kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Детское воровство: причины и методы предотвращения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Детское воровство – одна из самых серьёзных проблем. Она волнует и пугает родителей и педагогов. И это неудивительно, ведь каждый из нас мечтает о том, чтобы жизнь наших детей сложилась удачно. А тут такое! Беспокойство родителей понятно: одни начинают думать о тотальной испорченности своего ребенка, представляя его будущее исключительно криминальным. Другие, столкнувшись с таким поведением, начинают паниковать, подозревая у своего ребёнка наличие "воровских генов" и, как следствие, развитие клептомании.

   Сразу оговоримся, что детское воровство, даже если оно частый спутник  ребёнка, и клептомания имеют мало общего. Клептомания (от греч. "klepto" – похищаю,"mania" – безумие) – это психическое отклонение, проявляющееся в навязчивом, внезапно возникающем влечении к хищению вещей. Она является достаточно редким явлением. Этим заболеванием страдают около 0,05 % людей на всём земном шаре, при этом в детском возрасте она практически не встречается.

   В случае же детского воровства эту крайне неприятную проблему решить можно, и первое, что для этого родителям и педагогам необходимо сделать – это попробовать найти причины воровства ребёнка, а второе – постараться наладить искренние и доверительные отношения с ребенком, способствующие разрешению возникшей ситуации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Детское воровство: причины и методы предотвращения. »

Детское воровство: причины и методы предотвращения

 

Вступление

   Детское воровство – одна из самых серьёзных проблем. Она волнует и пугает родителей и педагогов. И это неудивительно, ведь каждый из нас мечтает о том, чтобы жизнь наших детей сложилась удачно. А тут такое!!! Беспокойство родителей понятно: одни начинают думать о тотальной испорченности своего ребенка, представляя его будущее исключительно криминальным. Другие, столкнувшись с таким поведением, начинают паниковать, подозревая у своего ребёнка наличие "воровских генов" и, как следствие, развитие клептомании.

   Сразу оговоримся, что детское воровство, даже если оно частый спутник  ребёнка, и клептомания имеют мало общего. Клептомания (от греч. "klepto" – похищаю,"mania" – безумие) – это психическое отклонение, проявляющееся в навязчивом, внезапно возникающем влечении к хищению вещей. Она является достаточно редким явлением. Этим заболеванием страдают около 0,05 % людей на всём земном шаре, при этом в детском возрасте она практически не встречается.

   В случае же детского воровства эту крайне неприятную проблему решить можно, и первое, что для этого родителям и педагогам необходимо сделать – это попробовать найти причины воровства ребёнка, а второе – постараться наладить искренние и доверительные отношения с ребенком, способствующие разрешению возникшей ситуации.

 

Причины детского воровства

   Для начала поговорим о возможных причинах детского воровства. Родителям, педагогам  необходимо знать: в каждой возрастной группе причины такого поведения детей разные.

   Воровство в дошкольном возрасте имеет свои специфические черты, и если разобраться, то в прямом смысле слова воровством не является. Среди мотивов, толкающих ребёнка на воровство, можно выделить следующие группы, не имеющие под собой никакой криминальной подоплёки:

1.        Сильное желание владеть чем-либо (чаще всего, каким-то предметом), с которым несовершеннолетний не в состоянии справиться. Ребёнок видит у сверстника новую игрушку, о которой сам давно мечтал, и, улучив момент, он её прячет или уносит домой. Причина такого поведения кроется в особенностях сознания ребёнка-дошкольника: для него понятия "моё", "твоё", "чужое" абстрактны и поэтому малодоступны.

Простой пример: 2-3-летний малыш еще не способен понять, что такое собственность, и поэтому уверен, что все в мире "принадлежит" ему, а как следствие этому - на прогулке или в гостях ребенок хочет взять себе любую понравившуюся игрушку. Мы не станем называть его вором, а обязательно расскажем, что это игрушка чужая, и поэтому брать ее нельзя.  Ребенок сам (без помощи взрослых) не может понять, что чужие вещи брать нехорошо. Об этом родители должны ему рассказать и не раз, рассказ свой лучше сопровождать разбором конкретной ситуации, а чтобы ребёнку было понятнее, обратить его внимание на переживания человека, утратившего какую-то вещь.

2.        Желание сделать подарок кому-то из близких (обычно родителям). Эта причина также связана с отсутствием понимания отрицательной оценки воровства. Ребёнок стремится тем или иным способом сделать маме приятное – и то, что он поступает неправильно, ему просто не приходит в голову.

3.        Желание привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какой-либо вещи.

4.        Желание наказать кого-либо или отомстить.

5.        Третья и четвёртая группы мотивов детского воровства характерны как для старших дошкольников, так и для детей младшего школьного возраста. Их, хоть и с отрицательной окраской, но можно отнести к социальным мотивам. В 6-7 лет ребёнку уже небезразлично его место в группе сверстников, и он способен сознательно и целенаправленно достигать желаемого, выбирая для этого все доступные способы.

    Часто бывает так, что цель, ради которой ребенок ворует, настолько для него важна, что она может затмить страх наказания. Например, кража для привлечения внимания сверстников: у ребенка не складываются отношения со сверстниками: в детском саду, в школе, во дворе, – и ребенок, не умея сделать по-другому, может, взяв деньги, накупить разных сладостей и угостить всем этим друзей, получив то внимание и признание, которого он так хотел и ждал. В этом случае у родителей и педагогов с ребёнком должен состояться разговор о недопустимости воровства и понятии "собственность", но одного этого будет недостаточно.

     Необходимо работать с причиной – а причина здесь в несформированности навыков общения, возможно, в низкой самооценке (то есть получается, что личность ребёнка ценится сверстниками не сама по себе, а только если у нее что-то есть – вот это малышу и нужно объяснить). Также стоит обсудить тему "дружба", поговорить о том, как правильно знакомиться с ребятами, как их заинтересовать и т.д. – всё это нужно объяснять своему ребёнку, а если понадобится, то проиграть с ним соответствующие ситуации.

6.   Четвёртая причина воровства – желание отомстить кому-либо – может проявляться как во вредительстве ("Заберу машину у Сашки за то, что он меня побил"), так и в стремлении доставить неприятности близким ("Мама не купила мне шоколадку, за это я порисую её помадой на стене, пусть попробует в следующий раз не купить!"). То есть и в том и в другом случае ребёнок хорошо понимает, на что он идёт и зачем он это делает. Борьба с воровством подобного плана осуществляется, как и в предыдущем случае, с помощью объяснения, убеждения, с помощью проигрывания конфликтных ситуаций.

7.        У детей постарше (от 8 до 10-11 лет) воровство часто бывает связано с недостаточным развитием волевой сферы: ребёнку тяжело на свое "хочу!" самому себе твёрдо сказать "нет!". Таким детям очень трудно справиться с соблазном, хотя они и испытывают стыд за свой поступок. Вот и получается: ребенок знает, что воровать нехорошо, но не в силах противостоять своему "хочу" и совершает кражу. Что делать, если у младшего школьника недостаточно развита воля? Основная рекомендация в данном случае следующая: никогда не делайте за ребенка то, с чем он уже в состоянии справиться сам. Еще полезно предлагать ребенку самому ставить цели и достигать их. Начните с краткосрочных целей: куда пойдем? что сегодня сделаешь? И не меняйте его программу, позвольте ребёнку её реализовать. Это самое ценное качество человека: умение самому поставить себе цель и выполнить ее.

8.        По мере роста и взросления ребенка проблема воровства только усложняется. То, что в раннем детстве – ошибка, случайный эпизод, у подростка (12-15 лет) – уже осознанный шаг, а то и того хуже – вредная привычка. Но значит ли это, что тринадцатилетний подросток – потерянный человек? Конечно, нельзя оставлять поступки своих учащихся без внимания, но нельзя забывать о том, что мотивы воровства могут быть самыми разными, и прежде чем осуждать ребёнка, постарайтесь понять причины. Свершившийся факт еще не вина. Ведь нередки случаи, когда подростков силой или хитростью втягивают в порочный круг. Родители должны знать, что для подростковой среды очень характерны так называемые "кражи престижа": ребёнка подначивают сверстники, аргументируя необходимость воровства поддержанием статуса в группе, "на спор".

 

      Какая бы беда ни случилась с учащимся, главное – не отворачивайтесь от него, а дайте ему шанс остаться Человеком. А если потребуется – дайте такой шанс еще раз. Рассмотрим очень показательный пример: А.С. Макаренко в книге "Педагогическая поэма" рассказывает, как одному из своих воспитанников – прожженному вору и жулику – он доверил получить огромную сумму денег за всю колонию. Он намеренно послал мальчишку за деньгами одного. Когда, измученный внутренней борьбой и соблазном, тот все-таки принес деньги и попросил их пересчитать, Макаренко ответил: "Зачем? Я тебе верю!". Именно эта вера в ребенка, в то, что он хочет и может быть лучше, спасёт его, остановит от рокового шага.

 

Что делать, если ребёнок украл (10 основных правил)

   Итак, мы обсудили основные причины воровства у детей, а теперь рассмотрим основные правила, которые должен знать каждый родитель:

• Правило 1: чётко высказать отрицательную оценку действиям ребёнка (действиям, а не личности!) с конкретным запретом на воровство.

Правило 2: рассказать о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи.

Правило 3: удержаться от навешивания ярлыков на ребёнка, называя его "воришкой" и пр. Нельзя клеймить, красить образ в черный цвет, иначе плохой поступок может действительно превратиться в суть личности: преподаватель говорит – значит, я действительно такой!

Правило 4: не обсуждать возникшую проблему с посторонними людьми в присутствии ребёнка. Золотое правило воспитания гласит: ругай наедине, хвали при всех. Воровство – сор, который не следует выносить из избы.

Правило 5: знать о том, что обращение к ребёнку: "Как ты мог?" и подобные являются бесполезными и даже вредными (это правило имеет большую актуальность для родителей дошкольников).

Правило 6: избегать сравнений с другими детьми и с самим собой в детстве: "Вот я никогда ...".

Правило 7: обсуждая случившееся, помнить, что сильные негативные чувства могут способствовать тому, что ребёнок будет скрывать все поступки, которые сочтёт стыдными, плохими.

Правило 8: не возвращаться к тому, что произошло (после того, как ситуация была разобрана), т.к. этим вы только закрепите данный поступок в сознании несовершеннолетнего.

Правило 9: по возможности исключить ситуации, провоцирующие воровство. 
  Помните о том, что воровство может быть реакцией на семейное неблагополучие, ошибки в системе воспитания.

 

Основные ошибки в воспитательном процессе, способные спровоцировать воровство

• Отсутствие последовательности в воспитательном процессе: в одной ситуации учащегося наказывают, а в другой "закрывают глаза" на проступок (грозились наказать, но не наказали);

• несогласованность требований взрослых (преподаватель разрешает, а администрация запрещает);

• "двойная мораль": действия родителей расходятся с делом (например, родители внушают ребёнку, что брать чужое нельзя, а сами приносят с работы то, что «плохо лежит». Ребёнок, искренне веря в авторитет и непогрешимость родителей, следует их примеру и долго не может понять, за что его ругают, если он поступает, как мама и папа);

• ситуация вседозволенности, воспитание ребёнка в стиле "кумир семьи": ребёнок растёт с мыслью, что он самый лучший, он не учится считаться с мнением других людей, ориентируется лишь на свои желания и интересы. Такие дети, попадая в коллектив сверстников, продолжают вести себя так же, как и в семье, но очень быстро получают от детей "обратную связь": с ними не хотят общаться. Они искренне не понимают, почему брать то, что им хочется, нельзя. А родители начинают обвинять других детей в пагубном влиянии на их "чудо-ребёнка";

• тотальный контроль за поведением и действиями ребёнка. Одни дети при этом занимают активную оборонительную позицию, постоянно проявляя упрямство и вступая в пререкания по любому поводу. Другие "уходят в подполье", продолжая совершать порицаемые взрослыми поступки, но уже в те моменты, когда на них не обращают внимания.

 

Заключение

   В заключении скажем о том, что общая стратегия поведения родителей и преподавателей по отношению к воровству несовершеннолетних должна зависеть от причин поведения ребёнка, выяснение которых – дело первостепенной важности. Но в любом случае необходимо помнить, что появление такого тревожного сигнала, как кража, свидетельствует о том, что ребёнку не хватает любви и внимания или у него иная серьезная внутриличностная проблема.
   Если же после проведённой работы ребёнок продолжает беспричинное и постоянное воровство, берет все, что "плохо лежит"; часто не помнит, когда и у кого взял вещь; не может объяснить, для чего берет даже то, что ему совсем не нужно (тут же бросая или теряя украденное), одним словом, ворует потому, что не может не воровать, есть необходимость обратиться за консультацией к врачу (психоневрологу). В подобном случае мы можем (хоть и в очень редких случаях) иметь дело с болезнью, а тогда одних воспитательных воздействий будет недостаточно, необходимо соответствующее лечение.

   Будьте внимательны к детям, тогда любая проблема будет вам по плечу.

 

Приложение 1

Примеры из жизни, как образец для действия

   Психология детского воровства в этом случае проста – таким образом ребенок компенсирует себе недостаток чего-то. А вот недостаток чего именно и предстоит выяснить родителям.

1 случай.

   В обеспеченной семье с самодостаточными родителями растет сын. Родители у него очень хорошие, просто замечательные. Мама и папа очень увлечены своей работой, да и деньги нужно зарабатывать – ведь сын растет. А времени на игры с ребенком практически нет. Таких родителей мучает чувство вины и, как следствие, не замечая сами того, взрослые начинают откупаться от ребенка подарками и деньгами. При этом свою любовь и заботу как бы трансформируя в материальное. Ребенку ничего не остается, как принять такие правила игры, и он компенсирует себе недостаток внимания и любви материальным.

   Очень часто дети воровством сигнализируют о недостатке внимания к ним со стороны.

   Что предпринять?

   Таким детям нужна  психокоррекционная деятельность, направленная на уверенное поведение.

2 случай.

   Мальчику Паше очень сложно найти себе друзей и удержать их возле себя. И он избирает простой способ привлечь их к себе, покупая им что-то ценное в их среде. Это могут быть конфеты, жвачки, сигареты. Но где же брать деньги на этот подкуп? Самый доступный способ – взять их. Причиной воровства в этом случае является подкуп ровесников.

   Дети воровством могут сигнализировать о своем одиночестве, о неумении строить отношения со сверстниками.

   Что предпринять?

   Необходимо помочь ребенку найти себе друзей. Найдите такую компанию детей, в которой  ребенок будет востребован. Это может быть какая-то секция, кружок. Детям с общими интересами проще общаться друг с другом. Покажите пример сами - познакомьтесь с родителями ровесника своего ребенка, пригласите их на совместную прогулку и т.д. Желательно также посетить психолога.

3 случай.

   Таня приносит из детского сада маленькие игрушечки, крышечки, чашечки и т.д. На все замечания и увещевания мамы не реагирует и продолжает делать свое. В то же время мама вечером угощает семью булочками, которые тайком взяла на работе (а работает она в хлебопекарне). К факту присвоения булочек семья относится спокойно и даже обсуждает детали при ребенке. Нечего тут удивляться тому, что ребенок «вдруг» стал присваивать себе чужие вещи.

   Детское воровство может быть следствием подражания родителям.

   Что предпринять?

   Психология детского воровства во многом зависит от поведения и реакции родителей. Во всем и всегда будьте примером ребенку, как альтернатива ситуации в семье.

4 случай.

   Девочка Марина одевается крайне бедно, в связи с чем в среде одноклассниц имеет крайне низкий статус (дети нетерпимы к «белым воронам»). Для ребенка (особенно в подростковом возрасте) очень важен его статус в группе. Марина понимает, почему к ней так относятся, но выхода не видит ни в чем, кроме как в воровстве.

   Пренебрежение потребностями ребенка может привести к детскому воровству.

   Что предпринять?

   Постарайтесь понять, чем живут современные дети. Все ли необходимое есть у ребенка? Есть ли у ребенка карманные деньги, чтобы купить себе булочку на перемене вместе с другими детьми?

5 случай.

   Недавно Максим начал таскать из дома ценные вещи и деньги. Приходит домой очень странный: чрезмерно перевозбужденный или вялый, рассеянный, с расширенными или суженными зрачками. В последнее время у него часто сменяется настроение. Деньги Максиму сейчас очень нужны – он стал наркоманом! Любому родителю кажется, что эта беда обойдет их семью стороной. Но на сегодняшний день даже самая благополучная семья не застрахована от этой напасти.

   Детское воровство также может быть очень тревожным сигналом о наличии какой-либо физиологической зависимости.

   Что предпринять?

   В первую очередь необходима консультация нарколога.

   Все вышеописанное не действует в случаях заболевания ребенка клептоманией. Клептомания – это симптом психического расстройства, патологическое влечение к воровству.

   Родителям  и педагогам сложно что-то предпринять в этом случае. При клептомании, патологическом воровстве, стоит обратиться к психиатру.

   Причины детского воровства здесь перечислены далеко не все, ведь каждый случай требует индивидуального рассмотрения, возможно даже с помощью детского психолога. Однако всегда стоит помнить, что психология детского воровства напрямую связана с какими-либо нарушениями в отношениях родитель-ребенок.

   Итак, когда вы поняли, почему ваш ребёнок ворует, четко представляете себе причины детского воровства, теперь самое время поговорить с ребенком по душам или провести психокоррекционную работу.

 

Приложение 2

Образцы психокоррекционных мероприятий, направленных на профилактику детского воровства

Тренинг ответственного поведения

В представленном тренинге у младших школьников формируется ответственное поведение, препятствующее совершению воровства, закрепляется негативное отношение к воровству. С помощью игр, упражнений у детей вырабатываются навык отказа от воровства и навык ответственного поведения в сложной ситуации выбора предпочтений. Тренинг направлен на формирование у ребят уверенности в себе и уважения к окружающим, развитие стратегий поведения, ведущих к здоровью и отказу в будущем от воровства.

На занятии предлагаемый материал сказок или вопросов обсуждения педагог может сокращать, тем самым временные рамки занятия определяются им самостоятельно. Тренинг предполагает участие 12 – 15 младших школьников от 8 до 11 лет, имеющих некоторые сведения о детском воровстве на основе средств массовой информации или окружения. Психолог или педагог создает при проведении тренинга, выполнении упражнений условия открытого доверительного общения и творческой атмосферы. Важным компонентом работы является подготовка домашних заданий, которые способствуют осмыслению знаний, опыта, полученных на занятиях, а также предназначены для включения в профилактическую активность членов семьи. Процесс занятий именно в группе, в кругу, на ковре или на стульях, способствует развитию взаимоотношений между детьми, повышает их социальную компетентность. Дети учатся самостоятельно выбирать себе друзей, находить и получать поддержку от других, управлять своим поведением – все эти качества препятствуют совершению актов детского воровства.

Методическим оснащением тренинга являются произведения внеклассного чтения: рассказы К.Д. Ушинского «Персики», «Дедушка и

внучек», «Богатство», «Вера», «Паук»; сказка В. Даля «Правда и Кривда»;

повесть Н.Г. Гарина – Михайловского «Детство Темы» и другие. В ходе конкретных занятий указаны инструменты, необходимые для проведения игровых техник, однако на каждом занятии обязательно наличие разнообразных принадлежностей для рисования.

 

Занятие 1. Полет и падение

Цель: сформировать у учащихся понятие о детском воровстве;  подвести учащихся к мысли о том, что понятия «полет» и «падение» неразрывно связаны между собой в случае совершения человеком воровства.

Основные понятия: полет; падение; приятные и неприятные ощущения.

Приветствие (способ придумывает группа, он используется на всех занятиях).

Упражнение «Что такое полет?». Тренер ведет беседу, предлагая детям испытывать ощущения полета, создавая игровую ситуацию с учетом возраста. Расскажите, как летают птицы. Как вы думаете, полет приносит удовольствие или нет? Кто хотел бы полетать, как птицы? Сделайте это. Кто летал на самолете? Какие ощущения при этом были? Представьте себя самолетиками, как вы летаете (можно создать экипажи).

Обсуждение: какие ощущения вы испытывали, летая? Ребята согласятся, что полет доставляет удовольствие, приятные ощущения, свободу, чувство легкости, радости, веселья.

Упражнение «Что такое падение?». Тренер продолжает беседу.

Кто из вас падал? Расскажите, пожалуйста, каждый по кругу, в каких ситуациях это происходило? Например, катаясь на коньках, лыжах, или когда зимой было скользко на улице. Что вы чувствовали при падении (боль, обиду, уныние; хотелось плакать и т. д.)?

Как вы думаете, к чему может привести падение с большой высоты (тяжелое увечье или смерть)? Человек, получивший увечье, частично или полностью теряет способность трудиться, он становится инвалидом.

Обсуждение: падение приводит к весьма неприятным ощущениям, а в некоторых случаях может привести к инвалидности или даже смерти.

Упражнение «Рисунок». Детям предлагается за столами нарисовать в

альбоме рисунок, как они представляют себе «полет» и «падение».

Обсуждение: в кругу каждый ребенок рассказывает о своем рисунке, который вывешивается на импровизированной выставке.

Тренер подводит итоги. Полет почти всегда связан с приятными ощущениями. Полет можно повторить, например: человек неоднократно прыгает с парашютом. Полет - это свобода. Можно двигаться в любом направлении, движения не скованы. Ощущения от полета - легкость, приподнятость настроения, удовольствие. Падение связано с потерей здоровья, дает неприятные ощущения и может закончиться смертью. Например, человек падает с большой высоты. Сильная боль после падения остается на длительное время. При этом могут быть ушибы, переломы костей, сотрясение мозга.

Упражнение «Что такое воровство?». Задаются вопросы: что такое воровство? На что оно похоже? Почему тогда некоторые люди, которых называют (как?) ворами, совершают опасный для жизни поступок? Воры хотят постоянно испытывать ощущения «полета». Однако, на самом деле испытывают ощущение боли как при «падении».

Что же происходит при совершении акта воровства? Вначале вор чувствует себя хорошо, он как бы летит,  называют эти ощущения «кайфом». Когда же  человека поймают за воровство, то настроение резко падает, вор не может найти себе места, не хочет жить. Каждый раз после кратковременного «полета», вызванного совершением акта кражи, наступает тяжелое длительное и, главное, болезненное «падение».

Завершение занятия: способ прощания, придуманный детьми и постоянно повторяемый в конце занятия.

Занятие 2. Хорошие и плохие поступки

Цель: сформировать у детей понятие «хорошие» и «плохие» поступки.

Основные понятия: плохие и хорошие поступки; правильное и неправильное поведение, раскаяние и прощение; воровство – это плохой поступок.

Приветствие. Обсуждение домашних рисунков «Моя семья». Дети рассказывают о членах своей семьи. Рисунок позволяет предположить характер взаимоотношений между родителями и детьми. Показателями этого могут служить размеры действующих лиц, дистанция между членами семьи, цветовая гамма. Мрачные тона указывают на психологическое напряжение ребенка, неудовлетворенность, возможно, одиночество в семье. Светлые тона говорят о благополучии, удовлетворении, спокойствии ребенка. Однако, цвета на рисунке могут быть связаны с меняющимся настроением, поэтому при изучении рисунок важно учитывать рассказ самого ребенка.

Упражнение «Отличие хороших поступков от плохих». К занятию следует приготовить картинки с изображением разных поступков. Дети отвечают на вопросы по кругу, можно по желанию. Какие поступки бывают? (Хорошие и плохие). Приведите примеры хороших поступков. Объясните, почему (чем) они хорошие. Приведите примеры плохих поступков. Объясните, почему (чем) они плохие. Делается вывод: поступки, нарушающие нормы поведения, принятые в обществе, дома, в классе, вредящие здоровью, мешающие другим людям, относят к плохим поступкам. Хорошие поступки приносят пользу всем.

Упражнение «Плохой поступок». Тренер поясняет, что за плохие поступки родители, учителя могут наказывать, при этом обязательно ученику разъясняют причину, чтобы связать этот поступок с неприятным ощущением. И тогда, желая впредь избежать неприятных ощущений, ребенок не захочет совершать плохих поступков. За плохой поступок можно попросить прощения.

Чтение главы «Наказание» из повести Гарина-Михайловского «Детство Тёмы». Обсуждение: какой плохой поступок совершил герой? Как его

наказали? Учащимся предлагается подумать и рассказать о каком-либо своем

плохом поступке, который принес вред другим, и о котором они сожалеют? Тренер поддерживает каждого ребенка улыбкой, словом, поощрением за признание поступка плохим перед всеми.

Упражнение «Хороший поступок». За хорошие поступки детей награждают. Почему? Для того, чтобы связать хороший поступок с приятным ощущением. И тогда, желая испытывать приятное, ребенок будет совершать хорошие поступки. Очень важно, чтобы ребенок с детства научился достигать своих целей, удовлетворять свои желания с помощью хороших поступков.

Детям предлагается подумать и рассказать каждому по очереди о своем хорошем поступке, который принес пользу им и другим людям. Тренер награждает высказавшегося ребенка разными формами: похвалой, улыбкой, поощрением, удивлением, восхищением.

Заключительная беседа. Тренер предлагает ученикам вспомнить все, что они знают о воровстве, подумайте и ответьте: почему воровство – это ПЛОХОЙ поступок (приносит вред самому человеку, родным, обществу)? Помните, воровство приносит вред людям, поэтому оно во всех без исключения странах мира! Завершение занятия.

Занятие 3. Правда и ложь

Цель: сформировать у учащихся представление о человеке, который лжет, и о правдивом человеке; понимание того, что человек, который ворует,  становится рабом.

Основные понятия: свобода и рабство; правда и ложь; зависимость от воровства.

Приветствие.

Упражнение «Правда – свобода, ложь – это рабство».

Чтение сказки В.Н. Даля «Правда и Кривда». Инструкция: педагог может использовать сказку В.Н. Даля «Правда и Кривда» в сокращенном варианте или заменить ее обсуждением темы «Правда и Ложь». Обсуждение: что сказал автор о Правде? («...идет Правда по земле ни шатко, ни валко, ни на сторону, прямо, как стрела»). Почему Правда утверждает, что с Кривдой весь свет пройдешь, да назад не вернешься? (Все равно рано или поздно расплата настигнет). Перечислите поступки Кривды (стянула у прохожего бумажник и платок, обманула всех, выколола Правде глаза, толкнула Правду, взяла у нее деньги). Перечислите поступки Правды (вылечила царскую дочь, отказалась от казны, царства, попросила, чтобы ее назначили судьей, уму-разуму научила). Кому жить труднее, но почетнее? (Правде.)

Тренер подводит детей к выводу: Кривда иногда выигрывает. Но со временем она обязательно проиграет. Ведь не зря говорится в русской пословице: «Шила в мешке не утаишь». Сколько бы человек не лгал, все равно правда открывается. Например, если ученик скрывает от родителей плохие оценки, рано или поздно они об этом узнают. Лучше бы ученик признал свои ошибки, постарался их исправить, чтобы больше не повторять.

Упражнение «Почему человек, совершающий воровство, становится лживым?».

Обсуждение: почему старшие ребята перед взрослыми скрывают факт курения? факт употребления алкоголя? (Попадая в зависимость от курения, алкоголя, подростки скрывают, лгут себе и взрослым, потому что не

осознают опасность и вредность психоактивных веществ). Важно тренеру отметить, что взрослые обязательно помогут подростку отказаться от 

совершения противоправных поступков.

Беседа. Тренер поясняет, что, начав воровать, вор становится постепенно  рабом. Развивается такое сильное желание вновь и вновь воровать, что вор не может ни о чем другом думать. Чем чаще он ворует, тем ему сильнее хочется воровать. «Ловушка» захлопывается. Теперь все поступки вора направлены только на добывание тех предметов, которые он выбрал для совершения актов воровства. Например, вор может часами бродить по городу, чтобы найти тот предмет, который хочет украсть, а когда найдёт его готов пойти на всё, что бы украсть.

Упражнение «Вор - тяжело больной человек». Вы, конечно, видели на улице пьяного человека. Как он выглядит? Покажите, как он двигается, как выглядит. Обсуждение (алкоголик выглядит неопрятным, старым, нездоровым).

Воровство разрушает  личность человека. Жизнь подчинена одной цели: быстрее украсть.  Вор становится подобен наркоману, которому нужен наркотик, потому что он знает, если вовремя не принять очередную дозу наркотика, то наступает «ломка». Наркотики, убивают здоровье, укорачивают жизнь наркомана, а воровство убивает душу человека. Многие наркоманы умирают от передозировки наркотика, а воров садят в тюрьму.

Беседа «Можно ли доверять человеку, который лжет? Можно ли быть другом вора?». Воры - несвободные люди, так как зависят от воровства. Вор постоянно готов обманывать, если это помогает ему добывать вещи, которые он ворует. Поэтому, если вдруг кто-то из ваших друзей начал воровать и говорить вам, что воровать можно попробовать ради любопытства или чтобы стать «взрослым», не верьте ни одному его слову. Человек, который лжет, не может быть другом.

Воровство наказывается Законом.

Домашнее задание: нарисовать или сделать из пластилина, глины поделку «Правда». Завершение занятия.

Занятие 4. Добрые дела

Цель: сформировать у учащихся представление о добре и зле. Воровство – злое дело.

Основные понятия: добро и зло, общение, чума.

Приветствие.

Упражнение «Что такое добрые дела?». Чтение одного - двух рассказов К.Д. Ушинскогo: «Персики», «Дедушка и внучек», «Богатство», «Вера», «Паук». Обсуждение: что понравилось в рассказе? Что не понравилось в рассказе? Почему добрые дела так называют? Приведите примеры добрых дел.

Добро - все хорошее, положительное, полезное, что совершает человек.

Доброта как черта характера человека – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать другим добро. Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру. Злоба - злость и недоброжелательность к кому-нибудь.

Беседа «Совершение воровства - это доброе дело или злое?». Это не может быть добрым делом. Ведь воровство это болезнь такая же, как чума или наркомания.   Главная цель продавца наркотиков заключается в том, чтобы у человека выработалось желание принимать наркотик, а уже потом на этом желании он будет зарабатывать деньги. И продавцы пытаются приобрести себе больше «рабов», чтобы наживаться на их беде. После приема одной или нескольких проб наркотика у человека возникает желание принимать его вновь и вновь, это и есть начало тяжелого душевного заболевания - наркомании. Наркомания распространяется подобно заразному заболеванию. У обычного заболевания возбудитель - болезнетворные микробы, у наркомании же микробами, которые заражают человека, являются «предложения попробовать наркотик».

Упражнение «Воры-микробы». Приглашаются несколько взрослых, родителей или учителей, которые будут играть в масках роль «Воров- микробов»,  предлагая всем попробовать украсть. Задача участников игры

корректно, вежливо отказаться, не убегать, не драться, помогать другим. На

доске (ватмане) записаны фразы ОТКАЗА от воровства, которые

обсуждаются заранее, или предлагается тренером. После игры снимаются маски. Обсуждение: что вы почувствовали, когда победили, отказались от воровства? Какие добрые дела вы сейчас делали? Почему ваш отказ от воровства можно назвать добрым делом? хорошим поступком? Сделанный хороший поступок приносит удовольствие, настроение, остается в памяти.

Завершение тренинга. Особый ритуал прощания в память о тренинге, о хороших делах. Например, ребята по кругу обмениваются рисунками или поделками «Правда», заготовленными дома, или тренер раздает маленькие подарки, желательно одинаковые (шариковые ручки и др.).

 

Тренинг креативности (для  подростков)

Под креативностью понимают способность человека отказаться от стереотипных способов мышления и обнаруживать новые способы решения проблем. Креативность – это быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора, высокие эстетические ценности, самообладание.

Изменчивость современного мира побуждает нас быть креативными. В то же время известно, что у вора под воздействием  пагубной привычки формируется дефицитарное мышление. Он не способен к пониманию реальности, действует, опираясь на иллюзорные представления, как сознательно, так и неосознанно искажает информацию о своем состоянии и результатах деятельности. Следовательно, креативность выступает мощным фактором развития личности, определяющим ее готовность изменяться, отказываться от стереотипов, создавать новое, творить.

Основная цель проведения тренинга – развитие креативности. В подчиненном отношении к основной цели находятся задачи: осознание того, что такое креативность; преодоление барьеров, препятствующих актуализации творчества; развитие навыков и умений управления креативным процессом; формирование устойчивых ресурсных состояний без присутствия актов воровства.

Этапы креативного процесса.

Подготовка. Этап возникновения у человека побуждения изменить какую-то ситуацию, переставшую его удовлетворять. Сознательными усилиями человек ищет выход из проблемной ситуации, анализирует ее, собирает дополнительную информацию, совершает многократные попытки использовать для разрешения проблемы известные алгоритмы собственного опыта.

Фрустрация. Однако, обнаруживается несостоятельность разработанных ранее способов решения и вариантов поведения. Человек оказывается в «тупике», ощущает дискомфортные переживания, которые

могут привести к стремлению “закрыть глаза” на существование проблемы. Ощущение, что решение не существует, тем сильнее, чем больше насыщено

 сознание жесткими стереотипами и установками. Конструктивное отношение к фрустрации предполагает признание за ней роли закономерного этапа креативного процесса. Целесообразно осознать собственные барьеры, препятствующие проявлению креативности.

 Инкубация. Этап начинается в тот момент, когда индивид прекращает сознательную работу над проблемой, что связано с логическими операциями, начинается работа над проблемой на подсознательном уровне, привлекается недостающая и вообще любая, имеющая отношение к задаче, информация.           

Инсайт - это кратковременный этап креативного процесса, момент поступления в сферу сознания решения проблемы. Он характеризуется яркими позитивными эмоциями, эйфорией. Тем не менее, это все-таки шанс, который может быть упущен, поступление в сферу сознания ответа нуждается в быстрой вербальной фиксации, что повышает вероятность успешного завершения креативного процесса.

Разработка является завершающим этапом творческого процесса, в ходе которого происходит проверка истинности полученного решения логическими средствами. Продукты логической деятельности оцениваются как креативные, если они являются одновременно новыми и адекватными по отношению к ситуации.

Предлагаемый тренинг креативности рассчитан на 4 -5 занятий, психолог может планировать их проведение 1 или 2 раза в неделю с учетом учебного процесса школы. Группа состоит из 12-15 человек одного возраста, желательно с равным представительством девушек и юношей.

Знакомство:

Вхождение в ситуацию “здесь и сейчас”; сплочение и раскрепощение; информирование участников об особенностях тренинга, как активного метода; знакомство с понятием креативность; первичная диагностика и коррекция ожиданий участников тренинга; выявление мотивации на участие в тренинге.

Упражнение 1

Участники группы сидят по кругу.

Инструкция: Тренер предлагает начать работу со знакомства. Каждый

по очереди называет свое имя и три присущие ему качества, начинающиеся на ту же букву, что и его имя. Обсуждение: действие, к которому побуждает участников группы задание, согласуется с характеристиками креативной среды. Обращается внимание на сложности при выполнении задания.

1 этап. Креативность, осознание собственных барьеров: установок и стереотипов.

Упражнения этого этапа позволяют перевести отвлеченные представления о креативности в целостные образы, связанные с переживаниями и реальным поведением участников тренинга. Упражнения направлены на осознание личностного опыта, определяющего поведение в кризисных ситуациях, которые побуждают человека находить креативные решения.

Упражнение 2

Участники группы сидят по кругу.

Инструкция. Тренер произносит слова, способствующие расслаблению или релаксации: «Давайте, сосредоточимся на себе, на своих мыслях, чувствах, переживаниях. Сядьте, пожалуйста, удобнее и медленно закройте глаза. Обратите внимание на ваше дыхание, ощутите, как воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет ваши легкие. Ощутите, как с каждым вдохом в Ваше тело попадает энергия, а с каждым выдохом уходят ненужные сейчас заботы, напряжения... Обратите внимание на ваше тело. Почувствуйте ваше тело: все - от ступней ног до макушки головы. Вы сидите на стуле, слышите какие-то звуки, ощущаете прикосновение воздуха на вашем лице. Может быть, вам захочется изменить позу, сделайте это.

А теперь сосредоточьтесь на идее изменчивости мира, в котором мы живем. Наше сложное время характерно быстрыми и резкими изменениями. Порой они бывают молниеносными. Социальные и технологические

изменения, которые в прошлые столетия тянулись десятки лет, теперь могут произойти в считанные месяцы или даже недели, и все это постоянно действует на каждого из нас. Подумайте об этом.

Какие мысли у вас возникают? Как вы чувствуете себя в этом мире? Подумайте о том, какие ваши качества, особенности поведения помогают вам

жить, а какие мешают (вопросы тренер повторяет с интервалами 2-3 раза)?

Вспомните, что вы сидите здесь, в этой комнате, вернитесь сюда, в наш круг, и сделайте это в удобном для вас темпе. Вы можете сразу открыть глаза или посидеть еще некоторое время с закрытыми глазами».

Затем, когда все участники группы откроют глаза, тренер предлагает им нарисовать свои впечатления, чувства, переживания. Участникам группы предлагаются бумага, краски, фломастеры, цветные карандаши и т.п.

После того, как все закончат рисовать, рисунки прикрепляются к стене, тренер дает инструкцию продолжать работу, объединившись в группы по 4-5 человек в каждой, чтобы поделиться впечатлениями, размышлениями о том, какие качества, особенности поведения помогают, а какие затрудняют жизнь человека. Предлагается всем группам составить перечень данных качеств.

Обсуждение направлено на осознание каждым участником упражнения своего опыта жизни. Тренер записывает на доске или листе ватмана предложенные качества, помогающие и затрудняющие жизнь в изменчивом мире ХХI века.

Упражнение 3

Участники группы сидят полукругом.

Инструкция: тренер показывает лист с изображением куба и предлагает ответить, что они видят.

Участники высказывают свои версии. Тренер подводит итог: Как объяснить, что возникли разные мнения по поводу изображения на листе?

Обсуждение: участники группы высказывают идеи относительно влияния предыдущего опыта на восприятие, когда «узнается» ранее созданная в сознании конструкция.

Упражнение 4

Участники группы сидят по кругу.

Инструкция: Предлагается участникам нарисовать понятие «креативность». После каждый рассказывает о том, как понимает, что такое креативность.

Обсуждение позволяет сформулировать многие сущностные характеристики креативности, как свойства личности, творческого процесса.

Тренер подводит итог, перечисляя основные проявления креативности, условия её формирования.

Упражнение 5

Участники группы сидят по кругу.

У тренера в руках карточки, на которых написаны названия предметов, состояний, например: сон, веселье, ночь, весна, фараон, бухгалтерия и т.п.

Инструкция: Одному из участников прикалывается карточка с написанным на ней словом на спину, чтобы он не видел надпись. Его задача - узнать, что написано на карточке. Водящий может вызывать любого, тот постарается невербальными средствами «сообщить», что написано на карточке. Следует обращать внимание на процесс возникновения ответа, на эмоциональное состояние в ходе выполнения задания.

Обсуждение: анализ затруднений позволяет обнаружить некоторые барьеры креативности: ориентацию на оценку, желание во что бы то ни стало сделать правильно, неадекватную самооценку, страх не найти ответ. Появляется возможность поговорить о механизме возникновения решения, потому что для достижения цели отгадывающий должен установить связи между получаемой информацией и, объединить всю информацию.

Упражнение 6

Участники сидят по кругу. У тренера в руках мяч.

Инструкция: Тренер бросает мяч любому участнику и называет какой-либо предмет. Получивший мяч, должен назвать три нестандартных способа использования данного предмета. Нельзя прибегать к универсальным

способам использования большинства предметов. Необходимо, чтобы мяч побывал у каждого.

Обсуждение: В чем заключались основные трудности, с которыми вы столкнулись при выполнении задания? Какие состояния возникали и как они изменялись в ходе работы? Что вам помогало справляться с поставленной задачей? Тренер обращает внимание на сформированные стереотипы: «Нельзя заставлять себя ждать», «все на меня смотрят», «другие отвечали быстрее и лучше» и т.п. Упражнение дает возможность понять условия,

способствующие проявлению креативности.

Упражнение 7

Участникам дается домашнее задание: составить перечень привычек, неисполнимость которых вызывает напряжение.

Инструкция: Участники разбиваются на группы по 4-5 человек в каждой. В ходе обсуждения составляется общий для группы перечень тех идей, принципов, привычек, невозможность реализации которых вызывает напряжение, внутренний конфликт. На выполнение этого задания уходит 30-40 минут. На втором этапе участники сидят полукругом. Тренер на доске записывает то, что подготовила каждая группа. В ходе работы постоянно возникает обсуждение, члены группы говорят о том, какое влияние на самочувствие, поведение, жизнь оказывает их приверженность тем или иным привычкам.

Тренер предлагает прочитать внимательно составленный перечень, отметить в нем две привычки, которым участники на самом деле привержены, но до сих пор это не осознавали, и две привычки, которые у них были, но они уже не действуют так сильно, как раньше.

Обсуждение: дилемма обновления состоит в том, что привычки полезны. Они помогают людям проложить маршрут в повседневных сложностях жизни, позволяя быстро реагировать на повторяющиеся события. Однако, привычки являются также препятствием в адаптации человека к постоянно меняющемуся миру.

2 этап. Развитие креативности.

Задачей данного этапа является развитие отдельных сторон креативности, как свойств личности: гибкости, оригинальности, точности, беглости мышления, воображения.

Упражнение 8

Участники сидят по кругу. У тренера в руках мяч.

Инструкция: Предлагается бросать друг другу мяч. Тот, кто бросает мяч, произносит одно из трех слов: «воздух», «земля» или «вода». Тот, кто ловит мяч, называет соответствующие данной стихии понятия, например: «вода» - название рыбы. Реагировать надо быстро.

Обсуждение трудностей проявления беглого мышления и самообладания в ситуациях одновременного действия дефицита времени и оценки окружающих.

Упражнение 9

Участники группы сидят по кругу.

Инструкция: Предлагается каждому, взяв свой стул, выйти в круг, сесть в центре, и по очереди отвечать на задаваемые ему неожиданные вопросы. Условием является краткость, точность и оригинальность ответов».

Обсуждение проявленных участниками технологий креативного мышления.

Упражнение 10

Участники группы работают в парах, в которые объединяются по желанию. У каждого участника есть бумага и карандаш.

Инструкция: Упражнение состоит из ряда шагов. Сначала участники самостоятельно стараются написать как можно больше аргументов, оправдывающих курение. Через три минуты тренер предлагает каждому назвать, сколько аргументов у него написано. Информация не обсуждается. Тренер предлагает поделиться друг с другом сформулированными аргументами, при этом запомнить 2 аргумента, которые есть только у партнера и кажутся неожиданными, оригинальными.

Через 5-7 минут, когда все завершат работу, предлагается в течение 5 минут каждому участнику самостоятельно написать как можно больше аргументов, осуждающих курение. Затем участники обменяются результатами своей работы так же, как они делали это на предыдущем этапе.

Продолжение обсуждения происходит в общем круге. Каждый участник называет оригинальные, неожиданные аргументы «за» и «против» курения из предложенных партнерами. Осознание и формулирование собственных аргументов, обнаружение нового в аргументах партнера и других пар помогает прочувствовать проблему, мотивирует участников на вырабатывание многовариантного решения любого вопроса.

Упражнение 11

Участники группы сидят по кругу.

Инструкция: Обращение к работе с версионным мышлением. Предлагается представить ситуацию, что участник возвращается домой, встречает во дворе группу подростков, которые собираются «нюхать клей». Следует придумать максимальное количество вариантов поведения, которые могут побудить подростков отказаться от употребления наркотиков и найти себе другое занятие. Возникшие варианты необходимо записать. Обсуждение представленных версий решения ситуации.

Упражнение 12

Участники разбиваются на подгруппы по 4-5 человек.

Инструкция: Каждый участник, по очереди, предлагает любую, самую невероятную ситуацию, формулируя ее, например, так: представим себе, что все люди на Земле спят днем, а ночью работают. После того как ситуация предложена, все обсуждают, какие они видят плюсы, минусы и интересные моменты в данной ситуации. Упражнение развивает способности воображения и видения разных граней одной и той же проблемы.

Упражнение 13

Участники группы сидят по кругу.

Инструкция: Участникам предлагается выбрать какую-нибудь свою проблему, решения которой они не имеют. Ставится условие, что содержание

проблемы не будет обсуждаться. Когда все выберут проблему, тренер предупреждает, что будет им показывать или называть различные образы. Необходимо, концентрируясь на предложенном образе, думать о своей проблеме, стремясь установить больше связей между ними. Дается пять минут для работы с одним образом, рекомендуется делать записи, фиксируя возникающие идеи и впечатления. Тренер может использовать картинки, на которых изображены животные, предметы; предлагать слуховые образы (например, скрип снега под ногами в морозный день), зрительные образы (желтый цвет), короткие фразы и т.д. Обычно предлагается 6-7 образов.

Обсуждение: Какие образы позволили приблизиться или решить проблему? Отмечается, что выявленные связи между проблемой и образами позволяют человеку вовлечь в поиск решения периферийные пласты опыта и творческие ресурсы. В ходе упражнения изменяется отношение к проблеме,

появляются новые, не принимавшиеся ранее во внимание аспекты. В складывающейся обстановке эмоциональных потрясений тренер невербально сопереживает и сочувствует каждому участнику.

3 этап. Осознанный отказ от привычных способов решения проблемы; закрепление новых ресурсных состояний (эмоций, чувств, моделей поведения, навыков совладания со стрессом и жизненными кризисами и т.д.).

Результатом проведения упражнений этого этапа является более полное представление участников о собственной уникальности и осознанное решение двигаться дальше в формировании и закрепление ресурсных состояний.

Упражнение 14

Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.

Инструкция: Предлагается называть безусловное достоинство человека, которому бросается мяч. Все участвуют в работе.

Упражнение 15

Участники группы сидят по кругу.

Инструкция: Тренер предлагает сосредоточиться на своем соседе

справа (слева), вспомнить все, что тот говорил, делал во время тренинга, вспомнить все чувства, которые возникли по отношению к этому человеку и выбрать наиболее яркое впечатление о нем. Через три минуты сложившееся мнение о человеке необходимо высказать в кругу по очереди.

Модификация: Предлагается вспомнить чувства и отношения, которые возникали к соседу, найти такой образ движения, который бы отражал впечатление о нем. Характер движения может быть очень разным, например: колышутся листья на деревьях, летят птицы, падает снег, бегают дети. Когда все готовы, каждый, по очереди, сообщает своему соседу возникший у него образ.

Модификация: Необходимо подумать и решить с образом какого архитектурного сооружения (животного, литературного героя) ассоциируется сосед (5 -7 минут). Следует передать возникшую ассоциацию своему соседу. Если партнеру неизвестно о чем говориться, нужно постараться описать так, чтобы стало понятно, как выглядит возникшее по ассоциации архитектурное

сооружение (животное, литературный герой). Обсуждение: тренер предлагает по очереди авторам ассоциаций пояснить, что в партнере стало причиной их появления (облик, поведение, мировоззрение). Упражнение имеет сложную функциональную нагрузку, в нем реализуется развивающий личность механизм программы. Задание вызывает значимую мотивацию участников, получающих метафорические образы собственной личности, которые становятся средством межличностной поддержки. Человек сохраняет в памяти информацию о собственной уникальности, отмеченной другими, использует это в критических ситуациях, ощущает свою значимость и необходимость для других людей.

Заключительный этап:

§              Информирование тренера о результатах работы группы;

§              Обратная связь об индивидуальных когнитивных, эмоциональных и поведенческих изменениях.



Текст презентации: Детское воровство

Слайд № 1

ДЕТСКОЕ ВОРОВСTВО 

Слайд № 2

Случаи детского воровства происходят не так уж редко. Практически каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое. Большую роль, в данной ситуации, играет реакция родителей, а потом уже и учителей. От реакции родителей зависит, повторится ли эта ситуация. Но в любом случае нужно разбираться с причиной. В каждой возрастной группе причины воровства могут быть разные. Вряд ли кому-то придет в голову считать 2-4-хлетнего малыша вором. У ребенка в 2 - 4 года еще не сформированы понятия «свое – чужое». Формирование этих понятий – задача родителей. Возраст 4-6 лет - возраст формирования нравственных привычек, но это еще не значит, что они уже закрепились. Как правило, дети уже в состоянии различать \"мое\" и \"не мое\", имеют понятие о личном пространстве, личной собственности. Но, с другой стороны, ребенку часто бывает трудно обуздать импульсивность своих желаний, и это может приводить к воровству. Произвольное поведение, подчиненное внутренним социальным нормам, обычно формируется к 6-7 годам. Но у некоторых детей с этим возникают трудности. Обычно эти дети более подвижны и возбудимы, им трудно не только сдерживать свои желания, но и просто спокойно сидеть на уроке и внимательно слушать учителя. Причиной импульсивности могут быть особенности темперамента (повышенная активность), и временные невротические реакции на какие-либо психические травмы (развод родителей, переезд, поступление в школу), и серьезные психические отклонения. У детей постарше (от 8 до 10-11 лет) воровство часто бывает связано с недостаточным развитием волевой сферы: ребёнку тяжело на свое \"хочу!\" самому себе твёрдо сказать \"нет!\". Таким детям очень трудно справиться с соблазном, хотя они и испытывают стыд за свой поступок. Ребенок знает, что воровать нехорошо, но не в силах противостоять своему \"хочу\", совершает кражу. Для подростка (12-15 лет) воровство - это уже осознанный шаг, а может быть уже и вредная привычка. Мотивы воровства могут быть самыми разными и важно понять причины.

Слайд № 3

Психологический портрет «воришки» Исследования психолога Э.Х. Давыдовой, проведенные в семьях ворующих детей, показали, что часто кража - это реакция ребенка на травмирующие его обстоятельства жизни. М. Кравцова подтверждает, что в семьях ворующих детей наблюдается эмоциональная холодность между родственниками. Ребенок из такой семьи либо чувствует, что его не любят, либо в раннем детстве пережил развод родителей, и, хотя отношения с отцом сохраняются, он видит отчужденность, даже враждебность между родителями. Если составлять психологический портрет ворующего ребенка, то, прежде всего, обращает на себя внимание его доброжелательность по отношению к окружающим и его открытость. Как правило, это неуверенные в себе, уязвимые дети, которым необходима поддержка и эмоциональное принятие со стороны близких. Попытки ребенка восстановить утраченную связь с родителями достаточно часто становятся причиной воровства. Ребенок может с помощью кражи добиваться к себе внимания со стороны родителей. Пусть это внимание будет и негативное. Главное, что это внимание ребенок получит. Часто воришек отличает недостаточное развитие воли. Некоторые дети понимают, что совершают нечто предосудительное, некоторые дети присваивают себе чужое, даже не задумываясь о последствиях. Они берут понравившиеся им ручки, угощаются без спроса чужими конфетами. Совершая \"кражи\", дети не ставят себя на место \"жертвы\", не представляют себе ее чувства, в отличие от ребенка, мстящего кражей своим \"обидчикам\".

Слайд № 4

Каковы же причины детского воровства? М. Кравцова условно выделяет три основные причины детского воровства: 1. Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки голосу совести. 2. Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка. 3. Недостаток развития нравственных представлений и воли.

Слайд № 5

1. Одну из причин мы уже описали – неблагополучие в семейной сфере, нехватка родительской любви, желание привлечь к себе внимание. Возможно, родители слишком сосредоточены на своих делах, возможно, есть неблагополучие в супружеских отношениях, возможно, родился младший братик (сестренка) и ему (ей) предназначается теперь большая часть родительской любви. Ребенок чувствует себя одиноким и заброшенным, ему кажется, что родители уделяют ему меньше внимания. И тогда он может взять у мамы из сумки деньги или какую-то вещь, но всегда таким образом, что пропажа легко обнаруживается. Сами деньги ребенку не очень-то и нужны. Воровство, в данном случае, средство обратить на себя внимание родителей, крик о помощи. Бывает так, что не найдя поддержки и понимания в семье, ребенок начинает воровать вне семьи. Создается ощущение, что он делает это назло вечно занятым и недовольным родителям или мстит более благополучным сверстникам. Когда тебя наказывают, это все же лучше, чем когда тебя вообще не замечают. В таких случаях рекомендуется игнорировать факт воровства или отнестись к нему как к рядовому событию. Родителям необходимо побольше общаться с ребенком, обязательно одобрять  его действия (если есть пусть даже небольшой повод). Необходимо у ребенка выработать чувство собственной значимости, признания, принятия  в семье и понимания, дать понять, что лучше делать одобряемые родителями и обществом поступки, чем негативные.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Детское воровство: причины и методы предотвращения.

Автор: Сисекенова Нуржамал Сериковна

Дата: 23.02.2015

Номер свидетельства: 177796


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства