Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности. Интеллектуальный клуб "Альтернатива"»
М униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Спешковская основная общеобразовательная школа»
Очерского муниципального округа Пермского края
РАССМОТРЕНО:
на заседании педагогического совета
МБОУ «Спешковская ООШ»
Протокол № 1 от 28.08.2025 г.
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по ВР
__________ /______________/
«28» августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО:
Директор МБОУ «Спешковская ООШ»
______________ /_________________/
Приказ от 28.08.2025 г. № ____ -од
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Альтернатива»
для обучающихся 4-9 классов
Программу разработала:
Тиунова Надежда Анатольевна
2025 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Век назад образованный человек мог обладать почти всеми наиболее важными знаниями, накопленными человечеством. В наше время количество знаний увеличивается с такой быстротой, что ни один гениальный ум не в состоянии охватить все. Но знать человек нашего времени и человек будущего должен очень много. При этом особенно важно выработать умение ориентироваться в море информации, отбирать нужные знания, получать необходимое в самых разных источниках. Надо тренировать такие ценные качества, как память, сообразительность, наблюдательность, способность логически мыслить, анализировать, сопоставлять.
Всему этому отлично служат интеллектуальные игры и развлечения. Каждый может в них не только проверить, испытать себя, но и обрести новые знания, потому что азарт, самолюбие, желание доискаться до истины заставляют заглянуть и в словарь, и в географический атлас, и в энциклопедию. В такие игры интересно играть компанией: есть возможность блеснуть эрудицией или, наоборот, поднабраться ума у товарищей. Для подобного рода занятий не нужны сложные сооружения, специальная аппаратура, дополнительные помещения, особые приспособления. Главное – желание, интерес, запас знаний, ум и смекалка.
Особенно полезны интеллектуальные игры школьникам-подросткам: в этом возрасте очень важно развивать память, расширять кругозор. Если по каким–либо причинам с ребёнком не проводились занятия, направленные на развитие памяти, мышления, восприятия, внимания, потом этот пробел очень трудно восполнить.
Направление внеурочной деятельности: интеллектуальные марафоны/интеллектуальные соревновательные мероприятия.
Форма организации: интеллектуальный клуб «Альтернатива».
Занятия клуба делятся на тренинги и игровую деятельность. Тренировочный процесс позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, формирования мышления. Игровая деятельность включает в себя проведение чемпионатов, фестивалей, что способствует интеллектуальному развитию, формированию таких моральных и волевых качеств, как целеустремленность, настойчивость, коммуникативность, умение слушать и слышать других.
Рейтинг участия в чемпионатах школьного и районных туров интеллектуальных игр отслеживается и поощряется морально и материально за счёт средств школы и привлечённых спонсорских средств.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения с детьми среднего школьного возраста.
Форма занятий – групповая и индивидуальная.
Тип программы – модифицированная, на основе программы Л.С. Максимовой.
Цель: развитие интеллектуальных способностей учащихся (памяти, внимания, мышления, наблюдательности, восприятия), умения самостоятельно пополнять знания.
Задачи:
вызвать интерес к приобретению знаний через включение в игровую деятельность;
познакомить с видами интеллектуальных игр, обучить нескольким из них;
сформировать навыки использования справочной литературы;
прививать навыки толерантности, уважения мнения других участников игры;
развивать способности логически мыслить и решать многоходовые логические задачи;
отрабатывать навыки игровой деятельности;
обучить методике проведения интеллектуальных игр.
Условия для реализации программы:
учебный кабинет для тренировок и игр
компьютер для хранения информации
проектор и экран для демонстрации интеллектуальных игр.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
К концу обучения обучающиеся должны овладеть умениями:
применять познавательные процессы в саморазвитии;
разгадывать кроссворды разных видов, ребусы, головоломки;
оценивать и проверять предлагаемые версии;
доказывать и опровергать любые утверждения, высказывания;
быстро переключать свое внимание с объекта на объект, концентрировать внимание;
анализировать свой вклад в командную игру;
К концу обучения обучающиеся должны знать:
правила интеллектуальных игр, входящих в программу курса внеурочной деятельности.
Содержание программы
курса внеурочной деятельности «Альтернатива»
Тема занятия
Месяцы
Всего часов
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Вводное занятие
2
2
Психологический тренинг
2
2
4
Развитие памяти
2
2
4
Развитие внимания
2
2
4
Развитие мышления
2
2
2
6
Развитие наблюдательности
2
2
4
Развитие восприятия
2
2
4
Ребусы, кроссворды, головоломки
2
2
4
Игровая практика
2
2
2
2
2
2
2
2
16
Анализ игр
2
2
2
2
2
2
2
2
16
Итоговое занятие
2
2
Всего часов
10
8
8
8
8
8
8
8
66
ПЛАН РОЗЫГРЫША
ШКОЛЬНОГО ТУРНИРА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ ИГРАМ
СТАРШАЯ ГРУППА
1 ТУР – КАТАКАМА
2 ТУР – КОНКУРС ЭРУДИТОВ
3 ТУР – ПЕНТАГОН
4 ТУР – СВОЯ ИГРА
5 ТУР – ЭСТИК_ЭРУДИТ
6 ТУР – БРЕЙН-РИНГ
7 ТУР – ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
МЛАДШАЯ ГРУППА
1 ТУР – ФУДЗИЯМА
2 ТУР – ВЕРИШЬ-НЕ ВЕРИШЬ
3 ТУР – СВОЯ ИГРА
4 ТУР – СКАЗОЧНЫЙ СУНДУЧОК
5 ТУР – ДЕСЯТКА
6 ТУР – ОСТРОВ СОКРОВИЩ
7 ТУР – ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Айзенк Г.К. Проверьте свои способности. – С-Пб: Союз, 1996.
Алексеев Е.В. и др. Что? Где? Когда? Вопросы турниров. – М.: Рольф, 2000.
Баландин Б.Б. 3000 каверзных вопросов для вундеркиндов и их родителей. – М.: РИПОЛ классик, 2006. – 576 с.
Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В. Профессия – школьник. Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников: Уч.-метод. пособ. для школьных психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2000.
Баландин Б.Б. 10000 вопросов для очень умных.-2-е доп. и перераб. изд. – М.: РИПОЛ классик, 2006. – 512 с.
Владченко Н.Л. Хаткина Н.В. 600 задач на сообразительность. Энциклопедия. – Донецк: Сталкер, 1996.
Дитрих А. К. и др. Почемучка. – М.: Педагогика, 1990.
Жариков Е.С. Крушельницкий Е.Л. Для тебя и о тебе. – М.: Просвещение, 1991.