению с предусмотренным учебной программой уровень усвоения учащимися содержания образования, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне достаточными знаниями.
Неуспеваемость бывает абсолютной, которая выражена оценками «2» и «1», и относительной, это недостаточная познавательная нагрузка тех учащихся, которые могли бы превысить обязательные требования.
Также выделены три вида неуспеваемости в зависимости от количества учебных предметов и устойчивости отставания:
1) общее и глубокое отставание — по многим или по всем учебным предметам длительное время;
2) частичная, но относительно стойкая неуспеваемость — по одному-трем наиболее сложным предметам (как правило, русский, казахский и иностранный языки, математика);
3) неуспеваемость эпизодическая — то по одному, то по другому предмету, относительно легко преодолеваемая.
Детей с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить на три типа:
I тип характеризуется низким качеством мыслительной деятельности и положительным отношением к учёбе
Характерные признаки: используют привычные шаблонные способы работы даже тогда, когда с их помощью новые задачи решены быть не могут. Темп работы класса им не под силу, поэтому выполняют всё наспех, небрежно. Неуспех в учении для них не является источником моральных переживаний.
Основной недостаток – ярко выраженная мыслительная пассивность. Для достижения хороших результатов могут списать, подслушать, обмануть. Подчиняются требованиям классного коллектива и устанавливают с ним хорошие отношения.
Рекомендации:
Развивать мыслительную деятельность.
Проводить воспитательную работу.
II типхарактеризуется высоким качеством мыслительной деятельности и отрицательным отношением к учению
Характерные признаки:самоорганизация в процессе работы, успех в учении зависит от того, нравится им предмет или нет. Избегают активной умственной работы на уроках и при подготовке домашних заданий по тем предметам, которые требуют от них больших умственных усилий и напряжения. Компенсируют свой неуспех в учении конфликтами с одноклассниками, протестами, демонстративными занятиями посторонними делами на уроке.
Рекомендации:
Проводить воспитательную работу, имеющую целью изменение свойств их личности, сформировать новое отношение к школе, к учению
III типхарактеризуется низким качеством мыслительной деятельности и беспечным или отрицательным отношением к учению при частично или полной утрате позиции школьника
Характерные признаки:испытывают существенные трудности при усвоении знаний, не владеют учебными приемами, беспечно относятся к учению, к результатам своей деятельности. В процессе познавательной деятельности не выходят за пределы прочно усвоенных обиходных понятий. Уступая в умственном развитии одноклассникам, тяготятся пребыванием в школе. Стремятся подчинить своему влиянию неустойчивую часть учащихся, пользоваться их услугами в не учебное и учебное время. Их школьные интересы связаны с уроками физкультуры, труда. Вне школы им интересно бродить по улице, играть в азартные игры, сидеть в подъезде и другое.
Рекомендации:
Формирование познавательных потребностей.
Преодоление отрицательных наклонностей (формировать правильное отношение к труду и к учебному труду в частности через общественно полезную деятельность в коллективе).
Чаще всего педагог сталкивается с учащимися первого и второго типов. Каждой группе учащихся следует оказывать дифференцированную помощь.
Причиной неуспеваемости может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса и пр. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, каждый педагог сможет оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.
Основные причины школьной неуспеваемости выделены в три группы: нейропсихологические, психолого-педагогические и психологические.
Нейропсихологические (индивидуальные особенности анатомического созревания мозга ребёнка):
Требования учебного процесса опережают возрастную готовность к выполнению, поставленных перед ребёнком задач;
Условия социальной среды, в которой растёт ребёнок и которая препятствует нормальному периоду развития (внутрисемейные отношения, плохие условия жизни).
Психолого-педагогические (возраст ребёнка, дидактико-методическая система обучения):
Возраст ребёнка, начинающего систематическое обучение в школе;
Дидактико-методическая система обучения (традиционная или по развивающим учебным программам, ориентированным на «завтрашний» день в психическом развитии ребёнка).
Психологические (психологическая готовность к школьному обучению, интеллект, темперамент):
Расхождение требований, предъявляемых учебным процессом к уровню осуществления познавательной деятельности школьника, с реальным уровнем его умственного развития (внимание, память, мышление);
Психологическая готовность (мотивация, интеллект, воля, характер социального развития);
В нашей школе мы также сталкиваемся со специфическими внешними и внутренними причинами неуспеваемости прибывших к нам на реабилитацию детей.
К внешним причинам можно отнести в первую очередь социальные, т. е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы.
К числу внешних причин относится и несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и пр.).
Одной из самых главных внутренних причин неуспеваемости, с которой сталкиваемся мы в нашей школе это слабое здоровье школьников, которое необходимо учитывать при организации учебного процесса, ведь человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести даже стандартной учебной нагрузки.
К внутренним причинам также следует отнести низкое развитие интеллекта, что тоже порой связано со здоровьем детей проходящих лечение и последующую реабилитацию, что должно найти своевременное отражение в составлении дидактических пособий и создании новых подходов в обучении. Учебный материал должен быть посильным для большинства школьников.
Также одна из внутренних причин это отсутствие мотивации учения, когда у ребенка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности.
И наконец, проблема слабого развития волевой сферы у учащихся. Есть дети процесс обучения, которых находится под пристальным контролем родителей, оторвавшись от дома и семьи - эти дети не могут найти опоры и стимула к самостоятельному обучению.
Понять причины неуспеваемости школьников, найти пути её предоления, научить детей учиться – цель каждого образовательного учреждения независимо от того учится ли ребенок в школе на постоянной основе или временно.
Сегодня мы с Вами должны найти способы преодоления неуспеваемости учащихся в нашей школе.
Для этого я условно поделила всех присутствующих здесь на 3 диагностические группы: «Предупреждение», «Профилактика» и «Терапия». Каждой группе выдается задание в виде теста, которое необходимо выполнить в течение нескольких минут. Отвечая на основной вопрос вашей группы, вы выбираете из предложенных ответов те, которые наиболее подходят специфике обучения в нашей школе. Затем один из представителей каждой группы делает резюме по проделанной работе в устной форме.
Работа творческих групп.
Группа “Предупреждение”.
Какие методы стимулирования учащихся с целью предупреждения отставания и неуспеваемости являются достаточными для решения данной проблемы?
Методы объяснения общего содержания материала
1. Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения:
2. Использование, подчеркивание элементов, привлекательных сторон содержания:
а) важность отдельных частей;
б) трудность, сложность (простота, доступность);
в) новизна, познавательность материала;
г) межпредметные связи
д) интересные факты, противоречия, парадоксы
Методы организации учебной деятельности
А) Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач
Б) Предъявление требований к учащимся.
По содержанию: к дисциплине, к работе; по форме; развернутые, алгоритмы, свернутые (указания, замечания мимика); единые и индивидуально-групповые, общие и детальные, прямые и косвенные
В) Характер деятельности (копирующий, репродуктивный, творческий)
Г) Создание ситуаций различного характера: интеллектуального (проблемная, поисковая, ссора, дискуссии, противоречия), игрового (познавательной игры, соревнования), эмоционального (успеха, увлеченности темой)
Д) Четкое использование ТСО, наглядности, дидактических материалов, красочных пособий
Социально-психологический метод (посредством воспитательных воздействий в плане общения, отношения, внимания)
А) Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся
Б) Проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения
В) Проявление учителем собственных качеств данных личности (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям.
Г) Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь)
Группа “Профилактика”.
Какие меры можно предпринять учителю для формирования положительного отношения ученика к учению?
1. С целью формирования положительного отношения к содержанию учебного материала, учащимся следует предоставить:
А) Наиболее легкий занимательный материал независимо от его важности, значимости
А) Применение мер поддержания интереса к усвоению темы.
Б) Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала
В) Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.
Г) Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником
3. В ходе самостоятельной работы на уроке
А) Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых
Б) Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления
В) Напоминание приема и способа выполнения задания
Г) Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению
Д) Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений
4. При организации самостоятельной работы
А)Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа
Б) Более подробное объяснение последовательности выполнения задания
В) Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.
Известна замечательная фраза: "Болезнь легче предупредить, чем лечить”. Мы в наших условиях не можем знать, когда зародилось отставание ученика по предмету, но мы можем применять озвученные выше формы и методы работы педагогической практики, направленные на устранение неуспеваемости. Задача нашего педагогического коллектива, прежде всего, состоит в том, чтобы создать в школе атмосферу, способствующую развитию личности каждого школьника; формировать у учащихся чувства собственного достоинства, самоуважения, значимости, неповторимости своей личности.
Уважаемые коллеги благодарю вас за сотрудничество и прошу внести в решение педагогического совета следующее:
Учителям-предметникам соблюдать следующие меры для предупреждения неуспеваемости:
- Повышать эффективность каждого урока.
-Формировать познавательный интерес и положительные мотивы к учению.
- Осуществлять индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении.
2. Классным руководителям вовремя информировать учителей-предметников о текущем состоянии успеваемости прибывших учащихся. Осуществлять индивидуальную работу с неуспевающим учеником привлекая учителей–предметников и педагога-психолога.
3. Педагогу-психологу сцелью психологической коррекции неуспеваемости предложить различные системы развивающих занятий для стимулирования познавательных функций: внимания, восприятия, памяти и мышления.
Средняя школа РГКП «Республиканский центр реабилитации для детей и подростков» Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан