"Чтение с удовольствием-это реально,или Стратегии смыслового чтения"
"Чтение с удовольствием-это реально,или Стратегии смыслового чтения"
Констатируя современное положение с чтением, мы можем сказать ,что современные дети читают мало или почти не читают.МЫ все пытаемся решить эту проблему .В ФГОС второго поколения особое место занимает работа стекстом или Стратегии смыслового чтения.Мной наработан определенный опыт по этой теме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Чтение с удовольствием-это реально,или Стратегии смыслового чтения" »
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с. Подъельск
«Чтение с удовольствие – это реально,
или Стратегии смыслового чтения»
(из опыта работы)
Королева Галина Ивановна,
учитель русского языка и литературы,
I квалификационная категория
2014
Цель работы: определить эффективные современные стратегии для повышения интереса к чтению наших учащихся, тем более это указано в ФГОС второго поколения.
Задачи:
-научить осуществлять поиск информации и понимать прочитанное и передавать свою информация в виде текста;
-сформировать навык работы по преобразованию и интерпретации текста, по оценке информации
Методы работы: беседа, дискуссия, анализ литературных произведений. Ожидаемые результаты:
-учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения;
--учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя;
-- учащиеся овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.
«Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития».
В.А. Сухомлинский
Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Первый фактор – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все остальные, вместе взятые. Исследования показывают: для того, чтобы быть компетентным по всем предметам и в дальнейшем в жизни, человек должен читать 120-150 слов в минуту. Чтение сегодня, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми.
Но констатируя современное положение с чтением не только у нас в стране, но и во всем мире, можно говорить о кризисе чтения.
В настоящее время основными проблемами, связанными с чтением подростков, принято считать следующие:
-снижение интереса к чтению вследствие широкого распространения видео- и компьютерной продукции;
-ограниченность круга чтения подростков с преобладанием учебной и развлекательной литературы;
-низкий уровень читательской компетентности: неумение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты; обрабатывать информацию в письменной форме.
Все это негативно влияет на качество обучения, на профессиональный уровень специалистов разных областей и, следовательно, на интеллектуальный потенциал государства.
Комплексному решению проблемы может способствовать введение единого режима работы школы с текстовой информацией - Стратегии смыслового чтения. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.
Стратегия – это способ приобретения, сохранения и использования информации, который должен привести к определенным результатам.
Учебные стратегии – это набор действий, которые предпринимает обучающийся для того, чтобы облегчить обучение, сделать его эффективнее, результативнее, нацелить и приблизить деятельность учения к своим собственным целям.
В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения. Чтение - это прежде всего текст. Тексты могут быть разных типов и стилей.
Работа с любым текстом предполагает три этапа:
- до чтения текста.
- во время чтения текста.
- после чтения текста.
В традиционной и инновационной методиках отношение к этапам работы текстов разнятся.(см. прил.1)
1)Предтекстовый этап работы с текстом. Стратегии предтекстовой деятельности. Результат: предвосхищение чтения, создание мотива для чтения. Стратегии предтекстовой деятельности представляют собой достаточно новое явление в работе учителя. Если раньше, согласно традиционной методике, на этапе предчтения текста давалось одно задание «Прочитайте текст», а основное внимание уделялось контролю понимания прочитанного, то теперь мы знаем, чем лучше организован этап предчтения, тем легче учащемуся читать текст и выше достигаемый им результат. С помощью антиципации — догадки, мысленного предвосхищения содержания и плана последующего изложения — читатель забегает мыслью вперед и превращается в своеобразного соавтора. Исследователи отмечают следующие наиболее продуктивные предтекстовые стратегии: «Мозговой штурм», «Рассечение вопроса», «Алфавит за круглым столом», «Соревнуемся с писателем», «Глоссарий».
«Мозговой штурм»
Целью стратегии является актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.
Ход работы:
- Сегодня мы будем читать и обсуждать рассказ Феликса Кривина «Мечта». Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?
Учитель записывает все называемые ассоциации.
-Теперь прочитаем текст и посмотрим, адекватна ли информация, данная вами при «Мозговом штурме», тому, что мы узнали из текста.
«Рассечение вопроса»
Целью стратегии является смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.
Ход работы:
-Прочитайте заглавие текста и разделите его на смысловые группы. О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте? Рассказ Ф.Кривина «Медовый месяц»). (см.пр.2)
«Алфавит за круглым столом»
-Мы планируем прочитать и обсудить рассказ «Старый дом».Напишите названия и авторов книг, которые связаны с этой темой.
Обсуждение результатов происходит по методике свободного обсуждения.
«Глоссарий»
Цель стратегии – актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.
Ход работы:
Мы познакомимся с рассказом «Медовый месяц» (см.пр.2)
- Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом. (Гости, жених, история,счастье, радость, соки).
- Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам и посмотрите их значение и употребление слов, используемых в тексте.
«Соревнуемся с писателем»
Цель – мотивировать человека на прочтение книги.
- Попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации.
Один ученик предлагает свой вариант сюжета книги, остальные его дополняют.
2)Текстовый этап работы с текстом. Стратегия текстовой деятельности.
Во время чтения текста (изучающее чтение) в режиме диалога с автором, делая паузы в чтении для того чтобы:
- задать вопрос автору по прочитанному,
- предположить ответ,
- при дальнейшем чтении найти в текст ответ на возникший вопрос и проверить себя.
Основным принципом стратегий текстовой деятельности является остановка чтения, размышление вслух, прогноз, установление разнообразных и разнонаправленных связей и отношений в ходе развития сюжета. Учитель вмешивается в процесс чтения обучающегося с целью помочь, предоставить дополнительную информацию и просто обучить. Чем труднее материал, с которым работает читатель, тем большая помощь учителя ему необходима. Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации. Наиболее продуктивные стратегии текстовой деятельности: «Чтение в кружок» (попеременное чтение»),«Чтение про себя с вопросами»,«Чтение про себя с пометками».
«Чтение в кружок»
Ход работы:- Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать с пониманием, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу.
Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
«Чтение про себя с вопросами»
Цель стратегии – научить читать текст вдумчиво, задавая самому себе все более усложняющиеся вопросы, вести «диалог с автором».
«Чтение с остановками»
Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
Ход работы:
-Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего отрывка.
«Чтение про себя с пометками»
Данная стратегия чаще всего используется для работы со сложными научными текстами. Её целью является мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. Читатель делает на полях пометки. Характер пометок определяется целями чтения
Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.
Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:
v
Знакомая информация
+
Новая информация
--
Я думал (думала) иначе
?
Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше
Дневник двойных записей.
Цель: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.
1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.
2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.
3) Послетекстовый этап работы с текстом. Стратегия постчтения .
Результат: понимание авторского замысла, корректировка своей интерпретации. Целью стратегий постчтения является применение, использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность.
Стратегии послетекстовой деятельности
«Отношение между вопросом и ответом»
Ответ на вопрос может быть в тексте или в голове читателя. Если ответ в тексте, он может находиться в одном предложении или в нескольких его частях. В случае 1, чтобы ответить на вопрос, надо найти точный ответ в одном предложении текста, если он содержится в нескольких частях текста, такой ответ надо формулировать, соединяя их. Если ответ в голове читателя, то в одном случае читатель составляет его, соединяя то, что автор говорит между строк или в косвенной форме, и то, как сам читатель интерпретирует слова автора. В другом случае ответ находится за пределами текста и читатель ищет его в своих знаниях.
«Вопросы после текста»
Классификация вопросов, известная под названием «Таксономия вопросов Б.Блюма»
-фактической (фактуальной) информации текста;
- подтекстовой информации, скрытой между строк, в подтексте;
-концептуальной информации, часто находящейся за пределами текста и имеющей отношение к её использованию.
-оценочные, рефлексивные вопросы, связанные с критическим анализом текста. На послетекстовой стадии осуществляются такие трансформации текста, как:
- воспроизведение текста с различной степенью развернутости и сжатости;
- аннотирование, реферирование текста;
- преобразование текста в другую письменную или иную форму репрезентации;
- обсуждение прочитанного с последующим написанием собственных текстов.
- создание синквейна.
Перечисленные приёмы работы с текстом на уроке позволяют создавать условия для формирования УУД.
Итак, обучение стратегиям чтения развивает умения взаимодействовать с текстом, размышлять о читаемом и прочитанном; оно включает процедуры обучения пониманию, когда читатель анализирует то, как он понимает содержание текста, и способы работы с ним.
В настоящее время кардинально меняется взгляд на то, каким должен быть выпускник школы. Современные реалии требуют, чтобы он не только владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях. Умел и хотел учиться всю жизнь. Творческая личность должна обладать инструментом для самообразования, самовоспитания, владеть приемами анализа, синтеза, уметь делать выводы, рассуждать. Все это может дать человеку Чтение.
Список использованной литературы
Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6 классах (технология формирования типа правильной читательской деятельности) http://www.school2100.ru/izdaniya/books/files/tehnologiya_produkt_chteniya.pdf
Образовательные технологии. Сборник материалов. – М. :Баласс, 2008. – 160 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
Обучение стратегиям чтения в 5—9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя /Н.Н. Сметанникова. — М. : Баласс, 2012. — 128 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
Приложение 1
Приложение 2
Феликс Кривин
Мечта
Остановилась Лужица посреди дороги и ждет, чтоб на нее обратили внимание.
Прежде всего ее, конечно, нанесут на карту. Лужица будет выглядеть на карте неплохо – у нее такие ровные берега! Вот здесь, на этом берегу, наверно, построят санаторий. На том берегу – порт или еще что-нибудь. Да, кстати, почему в нее никто не впадает?
Размечталась Лужица – и это понятно: каждому хочется найти себя в жизни. Но теперь Лужица себя не найдет: она так воспарила в мечтах,что на земле от нее только сухое место осталось.
Медовый месяц
Старенький толстячок Паучок, которого уже не держали ноги, свалился со стены прямо в бочку с медом.
Пока он барахтался, стараясь как-то выбраться, к бочке подлетела молоденькая Муха. Решив, что Паук - хозяин этих богатств, она сразу же начала плести свою невидимую мушиную паутину. И Паук, которого мед и старость окончательно лишили сил и сообразительности, конечно, не смог
устоять. Да, это был медовый месяц! Много соков вытянул Паук из мух за свой долгий век, но это был первый случай, когда муха тянула из него соки. Паук отощал, сгорбился, и когда соседские тараканы заглядывали в бочку с медом, они всякий раз удивленно качали головами:
- Вот так история! Влип Паук на старости лет!
СТАРЫЙ ДОМ
Этому дому, наверно, двести лет. Он стоит, маленький, совсем ветхий, и как-то неловко чувствует себя среди прекрасных домов нового времени. Трудно понять, каким чудом он сохранился. Его грудь не украшаютмемориальные доски, его стены не подкрепляет авторитет великих людей, которые жили в нем или хотя бы останавливались проездом. Но все-таки он не зря простоял столько лет, все-таки и в нем жили люди.Может, они тоже были великими, только никто этого не заметил?