Тезисы на тему: Родительский клуб как форма организации совместной деятельности младших школьников и родителей
Тезисы на тему: Родительский клуб как форма организации совместной деятельности младших школьников и родителей
Родительский клуб как форма организации совместной деятельности младших школьников и родителей
Полухина Мария Сергеевна
Студентка 4 курса
Специальность 44.02.02
Преподавание в начальных классах
Интеграция родителей непосредственно в процесс реализации основной образовательной программы образовательного учреждения является одной из самых большой проблем. Вовлечение родителей в жизнедеятельность образовательного учреждения остаётся весьма трудной и не всегда преодолимой задачей.
Профессионализм педагога и доверие к нему родителей – вот те два краеугольных камня, которые могут послужить мостом в создание долгосрочного сотрудничества образовательного учреждения и семьи в условиях реализации стандартов нового поколения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тезисы на тему: Родительский клуб как форма организации совместной деятельности младших школьников и родителей»
Родительский клуб как форма организации совместной деятельности младших школьников и родителей
Полухина Мария Сергеевна
Студентка 4 курса
Специальность 44.02.02
Преподавание в начальных классах
Интеграция родителей непосредственно в процесс реализации основной образовательной программы образовательного учреждения является одной из самых большой проблем. Вовлечение родителей в жизнедеятельность образовательного учреждения остаётся весьма трудной и не всегда преодолимой задачей.
Профессионализм педагога и доверие к нему родителей – вот те два краеугольных камня, которые могут послужить мостом в создание долгосрочного сотрудничества образовательного учреждения и семьи в условиях реализации стандартов нового поколения.
Взаимодействие семьи и школы всегда было в центре внимания педагогов и психологов, которое широко обсуждалось в педагогической литературе начала 80-х годов XIX столетия К.Д.Ушинский, П.Ф.Вирениус, П.Ф.Каптерев, С.А.Золотарев, на протяжении всего XX столетия Л.С.Выготский, П.П.Блонский, А.С.Макаренко , В.А.Сухомлинский и продолжает оставаться актуальной по сей день Е.Т.Соколова, В.В.Столин, А.Я.Варга, Т.П.Гаврилова, А.И.Захаров, Т.В.Кравченко, О.Л.Хромова.
В результате проведенных исследований о взаимодействии семьи и школы было установлено, что согласованность формирующих воздействий на ребенка со стороны семьи и школы крайне необходима. Если семья должна заложить в ребенке основы нравственного самосознания, то перед школой стоит задача создания условий для реализации его внутреннего потенциала. При этом взаимодействие семьи и школы должно основываться на единстве целей и общности взглядов.
В связи с эти складываются противоречия:
- между необходимостью интеграции родителей непосредственно в процесс реализации основной образовательной программы образовательного учреждения и недостаточной вовлеченностью родителей в жизнедеятельность образовательного учреждения;
- между необходимостью применения различных форм организации взаимодействия образовательного учреждения с семьей и формальным подходом в практике начальной школы к организации совместной деятельности младших школьников и родителей;
Перечисленные противоречия доказывают актуальность проблемы исследования: отсутствие фактически разработанных сценариев родительских клубов, направленных на организацию совместной деятельности младших школьников и родителей.
Таким образом, в настоящее время существует потребность в разработке сценариев родительских клубов, направленных на организацию взаимодействия младших школьников и родителей.
Тема:Родительский клуб как форма организации совместной деятельности младших школьников и родителей
Объект: организация совместной деятельности младших школьников и родителей.
Форма: сценарии родительских клубов, направленные на организацию совместной деятельности младших школьников и родителей.
Цель: разработка и обоснование сценариев родительских клубов направленных на организацию взаимодействия младших школьников и родителей.
Задачи:
- Изучение и обобщение сведений об организации совместной деятельности младших школьников и родителей в условиях образовательного учреждения;
- Характеристика родительского клуба, как формы организации взаимодействия младших школьников и родителей;
- Разработка и подбор материалов для создания сценариев родительских клубов, направленных на организацию взаимодействия младших школьников и родителей;
- Подбор методов, позволяющих определить действенность разработанных сценариев родительских клубов.[1]
Развитие ребенка происходит постоянно, оно не знает перерывов, каникул или выходных дней: оно осуществляется во время труда, игр, в быту, в общении с людьми. Дети развиваются в каждый момент жизни также активно, как активно они мыслят, действуют, переживают события. Чтобы умело и целенаправленно руководить становлением ребенка, необходимо постоянное чуткое внимание к миру его мыслей, чувств, поступков, доподлинное знание всего, чем живет, о чем мечтает, знание его психологических особенностей, его окружения.
Семья и школа — это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега. Поступление в школу — это начало нового этапа жизни младшего школьника,
Объединение усилий школы и родителей является обязательным условием успешного решения усложнившихся воспитательных задач. Взаимодействие педагогов с родителями учащихся направлено на создание единого воспитательного поля, где наивысшие ценности являлись бы основой жизни, достойной человека.[2]
Изучая теорию и практику ведущих современных педагогов В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, М.И. Рожкова, Л.В. Байбородовой и др. можно прийти к выводу, что высоких результатов в работе может быть достигнуто через тесное сотрудничество с родителями. Что означает равенство сторон, взаимное уважение и доверие, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении задач воспитания и обучения ребенка. Важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречило друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком.
В практической работе с родителями младших школьников педагоги используют коллективные и индивидуальные формы взаимодействия.
Весьма полезно участие родителей в проведении внеучебных занятий детей по их интересам. Хорошо привлекать родителей для проведения праздников, бесед, экскурсий, походов на природу, для работы в педагогическом совете, в Совете школы. Каждое мероприятие, проводимое родителями, каждая встреча их с детьми требуют определенный минимум педагогических знаний, умений. Вот здесь то и нужна поддержка, доброжелательность классного руководителя. Перед каждым мероприятием, проводимым родителями, необходимо организовать консультации, составление плана мероприятия, распределение обязанностей, что является одним из важных условий слаженности и взаимопонимания в совместной деятельности. Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.
Одной из наиболее эффективных форм работы с семьей являются родительские клубы, которые стали неотъемлемой частью воспитания и образования детей.
Целью создания клуба стало формирование в общественном сознании нынешнего поколения молодых родителей и старшего поколения духовной потребности в осознании самоценности младших школьников как базиса для всей последующей жизни человека.
Цель создания и функционирования родительского клуба: повышение психолого-педагогической культуры родителей (законных представителей), вовлечение их в образовательно-воспитательный процесс как равноправных и равноответственных партнёров, гармонизация семейных отношений.
Задачи:
- оказание психолого-педагогической помощи родителям;
- привлечение к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений; дифференцированного подхода;
- взаимодействие с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи; индивидуального подхода;
- учет возрастных и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями; сознательности, активности и дозированности;
– сознательное отношение родителей и детей к предлагаемым занятиям, получаемой информации; стимулирования внутренних ресурсов семьи;
– настрой семьи на самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми; доброжелательности, открытости и партнерства;
- объединение усилий служб школы и семьи для наиболее эффективного взаимодействия.
Участниками Клуба могут быть родители (законные представители) обучающихся, педагоги, другие социально ответственные взрослые, сами школьники.
Формы работы клуба могут быть разными в зависимости от темы, состава участников и задач:
• Круглый стол
• Решение педагогических ситуаций
• Консультации
• Видеопросмотр
• Выставка
• Мастерская
• Фестиваль
• Совместная досуговая деятельность детей и взрослых [3]
В настоящее время существует необходимость вовлечения родителей в жизнь класса, сделать полноправными участниками учебного и воспитательного процесса в школе и выполнить это можно, если объединить родителей и детей в общую организацию - родительский клуб.
Проблема поиска контакта с родителями в работе начальной школы является сложной, но очень важной необходимостью в организации воспитательной работы. Можно отметить, что большинство родителей стремятся оказать помощь в самых разнообразных формах. Организация работы в классе – каждодневный труд учителя и родителей. К сожалению, в любом классе остается группа родителей, проявляющих недостаточный интерес к работе детского коллектива и воспитанию своего ребенка.. Только в совместной работе учителя с родителями, семей класса друг с другом, можно искать источники дальнейшего становления коллектива и личности. [4]
Список литературы
1.Андреева Г.М. Социальная психология и специальные изменения / Андреева Г.М. – //Психол. журн. – 2005. – № 5. – С.5–15.
2.Берко Д. В. Особенности восприятия родителей и сверстников в подростковом возрасте // Психолого – педагогические проблемы образования и воспитания Материалы научной конференции "Университетская наука – региону "– Ставрополь Издательствово СГУ, 1997
3.Берко Д. В. Концепция самоактуализации А Г Маслоу Культурологические аспекты // Человек в контексте культуры Сборник научных статей Выпуск 3 /Под ред. проф. В А Колотаева – Ставрополь СГУ, 2000 –188 с, С 176–179
4.Бернс Р. Развитие Я–концепции и воспитание // Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Фролов Ю.И. –М., 1997, С.176–232.