kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа курса внеурочной деятельности. Интеллектуальный клуб "Альтернатива"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рабочей программе раскрыты особенности организации интеллектуальных игр в конкретной школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности. Интеллектуальный клуб "Альтернатива"»

М униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Спешковская основная общеобразовательная школа»

Очерского муниципального округа Пермского края





РАССМОТРЕНО:

на заседании педагогического совета

МБОУ «Спешковская ООШ»

Протокол № 1 от 28.08.2025 г.



СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по ВР


__________ /______________/

«28» августа 2025 г.


УТВЕРЖДЕНО:

Директор МБОУ «Спешковская ООШ»


______________ /_________________/

Приказ от 28.08.2025 г. № ____ -од







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


курса внеурочной деятельности

«Альтернатива»


для обучающихся 4-9 классов





Программу разработала:

Тиунова Надежда Анатольевна











2025 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Век назад образованный человек мог обладать почти всеми наиболее важными знаниями, накопленными человечест­вом. В наше время количество знаний увеличивается с такой быстротой, что ни один гениальный ум не в состоянии охватить все. Но знать человек нашего времени и человек будущего должен очень много. При этом особенно важно выработать уме­ние ориентироваться в море информации, отбирать нужные зна­ния, получать необходимое в самых разных источниках. Надо тренировать такие ценные качества, как память, сообразитель­ность, наблюдательность, способность логически мыслить, ана­лизировать, сопоставлять.

Всему этому отлично служат интеллек­туальные игры и развлечения. Каждый может в них не только проверить, испытать себя, но и обрести новые знания, потому что азарт, самолюбие, же­лание доискаться до истины заставляют заглянуть и в словарь, и в географический атлас, и в энциклопедию. В такие игры интересно играть компанией: есть возмож­ность блеснуть эрудицией или, наоборот, поднабраться ума у товарищей. Для подобного рода занятий не нужны сложные сооружения, специальная аппаратура, дополнительные помещения, особые приспособления. Главное – желание, интерес, запас знаний, ум и смекалка.

Особенно полезны интеллектуальные игры школьни­кам-подросткам: в этом возрасте очень важно развивать па­мять, расширять кругозор. Если по каким–либо причинам с ребёнком не проводились занятия, направленные на развитие памяти, мышления, восприятия, внимания, потом этот пробел очень трудно восполнить.

Направление внеурочной деятельности: интеллектуальные марафоны/интеллектуальные соревновательные мероприятия.

Форма организации: интеллектуальный клуб «Альтернатива».

Занятия клуба делятся на тренинги и игровую деятельность. Тренировочный процесс позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, формирования мышления. Игровая деятельность включает в себя проведение чемпионатов, фестивалей, что способствует интеллектуальному развитию, формированию таких моральных и волевых качеств, как целеустремленность, настойчивость, коммуникативность, умение слушать и слышать других.

Рейтинг участия в чемпионатах школьного и районных туров интеллектуальных игр отслеживается и поощряется морально и материально за счёт средств школы и привлечённых спонсорских средств.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения с детьми среднего школьного возраста.

Форма занятий – групповая и индивидуальная.

Тип программы – модифицированная, на основе программы Л.С. Максимовой.

Цель: развитие интеллектуальных способностей учащихся (памяти, внимания, мышления, наблюдательности, восприятия), умения самостоятельно пополнять знания.

Задачи:

  • вызвать интерес к приобретению знаний через включение в игровую деятельность;

  • способствовать формированию навыков слаженного внутрикомандного взаимодействия;

  • познакомить с видами интеллектуальных игр, обучить нескольким из них;

  • сформировать навыки использования справочной литературы;

  • прививать навыки толерантности, уважения мнения других участников игры;

  • развивать способности логически мыслить и решать многоходовые логические задачи;

  • отрабатывать навыки игровой деятельности;

  • обучить методике проведения интеллектуальных игр.

Условия для реализации программы:

  • учебный кабинет для тренировок и игр

  • компьютер для хранения информации

  • проектор и экран для демонстрации интеллектуальных игр.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ


К концу обучения обучающиеся должны овладеть умениями:

  • применять познавательные процессы в саморазвитии;

  • разгадывать кроссворды разных видов, ребусы, головоломки;

  • оценивать и проверять предлагаемые версии;

  • доказывать и опровергать любые утверждения, высказывания;

  • быстро переключать свое внимание с объекта на объект, концентрировать внимание;

  • анализировать свой вклад в командную игру;

К концу обучения обучающиеся должны знать:

  • правила интеллектуальных игр, входящих в программу курса внеурочной деятельности.


Содержание программы

курса внеурочной деятельности «Альтернатива»


Тема занятия

Месяцы

Всего часов

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Вводное занятие

2








2

Психологический тренинг

2




2




4

Развитие памяти



2




2


4

Развитие внимания




2




2

4

Развитие мышления

2



2



2


6

Развитие наблюдательности


2




2



4

Развитие восприятия



2


2




4

Ребусы, кроссворды, головоломки


2




2



4

Игровая практика

2

2

2

2

2

2

2

2

16

Анализ игр

2

2

2

2

2

2

2

2

16

Итоговое занятие








2

2

Всего часов

10

8

8

8

8

8

8

8

66










ПЛАН РОЗЫГРЫША

ШКОЛЬНОГО ТУРНИРА

ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ ИГРАМ


СТАРШАЯ ГРУППА


1 ТУР – КАТАКАМА

2 ТУР – КОНКУРС ЭРУДИТОВ

3 ТУР – ПЕНТАГОН

4 ТУР – СВОЯ ИГРА

5 ТУР – ЭСТИК_ЭРУДИТ

6 ТУР – БРЕЙН-РИНГ

7 ТУР – ЧТО? ГДЕ? КОГДА?


МЛАДШАЯ ГРУППА


1 ТУР – ФУДЗИЯМА

2 ТУР – ВЕРИШЬ-НЕ ВЕРИШЬ

3 ТУР – СВОЯ ИГРА

4 ТУР – СКАЗОЧНЫЙ СУНДУЧОК

5 ТУР – ДЕСЯТКА

6 ТУР – ОСТРОВ СОКРОВИЩ

7 ТУР – ЧТО? ГДЕ? КОГДА?














МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


  • Айзенк Г.К. Проверьте свои способности. – С-Пб: Союз, 1996.

  • Алексеев Е.В. и др. Что? Где? Когда? Вопросы турниров. – М.: Рольф, 2000.

  • Баландин Б.Б. 3000 каверзных вопросов для вундеркиндов и их родителей. – М.: РИПОЛ классик, 2006. – 576 с.

  • Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В. Профессия – школьник. Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников: Уч.-метод. пособ. для школьных психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2000.

  • Баландин Б.Б. 10000 вопросов для очень умных.-2-е доп. и перераб. изд. – М.: РИПОЛ классик, 2006. – 512 с.

  • Владченко Н.Л. Хаткина Н.В. 600 задач на сообразительность. Энциклопедия. – Донецк: Сталкер, 1996.

  • Дитрих А. К. и др. Почемучка. – М.: Педагогика, 1990.

  • Жариков Е.С. Крушельницкий Е.Л. Для тебя и о тебе. – М.: Просвещение, 1991.

  • Коган М.С. Игровая кладовая. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004.

  • Минскин Е.М. От игры к знаниям. – М.: Просвещение, 1987.

  • Мур Л.П. Вы умнее, чем вы думаете/Пер. с англ.; Худ обл. М.В. Драко. – 2-е изд. – Мн.: ООО «Попурри», 2003. – 2888 с.: ил.

  • Нехамес И. О чём говорят города на карте мира. -- Магнитогорск, 1990.

  • Никитин Ю.З. Забава – всему приправа. – Пермь: Кн. изд-во, 1981.

  • Петрусинский В.В. Игры – обучение, тренинг, досуг. – М.: Новая школа, 1994.

  • Русанов В.Н. Смекалка на досуге. – Пермь: Пермское книж. изд-во, 1992.

  • Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. – Ярославль: Академия развития, 1996.

  • Фирсов Е.Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников. Ярославль: Академия развития, 1998.

  • Что? Где? Когда? Вопросы турниров/Е.В. Алексеев, В.Г. Белкин, Н.О. Поташёв, И.К. Тюрикова. – М.: Рольф, 2000. – 384с., с ил.

  • Шалаева Г.П. Занимательная энциклопедия. О чём не знал Менделеев. – М.: Филологическое общество «СЛОВО»; ООО «Мир книги», 2000.

  • Шкатова Л.А. Подумай и ответь. – М.: Просвещение, 1989.

  • 600 задач на сообразительность: Энциклопедия/Сост. Н.Л. Владченко, Н.В. Хаткина. – Донецк: Сталкер, 1996. – 512 с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа курса внеурочной деятельности. Интеллектуальный клуб "Альтернатива"

Автор: Тиунова Надежда Анатольевна

Дата: 28.09.2025

Номер свидетельства: 674855


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства