Просмотр содержимого документа
«Детис РАС: проблемы, методы, пути решения.»
«Методы и приёмы увеличения эффективности обучения детей с РАС: практика работы»
Автор: Буталова Анна Евгеньевна, учитель ГКОУ «Школа № 92»
Расстройства аутистического спектра – это расстройство нервной системы, которое характеризуется дефицитом в социальных взаимодействиях и коммуникацией с наличием стереотипий.
В последнее время такие дети появляются не только в классах 2 варианта, но в классах 1 варианта и даже в массовой школе. Наша задача создать условия для успешного обучения детей, потому что мы с вами не медики, а представители образовательной сферы.
Так как быть и что делать если в класс пришёл ребёнок с аутизмом?
Дети все разные, но что то общее выделить можно.
Ситуация: 1 класс, ребёнок только попал в новую среду, до школы в садик не ходил и вообще не понимает что от него хотят и кто эти люди.
Какие есть проблемы
Нарушена коммуникация
Отсутствие зрительных контактов
Нежелательное поведение
Агрессивная реакция
Что же в нашей работе будет важно и каким образом мы решаем те или иные задачи.
Беседа с родителями, выявление особенностей, предпочтений ребёнка, а так же наблюдение за тем, как ребёнок выполняет задание. То есть мы погружаем ребёнка в максимально комфортные условия, с любимыми игрушками, звуками, мультиками, насколько это позволяет ситуация. Для начала у нас проходят ознакомительные уроки. Которые и позволяют посмотреть на ребёнка и побеседовать с родителями до начала учебного процесса.
Наша задача наладитькоммуникацию с детьми. Ведь для любого ребёнка важно чтобы его понимали. В случае с детьми с РАС непонимание приводит к нежелательному поведению. Дети будут добиваться своего, пока цель не будет достигнута.
В таком случае используется дополнительная коммуникация.
Работаем по данному вопросы поэтапно:
- диагностика уровня речи ребёнка, а так же диагностическая проба (предмет – фото – картинка – пиктограмма)
- выбор и подготовка системы альтернативной коммуникации (планшет, книга), не забываем про карточки быстрого доступа (самые необходимые можно разместить на парте (туалет, пить))
- внедрение данной системы в жизнь ребёнка. Как это происходит? Сначала формируем рефлекс (ребёнок даёт карточку, получает то, что попросил. Сначала рука в руке с тьютором, потом возможно он это будет делать самостоятельно)
3. Системность организации времени и требований. Задача структурировать их деятельность, ввести определённую рутину.
- использование расписания дня, урока. Это нужно чтобы ребёнок понимал что ему предстоит, так же имел определённые временные представления.
Структурированное расписание дня, урока. По началу это необходимо, потому что дети зачастую не посещают детский и сад и просто не понимают куда они попали и что будет происходить. Так же и касаемо 5 класса, так как нагрузка увеличилась.
Так же важно предъявлять единые требования ко всем. Как правила класса или правила поведения на уроке. Прозвенел звонок, значит все садятся за парту и выполняют задания.
4.Создание комфортной образовательной среды
- сейчас – потом
- поощрения (любимые занятия как награда за урок
- постепенное увеличение времени занятия.
- использование шумоизоляционных наушников.
5. Речь со стороны взрослого. Для таких детей важна чёткая, но короткая инструкция. Не нужно говорить целыми огромными предложениями. Говорите по делу и чётко. Возможно её повторение через какое то время. Например: возьми ручку. Ребёнок ручку не хочет брать. Ждём. Повторяем задание. Возьми ручку. Если ребёнок не берёт ручку, то можно подключить тьютора, который после инструкции вместе с ребёнком возьмёт ручку для выполнения задания. Таким образом ребёнок не добьётся своего и научится выполнять инструкцию взрослого.
Итак, подведём итог, что важно в нашей работе с детьми с РАС: