Рабочая программа дополнительного образования общеразвивающей направленности "Друзья журналистики" для учащихся 11 - 13 лет
Рабочая программа дополнительного образования общеразвивающей направленности "Друзья журналистики" для учащихся 11 - 13 лет
Прграмма "Друзья журналистики" познакомит учащихся с особенностями журналистской деятельности. Школьники научатся брать интервью, создавать тексты различных жанров
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительного образования общеразвивающей направленности "Друзья журналистики" для учащихся 11 - 13 лет»
Управление образования
администрации Тамбовского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новолядинская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО
на заседании методического совета школы
Протокол №10 от 18.06.2019г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
_______________Н.А.Громова
Приказ №800 от 18.06.2019г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Друзья журналистики»
(базовый уровень)
Возраст учащихся: 11-13 лет
Срок реализации: 2 года
Составитель: Королькова С.Д.,
учитель русского языка и литературы
п. Новая Ляда, 2019 г.
Информационная карта программы
1. Учреждение
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новолядинская средняя общеобразовательная школа»
2. Полное название программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа « Друзья журналистики»
3. Сведения об авторах (составителе):
3.1. Ф.И.О., должность
Королькова Светлана Дмитриевна, учитель русского языка литературы
3.2.Основные сведения о педагоге, реализующем программу (образование, стаж, квалификация, награды)
Королькова Светлана Дмитриевна окончила в 1983 году Тамбовский ордена «Знак Почета» государственный педагогический институт по специальности «русский язык и литература». Образование высшее. Общий педагогический стаж – 35 лет. Имеет первую квалификационную категорию по должности «Учитель».
4. Сведения о программе:
4.1. Нормативная база
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273ФЗ,
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14, (утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41).
«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Приказ МП РФ от 9 ноября 2018 года № 196); «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)» (Письмо Департамента молодежной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015)
Положение о структуре и порядке разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в МБОУ «Новолядинская СОШ» (утв. приказом №702 от 18.05.2019г.)
4.2. Область применения
Дополнительное образование
4.3. Направленность
Социально-педагогическая
4.4. Уровень освоения программы
Базовый
4.5. Вид программы
Модифицированная
4.6. Возраст учащихся по программе
11-13 лет
4.7. Продолжительность обучения, объем и сроки реализации
2 года, 01.09.2018 – 31.05.2020, 72 часа в год, всего – 144 часа
4.8. Количество учащихся
10 – 15 человек
4.9. Краткая аннотация программы
Программа «Друзья журналистики»познакомит учащихся с особенностями журналистской деятельности, основными понятиями и жанрами журналистики, приемами создания газеты. Научит брать интервью, создавать тексты различных жанров, совершенствовать написанное, отражать главную мысль в собственном тексте.
Данная программа «Друзья журналистики» имеет социально-педагогическую направленность, знакомит учащихся с увлекательным миром журналистской деятельности, развивает творческие и коммуникативные способностей ребенка, а также способствует расширению кругозора, развитию устных и письменных навыков речи.
Программа направлена на формирование и развитие творческих способностей учащихся, развитие и поддержку детей, проявивших интерес и определенные способности к литературному творчеству.
Любому современному человеку необходима достоверная и объективная информация. Иными словами, всем хочется всё знать. Несмотря на широкое распространение разнообразнейших информационных источников, важное место продолжают занимать старые добрые газеты и журналы — словом, периодическая печать. Пресса остается мощным и эффективным средством по введению широкого круга читателей в курс разных дел. Пресса — лишь инструмент в руках мастеров, имя которым — журналисты.
Раскрыть секреты мастеров слова поможет программа «Друзья журналистики». Быть осведомлённым и уметь донести в интересной форме информацию до читателя – актуальность нашего времени. «Кто владеет информацией, тот впереди всех», - считают наши современники.
Как могут друзья журналистики повлиять на происходящие события? Разбудить разум, совесть и волю граждан, воспитать в себе и читателе активность, гражданственность. Журналистское кредо: «Наблюдаю, анализирую, призываю».
Данная дополнительная общеобразовательная программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует созданию необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения, обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания учащихся.
Актуальность программы заключается в том, что на современном этапе развития общества она отвечает запросам детей и родителей: формирует социально значимые знания, умения и навыки, оказывает комплексное обучающее, развивающее, воспитательное и здоровьесберегающее воздействие, способствует формированию эстетических и нравственных качеств личности, приобщает детей к творчеству.
