kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Анализ работы методического объединения гумантирно-эстетического цикла

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный этап развития общества характеризуется повышенным вниманием к совершенствованию процесса образования. Реальность образовательного процесса – внедрение ФГОС. В 2010 году начальная школа перешла на ФГОС, а в следующем учебном году перед каждым учителем–предметником возникнет необходимость перейти на стандарт в 5 классе. Педагогическим работникам, в том числе и учителям русского языка и литературы, сегодня необходимо понять теоретико-методологическую основу ФГОС, одно из его ключевых понятий - системно-деятельностный подход, что обеспечит учителям готовность работать по-новому.

Каждый учитель должен осознать, готовясь работать по новым стандартам: будущее зависит не столько от количества знаний обучающихся, сколько от сформированности у них универсальных способов познания, мышления, практической деятельности в добывании знаний. Основная идея, заложенная во ФГОС – идея развития. Это необходимое условие жизни человека. Поэтому учителю должна быть ясна главная цель педагогической деятельности – дать человеку умение действовать и помочь в формировании способа действий, подготовить обучающегося к саморазвитию. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Анализ работы методического объединения гумантирно-эстетического цикла»

Анализ работы

МО гуманитарно-эстетического цикла

за 2014-2015 учебный год.


Современный этап развития общества характеризуется повышенным вниманием к совершенствованию процесса образования. Реальность образовательного процесса – внедрение ФГОС. В 2010 году начальная школа перешла на ФГОС, а в следующем учебном году перед каждым учителем–предметником возникнет необходимость перейти на стандарт в 5 классе. Педагогическим работникам, в том числе и учителям русского языка и литературы, сегодня необходимо понять теоретико-методологическую основу ФГОС, одно из его ключевых понятий - системно-деятельностный подход, что обеспечит учителям готовность работать по-новому.

Каждый учитель должен осознать, готовясь работать по новым стандартам: будущее зависит не столько от количества знаний обучающихся, сколько от сформированности у них универсальных способов познания, мышления, практической деятельности в добывании знаний. Основная идея, заложенная во ФГОС – идея развития. Это необходимое условие жизни человека. Поэтому учителю должна быть ясна главная цель педагогической деятельности – дать человеку умение действовать и помочь в формировании способа действий, подготовить обучающегося к саморазвитию.

Не менее важной тенденцией в развитии содержания образования является интегративный подход к преподаванию предметов гуманитарно-эстетического цикла, обеспечивающий межпредметные и метапредметные связи. Метапредметная связь на уроке – это не просто интеграция, дополнение одной науки другой, это своеобразная синтезация знаний, умений и навыков, это формирование видения мира, понимание места и роли человека в нём.



При изучении предметов гуманитарно-эстетического цикла актуальным остаётся вопрос о гармоничном объединении работы по освоению языковой системы, формированию единых ценностно-нравственных представлений, общеуниверсальных базовых и развитию творческих способностей учащихся. Цели обучения данных предметов, согласно современной стратегии образования, ориентированы на развитие духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности; на сохранение и укрепление российской государственности, национальных культур; развитие науки и культуры, укрепление исторической преемственности поколений. Одной из главных воспитательных задач школы является формирование граждански сознательной и патриотически настроенной личности, без чего невозможно развитие России как сильного и стабильного государства.

Филологическое образование играет ведущую роль в формировании и воспитании личности, ее морально-нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к отечественной и мировой духовной культуре, а также продолжении национальных традиций. Филологическое образование способствует успешной деятельности человека в любой профессиональной деятельности, так как формирует коммуникативные умения и навыки.





В состав МО гуманитарно-эстетического цикла МБОУ СОШ №40 г. Владимира входят 9 учителей (7 учителей-словесников, 1 учитель изо, 1 учитель музыки):

2 учителя высшей квалификационной категории;

6 учителей первой квалификационной категории;

1 учитель категории по стажу и образованию.

Среди учителей предметов гуманитарно-эстетического цикла есть потенциал в повышении уровня квалификации.

Методическое объединение в 2014-2015 году работало над темой: «Современный урок». Главная цель, которую ставит перед собой МО: повышение эффективности каждого урока в процессе овладения знаниями и способами деятельности в условиях внедрения информационных технологий путём сохранения положительных результатов в обучении и воспитании с учётом приоритетных направлений развития школы и введения ФГОС второго поколения.



Перед МО были поставлены следующие задачи:

  1. Освоение Федеральных Государственных образовательных стандартов второго поколения.

  2. Организация непрерывного образования педагогических кадров в области содержания образования, использования новых информационных технологий в преподавании.

  3. Применение мультимедийных учебников и других цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), поиск материалов по предметам в электронной почте.

  4. Создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.

  5. Повышение воспитательного потенциала урока. Формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности; сохранение и развитие языкового богатства, литературы и культуры России.

  6. Дифференциация и индивидуализация филологического образования: организация предпрофильной и профильной подготовки.

  7. Организация работы с одарёнными детьми.

  8. Совершенствование основных подходов к организации гуманитарного обучения в школе третьей ступени.

  9. Подготовка учащихся к итоговой аттестации в форме и по материалам ЕГЭ.

  10. Совершенствование работы МО на основе здоровьесберегающих технологий и личностно-ориентированного обучения в классах с разными категориями учащихся.


Реализация целей и задач МО гуманитарно-эстетического цикла в 2014-2015 учебном году осуществлялась согласно требованиям государственных программ, велась на основе нормативно-правовых документов федерального и муниципального уровня. Все учителя, входящие в состав МО, работали по программам, за основу которых взяты Программы Министерства образования и науки РФ для общеобразовательных школ 5-11 классов.

В целях обеспечения эффективного функционирования русского языка как государственного языка РФ, создания полноценных условий для его развития, был составлен план работы МО на 2014-2015 учебный год и, включающий мероприятия по укреплению позиций русского языка в системе образования. В дальнейшем вся работа была подчинена этому плану.

  1. Выполнение стандарта образования по предметам гуманитарно-эстетического цикла. Освоение новых учебных программ в свете требований ФГОС второго поколения.

  2. Обеспечение преподавания курса русского языка в школе III ступени как обязательного предмета. Составление тематического планирования с учётом направлений МО и школы и планирования внеклассной работы по предметам цикла.

  3. Максимальное использование воспитательного потенциала филологических программ для формирования духовных и нравственных качеств мировоззрения учащихся.

  4. Освоение современных методик и образовательных технологий, способствующих усилению воспитательного воздействия программ.

  5. Реализация культурологического подхода в преподавании русского языка и литературы.

  6. Участие в городских семинарах, тематических консультациях, профессиональных встречах, научно-практических конференциях; повышение профессионального мастерства на курсах в ВИРО.

  7. Работа с одарёнными детьми, подготовка и участие в городских конкурсах, выставках детского творчества, олимпиадах по предметам.

  8. Разработка и внедрение программ факультативных курсов с учётом регионального компонента образования.

  9. Совершенствование форм текущего контроля и диагностики. Подготовка учащихся к итоговой аттестации в форме и по материалам ЕГЭ в 11 классе и в новой форме в 9 классе.

  10. Изучение нормативных документов, обзор методической литературы, публикаций в методических журналах по предметам.


В 2014-2015 учебном году было проведено 5 заседаний ШМО.

На заседаниях обсуждались следующие вопросы:

  • работа с ФГОС второго поколения

  • знакомство с планом работы на учебный год, согласование рабочих программ и календарно-тематических планов;

  • осуществление преемственности языкового и литературного образования;

  • осуществление коммуникативно - деятельностного и личностно ориентированного подходов в преподавании предметов;

  • интегративный подход и метапредметные связи в обучении;

  • методы работы с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности;

  • формы и методы промежуточного и итогового контроля;

  • отчеты учителей по темам самообразования;

  • новые технологии и проблемы их внедрения в практику;

  • итоговая аттестация учащихся. Проведение экзамена в форме ЕГЭ и ОГЭ.


В целях повышения профессионального, научно-теоретического и методического уровня в течение учебного года учителя принимали участие в городских семинарах, продолжали работать над темами самообразования, подготовленные программы элективных курсов опробовались на внеклассных, факультативных занятиях.


№ п/п

ФИО учителя

Тема самообразования

1

Паутова Т.В.

Освоение ФГОС второго поколения для основной школы

2.

Беляева Е.В.

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы

3.

Донченко М.С.

Работа с одарёнными детьми

4.

Арсеньева Е.П.

Культуроведческий подход в преподавании русского языка и литературы

5.

Журавлёва О.М.

Лингвистическое и литературное краеведение

6.

Трофимова О.Л.

Духовно-нравственное воспитание учащихся на основе интеграции литературы, живописи и музыки.

7.

Васина А.П.

Искусство Древней Руси

8.

Алексеева О.А.

Использование ИКТ на уроках музыки

В декабре для учителей города был проведён семинар на тему: «Интеграция предметов гуманитарно-эстетического цикла как средство реализации целей духовно-нравственного воспитания». На семинаре учителя МО поделились опытом работы по духовно-нравственному развитию школьников через интеграцию предметов в учебной и внеучебной деятельности. Выступления педагогов из опыта работы по реализации целей духовно-нравственного воспитания

Паутовой Т.В. «Интеграция предметов гуманитарно-эстетического цикла как одно из ведущих направлений работы МО»,

Арсеньевой Е.П.« Интеграция во внеурочной деятельности учащихся»,

Журавлёвой О.М. «Опыт интегрированной исследовательской работы ««Слово о полку Игореве» в художественной культуре Владимирского края»,

Алексеевой О.А. и Трофимовой О.Л.Опыт проведения интегрированных уроков по литературе и музыке,

а также Открытый интегрированный урок в 7 классе учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории Беляевой Е. В. по книге В.Тендрякова «Хлеб для собаки»

получили хорошую оценку участников семинара и ГИМЦ.





Учителя Алексеева О.А., Донченко М.С., Трофимова О.Л. в этом учебном году окончили курсы повышения квалификации при ВИРО для учителей со сложившейся системой в обучении.

Учитель русского языка и литературы Арсеньева Е.П. и учитель музыки Алексеева О.А. успешно прошли аттестацию на первую квалификационную категорию.

Все учителя, входящие в МО, были активными участниками проекта «Школа цифрового века» и целесообразно применяли на уроках ИКТ как проявление новых форм и методов, расширяющих возможности гуманитарного и эстетического образования, делились опытом в сетевых сообществах педагогов, принимали участие в вебинарах, посещали семинары, проводимые ГИМЦ, прошли обучение на курсах по подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ методиста Г.Т. Егораевой.

Учителя Беляева Е.В., Арсеньева Е.П., Паутова Т.В., Алексеева О.А. получили сертификаты за размещение материалов на педагогических сайтах multiurok, ns-portal. Учитель Донченко М.С. - сертификаты участника семинаров, проводимых издательствами «Русское слово» и «Дрофа».

Учителя-словесники продолжают работать по вариативным учебникам, ведут факультативные курсы, дополняющие и расширяющие основной курс русского языка и литературы. По обновлённому учебнику Баранова М.Т.работают Карташова Е.Е. (5 кл.), Паутова Т.В. (5кл), Донченко М.С. (6 кл.), Журавлёва О.М. (5,7кл.), Арсеньева Е.П. (5, 6 кл.), Трофимова О.Л.(6 кл.). По УМК Тростенцовой работают учителя Паутова Т.В. (8, 9 кл.), Арсеньева Е.П. (8 кл.). В школе третьей ступени по русскому языку учитель Донченко М.С. работает по учебникам Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В., соблюдая преемственность традиционной программы по русскому языку в основной школе.

По литературе по программе Меркина Г.С. работают Карташова Е.Е., Беляева Е.В., Арсеньева Е.П., Донченко М.С., Журавлёва О.М. в основной школе; по учебнику Лебедева – Донченко М.С. в старших классах. По учебнику Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н. работают Паутова Т.В. в 5, 8 классах, Арсеньева Е.П. в 6 классах.

Все учебные комплексы соответствуют стандарту образования, отвечают современным требованиям в выполнении воспитательных, образовательных и развивающих задач.

Программный материал за 2014-2015 учебный год изучен, учебные программы и их практическая часть (контрольные, самостоятельные, творческие работы, зачёты, семинары) выполнены по всем предметам цикла. Отставание в нескольких классах, которое обнаруживалось в течение года, ликвидировано за счёт корректировки тематического планирования, уплотнения материала, прохождения тем блоками, дополнительных индивидуальных занятий с учащимися.


По итогам 2014-2015 учебного года имеют оценки «4» и «5» по русскому языку 265 учащихся, что составляет 44,8 % (в прошлом году было 274 учащихся – 47,2%); по литературе - 393 учащихся, что составляет 66,4% (в прошлом учебном году было 343 учащихся –59,1%). В целом, по сравнению с прошлым учебным годом, наблюдается повышение показателей качества успеваемости по литературе и снижение по русскому языку.

Без неуспевающих в течение всего учебного года работали учителя Васина А.П., Алексеева О.А.


Промежуточная аттестация по русскому языку в 5-8, 10 классах проходила в форме контрольных работ (диктанта с грамматическим заданием), по итогам которых выявлены следующие результаты и типичные ошибки:


Класс

На «4» и «5»

На «2»

Типичные ошибки

5 кл.


132чел

(120).

59чел.


39,5%

12чел.


10 %

проверяемая безударная гласная в корне, непроверяемые гласные в корне слова; знаки препинания в сложном предложении и при прямой речи

6 кл.


89чел.

(83)

24чел.


28,9%

13чел.


15,7%

непроверяемая безударная гласная в корне, не с разными частями речи, сложные прилагательные; пунктуация в сложном предложении

7кл.


105чел. (101)

45чел.


45,6%

17чел.


16,8%

проверяемая безударная гласная в корне; правописание наречий и производных предлогов знаки препинания при причастных оборотах, знаки препинания в сложном предложении

8кл.


112 чел.

(105)

42 чел.


40 %

15 чел.


14,2 %

проверяемая безударная гласная в корне, суффиксы причастий; знаки препинания при обособленных определениях и приложениях

10 кл.


30 чел.

(28)

18



64%

2



7%

Проверяемая безударная гласная в корне слова, непроверяемые написания, правописание суффиксов причастий, не с разными частями речи, знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях.

С грамматическим заданием справились не все учащиеся. Так, в параллелях 6 и 7 классов ребятами были допущены ошибки в морфемном разборе и морфологическом разборе, в 5 классах затруднение вызвал синтаксический разбор предложения, в 8 классах – задания, проверяющие умение правильно определять типы сказуемых и разбирать словосочетания.

По сравнению с результатами контрольных работ прошлого учебного года стало меньше учащихся допускать ошибки в правописании суффиксов прилагательных и причастий, не с разными частями речи, в постановке знаков препинания при однородных членах предложения.

Но остаются типичными ошибками для всех параллелей следующие: проверяемая безударная гласная в корне, безударные окончания прилагательных и причастий, знаки препинания при обособлении и в сложном предложении.

Анализ типичных ошибок позволяет сделать вывод о том, что у большинства учащихся навык грамотного письма на базовом уровне сформирован. Учителям-словесникам следует совершенствовать у учащихся навык самопроверки на основе графического комментирования орфограмм и пунктограмм, систематически включать разные виды языковых разборов и филологический анализ текста в материалы уроков и формировать навыки монологических ответов на лингвистическую тему на занятиях в 8-9 классах.

Выводы и рекомендации:

У большинства учащихся навык грамотного письма на базовом уровне сформирован. Учителям-словесникам следует совершенствовать у учащихся навык самопроверки на основе графического комментирования орфограмм и пунктограмм, систематически включать разные виды лингвистических разборов в материал урока 7-9-х классов, проводить зачёты по изученным темам, срезовые тематические контрольные работы.


Качественные показатели успеваемости в 2014-2015 учебном году.


класс

5-А %

5-Б %

5-В %

5Г %

5Д % %

всего %

кол-во уч-ся

27

27

25

26

27

132

Р. яз.

14 52

22 74

13 52

15 58

7 26

49 37

литература

15 55

26 96

15 60

23 88

16 59

95 72



класс

6-А %

6-Б %

6-В %

6-Г %

всего %

кол-во уч-ся

24

24

21

20

89

р. яз.

11 45

12 50

8 38

14 75

45 50,6

литература.

14 58

11 46

12 57

17 85

54 60,7

класс

7-А %

7-Б %

7-В %

7-Г %

Всего %

кол-во уч-ся

29

26

28

26

109

р. яз.

9 31

15 58

8 28

10 37

42 38,5

литература.

17 58,6

14 54

18 64

18 67

67 61,5





класс

8-А %

8-Б %

8-В %

8-Г %

Всего %

кол-во уч-ся

29

27

27

29

112

р. яз.

11 38

8 30

10 37

18 62

37 33

литература.

16 55,2

15 55

14 52

16 55,2

61 54,5





класс

9-А %

9-Б %

9-В %

9-Г %

Всего %

кол-во уч-ся

21

23

22

29

93

русский яз.

11 52,4

13 56,5

12 54,5

23 79,3

59 63,4

литература

11 52,4

13 56,5

11 50

16 55

51 54,8


класс

10-А %




Всего %

кол-во уч-ся

30




30

русский яз.

21 70




21 70

литература

17 56,7




17 56.7


класс

11-А %




Всего %

кол-во уч-ся

27




27

русский яз.

12 44.4




12 44.4

литература

13 48




13 48

Внеклассная работа по предметам цикла проводилась в течение всего учебного года. Учащиеся занимались на факультативах по программе «Вокруг тебя - мир» - 6 классы (учитель Трофимова О.Л.), 5 классы (учитель Арсеньева Е.П.), «Основы православной культуры» - 6 классы (учитель Донченко М.С.), проводили индивидуальные консультации по предметам.

В феврале в школе проводилась предметная декада литературы, посвящённая Году литературы на тему «Всё начинается с любви…». В рамках декады были проведены конкурс чтецов, конкурс рисунков и стенгазет, викторины, конкурс презентаций о любимых писателях и литературных героях, литинформации, литературно-музыкальные композиции по теме декады.

Большая работа по патриотическому воспитанию была проведена учителями МО к 70-летию Великой Победы:

учащимися 8 «а», «б», «в» и 9 «а» (учителя Арсеньева Е.П., Паутова Т.В.), подготовлено театрализованное выступление «У войны не женское лицо…» по стихам о Великой Отечественной войне и воспоминаниям фронтовиков,

учащиеся 6 «а», «г» (учитель Трофимова О.Л.) подготовили литературно-музыкальную композицию по стихам Б.Окуджавы,

конкурс военно-патриотической песни (учитель музыки Алексеева О.А.) в 5-8 и 1-4 классах,

учащиеся 5 «б» (учитель Паутова Т.В.) класса приняли участие в VI Международной акции «Читаем детям о войне»,

принимали участие в городском конкурсе чтецов, посвященном 70-летию Победы;

учащимися 5 «г» (учитель Арсеньева Е.П.) класса подготовлены творческие работы об участниках ВОВ в семье, оформлен стенд,

во всех классах прошли Уроки мужества, по произведениям о Великой Отечественной войне.



Учителя предметов гуманитарно-эстетического цикла применяли различные формы внеурочных занятий: посещение выставок, музеев, театров, краеведческие экскурсии в города области, выпуск тематических стенгазет, конкурсы песни, концерты, конкурсы чтецов, тематические выставки рисунков.

Учащиеся нашей школы были участниками городских конкурсов и олимпиад по предметам цикла.

Призёрами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе стали ученица 8 «А» Ковалёва Таисия (учитель Арсеньева Е.П.), ученица 11 «А» Лаврухина Татьяна (учитель Донченко М.С.), по русскому языку ученицы 9 «Г» Семёнова Мария, Харламова Валерия (учитель Донченко М.С.)

Ученица 8 «В» класса Намазова Аделла (учитель Арсеньева Е.П.) и ученица 6 «Г» класса Денисюк Полина (учитель Трофимова О.Л.) стали призёрами городского конкурса чтецов, посвящённого 70-летию Победы и награждёны Грамотами Управления образования.

Тремя дипломами награждена ученица 10 класса Хахина Елизавета (учитель Донченко М.С.): Дипломом финалиста муниципального этапа гуманитарной олимпиады «Умники и умницы земли Владимирской – 2015», Дипломом победителя полуфинальной игры регионального этапа гуманитарной олимпиады «Умники и умницы земли Владимирской – 2015», Дипломом лауреата финальной игры регионального этапа гуманитарной олимпиады «Умники и умницы земли Владимирской – 2015» – и получила сертификат участника региональной телевизионной гуманитарной олимпиады.

Дипломом лауреата I степени за победу в Российском конкурсе детского художественного творчества «Я рождён с душою пылкой» (к юбилею М.Ю.Лермонтова) награждена ученица 9 «Г» класса Полякова Галина (учитель Донченко М.С.).

Дипломом управления образования администрации г. Владимира награждена ученица 10 «А» класса Красная Дарья (учитель Донченко М.С.), занявшая 3 место в номинации «Пойман за чтением. Моя читающая семья» городского проекта «Читатель XXI века», грамотой за творческое участие в поэтическом конкурсе в этом проекте награждена ученица 7 «В» класса Кравцова Дарья (учитель Беляева Е.В.).

Диплом за II место в областном интеллектуальном турнире «Брейн-ринг», проходившем в ВПО «Милосердие и порядок» в рамках Года литературы в России, получили учащиеся 5 «Б» класса (учитель Паутова Т.В).

Ученики 5-9 классов (учитель изо Васина А.П.) принимали участие в городских конкурсах творческих работ.


Ф И учащегося

класс

ФИО учителя

Название городского конкурса

награда

Ильина Мария

6

Васина А.П.

«Взошедший на вершину, посвящённый 90-летию В.А. Солоухина

Диплом Управления образования

Кузьмин Илья

7

Васина А.П.

Конкурс рисунков и плакатов антикоррупционной направленности

Благодарность

Тореева Виктория

5

Васина А.П.

«Война глазами детей XXI века»

Диплом, работа размещена в буклете

3 рисунка

5-7

Васина А.П.

«Дети войны»

Благодарность, сертификаты участников

1 рисунок

6

Васина А.П.

«Природа Владимирского края»

Сертификаты участников

Логинова Анастасия

Аверина Ольга

Скобелева Дарья

8

6

Васина А.П.

«Царь дней – Пасха»

Сертификаты участников

2 рисунка

5

Васина А.П.

«Альтернатива – есть»

Сертификаты участников


Учитель музыки Алексеева О.А. развивает творческие способности одарённых детей, на уроках создаёт условия для разносторонней музыкальной деятельности учащихся. В этом учебном году ею подготовлены концертные номера ко Дню пожилого человека и Дню Победы, проведён школьный конкурс патриотической песни в рамках мероприятий, посвящённых 70-летию Великой Победы.

Традиционно ребята нашей школы принимают участие во всероссийской лингвистической игре «Русский медвежонок», ежегодно количество желающих проверить свои знания по русскому языку не убывает.

Очень важной задачей МО остаётся работа с одарёнными детьми. Такие ребята, обучаясь в непрофильных общеобразовательных классах, проявляют интерес к изучению предметов гуманитарно-эстетического цикла, занимаются на факультативах, показывают высокие результаты во многом благодаря творческой работе учителей.

Хорошие качественные показатели успеваемости в 2014-2015 учебном году имеют учителя Донченко М.С. (62% по русскому языку, 55,2% по литературе в 8-Г; 79,3% по русскому языку и 55% по литературе в 9-Г; 70% по русскому языку и 56,7% по литературе в 10-А);Карташова Е.Е. (59% по литературе в 5-Д), Паутова Т.В. ( 74% по русскому языку и 96 % по литературе в 5-Б, 52% по русскому языку и 55% по литературе в 5-А; 52,4 % по русскому языку и литературе в 9-А классе), Арсеньева Е.П. (58%по русскому языку и 88% по литературе в 5-Г; 55% по литературе в 8-А, 52% по литературе в 8-В), Журавлёва О.М. (60% по литературе в 5-В, 52,4% по русскому языку и литературе в 9-Б, 58,6% по литературе в 7-А), Беляева Е.В. (58% по русскому языку и 54% по литературе в 7-Б, 64% по литературе в 7-В, 67% по литературе в 7-Г), Трофимова О.Л.(75% по русскому языку и 85% по литературе в 6-Г), Васина А.П. (по изобразительному искусству 100% в 5 классах, 98% в 6 классах, 96% в 7 классах, 100% в 8 классах), Алексеева О.А. по музыке( 94,5% в 5 классах, 92% в 6 классах, 86% в 7 классах, 94,6% в 8 классах).

В апреле 2015 года на заседании МО были обсуждены вопросы итоговой аттестации в 9,11 классах, изучены нормативные документы о проведении экзаменов, особое внимание уделялось подготовке и проведению экзамена по русскому языку в 11 классах в форме ЕГЭ и ОГЭ в 9 классе. В 11 и 9 классах в течение всего учебного года проводились консультации по подготовке к итоговой аттестации, на уроках использовались дидактические материалы и пособия с учётом современных требований к подготовке и проведению ЕГЭ и ГИА. В марте был проведён пробный экзамен по русскому языку в 11 классах по материалам ЕГЭ, в апреле - пробный экзамен по русскому языку в 9 классах по материалам ГИА.

Результаты диагностической работы в 11 классах.


класс

Кол-во учащихся

Выполняли работу

«5»

48 первичных баллов

«4»

31 первичных баллов

«3»

14 первичных баллов

«2»

14 первичных баллов

% успеваемости

% качества

11 «А»

27

21

3

11

7

0

100

67

Типичными были ошибки в тестовых заданиях 5, 9, 19, 22. В творческой части все ученики смогли определить проблему текста и сформулировать её, но показали слабое умение комментировать проблему (К2), умение строить логически последовательный и композиционный стройный текст-рассуждение (К5), грамотно использовать в речи пунктуационные (К8) и грамматические нормы (К9).



В декабре одиннадцатиклассники писали итоговое сочинение, которое проводилось для учеников 11-х классов в рамках промежуточной аттестации. Результаты итогового сочинения – "зачет" или "незачет" – стали основанием для принятия решения о допуске к государственной итоговой аттестации. В комплекте для итогового сочинения было 5 тем:

  1. Чем творчество М.Ю.Лермонтова может быть интересно современному читателю?

  2. «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне»

  3. Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс.

  4. Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть.

  5. Что важнее: любить или быть любимым?

Выпускниками были выбраны все пять направлений тем. Большинство (9 человек) предпочли вторую тему, 5 человек – первую и 5 человек – пятую. Согласно критериям проверки работ 9 учащихся получили «зачёт» по всем 5 критериям. В ряде работ были «незачёты» по критериям «грамотность» и «факты».


Результаты пробной работы в форме ГИА в 9 классах.


класс

ФИО учителя

Кол-во учащихся в классе

Выполняли работу

«5»

«4»

«3»

«2»

% успеваемости

% качества

9 «А»

Паутова Т.В.

21

17

1

4

8

4

76

29

9 «Б»

Журавлёва О.М.

23

20

1

5

13

1

95

30

9 «В»

Журавлёва О.М.

22

16

1

3

5

7

56

25

9 «Г»

Донченко М.С.

27

24

3

12

8

1

96

63


Всего

93

77

6

24

34

13

83

39


% от выполнявших работу


83

7,7

31,2

44,2

16,9

8

39


Учащиеся лучше справились с заданиями 2-14. Затруднения вызвали задания, которые проверяли суффиксов различных частей речи и синтаксический анализ сложного предложения. Сжатое изложение и сочинение-рассуждение написали все учащиеся. Низкие баллы за орфографию и пунктуацию при выполнении творческой части (сочинение и изложение получили 25 учащихся (42%). Требуют доработки в подготовке к экзамену орфографические и пунктуационные навыки.

Результаты пробных экзаменов были проанализированы и обсуждены на МО.

Выводы и рекомендации:

По итогам года работают со 100% успеваемостью учителя Карташова Е.Е., Донченко М.С, Арсеньева Е.П., Паутова Т.В., Беляева Е.В., Журавлёва О.М., Трофимова О.Л., Васина А.П., Алексеева О.А.

Учителям-словесникам необходимо продумывать формы текущего контроля за усвоением новых знаний с целью профилактики пробелов в усвоении наиболее сложных тем, шире внедрять формы и методы развивающего обучения.


Итоговая аттестация в 9, 11 классах.

К итоговой аттестации были допущены все учащиеся 9-х классов –93 человека, из них 26 человек в щадящей форме. Обязательный экзамен по русскому языку проходил в форме ОГЭ. Экзамен выдержали все учащиеся девятых классов.



Класс

Экзамен сдавали (из них в щадящем режиме)

Сдали экзамен

На

«5 »

На

«4»

На

«3»

На «2»

Средний балл

% качества ОГЭ

% качества всего

9-А

учитель

Паутова Т.В.

21(9)

21

5(1)

12(6)

4(2)

-

4


83,3


81

9-Б

учитель

Журавлёва О.М.





23(6)

23

9(1)

8(1)

6(4)

-

4,1

88

74

9-В

учитель

Журавлёва О.М.


22(7)

22

3(1)

12(2)

7(4)

-

4

80

73

9-Г

учитель

Донченко М.С.

27(4)

27

13(1)

12(2)

2(1)

-

4,4

95,6

92,6

всего

93(26)

93

30

44

19

-

4,1

88

79.6


Большинство учащихся подтвердили, а многие и повысили свои годовые оценки, средний балл 4,1.

ОГЭ по литературе сдавала 1 ученица – Рашкован Линда. Результат – 17 баллов (64%), оценка «4».


В 11-ом классе к итоговой аттестации были допущены все учащиеся (27человек).

Все выпускники успешно сдали единый государственный экзамен по русскому языку, подтвердив свои годовые оценки. Средний балл –73,6.

ЕГЭ по литературе сдавали 2 ученицы и показали высокие результаты: Лаврухина Татьяна (87 баллов) и Карлина Анастасия (78 баллов). Средний балл – 83.




Подводя итоги работы МО гуманитарно-эстетического цикла, следует признать её удовлетворительной.

Следует отметить хорошую подготовку к итоговой аттестации учеников 9 классов учителей Донченко М.С., Паутовой Т.В., Журавлёвой О.М. и 11 «А» учителя Донченко М.С., их ученики не только подтвердили свои годовые оценки, но многие улучшили свои результаты.

Высокие качественные показатели на итоговой аттестации по русскому языку у учеников Паутовой Т.В. в 9-А (83%), Журавлёвой О.М. в 9-Б (88%) и в 9-В (80%), Донченко М.С. в 9-Г (96,5%), в 11-А – средний балл 73,6 по русскому языку и 83 по литературе.

Нужно отметить большую и плодотворную работу с одарёнными детьми учителей русского языка и литературы Донченко М.С., Арсеньевой Е.П. и учителя изобразительного искусства Васиной А.П., их ученики стали призёрами олимпиад и дипломантами региональных и Всероссийских конкурсов.

Призёрами городских конкурсов стали также ученики учителей Трофимовой О.Л., Беляевой Е.В.

Учителям методического объединения необходимо шире привлекать ребят к участию в городских творческих конкурсах и самим стремиться участвовать в городских конкурсах методических разработок и материалов по предметам. На уроках вводить инновационные технологии, интерактивные формы обучения, посещать уроки коллег, охотнее делиться опытом на заседаниях МО, чаще проводить открытые уроки и внеклассные занятия.

Учителя МО участвовали в инновационной деятельности, применяли современные образовательные технологии, участвовали в предметной декаде. В МО в 2014 – 2015 году проводилась работа по созданию условий, дающих возможность каждому учителю реализовать свой творческий потенциал в учебной деятельности, но, вместе с тем, остаётся ряд нерешенных задач:

  • не найдена такая форма организации урока, которая обеспечила бы не только усвоение учебного материала всеми учащимися на самом уроке, но и их самостоятельную познавательную деятельность, способствующую умственному развитию.

  • всё ещё малоэффективной остаётся работа по формированию мотивов учения, возбуждения познавательного интереса учащихся по теме, повышения их эмоционального настроения и обеспечения единства обучения, воспитания и развития.


Есть проблемы, над которыми предстоит работать членам МО в следующем году:

  1. По-прежнему актуальной задачей учителей гуманитарно-эстетических дисциплин остаётся выявление одарённых детей и развитие их творческих способностей. Необходимо организовать работу с «сильными учениками», продумать организацию работы с одарёнными детьми.

  2. Продолжить процесс самообразования.

  3. Активизировать использование педагогами в работе инновационных технологий.

  4. Работать над пополнением методической «копилки» школы.

  5. Повышать качество знаний обучающихся.

Выводы и рекомендации:

В новом учебном году необходимо продолжить работу по повышению качества знаний учащихся работу, используя современные методы и технологии, а также личностно-ориентированный подход, усилить работу по формированию и развитию орфографической зоркости и пунктуационной грамотности, монологической речи, использовать разноуровневые тестовые задания, помогающие при подготовке и сдаче ЕГЭ и ОГЭ.

Задачи методической работы ШМО:

  • Продолжить работу над темами по самообразованию педагогов, создать проблемные группы по следующим направлениям: гуманизация и гуманитаризация учебного процесса; дифференцированный подход к обучению; современные технологии на базе развивающего обучения.

  • Организовать взаимопосещение уроков с последующим анализом и обобщением опыта работы педагогов.

  • Регулярно проводить заседания ШМО с целью обсуждения методических проблем педагогов и новых направлений в методике преподавания.

  • Продолжить работу по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ и ГИА.

  • Продолжить работу по использованию современных технологий на базе развивающего обучения.

  • Продолжить работу с одарёнными детьми.


Задачи по совершенствованию образовательного процесса:

  • Продолжить поиск новых форм и методов урочной и внеклассной деятельности, способствующей формированию всесторонне развитой личности.

  • Воспитывать уважение и любовь учащихся к родному языку и литературе.

  • Систематически анализировать качество обучения учащихся по итогам посещения уроков и мероприятий.

  • Продолжить работу по оформлению кабинетов.

  • Продолжить работу по созданию видеотеки экранизаций произведений худ. литературы.

  • Совершенствовать работу с одаренными учащимися через кружки, факультативы, олимпиады, творческие конкурсы.

Результативность за 2014 – 2015 год.



Ф. И.О. учителя

класс

кол-во уч-ся в классе

русский язык

литература







на 4 и 5

всего

%

на 4 и 5

всего

%

1

Карташова Е.Е.

5-Д

27

7

7

26

16

16

59

2

Паутова Т.В.

5-А

27

14

55

54

15

67

66





5-Б

27

22

26





8-Б

27

8

15



9-А

21

11



11



3

Донченко М.С.

6-Б

24

12

86

62

11

73

52,5





8-Г

29

18

16





9-Г

29

23

16





10-А

30

21

17





11-А

27

12

13

4




Журавлёва О.М.




5-В

25

13

47

47

15

56

56,5

7-А

29

9

17

9-Б

23

13

13

9-В

22

12

11

5





Арсеньева Е.П.





5-Г

26

15

43

42

23

65

63

6-В

21

8

12

8-А

29

11

16

8-В

27

10

14

6

Трофимова О.Л.

6-А

24

11

25

57

14

31

70,5

6-Г

20

14

17

7

Беляева Е.В.

7-Б

26

9

27

34

14

50

62,5

7-В

28

8

18

7-Г

26

10

18



















АНАЛИЗ 2014-2015

контрольной работы по русскому языку в 5 классе



класс

5 А

5 Б

5 В

5 Г

всего

%

ФИО учителя

Паутова Т.В.

Паутова Т.В.

Журавлёва О.М.

Арсеньева Е.П.

Карташова Е.Е.


Количество по списку

27

27

25

26

27

132

Выполняли работу

23

85

26

96

20

80

25

96

26

96

120


Получили оценки













«5»

4

17

9

35

1

5

1

4

-


15

12,5

«4»

9

39

13

50

9

45

10

40

3

11,5

44

37

«3»

7

30

4

15

7

35

13

52

18

69,2

49

40,5

«2»

3

13

-


3

15

1

4

5

20,3

12

10


Качественный анализ


Проверяемые элементы знаний,

умения и навыки

Количество

учащихся,

допустивших

ошибки


% от числа

выполнявших

работу

Орфографические

5 а

5 в

5 г


всего


  • правописание безударных гласных в корне слова

8

4

8

4

17

41

34

  • непроверяемые написания

6

1

5

9

15

36

30

  • безударные окончания глаголов, тся и ться

6

3

8

-

6

23

19

  • предлоги и приставки

6

-

-

2

4

12

10

  • безударные окончания прилагательных

3

-

4

-

5

12

10

  • окончания имен существительных

7

3

7

11

6

34

28

  • пропуск, вставка и замена букв

5

-

2

6

2

15

12.5








Пунктуационные








  • запятая в сложном предложении

5

4

7

1

7

24

20

  • запятая при однородных членах предложения

7

-

5

5

8

25

21

  • знаки при прямой речи

10

2

12

11

9

44

37

  • тире между подлежащим и сказуемым

7

2

9

16

5

27

22,5

  • двоеточие при обобщающем слове

8

2

7

9

8

34

28




Грамматическое задание


Проверяемые умения

Правильно выполнили

Количество

учащихся

всего

% от числа выполнявших

работу

5 а

5 б

5 в

5 г




  • Синтаксический разбор

11

11

9

15

15

61

51

  • Морфологический разбор

18

20

9

7

18

72

60

  • Морфемный разбор

12

18

7

13

21

71

59

  • Определили тему текста

16

24

-

10

5

55

46

  • Подчеркнули однородные члены

16

26

-

10

14

66

55










АНАЛИЗ

контрольной работы по русскому языку в 6 классе



Качественный анализ

класс

6 А

6 Б

6 В

6 Г

всего

%

ФИО учителя

Трофимова О.Л.

Донченко М.С.

Арсеньева Е.П.

Трофимова О.Л.


Количество по списку

24

24

21

20

89

Выполняли работу

21

87,5

21

87,5

21

100

20

100

83

93

Получили оценки











«5»

-


1

4,8

2

9,5

3

15

6

7,2

«4»

4

19

9

42,9

2

9,5

3

15

18

21,7

«3»

12

57

7

14

14

66,7

13

65

48

58,4

«2»

5

24

4

19,3

3

14,3

1

5

13

15.7



Проверяемые элементы знаний, умения и навыки

Количество

учащихся,

допустивших

ошибки

% от числа

выполнявших

работу

Орфографические

6 а

6 б

6 в

6 г

всего


  • правописание безударных гласных в корне

6

8

6

4

21

29

  • правописание непроверяемых гласных в корне

17

9

14

14

55

66,3

  • не с прилагательными

10

6

7

2

25

30

  • окончание глаголов

1

3



4

4,8

  • Н и НН в прилагательных

18

6

15

14

53

64

  • правописание приставок

3

5

1

4

13

15,7

  • сложные слова

4

2

6

4

16

19,3

Пунктуационные







  • запятая в сложном предложении

14

9

14

12

49

59

  • запятая при однородных членах

9

5

5

4

23

27,7


Грамматическое задание


Проверяемые умения

Количество

учащихся

всего

% от числа выполнявших

работу

6 а

6 б

6 в

6 г

  • правильно выполнили синтаксический разбор

5

12

8

13

38

45,5

  • правильно выполнили морфемный разбор

4

14

5

6

29

35

  • выписали слова с орфограммами

14

15

16

17

62

75

  • графически объяснили знаки препинания

8

14

8

10

40

48



















АНАЛИЗ

контрольной работы по русскому языку в 7 классе


класс

7 А

7 Б

7 В

7 Г

всего

%

ФИО учителя

Журавлёва О.М.

Беляева Е.В.

Беляева Е.В

Беляева Е.В


Количество по списку

29

25

26

25

105

Выполняли работу

25

86

25

100

26

100

25

100

101


Получили оценки











«5»

-

-

4

16

3

11,5

3

12

10

10

«4»

13

52

7

28

8

31

7

28

35

34,6

«3»

7

28

10

40

11

42

11

44

39

38,6

«2»

5

20

4

16

4

15,5

4

16

17

16,8


Качественный анализ


Проверяемые элементы знаний, умения и навыки

Количество

учащихся,

допустивших

ошибки


% от числа

выполнявших

работу

Орфографические

7 а

7 б

7 в


7 г


всего


  • правописание безударных гласных в корне слова

7

7

7

7

28

28

  • непроверяемые написания

3

3

4

5

15

15

  • правописание предлогов и приставок

-

5

7

7

19

19

  • правописание неопределённых местоимений

8

5

5

6

24

24

  • правописание причастий

10

8

10

10

38

28

  • правописание деепричастий

6

-

-

-

6

6

  • безударные окончания прилагательных и причастий

11

5

8

9

33

33

  • правописание наречий

13

7

10

9

39

39

Пунктуационные







  • запятая в сложном предложении

8

8

7

6

29

29

  • запятая при однородных членах предложения

6

6

6

6

24

24

  • запятая при обособленном определении, выраженном причастным оборотом

11

9

9

7

36

36

  • запятая при обособленном обстоятельстве, выражен ном деепричастным оборотом

6

6

6

5

23

23








Грамматическое задание


Проверяемые умения

Количество

учащихся

всего

% от числа

выполнявших

работу




  • Правильно выписали предложения с причастным оборотом

14

16

16

17

63

63

  • Правильно выписали предложения с деепричастным оборотом

19

19

20

18

76

76

  • Правильно выписали наречия

9

15

15

20

59

59

  • Правильно выполнили морфологический разбор

11

15

15

15

56

56
















АНАЛИЗ

контрольной работы по русскому языку в 8 классе


класс

8 А

8 Б

8 В

8 Г

всего

%

ФИО учителя

Арсеньева Е.П.

Паутова Т.В.

Арсеньева Е.П.

Донченко М.С.


Количество по списку

29


27


27


29


112


Выполняли работу

26

90

23

85

27

100

29

100

105

94

Получили оценки











«5»

2

8

2

9

1

3,7

4

13,8

9

8,6

«4»

4

15

7

30,4

5

18,5

17

58,6

33

31,4

«3»

16

62

9

39

16

59,7

7

24,2

48

45,7

«2»

4

15

5

21,3

5

18,5

1

3,4

15

14,3


Качественный анализ

Проверяемые элементы знаний, умения и навыки

Количество

учащихся,

допустивших

ошибки

всего

% от числа

выполнявших

работу

Орфографические



  • правописание безударных гласных в корне

9

4

10

11

34

32,4

  • Н и НН в разных частях речи

10

6

11

7

34

32,4

  • безударные окончания имен прилагательных и причастий

7

2

7

6

20

19

  • правописание наречий

10

8

10

3

31

29,5

  • безударные окончания существительных

-

-

-

7

7

6,7

  • приставки ПРЕ_ и ПРИ-

7

8

8

-

23

22

  • правописание О/Е после шипящих

7

4

7

7

25

23,8

Пунктуационные







  • запятая в сложном предложении

5

6

6

9

26

24,8

  • знаки препинания при однородных членах

5

6

6

4

21

20

  • знаки препинания при приложении

10

10

11

4

35

33,3

  • запятая при обособленном определении, выраженном причастным оборотом

10

8

10

5

33

31,4


Грамматическое задание

Проверяемые умения

Количество

учащихся

всего

% от числа выполнявших

работу



  • Правильно выполнили синтаксический разбор

15

9

15

19

58

55,2

  • Правильно выписали разные типы сказуемых

15

14

16

19

64

61

  • Правильно выписали и разобрали словосочетания

17

12

17

17

63

60

















Анализ

контрольной работы по русскому языку в 10 «А» классе


ФИО учителя

Донченко М.С.

Количество учащихся в классе

30 %

Выполняли работу

28

93,3

Количество учащихся, получивших отметки:


«5»

5

18

«4»

13

46

«3»

8

29

«2»

2

7


Качественный анализ


Проверяемые элементы знаний, умения, навыки

Количество

учащихся,

допустивших

ошибки

% от числа

выполнявших работу

Орфографические

  • правописание безударных гласных в корне слова

9

32

  • правописание непроверяемых написаний

11

39

  • правописание суффиксов прилагательных

4

14

  • Н и НН с разными частями речи

7

25

  • о/е после шипящих

7

25

  • правописание наречий

3

11

  • правописание причастий

9

32

  • не с разными частями речи

10

36

  • правописание сложных слов

5

18


  • пунктуация при однородных членах предложения

6

21

  • пунктуация при обособленных членах предложения (определениях)

6

21

  • пунктуация в сложноподчиненном предложении

7

25

  • пунктуация в сложносочиненном предложении

7

25

  • пунктуация в бессоюзном предложении

5

18


Грамматическое и творческое задание


Проверяемые умения

Количество

учащихся

% от числа

выполнявших

работу

Правильно указали изобразительно-выразительные средства


19

68

Правильно графически объяснили пунктуацию

17

61

Правильно охарактеризовали предложения

17

61



8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Анализ работы методического объединения гумантирно-эстетического цикла

Автор: Паутова Татьяна Викторовна

Дата: 04.12.2016

Номер свидетельства: 365678


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства