Младший школьный возраст определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу. Возраст от 6 до 11 лет является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребёнка. Кардинально изменяется его социальный статус - он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребёнка. У него появляются обязанности, которых ранее не было и которые определятся теперь не только взрослыми, но и окружающими его сверстниками.
Учебная деятельность, которая теперь является ведущей, вводит детей в сферу теоритических знаний и обеспечивает развитие у них основ теоретического сознания и мышления. Она включает учебно-познавательные мотивы, учебные задачи, учебные действия и операции. При этом учебная задача направлена на овладение общим способом решения всех частных задач определенного класса. Учебные действия и операции предполагают выполнение рефлексии, анализ и планирование теоретико-содержательного типа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Адамова С.А.. Баран JI.H. КГУ ОСШ№ 11 АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ »
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ БІЛІМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ
АКАДЕМИК Е.А.БӨКЕТОВ АТЫНДҒЫ ҚАРАҒАНДЫ МЕМЛЕКЕТТІК УНИВЕРСИТЕТІ
Педагогикальқ факультеті
Мектепке дейінгі және психологиялық-педагогикальқ даярлық кафедрасы
ЗАМАНАУИ БІЛІМ
«Педагогика және психология (мектепке дейінгі)» мамандығыньң 30 жылдығына арналған ғылыми еңбектер жинағы
11-белім
СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Сборник научных трудов, посвященный 30-летию специальности «Педагогика и психология (дошкольная)»
Часть II
MODERN EDUCATION
Collection of scientific papers, dedicated to the 30-th anniversary of the specialty of «Pedagogy and Psychology (preschool)»
Part II
Караганды
2014
Адамова С.А.. Баран JI.H.
КГУ ОСШ№ 11
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Младший школьный возраст определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу. Возраст от 6 до 11 лет является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребёнка. Кардинально изменяется его социальный статус - он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребёнка. У него появляются обязанности, которых ранее не было и которые определятся теперь не только взрослыми, но и окружающими его сверстниками.
Учебная деятельность, которая теперь является ведущей, вводит детей в сферу теоритических знаний и обеспечивает развитие у них основ теоретического сознания и мышления. Она включает учебно-познавательные мотивы, учебные задачи, учебные действия и операции. При этом учебная задача направлена на овладение общим способом решения всех частных задач определенного класса. Учебные действия и операции предполагают выполнение рефлексии, анализ и планирование теоретико-содержательного типа.
Однако какой бы ни была прогрессивной теория структуры учебной деятельности иль бы ни были высоки результаты обучения, в любой системе обучения содержатся условия, затрудняющие детям определенной категории освоение учебных действий. Чтобы преодолеть неспособность ребенка к обучению, требуется индивидуальный поиск причин его неспешности и способов, содействующих его умственному развитию.
Безусловно, помимо новых фундаментальных знаний и новых идей, которые требуют методов и организационных форм, многие проблемы, существующие в образовании, входят в категорию "вечных": образование отстает от развития общества, от возникающих в обществе инновационных идей, от научно-технического прогресса и др. Это отставание определено самой природой общественного развития.
Проблема с позиций государства и ответственных за развитие образования структур состоит в создании условий, обеспечивающих более эффективное образование, соответствующее уровню общественного развития, а это могут дать по-новому ориентированные теории и методы развивающей учебной деятельности.
Деятельность - это специфический вид активности человека, направленный на познание творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования [1.
Учебная деятельность - вид деятельности, заключающийся в усвоении определенного круга знаний, приобретением умений и навыков, необходимых для жизни и деятельности, а в приобретении навыков получения знаний и работы с ними. т.е. навыков самостоятельной работы.
Необходимо отметить, что формирование познавательного интереса к учению - важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету, формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях. Общеизвестно, что процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен [2]. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность его школьника в различных видах его деятельности.
Одним из важнейших факторов развития интереса к учению является понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного предмета. Необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе любого урока, употребляя для этого различные активные метолы. иллюстрационный, раздаточный материал, аудиовизуальные средства обучения и другие . Остановимся подробнее на активном обучение, которое представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного использования как педагогических (дидактических), так и организационно - управленческих средств. Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и посредством совершенствования организации и управления учебным процессом в целом.
Активные методы обучения, создающие условия интенсификации учебного процесса с целью стимулирования деятельности учащихся на уроке, повышения их интереса и направления их внимания, требуют от учителя применения ряда интересных стратегий. Главная цель активного обучения заключается в приобретении учениками умений и навыков по анализу, осмыслению, самостоятельному получению знаний, в развитии и своевременном применении выработанных умений и навыков [3].
Активными методами обучения являются:
дискуссия:
- ролевая игра;
- умственная атака;
- группа малоактивных обсуждений;
- рассмотрение конкретных событий;
- рабочие листы, материалы для чтения и др.;
- решение проблемы;
- создатели среды, «ледоколы» и «активизаторы»;
- снежки;
- формулы;
- персональное моделирование;
- диаграмма Венна;
- использование фигуры «куб»;
- инцерт и т. д. [4].
Рассмотрим некоторые из этих методов, используемые в учебном процессе начальной школы.
Умственная атака (брейнсторминг) это широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
Использование умственной атаки в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:
связь теоретических знаний с практикой:
активизация учебно - познавательной деятельности обучаемых;
формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;
формирование опыта коллективной мыслительной деятельности
Проблема, формулируемая на занятии по методике умственной атаки, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников. Общее требование, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для умственной атаки - возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.
Инцерт используется, когда учащиеся начинают самостоятельное чтение и приступают к записи отдельных эпизодов или отрывков из прочитанного ими текста. Ценность этого метода в том. что он дает ученику возможность проверить свое восприятие и знание. После прочтения какого-либо текста ученик вспоминает свое знание об этом, определяет, что он изучал раньше, а чего еще не знает, что для него новое, что ему непонятно, задумывается над тем. что повторно должен изучить в будущем, и все это отмечает соответствующими знаками, т.е. четырьмя знаками выражает свое отношение к тексту:
при встрече в тексте с информацией, подтверждающей какую-то ранее изученную информацию, ставит знак «+»;
если новый текст игнорирует ранее изученное, составляет противоречие с материалами, которые он знает, ставит знак «-»;
если в процессе чтения получает новую информацию, ставит знак «!»;
если в читаемом тексте встречается поверхностная, неточная информация, нуждающаяся в уточнении и получении дополнительных знаний из других источников, ставит знак «?».
При использовании этого метода педагог должен контролировать учащихся и научить их пользованию соответствующими знаками там. где надо.
Использование фигуры «куб» позволяет рассматриваемый вопрос обсудить в разных аспектах, и как показывает практика, активное участие принимают даже слабые ученики. Необходимо изготовить куб высотой 15—20 см, на лицевой стороне которого пишутся краткие указания, позволяющие развивать мышление учеников, например:
описывай;
сравнивай;
связывай:
анализируй;
применяй;
выражай свое отношение.
После этого ученикам представляется какой-то предмет, и учитель направляет усилия и стремления учеников:
Описывай. Внимательно посмотри на предмет, напиши все то. что знаешь о его форме, размере, цвете.
Сравнивай. На что он похож? В чем его сходные и отличительные стороны?
Связывай. О чем он заставляет думать?
Анализируй. Как он создан? Из чего и как ею делают?
Применяй. Как можно пользоваться им?
Выражай свое отношение. Выражай свое отношение «за» и «против».
Куб бросают, и каждый раз беседа идет вокруг той его стороны (без повторения), которая оказывается сверху.
Диаграмма Венна организуется на основе двух пересекающихся кругов. 'Пресекающаяся часть кругов обозначает общие признаки. Применяя такой
прием, можно найти и отметить сходные стороны двух образов, двух деревьев, двух птиц, животных, стран, людей и т. д.
ГУСЬ. Домашняя птица. Намного меньше лебедя. Серый. Шея довольно короткая. Мясо и яйцо пригодны для пищи.
ЛНБЕДЬ. Перелетная птица. Намного крупнее гуся. Белый. Шея длинная. Мясо и яйцо не принято употреблять в пищу. Имеет хороший пух (непересекающаяся часть кругов).
Это птицы. Имеют перепонки между пальцами лап. Обе плавают. Из пуха обеих делают do душки (пересекающаяся часть кругов).
Ведение анализа и приход к соответствующему заключению с помощью сравнительного приема требует от учеников большой умственной активности и в процессе сравнения обогащается словарный запас учащихся, расширяется их кругозор. Работу с диаграммой Венна можно организовать со всем классом, с большой и малой группами, парой учеников или персонально.
Таким образом, использование активных методов обучения развивает психические особенности, кругозор, восприятие, способности, характер, склонности и интересы младшего школьника. Более того самому педагогу активные методы обучения дают возможность более активно работать с учениками, обнаружить их потенциал и способности. Наш опыт и наблюдения доказывают, что активные методы обучения имеют следующие положительные стороны:
привлечение учителем своей активностью к такой же творческой активности учеников;
активная деятельность учеников и привитие при этом им элементарных исследовательских умений;
сотрудничество учителя с учеником и учеников друг с другом;
- использование двигательных, сюжетных, музыкальных, дидактических ролевых игр, создание обстановки социального равенства и психологического комфорта;
Вышесказанное подтверждает собственная практика: на умственное развитие младших школьников, эвристичность их мышления, на интерес к предмету положительно влияют разнообразные активные методы и приемы обучения. Кроме того, они имеют большое значение для всестороннего развития учащихся, их целенаправленной подготовки к жизни, овладения умением работать самостоятельно. Такое направление начального обучения создает прочную основу для получения успешного образования в последующих классах средней школы.
Литература
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Просвещение. 2002. - 396с.
Немов Р.С. Психология. - М.: Просвещение. 2005. - 492 с.
Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. - М.. 2004.
Смолкин А.М. Методы активного обучения. М.. 1991.
СОДЕРЖАНИЕ
ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Абатов Н.Т. KYH ЭНЕРГИЯСЫН ПАЙДАЛАНУ 3
Абилова М.М. ОКЫТУ УРДГСШДЕ АКПАРАТТЫК ТЕХНОЛОГИЯЛАРДЫ ПАЙДАЛАНУ 6
Адамова С.А., Баран Л.Н. АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
Айжанова Б.Ж. 03IH-03I ТЭРБИЕЛЕУ УРД1С1 12
Аксенова И.Л. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕВОЧЕК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 14
Амирбекова А.М. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИЯЗЫЧНОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ 18
Амрина Г.С. МЕМЛЕКЕТТ1К Т1ЛДЩ МАНЫЗДЫЛЫГЫ 20
Асанов А.Е. ТЕХНОЛОГИЯ САБАГЫНДАГЫ ОКУШЫЛАРДЬЩ 1C - 0PEKETI 23
Багдат Харахат АДАМГЕРШ1Л1К КАСИЕТТЕРД1 АКПДРАТ К¥РАЛДАРЫ АРКЫЛЫ ДАМЫТУДАГЫ СЫНЫП ЖЕТЕКШ1 МЕН ОКУШЫЛАР АРАСЫНДАГЫ СУБЪЕКТШТК КАРЫМ- КАТЫНДС 26
Багдат Харахат АКПАРАТТЫК-КОММУНИКАТИВТ1К ТЕХНОЛОГИЯЛАРДЫЦ КОЛДАНА ОТЫРЫП ШЫГАРМАШЫЛЫККА БАУЛУ 28
Бакирова И.Т. САБАК УРД1С1НДЕ КОЛДАНЫЛАТЫН ПЕДАГОГИКАЛЫК ТЕХНОЛОГИЯЛАР 30
Байгелова Ш.Т. «СЫН ТУРГЫСЫНАН ОЙЛАУ» С ГРАТЕГИЯСЫ - Т1Л ДАМЫТУ САБАГЫНДА 32
Березань В.И. ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 35