Работа с детьми-мигрантами в школе имеет свои особенности. Для того чтобы помочь ребенку-мигранту лучше адаптироваться в новых условиях, усвоить учебную программу, школьный психолог и педагоги пытаются определить исходный уровень владения русским языком, ориентируясь на степень общего развития ребенка, особенности психического склада его личности, характера, темперамента. Принимая во внимание эти показатели, учителя разрабатывают программы обучения детей-мигрантов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дети мигранты в образовательном пространстве»
Дети мигранты в образовательном пространстве
Одной из главных проблем современного мира является миграция населения. Так сложилось, что большое количество мигрантов прибывают в Россию из Азербайджана, Армении, Грузии, Узбекистана, Таджикистана, Украины и других стран бывшего Союза. Детей мигрантов из республик СНГ можно встретить почти в каждом классе.
Работа с детьми-мигрантами в школе имеет свои особенности. Двуязычие, а порой и просто незнание русского языка, психологический дискомфорт и социальная неуверенность таких детей усложняет их обучение и требует дополнительного внимания со стороны педагога.
Работа с семьями мигрантов имеет свои особенности и сложности. Анализ учебных ситуаций показывает, что академическая успеваемость школьников-мигрантов становится выше, если в обсуждении проблемы успешности обучения принимают участие их родители. Родители и школа должны стать активными участниками этого процесса. Такая технология исходит из прямой зависимости между результативностью педагогической поддержки детей-мигрантов и степенью вовлеченности их родителей в учебный процесс.
Для того чтобы помочь ребенку-мигранту лучше адаптироваться в новых условиях, усвоить учебную программу, школьный психолог и педагоги пытаются определить исходный уровень владения русским языком, ориентируясь на степень общего развития ребенка, особенности психического склада его личности, характера, темперамента. Принимая во внимание эти показатели, учителя разрабатывают программы обучения детей-мигрантов.
Особенности организации учебного процесса с детьми из семьи мигрантов
Ясное и однозначное объяснение ребенку и его родителям правил поведения в школе и классе, правил этикета, распределения существующих обязанностей. На этом этапе желательно получить письменное согласие семьи и ребенка следовать установленным в школе правилам.
В первый период адаптации утомляемость может быть резко повышена. Необходима смена видов деятельности в зависимости от утомляемости ребенка.
При необходимости – объяснение материала ребенку индивидуально (один на один).
Чтобы ребенок чувствовал себя полноправным членом классного коллектива необходимо привлечение его к выполнению простых поручений учителя (раздать тетради, учебные принадлежности).
По возможности, предоставление ребенку места на первой парте, где учителю легче контролировать его поведение, при этом возможностей отвлекаться – меньше. Объясняя учебный материал, желательно чаще смотреть ребенку в глаза.
Инструкции учителя должны быть четкими и немногословными, тон учителя – нейтральным, слова и фразы – понятные каждому ребенку. По возможности следует избегать использование фразеологизмов.
Четкий, но в тоже время тактичный контроль над выполнением ребенком заданий: регулярная проверка тетрадей, дневника, устный опрос.
Снижение требования к аккуратности на первых этапах обучения. Обязательная предварительная оценка начального, базисного уровня выполнения работ. Поощрение за каждую работу, выполненную лучше, чем предыдущая.
Избегание категорических запретов.
Обязательное снижение объемов рукописных текстов: использование рабочих тетрадей. Выполнение ряда упражнений на компьютере, отказ от практики «переписывания» неаккуратных работ, от выполнения заданий на черновиках.
Предоставление ребенку моментальной обратной связи: поощрения, наказания – непосредственно вслед за событием, в сопровождении краткого и ясного объяснения.
Демонстрация учителем неагрессивного поведения, доброжелательного спокойного отношения. Недопустимы (даже в экстремальной ситуации) вербальные оскорбления, физическое насилие.
Обучение ребенка адекватным способам выражения просьбы к учителю, одноклассникам во время урока.
Соотнесение объема учебного материала, несущего языковую нагрузку с объемом внимания ребенка. Уменьшение объема задания, дополнительное время для завершения начатого задания, перерывы между заданиями, требующими активного внимания, подача за короткий промежуток времени только небольшого объема нового материала. Подача учебного материала, не требующего активной языковой нагрузки, в подобной корректировке не нуждается.
Развитие навыков самоконтроля. В случае индивидуальной работы ребенок перед началом работы сам формулирует для себя советы: на что, по его мнению, необходимо обратить внимание. При необходимости с помощью взрослого ребенок составляет письменный алгоритм.
Отработка навыков выражения обиды, непонимания или гнева в социально-приемлемой форме. Практическое обучение: разбор конкретных примеров, как возникают и как могут конструктивно решаться ситуации непонимания.
Обучение ребенка навыкам планирования собственной деятельности. Составление списка необходимых действий и последовательное вычеркивание по их завершении.
(М.С. Рузова, Г.Б. Монина, Институт практической психологии «ИМАТОН»)