Просмотр содержимого документа
«Самообразование для преподавателей по шахматам»
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир». А.Дистервег
Тема самообразования: «Повышение профессиональной подготовленности тренера-преподавателя по шахматам» Актуальность темы: Совершенствование качества обучения ~ воспитания в спортивной школе напрямую зависит от уровня подготовки тренера-преподавателя. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования тренера. Самообразование - есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия тренера-преподавателя. Самообразование - процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности. Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «САМООБРАЗОВАНИЕ~ целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и Т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала». Самообразование тренера есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Для того, чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Тренер должен знать не только свой вид спорта, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного тренера, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности.
Цели: 1. Повышение профессиональной подготовленности и как следствие, повышение эффективности обучения шахматам. Задачи: - планировать учебно-воспитательный процесс по шахматам, физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с учетом конкретных условий данной детской спортивной школы; - творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей учащихся; - формировать интерес учащихся к занятиям шахматами. - организовать учебно-воспитательную работу с учащимися на уровне современных психолого-педагогических, медико-биологических, дидактических и методических требований; - выбирать и творчески применять методы, средства и организационные формы учебной, воспитательной, физкультурно-оздоровительной и других видов деятельности учащихся в соответствии с решаемыми задачами; - формировать знания, умения и навыки, необходимые учащимся для самостоятельного использования средств физической культуры в процессе своего самосовершенствования. - устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, преподавателями, администрацией учебного заведения; - учитывать и оценивать результаты работы с целью определения новых задач; - аргументировать социальную и личностную значимость избранного вида деятельности.
Сроки выполнения Действия и мероприятия 2019 – 2020 учебный год 2020– 2021 учебный год 2021– 2022 учебный год 2022– 2022 учебный год Два раза в течение одного учебного года Два раза в течение одного учебного года
2019 – 2020 учебный год
Профессиональное направление
1. Постоянно знакомиться с современными исследованиями в области преподавания шахмат.
2. Знакомиться с новыми примерными и авторскими программами, концепциями обучения, их оценками.
3. Изучать новую литературу по шахматам и методике преподавания.
4. Повышать квалификацию на курсах для тренеров-преподавателей по шахматам.
5. Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом.
6. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
7. Проводить открытые занятия для анализа со стороны коллег.
1. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
2. Изучать современные психологические методики.
2020 – 2021 учебный год 2021 – 2022 учебный год ежемесячно
Методическое направление
1. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через предметные издания: - «Шахматы в России и в мире» - «Шахматный вестник» - Журнал "64 - Шахматное обозрение" 2. Изучать прогрессивный опыт коллег по организации различных форм занятий. А.С. Суэтин «Как играть дебют». А.И. Ницмович «Моя система». А. Котов «Тайны мышления шахматиста». Я.Г. Рохлин «Шахматы». Здесь, кроме теории и практики игры в шахматы, также описаны исторические партии, что позволяет перенять опыт известных шахматистов. 2. Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету,