kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на педагогическом совете «Обобщение опыта работы по подготовке учащихся к ГИА по математике»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 ГИА по математике при правильной подготовке хорошо может сдать

каждый. Формула успеха проста – высокая степень восприимчивости, мотивация и

компетентный педагог. В любом случае натаскивание на варианты ГИА

необходимо, но его нужно сочетать с фундаментальной подготовкой, формируя

системные знания и навыки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на педагогическом совете «Обобщение опыта работы по подготовке учащихся к ГИА по математике» »

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Щенниковская основная общеобразовательная школа


«Обобщение опыта работы по подготовке учащихся к ГИА по математике»


учителя математики Бобыкиной Г.Н.




ГИА по математике при правильной подготовке хорошо может сдать

каждый. Формула успеха проста – высокая степень восприимчивости, мотивация и

компетентный педагог. В любом случае натаскивание на варианты ГИА

необходимо, но его нужно сочетать с фундаментальной подготовкой, формируя

системные знания и навыки.

Каверзные и специфические задачи составляют только часть так называемой

специфики ГИА по математике. Подготовленность в плане специфики

подразумевает знание нюансов и особенностей экзамена. К таким особенностям можно

отнести правильность оформления заданий, тактика и стратегия решения в условиях

дефицита выделенного времени на экзамене, а также банальная невнимательность. Эти и

масса других особенностей и составляют суть специфики. Учитель по математике, хорошо

знающий, с чем придется столкнуться школьнику на экзамене, кроме фундамента уделяет

большую часть времени на занятии отработке вопросов специфики ГИА.

Для эффективной подготовки к ГИА нужна тренировка, тренировка и еще

раз тренировка. Довести решение задач до автоматизма. Видеть единственный возможный

вариант ответа среди четырех предложенных.

Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний,

навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность.

В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ГИА можно выделить следующие

составляющие:

-информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене,

информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);

-предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету,

умение решать тестовые задания);

-психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя

настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные

действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных

действий в ситуации сдачи экзамена).

Ориентируясь на данные компоненты, актуальными вопросами в подготовке к

ГИА являются следующие:

-организация информационной работы по подготовки учащихся к ГИА;

-мониторинг качества;

-психологическая подготовка к ГИА.

ГИА – серьёзный шаг в жизни каждого выпускника, обдумывающего выбор

своего будущего, стремящегося самореализоваться в новой социокультурной ситуации,

продолжить образование и овладеть профессиональными навыками.

Подготовка к сдаче ГИА по математике должна идти через приобретение и

освоение конкретных математических знаний. Только это обеспечит выпускнику

успешную сдачу экзамена.

В своей работе применяю следующие принципы подготовки к ГИА.

Первый принцип – тематический. Эффективнее выстраивать такую подготовку, соблюдая

принцип от простых типовых заданий к сложным.

Второй принцип – логический. На этапе освоения знаний необходимо подбирать материал

в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного следует другое. На следующих

занятиях полученные знания способствуют пониманию нового материала.

Третий принцип – тренировочный. На консультациях учащимся предлагаются

тренировочные тесты, выполняя которые дети могут оценить степень подготовленности к

экзаменам.

Четвёртый принцип – индивидуальный. На консультациях ученик может не только

выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение.

Пятый принцип – временной. Все тренировочные тесты следует проводить с

ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя - за какое время

сколько заданий они успевают решить.

Шестой принцип – контролирующий. Максимализация нагрузки по содержанию и по

времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему

назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль

результатов.

Следуя этим принципам, формирую у учеников навыки самообразования,

критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.

Моя цель состоит в том, чтобы помочь каждому школьнику научиться быстро

решать задачи, оформлять их чётко и компактно. Развиваю способность мыслить

свободно, без страха, творчески. Стараюсь давать возможность каждому школьнику расти

настолько, насколько он способен.


Комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к ГИА.

Только комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к ГИА

способствует повышению эффективности и качества результатов экзамена в тестовой

форме. Под комплексным подходом мы понимаем целенаправленное сотрудничество

администрации, учителей-предметников, учащихся и их родителей.

В информационной деятельности нашего образовательного учреждения по

подготовке к ГИА мы выделяем три направления: информационная работа с

педагогами, с учащимися, с родителями.

Содержание информационной работы с педагогами.

1) Информирование учителей на производственных совещаниях:

- нормативно-правовыми документами по ГИА;

- о ходе подготовки к ГИА в школе

2) Включение в планы работы школьных методических объединений (ШМО) следующих

вопросов:

- проведение пробных ГИА, обсуждение результатов пробных ГИА;

- творческая презентация опыта по подготовке учащихся к ГИА;

- выработка совместных рекомендаций учителю-предметнику по стратегиям подготовки

учащихся к ГИА (с учетом психологических особенностей учащихся);

- психологические особенности 9-классников.

3) Педагогический совет "ГИА – методические подходы к подготовке учащихся".

4) Направление учителей на районные семинары и курсы по вопросам ГИА.

Содержание информационной работы с учащимися.

1) Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся:

- правила поведения на экзамене;

- правила заполнения бланков;

- расписание работы кабинета информатики (часы свободного доступа к ресурсам

Интернет).

2) Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, бланки, правила

заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ГИА.

3) Проведение занятий по тренировке заполнения бланков.

4) Пробные внутришкольные ГИА по различным предметам.

Содержание информационной работы с родителями учащихся.

1) Родительские собрания:

- информирование родителей о процедуре ГИА, особенностях подготовки к

тестовой форме сдачи экзаменов. Информирование о ресурсах Интернет;

- информирование о результатах пробного внутришкольного ГИА;

- пункт проведения экзамена, вопросы проведения ГИА.

2) Индивидуальное консультирование родителей.

Мониторинг качества образования.

Особое внимание в процессе деятельности ОУ по подготовке учащихся к

ГИА занимает мониторинг качества обученности по предметам, которые учащихся будут

сдавать в форме и по материалам ГИА. Мониторинг – отслеживание, диагностика,

прогнозирование результатов деятельности, предупреждающие неправомерную оценку

события, факта по данным единичного измерения (оценивания). Мониторинг качества

образования – "следящая" и в определенной степени контрольно-регулирующая система

по отношению к качеству образования.

Мониторинг качества должен быть системным и комплексным. Он должен включать

следующие параметры: контроль текущих оценок по предметам, выбираемыми

учащимися в форме ГИА, оценок по контрольным работам, оценок по

самостоятельным работам, результаты пробного внутришкольного ГИА. Учитель

анализирует их, выносит на обсуждение на административные и производственные

совещания, доводит до сведения родителей. Мониторинг обеспечивает возможность

прогнозирования оценок на выпускном ГИА.

Психологическая подготовка к ГИА.

Психологическая подготовка учащихся может заключается в следующем: отработка

стратегии и тактики поведения в период подготовки к экзамену; обучение навыкам

саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах.

Методы проведения занятий по психологической подготовке учащихся

разнообразны: групповая дискуссия, игровые методы, медитативные техники,

анкетирование, мини-лекции, творческая работа, устные или письменные размышления по

предложенной тематике. Содержание занятий должно ориентироваться на следующие

вопросы: как подготовиться к экзаменам, поведение на экзамене, способы снятия нервно-

психического напряжения, как противостоять стрессу.

Работа с учащимися проводится по желанию учащихся – со всем классом или

выборочно.

Устный счет – один из важных приемов при подготовке учащихся к

ГИА по математике.

В методике математики различают устные и письменные приемы вычисления.

Устная работа на уроках имеет большое значение – это и беседы учителя с классом или

отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных заданий

и т.п. Среди этих видов устной работы можно выделить так называемые устные

упражнения. В начальной школе они сводились в основном к вычислениям, поэтому за

ними закрепилось название “устный счет”, хотя в современных программах содержание

устных упражнений весьма разнообразно и велико за счет введения алгебраического и

геометрического материала, а также за счет большого внимания к свойствам действий над

числами и величинами.

Важность и необходимость устных упражнений велика в формировании

вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации, и в развитии

личностных качеств ученика. Создание определённой системы повторения ранее

изученного материала дает учащимся возможность усвоения знаний на уровне

автоматического навыка. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а

должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный

характер.

