Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Щенниковская основная общеобразовательная школа
«Обобщение опыта работы по подготовке учащихся к ГИА по математике»
учителя математики Бобыкиной Г.Н.
ГИА по математике при правильной подготовке хорошо может сдать
каждый. Формула успеха проста – высокая степень восприимчивости, мотивация и
компетентный педагог. В любом случае натаскивание на варианты ГИА
необходимо, но его нужно сочетать с фундаментальной подготовкой, формируя
системные знания и навыки.
Каверзные и специфические задачи составляют только часть так называемой
специфики ГИА по математике. Подготовленность в плане специфики
подразумевает знание нюансов и особенностей экзамена. К таким особенностям можно
отнести правильность оформления заданий, тактика и стратегия решения в условиях
дефицита выделенного времени на экзамене, а также банальная невнимательность. Эти и
масса других особенностей и составляют суть специфики. Учитель по математике, хорошо
знающий, с чем придется столкнуться школьнику на экзамене, кроме фундамента уделяет
большую часть времени на занятии отработке вопросов специфики ГИА.
Для эффективной подготовки к ГИА нужна тренировка, тренировка и еще
раз тренировка. Довести решение задач до автоматизма. Видеть единственный возможный
вариант ответа среди четырех предложенных.
Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний,
навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность.
В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ГИА можно выделить следующие
составляющие:
-информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене,
информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
-предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету,
умение решать тестовые задания);
-психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя
настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные
действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных
действий в ситуации сдачи экзамена).
Ориентируясь на данные компоненты, актуальными вопросами в подготовке к
ГИА являются следующие:
-организация информационной работы по подготовки учащихся к ГИА;
-мониторинг качества;
-психологическая подготовка к ГИА.
ГИА – серьёзный шаг в жизни каждого выпускника, обдумывающего выбор
своего будущего, стремящегося самореализоваться в новой социокультурной ситуации,
продолжить образование и овладеть профессиональными навыками.
Подготовка к сдаче ГИА по математике должна идти через приобретение и
освоение конкретных математических знаний. Только это обеспечит выпускнику
успешную сдачу экзамена.
В своей работе применяю следующие принципы подготовки к ГИА.
Первый принцип – тематический. Эффективнее выстраивать такую подготовку, соблюдая
принцип от простых типовых заданий к сложным.
Второй принцип – логический. На этапе освоения знаний необходимо подбирать материал
в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного следует другое. На следующих
занятиях полученные знания способствуют пониманию нового материала.
Третий принцип – тренировочный. На консультациях учащимся предлагаются
тренировочные тесты, выполняя которые дети могут оценить степень подготовленности к
экзаменам.
Четвёртый принцип – индивидуальный. На консультациях ученик может не только
выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение.
Пятый принцип – временной. Все тренировочные тесты следует проводить с
ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя - за какое время
сколько заданий они успевают решить.
Шестой принцип – контролирующий. Максимализация нагрузки по содержанию и по
времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему
назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль
результатов.
Следуя этим принципам, формирую у учеников навыки самообразования,
критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.
Моя цель состоит в том, чтобы помочь каждому школьнику научиться быстро
решать задачи, оформлять их чётко и компактно. Развиваю способность мыслить
свободно, без страха, творчески. Стараюсь давать возможность каждому школьнику расти
настолько, насколько он способен.
Комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к ГИА.
Только комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к ГИА
способствует повышению эффективности и качества результатов экзамена в тестовой
форме. Под комплексным подходом мы понимаем целенаправленное сотрудничество
администрации, учителей-предметников, учащихся и их родителей.
В информационной деятельности нашего образовательного учреждения по
подготовке к ГИА мы выделяем три направления: информационная работа с
педагогами, с учащимися, с родителями.
Содержание информационной работы с педагогами.
1) Информирование учителей на производственных совещаниях:
- нормативно-правовыми документами по ГИА;
- о ходе подготовки к ГИА в школе
2) Включение в планы работы школьных методических объединений (ШМО) следующих
вопросов:
- проведение пробных ГИА, обсуждение результатов пробных ГИА;
- творческая презентация опыта по подготовке учащихся к ГИА;
- выработка совместных рекомендаций учителю-предметнику по стратегиям подготовки
учащихся к ГИА (с учетом психологических особенностей учащихся);
- психологические особенности 9-классников.
3) Педагогический совет "ГИА – методические подходы к подготовке учащихся".
4) Направление учителей на районные семинары и курсы по вопросам ГИА.
Содержание информационной работы с учащимися.
1) Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся:
- правила поведения на экзамене;
- правила заполнения бланков;
- расписание работы кабинета информатики (часы свободного доступа к ресурсам
Интернет).
2) Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, бланки, правила
заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ГИА.
3) Проведение занятий по тренировке заполнения бланков.
4) Пробные внутришкольные ГИА по различным предметам.
Содержание информационной работы с родителями учащихся.
1) Родительские собрания:
- информирование родителей о процедуре ГИА, особенностях подготовки к
тестовой форме сдачи экзаменов. Информирование о ресурсах Интернет;
- информирование о результатах пробного внутришкольного ГИА;
- пункт проведения экзамена, вопросы проведения ГИА.
2) Индивидуальное консультирование родителей.
Мониторинг качества образования.
Особое внимание в процессе деятельности ОУ по подготовке учащихся к
ГИА занимает мониторинг качества обученности по предметам, которые учащихся будут
сдавать в форме и по материалам ГИА. Мониторинг – отслеживание, диагностика,
прогнозирование результатов деятельности, предупреждающие неправомерную оценку
события, факта по данным единичного измерения (оценивания). Мониторинг качества
образования – "следящая" и в определенной степени контрольно-регулирующая система
по отношению к качеству образования.
Мониторинг качества должен быть системным и комплексным. Он должен включать
следующие параметры: контроль текущих оценок по предметам, выбираемыми
учащимися в форме ГИА, оценок по контрольным работам, оценок по
самостоятельным работам, результаты пробного внутришкольного ГИА. Учитель
анализирует их, выносит на обсуждение на административные и производственные
совещания, доводит до сведения родителей. Мониторинг обеспечивает возможность
прогнозирования оценок на выпускном ГИА.
Психологическая подготовка к ГИА.
Психологическая подготовка учащихся может заключается в следующем: отработка
стратегии и тактики поведения в период подготовки к экзамену; обучение навыкам
саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах.
Методы проведения занятий по психологической подготовке учащихся
разнообразны: групповая дискуссия, игровые методы, медитативные техники,
анкетирование, мини-лекции, творческая работа, устные или письменные размышления по
предложенной тематике. Содержание занятий должно ориентироваться на следующие
вопросы: как подготовиться к экзаменам, поведение на экзамене, способы снятия нервно-
психического напряжения, как противостоять стрессу.
Работа с учащимися проводится по желанию учащихся – со всем классом или
выборочно.
Устный счет – один из важных приемов при подготовке учащихся к
ГИА по математике.
В методике математики различают устные и письменные приемы вычисления.
Устная работа на уроках имеет большое значение – это и беседы учителя с классом или
отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных заданий
и т.п. Среди этих видов устной работы можно выделить так называемые устные
упражнения. В начальной школе они сводились в основном к вычислениям, поэтому за
ними закрепилось название “устный счет”, хотя в современных программах содержание
устных упражнений весьма разнообразно и велико за счет введения алгебраического и
геометрического материала, а также за счет большого внимания к свойствам действий над
числами и величинами.
Важность и необходимость устных упражнений велика в формировании
вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации, и в развитии
личностных качеств ученика. Создание определённой системы повторения ранее
изученного материала дает учащимся возможность усвоения знаний на уровне
автоматического навыка. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а
должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный
характер.
Однако устный счет как этап урока до сих пор применяется в основном в
начальной школе или в 5-6 классах, имея своей главной целью отработку вычислительных
навыков. В связи с введением обязательного ГИА по математике возникает
необходимость научить учащихся старших классов решать быстро и качественно задачи
базового уровня. При этом необыкновенно возрастает роль устных вычислений и
вычислений вообще, так как на экзамене не разрешается использовать калькулятор и
таблицы. Заметим, что многие вычислительные операции, которые мы имеем
обыкновение записывать в ходе подробного решения задачи, в рамках теста совершенно
не требуют этого. Можно научить учащихся выполнять простейшие (и не очень)
преобразования устно. Конечно, для этого потребуется организовать отработку такого
навыка до автоматизма.
Для достижения правильности и беглости устных вычислений, преобразований,
решения задач в течение всех лет обучения в среднем и старшем звене на каждом уроке
необходимо отводить 5-7 минут для проведения упражнений в устных вычислениях,
предусмотренных программой каждого класса.
Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, требуют
осознанного усвоения учебного материала; при их выполнении развивается память, речь,
внимание, быстрота реакции.
Устные упражнения как этап урока имеют свои задачи:
1) воспроизводство и корректировка знаний, умений и навыков учащихся, необходимых
для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения
учителя;
2) контроль состояния знаний учащихся;
3) автоматизация навыков простейших вычислений и преобразований.
Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать
усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. Чтобы навыки
устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное
соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно:
вычислять письменно только тогда, когда устно вычислить трудно.
Если в 5-6 классах устный счет – это выполнение действий с числами: натуральные
числа, обыкновенные дроби, десятичные дроби , то в старших классах – это могут быть
совершенно различные операции, навык выполнения которых надо довести до
автоматизма. Например, на уроках математики мы используем УС по темам:
7 класс:
1) Запись чисел в стандартном виде и действия с ними.
2) Формулы сокращенного умножения.
3) Решение простейших линейных уравнений.
4) Действия со степенью.
5) График линейной функции.
8 класс:
1) Линейные неравенства и числовые промежутки.
2) Решение простейших линейных неравенств.
3) Решение квадратных уравнений с помощью теоремы Виета и частных случаев.
4) Решение квадратных уравнений рациональными способами.
5) Арифметический квадратный корень и его свойства.
9 класс:
1) Решение неравенств 2 степени.
2) Преобразование графиков функций.
3) Формулы приведения.
4) Тригонометрические формулы.
5) Значения тригонометрических функций.
Практика показала, что систематическая работа с УС способствует значительному
повышению продуктивности вычислений и преобразований. Сокращается время на
выполнение таких операций, как решение квадратных уравнений, линейных неравенств и неравенств 2-ой
степени, разложение на множители, построение графиков функций, преобразования
иррациональных выражений и другие. Эти операции переходят из разряда
самостоятельной задачи в разряд вспомогательной и становятся инструментом (“таблицей
умножения”) для решения более сложных задач.
Применение ИКТ на уроках математики при подготовке к ГИА.
По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного
материала, 1/3часть увиденного, 1/2часть увиденного и услышанного, ¾ части материала,
если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.
Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на:
использовании участниками образовательного процесса некоторых формализованных
моделей содержания;
деятельности учителя, управляющего этими средствами;
повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными
свойствами компьютера.
Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении в
следующих вариантах:
использование диагностических и контролирующих материалов;
выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
использование компьютера для вычислений, построения графиков;
создание уроков с помощью программы “Notebook”, “PowerPoint”
Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно
важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с
использованием ИКТ повышают эффективность обучения:
графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические
математические построения;
возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать (исследовать) различными
объектами на экране дисплея, позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее
полным использованием органом чувств и коммуникативных связей головного мозга.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении
нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он
выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения,
сотрудничающего коллектива.
Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с
компьютером, разнообразием и красочностью информации. На практике реализуется
принцип успешности
(компьютер позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую
помощь).
При применении компьютера и внедрения ИКТ на уроках учитываются
возрастные возможности и образовательные потребности учащихся, специфика развития
мышления и других психических процессов в условиях информатизации учебной
деятельности. Здесь решается задача – закладываются основы рационального и
эффективного общения учащегося с компьютером, как главным инструментом нового
информационного общества. Использование программы PowerPoint на уроках математики
способствует:
– стимулированию процесса обучения, таких как восприятие и осознание информации;
– повышению мотивации учащихся;
– развитию навыков совместной работы и коллективного познания у обучаемых;
– развитию у учащихся более глубокого подхода к обучению, и, следовательно, влечет
формирование более глубокого понимания изучаемого материала;
– осуществлению дифференцированного подхода;
– формированию коммуникативных и учебно-познавательных компетенций учащихся;
– развитию вычислительных навыков учащихся;
– формированию навыков самоконтроля, взаимоконтроля и самообучения;
– реализации межпредметных связей;
– включению у учащихся всех каналов восприятия информации.
Применение информационных технологий помогают:
создать у школьника положительную мотивацию в изучении нового материала;
развить познавательный интерес к предмету;
первично закрепить знания учащихся;
проверить прочность усвоения знаний.
Применение презентации, созданной в среде PowerPoint. Нестандартная подача
материала в виде электронной презентации повышает качество любого урока. При
изучении нового материала она позволяет иллюстрировать учебный материал
разнообразными наглядными средствами. Это могут быть: слайды, в которых отсутствует
текст; презентация, которая состоит только из текста, если это урок лекция; конспект
урока. В этом случае презентация состоит из темы урока, цели, ключевых понятий и
домашнего задания.
Очень часто у учителя нет времени на составление презентации. Тогда нам на
помощь в этом случае приходят интернет-ресурсы:
А) Серверы образовательных центров, где учителя обмениваются своим опытом:
Б) энциклопедические ресурсы:
http: // www.rubricon.ru - группа энциклопедических ресурсов «Рубрикон»;
http: // www.mega.km.ru – виртуальная энциклопедия Кирилла и Мефодия;
http: // www.college.ru - «Открытый колледж» компании «Физикон».
На уроках закрепления знаний хорошо применять программы – тренажеры для
отработки теоретических знаний и развития практических умений и навыков. Здесь на
помощь учителю может прийти тренажер по математике издательства «Кирилл и
Мефодий» , «Математика – семейный наставник» фирмы «1С» для 5-6
классов, а для 5-9 классов «Витаминный курс по математике». А также тренажеры можно
найти у своих коллег на сайте «Первое сентября». Они более адаптированы к нашим
учебникам.
Роль математических олимпиад при подготовке кГИА.
Цель математической олимпиады:
дать возможность как можно большему количеству детей раскрыть свои творческие и
интеллектуальные способности; развить интерес к учебе и уверенность в своих силах;
привлечь внимание детей к математике; создать для одаренных детей атмосферу радости
и праздника.
Основные принципы разработки заданий олимпиады.
Международная олимпиада по основам наук включает в себя 25 различных заданий, 5
заданий по 2 балла, 5 заданий по 3 балла, 15 заданий по 5 баллов.
Задания олимпиады подбираются таким образом, чтобы для их выполнения хватало
базовых школьных знаний соответствующего уровня. В то же время большинство заданий
для своего решения требуют определенной гибкости ума и сообразительности. В каждом
варианте даются легкие задачи, с которыми могут справиться большинство участников.
Также даются задачи, с которыми заведомо могут справиться единицы. В целом задания
подбираются максимально разнообразно, так, чтобы охватить различные разделы
математики. Общий объем варианта подбирается так, чтобы только наиболее
подготовленные дети могли решить все задания.
Задания по математике, в основном, подбираются по следующим направлениям:
1. числовые ряды, закономерности, ребусы;
2. «текстовые» задачи (классические арифметические задачи);
3. логика (в том числе алгоритмизация);
4. геометрия (задачи на наглядно-образное мышление: «разрезалки», «складывалки»,
развертки и т.д.);
5. комбинаторика (задачи на перебор вариантов);
6. творческое задание.
Заключение.
Математика – наука интересная и сложная, поэтому нельзя упускать ни одной
возможности, чтобы сделать ее более доступной.
Возрастание роли математики в современной жизни привело к тому, что для адаптации в
современном обществе и активному участию в нем необходимо быть математически
грамотным человеком.
Под математической грамотностью понимается способность учащихся:
распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут
быть решены средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики;
решать эти проблемы, используя математические знания и методы; анализировать
использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом
поставленной проблемы; формулировать и записывать окончательные результаты
решения поставленной проблемы.__