Деятельность на уроке математики в условиях внедрения ФГОС ООО в рамках элемента урока рефлексии.
Деятельность на уроке математики в условиях внедрения ФГОС ООО в рамках элемента урока рефлексии.
Один из принципов современного образовательного процесса – принцип активности, творчества и сознательности. Ребёнок может быть активен, если каждое его действие является осознанным и понятным.
Я постараюсь показать какие виды деятельности я применяю на своих уроках в рамках элемента урока рефлексия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Деятельность на уроке математики в условиях внедрения ФГОС ООО в рамках элемента урока рефлексии.»
Деятельность на
уроке математики в условиях внедрения
ФГОС ООО в рамках элемента урока рефлексии.
Горина Ольга Викторовна
учитель математики
МОБУ «Средняя общеобразовательная
школа №57» г. Курска
Один из принципов современного образовательного процесса – принцип активности, творчества и сознательности.Ребёнок может быть активен, если каждое его действие является осознанным и понятным.
Я постараюсь показать какие виды деятельности я применяю на своих уроках в рамках элемента урока рефлексия.
Тема моего выступления “ Деятельности на уроке математики в условиях внедрения ФГОС ООО в рамках элемента урока рефлексии”.
Рефлексивная деятельность на уроке не только создаёт условия для осознания пройденного пути, но и способствует формированию и развитию универсальных учебных навыков, а также достижению метапредметных результатов обучения.
При взаимодействии с учащимися я использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
рефлексия настроения и эмоционального состояния;
рефлексия деятельности;
рефлексия содержания учебного материала
Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта c классом или в конце деятельности.
Что можно применять?
Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз.
“Солнышко” – мне всё удалось, “солнышко и тучка” – мне не всё удалось, “тучка” – у меня ничего не получилось.
“Радостный гномик” – всё хорошо, “грустный гномик” – грустно.
У учащихся в наличии данные рисунки находятся в специальном конверте которые периодически пополняются.
Рефлексия содержания учебного материала
Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.
Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.
Вагончики. Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Существует несколько методов:
“Плюс-минус-интересно”. (авт. Эдвард де Боно)
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.
В графу – “плюс” записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу – “минус” записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу – “интересно” учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
+ (плюс)
- (минус)
(интересно)
Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.
первая строка – название темы (одно существительное);
вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.
к примеру: применялось после изучении темы «Сложение и вычитание десятичных дробей» письменно. Вопросы можно как диктовать устно так и показывать с помощью проектора: Вот что получилось:
дроби
интересно легко
сложение вычитание дробей
мне понравилась эта тема
арифметические действия
дроби
сложно интересно
думали писали столбиком
прикольная тема мне понравилась
действия
Приём рефлексии «Незаконченное предложение» проводится в конце урока, целесообразнее выводить на доску через проектор для наглядности. Как устно так и письменно:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось
ФГОС открывает для учителя широкие возможности для внедрения в образовательный процесс различных комуникационно - информационных технологий, использования различных средств электронной визуализации и контроля, программного обеспечения, интернет ресурсов но не стоит забывать о санитарных нормах которые ограничивают работу с мультимедиа аппаратурой в районе 15-20 минут за урок. Так что каждый учитель должен индивидуально подбирать каким видом деятельности он будет реализовывать конкретный элемент урока. В своём выступлении я показала что один и тот же метод к примеру рефлексии можно реализовывать различными видами деятельности направленными на достижение целей поставленных в начале урока.