Однако устный счет как этап урока до сих пор применяется в основном в

начальной школе или в 5-6 классах, имея своей главной целью отработку вычислительных

навыков. В связи с введением обязательного ГИА по математике возникает

необходимость научить учащихся старших классов решать быстро и качественно задачи

базового уровня. При этом необыкновенно возрастает роль устных вычислений и

вычислений вообще, так как на экзамене не разрешается использовать калькулятор и

таблицы. Заметим, что многие вычислительные операции, которые мы имеем

обыкновение записывать в ходе подробного решения задачи, в рамках теста совершенно

не требуют этого. Можно научить учащихся выполнять простейшие (и не очень)

преобразования устно. Конечно, для этого потребуется организовать отработку такого

навыка до автоматизма.

Для достижения правильности и беглости устных вычислений, преобразований,

решения задач в течение всех лет обучения в среднем и старшем звене на каждом уроке

необходимо отводить 5-7 минут для проведения упражнений в устных вычислениях,

предусмотренных программой каждого класса.

Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, требуют

осознанного усвоения учебного материала; при их выполнении развивается память, речь,

внимание, быстрота реакции.

Устные упражнения как этап урока имеют свои задачи:

1) воспроизводство и корректировка знаний, умений и навыков учащихся, необходимых

для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения

учителя;

2) контроль состояния знаний учащихся;

3) автоматизация навыков простейших вычислений и преобразований.

Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать

усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. Чтобы навыки

устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное

соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно:

вычислять письменно только тогда, когда устно вычислить трудно.

Если в 5-6 классах устный счет – это выполнение действий с числами: натуральные

числа, обыкновенные дроби, десятичные дроби , то в старших классах – это могут быть

совершенно различные операции, навык выполнения которых надо довести до

автоматизма. Например, на уроках математики мы используем УС по темам:

7 класс:

1) Запись чисел в стандартном виде и действия с ними.

2) Формулы сокращенного умножения.

3) Решение простейших линейных уравнений.

4) Действия со степенью.

5) График линейной функции.

8 класс:

1) Линейные неравенства и числовые промежутки.

2) Решение простейших линейных неравенств.

3) Решение квадратных уравнений с помощью теоремы Виета и частных случаев.

4) Решение квадратных уравнений рациональными способами.

5) Арифметический квадратный корень и его свойства.

9 класс:

1) Решение неравенств 2 степени.

2) Преобразование графиков функций.

3) Формулы приведения.

4) Тригонометрические формулы.

5) Значения тригонометрических функций.


Практика показала, что систематическая работа с УС способствует значительному

повышению продуктивности вычислений и преобразований. Сокращается время на

выполнение таких операций, как решение квадратных уравнений, линейных неравенств и неравенств 2-ой

степени, разложение на множители, построение графиков функций, преобразования

иррациональных выражений и другие. Эти операции переходят из разряда

самостоятельной задачи в разряд вспомогательной и становятся инструментом (“таблицей

умножения”) для решения более сложных задач.

Применение ИКТ на уроках математики при подготовке к ГИА.

По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного

материала, 1/3часть увиденного, 1/2часть увиденного и услышанного, ¾ части материала,

если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.

Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на:

использовании участниками образовательного процесса некоторых формализованных

моделей содержания;

деятельности учителя, управляющего этими средствами;

повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными

свойствами компьютера.

Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении в

следующих вариантах:

использование диагностических и контролирующих материалов;

выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;

использование компьютера для вычислений, построения графиков;

создание уроков с помощью программы “Notebook”, “PowerPoint”

Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно

важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с

использованием ИКТ повышают эффективность обучения:

графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические

математические построения;

возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать (исследовать) различными

объектами на экране дисплея, позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее

полным использованием органом чувств и коммуникативных связей головного мозга.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении

нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он

выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения,

сотрудничающего коллектива.

Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с

компьютером, разнообразием и красочностью информации. На практике реализуется

принцип успешности

(компьютер позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую

помощь).

При применении компьютера и внедрения ИКТ на уроках учитываются

возрастные возможности и образовательные потребности учащихся, специфика развития

мышления и других психических процессов в условиях информатизации учебной

деятельности. Здесь решается задача – закладываются основы рационального и

эффективного общения учащегося с компьютером, как главным инструментом нового

информационного общества. Использование программы PowerPoint на уроках математики

способствует:

– стимулированию процесса обучения, таких как восприятие и осознание информации;

– повышению мотивации учащихся;

– развитию навыков совместной работы и коллективного познания у обучаемых;

– развитию у учащихся более глубокого подхода к обучению, и, следовательно, влечет

формирование более глубокого понимания изучаемого материала;

– осуществлению дифференцированного подхода;

– формированию коммуникативных и учебно-познавательных компетенций учащихся;

– развитию вычислительных навыков учащихся;

– формированию навыков самоконтроля, взаимоконтроля и самообучения;

– реализации межпредметных связей;

– включению у учащихся всех каналов восприятия информации.

Применение информационных технологий помогают:

создать у школьника положительную мотивацию в изучении нового материала;

развить познавательный интерес к предмету;

первично закрепить знания учащихся;

проверить прочность усвоения знаний.

Применение презентации, созданной в среде PowerPoint. Нестандартная подача

материала в виде электронной презентации повышает качество любого урока. При

изучении нового материала она позволяет иллюстрировать учебный материал

разнообразными наглядными средствами. Это могут быть: слайды, в которых отсутствует

текст; презентация, которая состоит только из текста, если это урок лекция; конспект

урока. В этом случае презентация состоит из темы урока, цели, ключевых понятий и

домашнего задания.

Очень часто у учителя нет времени на составление презентации. Тогда нам на

помощь в этом случае приходят интернет-ресурсы:

А) Серверы образовательных центров, где учителя обмениваются своим опытом:

Б) энциклопедические ресурсы:

http: // www.rubricon.ru - группа энциклопедических ресурсов «Рубрикон»;

http: // www.mega.km.ru – виртуальная энциклопедия Кирилла и Мефодия;

http: // www.college.ru - «Открытый колледж» компании «Физикон».

На уроках закрепления знаний хорошо применять программы – тренажеры для

отработки теоретических знаний и развития практических умений и навыков. Здесь на

помощь учителю может прийти тренажер по математике издательства «Кирилл и

Мефодий» , «Математика – семейный наставник» фирмы «1С» для 5-6

классов, а для 5-9 классов «Витаминный курс по математике». А также тренажеры можно

найти у своих коллег на сайте «Первое сентября». Они более адаптированы к нашим

учебникам.

Роль математических олимпиад при подготовке кГИА.

Цель математической олимпиады:

дать возможность как можно большему количеству детей раскрыть свои творческие и

интеллектуальные способности; развить интерес к учебе и уверенность в своих силах;

привлечь внимание детей к математике; создать для одаренных детей атмосферу радости

и праздника.

Основные принципы разработки заданий олимпиады.

Международная олимпиада по основам наук включает в себя 25 различных заданий, 5

заданий по 2 балла, 5 заданий по 3 балла, 15 заданий по 5 баллов.

Задания олимпиады подбираются таким образом, чтобы для их выполнения хватало

базовых школьных знаний соответствующего уровня. В то же время большинство заданий

для своего решения требуют определенной гибкости ума и сообразительности. В каждом

варианте даются легкие задачи, с которыми могут справиться большинство участников.

Также даются задачи, с которыми заведомо могут справиться единицы. В целом задания

подбираются максимально разнообразно, так, чтобы охватить различные разделы

математики. Общий объем варианта подбирается так, чтобы только наиболее

подготовленные дети могли решить все задания.

Задания по математике, в основном, подбираются по следующим направлениям:

1. числовые ряды, закономерности, ребусы;

2. «текстовые» задачи (классические арифметические задачи);

3. логика (в том числе алгоритмизация);

4. геометрия (задачи на наглядно-образное мышление: «разрезалки», «складывалки»,

развертки и т.д.);

5. комбинаторика (задачи на перебор вариантов);

6. творческое задание.

Заключение.

Математика – наука интересная и сложная, поэтому нельзя упускать ни одной

возможности, чтобы сделать ее более доступной.

Возрастание роли математики в современной жизни привело к тому, что для адаптации в

современном обществе и активному участию в нем необходимо быть математически

грамотным человеком.

Под математической грамотностью понимается способность учащихся:

распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут

быть решены средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики;

решать эти проблемы, используя математические знания и методы; анализировать

использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом

поставленной проблемы; формулировать и записывать окончательные результаты

решения поставленной проблемы.__


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Бобыкина Галина Николаевна

Дата: 22.10.2015

Номер свидетельства: 242552


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства