21 век диктует свои требования и ставит перед образованием новые задачи, из которых, на наш взгляд наиболее существенны: умение ориентироваться в быстро меняющейся экономической ситуации, понимание значимости и необходимости постоянного профессионального развития, профессиональная мобильность. Главным приоритетом в образовании становится формирование быстро мыслящего человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Аккумулирование инноваций 21 века »
Сущность педагогического опыта в том заключается,
что перед учителем каждый год открывается что-то новое,
в стремлении постигнуть новое раскрываются
его творческие силы.
В. Сухомлинский
Аккумулирование инноваций 21 века
21 век диктует свои требования и ставит перед образованием новые задачи, из которых, на наш взгляд наиболее существенны: умение ориентироваться в быстро меняющейся экономической ситуации, понимание значимости и необходимости постоянного профессионального развития, профессиональная мобильность. Главным приоритетом в образовании становится формирование быстро мыслящего человека.
Несомненно, для решения столь важных задач учителям необходимо постоянно следить за изменениями, происходящими в образовании Казахстана и в странах мира, использовать успехи, делиться опытом, повышать квалификацию. Процесс реформирования и состояние постоянного обновления и совершенствования системы образования в целом, в частности, информатизации и разработки адекватных новых технологий обучения, несомненно, требует творческого подхода к педагогической деятельности учителя современной школы.
Учителя нашей 39 школы, г. Павлодара стремятся работать на перспективу, с учетом преобразований в системе образования Республики Казахстан. Мы считаем, что одним из приоритетных направлений развития школы является аккумулирование инноваций 21 века.Наша школа использует различные ресурсы для качественного преобразования педагогического процесса. В педагогическом коллективе есть учителя, прошедшие курсы первого, второго и третьего уровней, что позволяет организацию и проведение коучингов как среди педагогов, так и для родителей. На коучингах коллеги учатся практически применять новые подходы в преподавании. И как результат, у педагогов поменялось отношение к оцениванию учащихся, что, соответственно, привело к выставлению более объективной оценки и повышению качества обучения.
Немало талантливых учителей нашей школы, осознавших важность новых преобразований современной школы, готовы перейти от принципа "образование на всю жизнь" к принципу "образование на протяжении всей жизни".
В этой связи, хотелось бы привести примеры из высказываний учителей.
Умарова Л.О., учитель русского языка и литературы отмечает, что она "удовлетворена проводимыми уроками, так как с поставленными задачами (повысить мотивацию, работать над развитием мыслительной деятельностью учащихся) успешно справляется. ...Уроки с использованием ИКТ более интересны детям, позволяют разнообразить виды работы на уроке, дают возможность отследить обратную связь".
Жангазин А.К., учитель истории, рассказал о том, что "новые методы в работе дали возможность дополнительно узнать возможности учащихся, наблюдать за ними и исходя из наблюдений вносить коррективы в процесс обучения, таким образом самосовершенствоваться. В то же время это позволило определить трудности, которые возникали при подготовке к урокам и которые требуют усилий для их решения".
Урок в режиме ИКТ
Интересно мнение молодого учителя Бекпау А.Р., она закончила курсы третьего базового уровня в 2013 году. С ее точки зрения, преподавание по британской системе помогло взглянуть на процесс обучения и преподавания по-новому. В своей практике она использует все 7 модулей, которые стали ее помощниками при планировании уроков, при этом учащиеся стали более активными и мотивированными. Она отмечает, что уделяет особое внимание разноуровнему обучению, где слабым учащимся предоставляются упрощенные, а учащимся талантливым и одаренным - более сложные и творческие задания. Формативное оценивание на каждом этапе помогает учащимся увидеть свои достижения в обучении и предпринимать дальнейшие шаги в улучшении своих знаний по предмету. Использование ИКТ на уроке, с ее точки зрения, это не только требование современного общества, но и один из способов сделать урок увлекательным, полезным и результативным. Каждый урок начинается с просмотра видеоролика по теме. По мнению А.Р. Бекпау, работа в группах сменного состава, распределение ролей в группе, само – и взаимооценивание, составление карты успешности - все это делает процесс обучения увлекательным, учащиеся непроизвольно усваивают учебный материал, что является главной целью в обучении.
Так же и педагоги начальной школы в анкетировании и интервьюировании выражают востребованность новых подходов в преобразовании школьной практики и видят свое образовательное учреждение как открытое информационное образовательное пространство, в котором созданы условия для личностного роста всех субъектов образовательного процесса, ориентированное на Мировой опыт и опыт «Назарбаев Интеллектуальные школы». Ведь именно преобразования «Школы будущего» начинаются с младшего школьного возраста.
Если суммировать все высказывания, то можно сделать выводы о том, что новые методы и подходы будут гарантировать преобразование школьной практики.
Школе сегодня постоянно приходится совершенствовать и модернизировать деятельность педагогического коллектива на благо общего дела – качества образования. Рождаются новые инициативы, взгляды как перестроить учебный процесс, чтобы он отвечал мировым стандартам. Какие же первые шаги в нашей школе внедрены? Коллектив разделен на 5 групп. Каждую из групп возглавляют коучи: Рыспаева А. Б., Канапина Б. А., Захарова И. А., Бураханова Р. М., Уалиханова Г. А. С целью профессионального развития на коучинг – сессиях рассматриваются теоретические и практические вопросы.
Коучинг – сессии для педагогов
А затем действенная апробация осуществляется на практике, при реализации подхода «Lesson study» и «Action research». Подход «Lesson study» был внедрен педагогами школы Болехивской Л. Д., Жангазиным А. К. и «Action research» Майлаковой Е. А., Умаровой Л.О. Данные исследования помогают педагогам – исследователям размышлять, анализировать и рефлексировать преобразования школьной практики.
Открытые уроки для гостей области и республики провели Умарова Л.О., Бекпау А.Р., Серикова Е.А.
Сегодня «голос ученика» является действенной силой в современном мире перемен. Персональная обратная связь учащихся помогает выстраивать дальнейшую траекторию развития новых преобразований. Классы, в которых внедряются исследования, сегодня, говорят следующее: «Созданы комфортные условия на уроке. Нам нравится групповая работа. Уроки стали более интересными, время проходит незаметно».
Очень важным моментом в педагогическом процессе является "включенность" в него родителей учащихся. При этом они должны быть полноправными участниками учебного процесса. И для реализации плана развития школы также необходимо участие родителей. Новые методы работы в нашей школе позволили организовать проведение коучинга и для родителей.
Коучинг – сессии для родителей
Обратная связь с родительской общественностью помогает нам увидеть, что родители стремятся узнать, как и чему учат сегодня в школе, готовы к преобразованиям, рады общению с учителями своих детей.
Рабкова Е. П., мама одной из учениц нашей школы, отмечает: «Внедрение новых подходов в учебный и воспитательный процесс помогают моему ребенку быть более успешным в учебе. На уроке создаются условия, где ребенок погружается в атмосферу сотрудничества и самостоятельный поиск поставленных задач. Наблюдаются и изменения в личностных особенностях, ребенок стал более раскрепощенным и уверенным»
Педагогический коллектив нашей школы в постоянном поиске нововведений. Хочется отметить еще одну положительную сторону школьных преобразований - проведение инновационных родительских собраний. Многие педагоги меняют стиль ведения – собрание носит не информационный характер. А создаются условия коллаборативной среды, для совместного поиска и решения учебных и воспитательных задач.
Родительские собрания в режиме «Новых подходов»
Таким образом, качественные преобразования, которые реализуются в условиях нашей школы, будут эффективными в плане улучшения качества процесса обучения, позволят значительно повысить профессионализм педагогического коллектива, а также, что немаловажно, помогут привлечь молодых специалистов, так как школа постепенно будет превращаться в площадку, где систематически будут внедряться современные инновационные технологии, улучшающие педагогический процесс.
(Из опыта работы школы № 39 инновационного типа с гимназическими классами г. Павлодара )
Учителя 1 уровня:
Жумабаева Асия Камалиденовна – учитель географии сош № 39, г. Павлодара д. т. 540826, [email protected]
Трушакова Елена Валерьевна– учитель начальных классов сош № 39, г. Павлодара д.т 677128, [email protected]