kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Концепция развития школьного чтения в МОБУ СОШ №5 им. Н.О.Кривошапкина г. Якутска.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В 2008 году в нашей школе  была разработана концепция воспитания и формирования менталитета будущих поколений граждан, способных реализовать продвижение своего Отечества на духовном наследии А.С.Пушкина. Она была основана на пушкинских идеях, которые помогают укреплению национальных корней, национальной самобытности посредством приобщения детей к великой русской культуре, повышают интерес к истории своей малой Родины, воспитывают культуру чувств, помогают постичь духовные связи собственной личности и судьбы А.С.Пушкина.

Через Пушкина  воспитывается  любовь и уважение к русскому языку, потому что грамотность определяет уровень культуры не только отдельного человека, но и общества в целом. Приобщая детей к чтению, мы приобщаем к духовной сокровищнице нации, а это ключ к успешной жизни в информационном пространстве общества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Концепция развития школьного чтения в МОБУ СОШ №5 им. Н.О.Кривошапкина г. Якутска.»

Концепция развития школьного чтения в МОБУ СОШ №5

им. Н.О.Кривошапкина г. Якутска.

Егорова Л.Т.,

учитель русского языка и

литературы.

Есть только одно средство стать культурным человеком – чтение.

Андре Моруа

Сегодня школа как социум, как система должна выдерживать баланс обучения, воспитания и развития, где ни один компонент не должен развиваться за счёт другого. Именно школа способна системно, продуманно, целенаправленно и технологически обоснованно выполнять менталеобразующую функцию, управлять процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий, а также в соответствии с требованиями времени формировать грамотного читателя.

В Национальной программе поддержки и развития чтения прямо указывается: «Возрастающий дефицит конструктивных идей и знаний в российском обществе (на фоне нарастания других острых общественных проблем) усиливается резким снижением у населения России интереса к чтению. Современная ситуация с чтением в России характеризуется как системный кризис читательской культуры. Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением».

Пути выхода из читательского кризиса неоднозначны, но главным звеном в этом сложном процессе является возрождение системы педагогического руководства формированием грамотного читателя в школе, системы, основанной на разумном сочетании методических традиций, лучшего опыта учителей нашей республики, российской и зарубежной школы с современными образовательными технологиями.

Необходимо изучение уже созданных и функционирующих региональных, муниципальных, школьных региональных и муниципальных программ, реализующих основные положения национальной программы поддержки и развития чтения, таких, как: «Читающая Хакасия», «Целевая программа поддержки и развития чтения в Калининградской области на 2010-2014 годы», «Концепция поддержки и развития детского и юношеского чтения в Челябинской области», «Программа мероприятий по поддержке и пропаганде чтения в городе Москве», «Программа поддержки и развития в Санкт-Петербурге на 2009-2011 годы».

Особую важность для продвижения чтения в школе представляет изучение опыта локальных программ нашего региона: « Читающая Олёкма», «Читающий Ленский район», «Читающий Хангаласский улус», а также участие в проекте «Читающая Якутия».

Современная ситуация с чтением обнаруживает следующие проблемы:

Падение интереса к чтению обусловлено значительным падением и общей культуры, и сменой ценностных ориентиров в обществе.

Об этом свидетельствует мониторинг читательских интересов школьников нашей республики, проводимый органами образования, педагогами, студентами-филологами СВФУ.

Снижается культурный статус чтения: школьники или вообще не читают, или читают от случая к случаю; отмечается и невзыскательность вкуса и предпочтений в области чтения или его упрощение – выбор профессиональной, художественной массовой литературы.

Возрастает сугубо развлекательная составляющая чтения. Школьники, особенно младшее и среднее звено, стремятся свести к минимуму затраты интеллектуальных усилий при чтении. Предпочтение отдано массовой литературе: триллерам, фэнтэзи, детективам, любовным повестям и романам. Практически отсутствует поэзия; свободное досуговое чтение вытесняется чтением деловым (для получения оценки, для получения какой-либо информации); как следствие заметно снизился уровень владения языком.

В 2008 году в нашей школе была разработана концепция воспитания и формирования менталитета будущих поколений граждан, способных реализовать продвижение своего Отечества на духовном наследии А.С.Пушкина. Она была основана на пушкинских идеях, которые помогают укреплению национальных корней, национальной самобытности посредством приобщения детей к великой русской культуре, повышают интерес к истории своей малой Родины, воспитывают культуру чувств, помогают постичь духовные связи собственной личности и судьбы А.С.Пушкина.

Через Пушкина воспитывается любовь и уважение к русскому языку, потому что грамотность определяет уровень культуры не только отдельного человека, но и общества в целом. Приобщая детей к чтению, мы приобщаем к духовной сокровищнице нации, а это ключ к успешной жизни в информационном пространстве общества.

Реализация концепции осуществлялась по нескольким направлениям:

1. Оформление школы и школьного двора по пушкинской тематике.

2. Разработка и реализация «Пушкинского календаря». Это установление партнёрских связей с Государственным русским драматическим театром имени А.С.Пушкина и Национальной библиотекой имени А.С.Пушкина. Запуск Интернет - путешествия по Пушкинским местам.

3. Разработка учителями всех предметов «пушкинской» компоненты образования, введение в Учебный план уроков риторики, словесности в 3-9 классах.

4. Тематические погружения в Пушкиниану: Фестиваль «Болдинская осень». В это время проводились тематические уроки по Пушкиниане, представлены презентации и слайд-шоу учителей и учащихся, связанных с пушкинской тематикой. Фестиваль ученических проектов «Под знаком Пушкина». В начальных классах – «Сказка за сказкой».

5. Шестой год подряд, 19 октября проводятся тематические уроки «В садах лицея».

6. Проведены литературные вечера: «Нас было много» (Пушкин и декабристы), «Всё начинается с любви» (Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина).

7. Ежегодное участие в городском литературном празднике «Душою к Пушкину причастны».

8. Весенний пушкинский бал при участии клуба бальных танцев «Реверанс».

Благодаря этой концепции мы пришли к осознанию того, что необходима и своя концепция развития школьного чтения. Она была разработана и внедряется в нашей школе с 2010 года под руководством профессора СВФУ М.Я.Мишлимович.

Были определены основные проблемы, связанные с поддержкой чтения в школах. Некоторые из них невозможно решить внутри отдельного учебного учреждения. В первую очередь это:

1. Репертуар издаваемой книжной продукции для детей и юношества, ее полиграфическое качество как в масштабах страны, так и в республике оставляет желать много лучшего: недостаточно переиздаются классические произведения российских и зарубежных авторов и иллюстраторов, не хватает книг о школе, о сверстниках, серии ЖЗЛ и подобных изданий.

2. В школах республики необходимы произведения регионального компонента – переводы классиков и современных якутских писателей, книги представителей малых народов Севера, русских писателей - наших земляков, авторов, представляющих «якутский текст» в российской литературе.

3. В системе профессиональной подготовки филологов совершенствованию читательской компетенции студентов, подготовке их и руководству чтением школьников пока еще отводится весьма скромное место, причем объем этого аспекта образовательного процесса неизбежно сокращается в связи с переходом на двухуровневое высшее образование.

4. Финансирование школьных и многих общедоступных библиотек, бедность их книжных фондов, отсутствие возможности выписывать периодические издания в полном объеме, внедрение информационных технологий приводит к тому, что ученики часто игнорируют библиотеки.

Нами были выявлены и локальные проблемы, существующие в конкретных образовательных учреждениях. Это:

1.Неравномерность культурного уровня, а, следовательно, уровня читательской культуры учащихся в зависимости от микрорайона школы.

2.Билингвизм учеников в последние десятилетия из-за притока мигрантов постепенно превращается в полиэтническое сообщество. У учащихся–билингвов закономерно сокращено время на чтение произведений, даже программных, на русском языке.

3.Двухсменные занятия не позволяют в полной мере развернуть исследовательскую и проектную деятельность школьников, связанную с созданием устойчивой читательской среды.

4.«Пушкинское начало» внеурочной работы далеко не всегда связывается с читательской средой

Проанализировав эти проблемы, школа поставила перед собой следующие основные задачи концепции развития чтения. Это возвращение интереса к чтению, формирование грамотного читателя; воспитание личности (приобщение к вечным нравственным ценностям, социализация, профессиональное самоопределение, совершенствование культурологической, речевой, коммуникативной, информационной компетенций); сюда входят обновление круга чтения и создание в школе устойчивой читательской среды.

 Принципы реализации концепции мы видим в следующем: в системности, преемственности, вариативности, в разумном сочетании методических традиций и современных образовательных и воспитательных подходов. Необходимо учитывать возрастные, гендерные, этнопсихологические и индивидуальные способности учащихся. Для этого нужно интегрировать действия преподавателей всех предметов, школьных библиотекарей и родителей под руководством словесников.

Чтобы эта концепция работала, необходимо педагогическое поэтапное руководство чтением школьников.

Первым этапом системы является мониторинг читательских интересов, проводимый регулярно в следующих формах: анкетирование; индивидуальные и групповые беседы; посещение учащихся на дому с целью изучения домашних библиотек, выявление читательской атмосферы семьи; изучение читательских дневников, в том числе компьютерных, сочинения–отзывы, сочинения-рецензии о самостоятельно прочитанных книгах.

На втором этапе необходим количественный и качественный анализ полученных данных: выявление эволюции читательских предпочтений, круга и мотивов чтения; перспективное планирование работы на учебный год. В тематический план необходимо включать темы уроков внеклассного чтения, уточнить их место в контексте изучаемых произведений, произвести корректировку основного списка для внеклассного чтения, а также разрабатывать дополнительные индивидуальные читательские маршруты для отдельных учеников.

На этапе рекомендации, главная задача которого заключается в заинтересованности детей и подростков чтением, основную роль играет эмоциональное слово учителя (старшего ученика, родителя), подкрепленное фрагментарным чтением, компьютерными презентациями, показом книги.

Контроль за чтением рекомендованной литературы возможно проводить в форме тестов, викторин, литературных диктантов, предварительных сочинений.

Все уроки внеклассного чтения рекомендовано проводить только на основе блоков опережающих домашних заданий, чаще с включением нетрадиционных элементов, обязательными условиями являются личностно - деятельностный характер заданий, включение выразительного чтения, использование внешней наглядности (компьютерная техника, интернет), игровые моменты в основной школе, элементы проблемного обучения, проблемные вопросы в старших классах.

Письменные работы на основе самостоятельно прочитанных книг могут как предшествовать урокам внеклассного чтения, так и проводиться после них. Это читательские отзывы, аннотации, подготовка компьютерных презентаций – в основной школе, рецензии, мини-хрестоматии критических отзывов, сочинения-обзоры в старших классах.

Внеурочные мероприятия являются главным средством создания школьной читательской среды: литературные выставки, читательские конкурсы, утренники, вечера, также нетрадиционные мероприятия, как «Ночь в библиотеке» для старших (опыт Франции), литературные реконструкции (по аналогии с историческими, опыт Англии и Германии), телемарафоны.

На сегодняшний день миссия школы состоит в том, чтобы подготовить высокообразованных конкурентоспособных воспитанников, носителей духовности, нравственности, патриотизма, с сформированными навыками межкультурного взаимодействия, способных реализовать свой потенциал, знания и компетенции в личной и общественной жизни, в осознанно избранной профессиональной деятельности, готовых к непрерывному самообразованию и саморазвитию. В этом нам может помочь реализация Концепции поддержки и развития чтения школьников, основанная на идеях обновления, сохранения и приумножения региональных и российских традиций.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Концепция развития школьного чтения в МОБУ СОШ №5 им. Н.О.Кривошапкина г. Якутска.

Автор: Егорова Людмила Тимофеевна

Дата: 02.11.2016

Номер свидетельства: 354405


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства