Методика «Игра-путешествие по морю любимых занятий»………..…..8
Игра «Пожалуйста» ……………………………..………………………...10
Список используемой литературы………………………………………..11
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С начала учебной деятельности в жизни ребенка появляются большие изменения. На этом этапе его психика может испытывать нагрузку в связи с изменением образа жизни, новыми требованиями со стороны родителей, учителей.
Начало обучения в школе оказывает большое влияние на поведение ребенка. Дети могут проявлять повышенную возбудимость , эмоциональность, неустойчивость внимания, быструю утомляемость . Чаще всего это реакция на новую обстановку.
Школьная дезадаптация – это многофакторный процесс снижения и нарушения способности ребенка к обучению в следствии несоответствия условий и требований учебного процесса, ближайшей социальной среды его психофизиологическим возможностям и потребностям.
С начала учебной деятельности в жизни ребенка появляются большие изменения. На этом этапе его психика может испытывать нагрузку в связи с изменением образа жизни, новыми требованиями со стороны родителей, учителей.
Психологи, изучающие феномен дезадаптации среди основных причин выделяют следующие :
2.Расстройства соматического характера ( слабый иммунитет , заболевания внутренних органов ,физическая усталость)
3.Слабая подготовка к школе ( отсутствие определенных знаний и навыков , слабая моторика)
4.Слабо-сформированный фундамент некоторых психический функций , также познавательных процессов ( неадекватно высокая или низкая самооценка )
5.Специфично организованный учебный процесс (сложная программа, быстрый темп)
Коррекция школьной дезадаптации поможет на ранней стадии ребенку справиться с трудностями и облегчить процесс обучения, сделать процесс адаптации к школе менее болезненным .
Данная брошюра представляет актуальные способы решения школьной дезадаптации.
Профилактика дезадаптации в школе
Вот несколько советов, которые помогут ребёнку избежать проблем со школьной адаптацией.
Совет 1: Не спишите
Обычно готовность к учёбе формируется в 7–8 лет. Не стоит отдавать ребёнка в школу раньше — позвольте ему подольше побыть ребёнком.
Совет 2: Развивайтесь играя
Чтобы ребёнок быстрее включился в учебный процесс, тренируйте память и внимание, развивайте логическое мышление. По ссылкам вы найдёте много способов, как делать это весело.
Совет 3: Готовьтесь к школе
Речь не только о том, чтобы научиться читать и считать до поступления. Подробно расскажите ребёнку, что ждёт его в школе, и почему учиться
— здорово. Играйте в школу, имитируйте разные ситуации, которые могут там возникнуть. А свой негативный опыт лучше держать при себе: он точно не поможет ребёнку адаптироваться.
Совет 4 : Советуйтесь с психологом
При возникновении каких-либо трудностей не стесняйтесь обратиться к специалисту. Он поможет выявить проблему на ранней стадии и решить её.
Игра «Имя и фрукт»
Цель: знакомство учащихся друг с другом. Умение творчески подойти к представлению своего имени, для лучшего запоминания.
Ход игры: все сидят в кругу. Первый игрок представляется (например, Миша) и называет свой любимый фрукт на первую букву своего имени ("Меня зовут Миша, я люблю мандарины"). Его сосед повторяет-"Миша любит мандарины" и также представляется и говорит свой любимый фрукт, и т.д. по кругу, пока все друг друга не запомнят.
Упражнение «волшебные зеркала»
Цель: формирование положительной Я -концепции, повышение уверенности в себе, снижение тревожности.
Материалы: цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4.
Процедура: Участникам предлагается нарисовать себя в 3-х зеркалах, но не простых, волшебных: в первом – маленьким и испуганным, во втором – большим и весёлым, в третьем – небоящимся ничего и сильным.
Вопросы:
Какой человек выглядит симпатичнее?
На кого ты сейчас похож?
В какое зеркало ты чаще всего смотришься в жизни?
На кого ты хотел бы быть похож?
Какие ощущения у тебя возникали в процессе рисования 3-х рисунков?
Методика « Игра -путешествие по морю любимых занятий»
Цель: определение интересов и потребностей младших школьников.
Ход проведения. Учитель сообщает детям, что они отправляются в путешествие по морю любимых занятий, и каждый выберет себе там дело, которое ему понравится. Выбирать надо такое занятие или дело, которое ребенок захочет и сможет потом выполнить самостоятельно или вместе с одноклассниками. Выбирается вид транспорта, капитан, и дети "путешествуют с одного острова на другой". К доске прикрепляется карта, на которой изображено море. Постепенно на море появляются острова. Форма островов одинаковая: все острова имеют по пять бухт, в каждой из них можно заниматься каким-нибудь делом.
Надо выбрать любимое.
Остров труда
1.Мастерить
2.Шить или вязать
3.Ухаживать за животными или растениями
4.Изготавливать игрушки
5.?
Остров красоты
1.Петь
2.Танцевать
3.Ходить и ездить на экскурсии
4.Рисовать
5.?
Остров игр
1.Играть в подвижные игры
2.Заниматься спортом
3.Играть в шахматы
4.Участвовать в КВН 8
5.?
Остров знаний
1.Читать книги
2.Рассматривать художественные альбомы
3.Помогать товарищам
4.Слушать стихи и музыку
5.?
Ответы записываются каждым учеником индивидуально на своем листочке. После выполнения этого задания детям предлагается записать тот остров, к которому они в следующий раз поплывут в первую очередь.
Обработка полученных результатов. Педагог составляет таблицу, в которой по вертикали перечисляются фамилии и имена учащихся, а по горизонтали – бухты островов. В прямоугольники, образовавшиеся при пересечении вертикальных и горизонтальных линий, заносятся результаты выбора каждого ребенка. Подсчет количества сделанных всеми учащимися выборов той или иной бухты помогает выявить наиболее желаемые(популярные) занятия детей этого классного сообщества. Анализ результатов выбора конкретного ребенка позволяет судить о его интересах. Особое внимание при определении его индивидуальных увлечений и интересов следует обратить на итоги выполненного им последнего задания игры.
9
Игра « Пожалуйста»
Цель: формировать самореализацию у детей.
Ход игры: Дети стоят у своих мест. Педагог называет действие, которое дети должны выполнить только в том случае, если произнесено слово "пожалуйста” (например: "Пожалуйста, поднимите руки вверх” и т.п.).