Актуальность программы связана с решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, предпрофессиональная ориентация, социализация и личностное становление учащихся.
Отличительная особенность программы. Программа ориентирована на то, чтобы учащиеся попробовали себя в роли журналистов. Занятия по данной программе предполагают личностно - ориентированный подход, который учитывает личностные особенности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить. Обучение направлено на развитие и становление личности, его самореализацию, раскрытие литературного таланта, способствует экспериментальному поиску, развитию фантазии и способности мыслить гибко и чётко, реализации потребности в коллективном творчестве; эти занятия воспитывают чувство ответственности, укрепляют связи с ближайшим социальным окружением (родителями, педагогами).
Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной программы заключается и в том, что она составлена в соответствии с современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию, требованиями новых методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ и с учетом задач, сформулированных Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что курс “Друзья журналистики” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и способствует выявлению способностей к литературному творчество.
Программа построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения творческих заданий с использованием самых разнообразных жанров журналистики. Предполагается развитие ребенка в самых различных направлениях: творческое мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая своё видение мира, ребенок готовится стать созидателем доброго мира.
Адресат программы. Программа «Друзья журналистики» адресована учащимся среднего школьного возраста от 11 лет до 13 лет. Школьники этого возраста способны создавать устные и письменные высказывания разных стилей и жанров. На занятиях учащиеся овладеют навыками создания и оформления газет.
Объем и срок освоения программы. Предлагаемая программа рассчитана на 2 года обучения, из расчета 72 часа в год, всего 144 часа. В течение двух лет обучения происходит формирование и развитие творческих способностей учащихся
Особенности организации образовательного процесса. Обучение проводится в группе постоянного состава, сформированной в объединение из учащихся одного возраста. Наполняемость в группах составляет от 10 до 15 человек. Любой ученик, желающий заниматься творчеством, имеет право быть зачисленным в состав учебной группы. Набор в группу проводится на добровольной основе независимо от уровня подготовки и пола учащихся. В группу могут быть зачислены дети-инвалиды и дети с ОВЗ, не имеющие интеллектуальных нарушений.
Форма обучения – очная.
Режим занятий. Рекомендуется проводить занятия 2 раза в неделю по 1 учебному часу, всего 2 учебных часа в неделю. Продолжительность одного учебного часа составляет 45 минут.
Режим занятий соответствует нормам, утвержденным «СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» № 41 от 04.07.2014 (СанПин 2.4.43172 -14, пункт 8.3).
Методические условия реализации программы
Методы обучения и воспитания. В процессе реализации программы используются методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, игровой и методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.
Основными видами деятельности являются:
- информационно-рецептивная. Информационно-рецептивная деятельность обучающихся предусматривает освоение учебной информации через рассказ педагога, беседу, самостоятельную работу с литературой.
- репродуктивная. Репродуктивная деятельность обучающихся направлена на овладение ими умениями и навыками через выполнение творческих заданий, создания презентаций и проектов, выполнения работы по заданному жанру. Эта деятельность способствует развитию усидчивости, аккуратности и сенсомоторики учащихся.
- творческая. Творческая деятельность предполагает самостоятельную или почти самостоятельную письменную работу обучающихся.
Взаимосвязь этих видов деятельности дает обучающимся возможность научиться новым видам журналистского мастерства и проявить свои творческие способности.
При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые. Выбор методов (способов) обучения зависит от психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Формы организации образовательного процесса. При планировании и организации учебного процесса предусматриваются групповая и индивидуально-групповая формы обучения. При наличии в объединении детей с особыми образовательными потребностями (одаренные дети, с ОВЗ) возможно использование индивидуальной формы обучения, по индивидуальному образовательному маршруту.
Формы организации учебного занятия. Форма проведения занятий: коллективная (для изучения теоретического материала), групповая (при проведении практических занятий).
При планировании и организации учебного процесса предусматриваютсяпроведение теоретических и практических занятий с учащимися, организация самостоятельной работы учащихся над учебно-исследовательскими проектами, проведение учебных семинаров с участием журналистов, а также выполнение значительного объема творческих работ.
Используются различные формы организации занятий: лекция, беседа, встречи с интересными людьми, тренинги, практикум, исследование, дебаты, экскурсия, конкурс, деловая игра, творческая мастерская, круглый стол.
Педагогические технологии. В ходе реализации программы «Друзья журналистики» используются следующие педагогические технологии: групповое обучение, дифференцированное обучение, развивающее обучение, игровая деятельность, коммуникативная технология обучения, коллективная творческая деятельность, проектная и ИКТ-технологии, здоровьесберегающая технология.
Структура занятия и его этапов. Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит учащихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год.
Ознакомительное занятие – педагог знакомит учащихся с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (учащиеся получают преимущественно теоретические знания). Занятие - практикум – написание текстов разных стилей и жанров, выполнение творческих заданий. Практические занятия проводятся после усвоения учащимися полученных знаний. Занятие – исследование – учащимся предлагается провести исследование, включающее творческое задание, по конкретной теме, предложенной педагогом, или по теме, выбранной им самим. Занятие содействует развитию творческого воображения учащегося.
Контрольное занятие. Занятие проверочное помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога. Конкурсное занятие – строится в виде соревнования для стимулирования творчества детей.
Комбинированное занятие. Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке, в типографии с последующим обсуждением. Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.
Итоговое занятие – подводит итоги работы группы по данной теме. Может проходить в виде защиты проектов, презентаций, просмотров творческих работ, выпуска газеты, составления кроссвордов и буклетов.
Методическое обеспечение:
№
п/п
Название раздела, темы
Материально- техническое оснащение, дидактический материал
Формы обучения
Методы и приемы обучения
Формы подведения итогов
1 год обучения
1
Журналистика как вид деятельности
слайдовая презентация
аудиоматериал
диагностический инструментарий дидактический материал
игра-путешествие
сюжетно-ролевая игра
рассказ
метод познавательной игры
наглядно-зрительный
практические упражнения
Творческая работа
2
История российской журналистики
слайдовая презентация
видеоматериал
дидактический материал
наглядное пособие
литературные источники
сюжетно-ролевая игра
игра-путешествие
викторина
занятие-беседа
занятие-практикум
беседа, рассказ, объяснительно-иллюстративный, метод познавательной игры
метод подражания
практические упражнения
Выставка
3
Журналистика как профессия
слайдовая презентация
видеоматериал
дидактический материал
наглядное пособие
литературные источники
сюжетно-ролевая игра
игра-путешествие
викторина
занятие-беседа
занятие-практикум
рассказ
метод познавательной игры
наглядно-зрительный
практические упражнения
Соревнование
4
Функции журналистики
слайдовая презентация
видеоматериал
дидактический материал
наглядное пособие
литературные источники
сюжетно-ролевая игра
игра-путешествие
викторина
занятие-беседа
занятие-практикум
беседа, рассказ, объяснительно-иллюстративный, метод познавательной игры
метод подражания
практические упражнения
Конкурс творческих работ
5
Жанры журналистики
слайдовая презентация
видеоматериал
дидактический материал
наглядное пособие
литературные источники
сюжетно-ролевая игра
игра-путешествие
занятие-беседа
занятие-практикум
открытое занятие
беседа, рассказ, объяснительно-иллюстративный, метод познавательной игры, метод подражания
Рассказ, беседа, объяснительно-иллюстративный, метод познавательной игры
метод подражания, наблюдение
практические упражнения, тренинг
Творческая работа
2
Журналистика в XXI веке
слайдовая презентация
дидактический материал
наглядное пособие
литературные источники
Сюжетно-ролевая игра
Игра-путешествие
занятие-беседа
занятие-практикум
Беседа, объяснительно-иллюстративный, метод познавательной игры
метод подражания
практические упражнения
Выставка
Цель и задачи программы
Цель программы: формирование представления о журналистике как виде творческой деятельности учащихся, где основой профессии является постижение жизни, объективное освещение любых сторон реальной действительности.
Задачи программы:
Обучающие
Развивающие
Воспитывающие
1 год обучения
изучить историю возникновения и развития журналистики,
основные понятия и жанры журналистики, понятия и термины газетного дела
продолжить развивать творческие способности и творческую индивидуальность учащихся;
способствовать развитию умения грамотно и свободно владеть устной и письменной речью
способствовать формированию атмосферы сотрудничества при решении учебных задач;
основных этических норм и понятий как условие правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни
2 год обучения
обучить правилам оформления газеты, основам газетного дела
продолжить развивать умения решать проблемы действительности совместными усилиями, выступая в разных социальных ролях;
развивать навыки установления межпредметных связей
способствовать формированию личности журналиста как совокупности профессионально-творческих, духовно-нравственных и гражданских качеств
Содержание программы
№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации/
контроля
Всего
Теория
Практика
Первый год обучения
Вводное занятие
1
1
-
Опрос
1.
Журналистика как вид деятельности
3
1
2
Зачет
2.
История российской журналистики
3
1
2
Тест
3.
Журналистика как профессия
7
1
6
Творческая работа (статья, заметка и др.)
4.
Функции журналистики
4
1
3
Буклет
5.
Жанры журналистики
52
12
40
Конкурс творческих работ
Итоговое занятие
2
-
2
Защита творческой работы, тестирование
Всего:
72
17
55
Второй год обучения
Вводное занятие
1
-
1
Опрос
1.
Знакомство с оформительским делом
51
18
35
Проект
2.
Журналистика в XXI веке
18
4
12
Макет газеты
Итоговое занятие
2
1
1
Защита творческой работы
Всего:
72
23
49
Итого
144
40
104
Учебный план
Содержание учебного плана
1-й год обучения
Вводное занятие
Теория. Введение в программу «Друзья журналистики». Формирование представлений о журналистике как виде деятельности.
Раздел 1. Журналистика как вид деятельности
Теория. Журналистика (по определению В.И. Даля) – журнальная, срочная словесность.
Журналист как представитель определенного слоя общества. Условия работы журналиста.
Практика. Встреча с профессиональными журналистами. Экскурсия на телевидение. Требования к журналисту: компетентность; объективность; соблюдение профессиональных и этических норм; владение литературным языком.
Раздел 2. История российской журналистики
Теория. Выпуск первой газеты в России «Ведомости» при Петре I в XVIII в. Влияние газеты на общественную мысль в России.
Практика. Написание зарисовки «Моя малая родина». Сообщения об особенностях стиля журналистов и писателей прошлого. Школьные издания. Обсуждение их материалов. Работа с детскими изданиями.
Раздел 3. Журналистика как профессия
Теория. Формирование представлений о профессии журналиста. Журналистика как профессия. Особенности и трудности труда журналиста. Нравственные позиции журналиста. Соблюдение этики поведения.
Практика. Дискуссия о профессиональной этике журналиста. Школьные издания. Обсуждение их материалов. Работа со школьными детскими изданиями.
Раздел 4. Функции журналистики
Теория. Функции журналистики: информационная; коммуникативная; выражение мнений определенных групп; формирование общественного мнения. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.
Практика. Знакомство с этапами выпуска газеты.
Раздел 5. Жанры журналистики
Теория. Жанры журналистики и их особенности.
Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра: заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение. Отличие заметки от корреспонденции.
Интервью. Особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета.
Статья – роль статьи в газетах и журналах. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения.
Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица. Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь. Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.
Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа. Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.
Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения. Распознание в газетах и журналах примеры публикаций разных жанров, выявление признаков принадлежности к данному жанру. Написание публикаций выбранного жанра.
Практика.Собирание школьных новостей. Отличие заметки от корреспонденции. Написание заметки.
Этапы работы над интервью. Классификация вопросов. Интервью с интересными людьми. Проведение учебных интервью на экскурсии.
Виды статей. Приёмы написания статей. Описание как элемент любой статьи. Написание статьи на тему «Я люблю тебя, Родина».
Виды очерков. Типы очерковых публикаций. Обзор печати.
Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный. Создание одного из видов репортажей (по выбору). Очерки событийные и путевые. Написание очерка.
Способы написания зарисовки. Работа с фельетонами.
Язык журналистики. Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов. Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы. Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг. Стилистические пласты лексики. Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц. Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония. Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.
Особенности публицистического стиля в журналистике.
Написание статьи, освещающей успехи учеников школы в районных и областных конкурсах.
Итоговое занятие
Практика. Промежуточная аттестация в форме журналистского конкурса.
2-й год обучения
Вводное занятие
Практика. Диагностика ЗУН по программе первого года обучения.
Раздел 1. Знакомство с оформительским делом.
Теория. Шрифт. Знакомство с видами шрифта по различным изданиям периодической печати. Изучение шрифта. Оформление газеты. Иллюстрированное оформление газеты.
Показ периодического издания. Как с помощью иллюстраций «оживает» газета. Роль фотографии в газете.
Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж».
Дизайн газеты. Классический дизайн газеты. Особенности компьютерной программы MS WORD.
Структура издания. Делаем газету. Знакомство с понятиями «макет» и «вёрстка». Приёмы макетирования. Заголовки и иллюстрации. Типы и виды школьных газет. Боевой листок, «молния», фотогазета, «живая газета», приложение, фигурная, объемная, уикендовый номер и проч. Школьная газета и веб-сайт.
Особенности компьютерной программы MS POWER POINT. Выбор темы презентации. Подбор иллюстраций. Цветовое оформление проекта.
Особенности компьютерной программы MS PUBLISHER. Работа в Интернете (WWW.RAMBLER.RU). Работа в Интернете (WWW.YANDEX.RU). Формирование сайта газеты. Эстетика и дизайн. Оформление пробного сайта.
Практика. Упражнения в написании современным шрифтом. Выбор шрифта для определенного по содержанию текста и оформления плакатов. Печатание материала, подбор шрифта, оформление заголовков, выведение материалов на принтер.
Просмотр газет. Анализ подобранных иллюстраций. Рассмотрение и обсуждение на примере различных периодических изданий того, как оформляется газета. Самостоятельный подбор иллюстраций на выбранную тему для оформления газеты.
Фотографирование объектов, просмотр работ, их обсуждение, выбор наилучших. Печатание, обработка фотографий, рисование, выведение материала на принтер. Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей черт.
Обучение работы на ПК. Подготовка презентации. Работа с творческими группами. Выбор темы. Печатание текста. Выбор дизайна заголовков. Динамическое оформление проектов. Просмотр проектов, их обсуждение. Оформление эскиза газеты с использованием классического дизайна.
Самостоятельная подготовка к обсуждению материалов, отражающих проблемы молодёжи и детей Тамбовщины.
Работа по созданию школьных газет. Обсуждение материалов школьных газет. Знакомство со школьными изданиями в Интернете.
Раздел 2. Журналистика в XXI веке.
Теория. Четвёртая ветвь власти – средства массовой информации. Особенности журналистского труда. Редакционный коллектив. Редакция. Редактирование материалов разных форм и жанров. Реклама в редакционно-издательской деятельности.
Практика. Особенности работы малой редакции. Школьная редакция, её особенности. Кто и что делает в редакции. Творческая и техническая части редакции, их функции. Редакционный портфель. Работа над концепцией газеты. Редакционные кампании.
Редакторская правка. Цели правки текста и её виды: сокращение, рубка хвоста, переделка и др. Требования к журналистскому (авторскому) материалу.
Особенности рекламы в издательской деятельности. Средства рекламы, применяемые в издательской деятельности. Создание рекламы.
Анкетирование «Мои успехи в журналистике».
Итоговое занятие.
Теория. Тестирование. Диагностика уровня освоения теоретической части программы «Друзья журналистики».
Практика. Итоговая аттестация в форме защиты творческой работы.
Планируемые результаты
В результате освоения дополнительной общеобразовательной программы «Друзья журналистики»у учащихся формируются
Личностные (социально-личностные) компетенции:
к концу 1-го года обучения
к концу 2-го года обучения
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации; ответственность, внимание к людям, уважение, терпимость к чужому мнению, аккуратность, интерес к познанию журналистского дела;
ориентация на достижение позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям.
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в разных видах деятельности.
Метапредметные компетенции:
к концу 1-го года обучения
к концу 2-го года обучения
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни , основываясь на соображениях этики и морали.
оценивать ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Предметные компетенции:
к концу 1-го года обучения
к концу 2-го года обучения
знать понятия и термины: журналистика, функции журналистики, компетентность, объективность, жанр журналистики, информация, заметка, репортаж, интервью, статья, очерк, фельетон;
понимать композицию публичной речи, ее логическое построение;
структурировать собственную мысль, опираясь на общие законы и правила монологической речи;
прогнозировать и устанавливать связи полученного с ожидаемыми результатами.
знать понятия и термины: макет, верстка, полоса, композиция полосы, заголовок, иллюстрация, редакция; уметь создавать макет газеты;
работать над рекламным наполнением газеты, находить и отбирать знания, материал для реализации частных тем; (отработка навыков и умения находить нужную информацию по заданной теме в специальной литературе;
произносить свои сочинения, опираясь на знание аудитории; корректно вести спор, дискуссию; распознавать и противостоять двойственным и нечестным приемам в споре.
Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации
Количество учебных недель в год – 36, 9 месяцев обучения, 72 учебных дня. Всего по программе: учебных недель – 72, месяцев обучения – 18, учебных дней – 144.
Продолжительность учебного года: начало учебного года по программе первого года обучения – не позднее 15 сентября 2018 года, окончание учебного года – 31 мая 2019 года, начало второго года обучения с 1 сентября 2019 года, окончание - 31 мая 2020 года.
Продолжительность летних каникул - с 01 июня по 31 августа 2019 года.
Календарный учебный график по годам обучения – Приложение №1.
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Информационное обеспечение
учебный кабинет, видео- и аудио- аппаратура, компьютер, сканер, принтер, копировальный аппарат, проектор, мультимедийная установка
диски, кассеты, аудио- видеоматериалы, периодическая печать, Интернет ресурсы, подборка учебной, информационной, методической, справочной литературы
Кадровое обеспечение
Квалификационные требования: высшее или среднее педагогическое образование, соответствие специальности и квалификации по диплому профилю программы без предъявления требований к стажу работы
Необходимые компетенции: (см. пункт 2 Профессионального стандарта (Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт).
2.3. Формы аттестации
Промежуточная аттестация учащихся проводится в мае 2019 года, итоговая аттестация – по окончанию реализации программы, в мае 2020 года.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, материалы анкетирования и тестирования, фото, методические разработки, сертификат о прохождении курса.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: творческие работы: презентации, проекты, статьи, интервью, заметки, фотоотчеты, макет газеты и др. (оценочный лист - приложение №2), защита творческих работ (протокол оценки презентации – приложение №3, протокол оценки проекта – приложение №4), аналитический отчет по результатам диагностики.
2.4. Оценочные материалы
Предполагаемые результаты и способы их проверки. Диагностический инструментарий: тестовые задания, опросные листы, диагностические карты.
Формы контроля: индивидуальный контроль, групповой контроль.
Приемы контроля: игровые задания, самостоятельная творческая работа, выставки детского творчества, презентации, практические работы.
Этапы педагогического контроля
Этап
Сроки контроля
Цель контроля
Формы контроля
Методы контроля
Уровни оценочных критериев
Текущий контроль
В течение учебного года
Выявление уровня освоения темы, раздела
Индивидуальные творческие работы учащихся
Опрос, наблюдение
Высокий
Средний
Низкий
Промежу-точный контроль
В конце учебного года
Выявление уровня освоения части программы
Защита творческой работы
Опрос Диагностическая карта
Высокий
Средний
Низкий
Итоговый контроль
По окончании реализации программы
Выявление уровня освоения программы
Защита творческой работы
Протокол защиты творческой работы
Высокий
Средний
Низкий
2.5. Список литературы
Для педагога
Богуславская, В.В. Моделирование текста: лингвосоциокультурная концепция. Анализ журналистских текстов: Монография / В.В. Богуславская. - М.: ЛКИ, 2013. - 280 c.
Гордиенко, Т.В. Журналистика и редактирование: Учебное пособие / Т.В. Гордиенко. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 176 c.
Коханова, Л.А. Основы теории журналистики: Учебное пособие / Л.А. Коханова, А.А. Калмыков. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 536 c.
Лазутина, Г.В. Профессиональная этика журналиста: учебник / Г.В. Лазутина. - М.: Аспект-Пресс, 2013. - 224 c.
Мельник, Г.С. Основы творческой деятельности журналиста: Учебное пособие / Г.С. Мельник. - М.: Флинта, 2015. - 208 c.
Олешко, Е.В. Конвергентная журналистика: Профессиональная культура субъектов информационной деятельности: Учебное пособие / Е.В. Олешко. - М.: Флинта, 2016. - 128 c.
Рихтер, А.Г. Правовые основы интернет-журналистики: Учебник / А.Г. Рихтер. - М.: ИКАР, 2014. - 488 c.
Соколинский, В.М. Журналистика / В.М. Соколинский. - М.: КноРус, 2013. - 496 c.
Черникова, Е. Грамматика журналистского мастерства / Е. Черникова. - М.: АНО ШКИМБ, 2015. - 239 c.
Для учащихся
Ильина, О.В. Риторика: краткий курс для журналистов: Учебно-методическое пособие / О.В. Ильина. - М.: Флинта, 2016. - 68 c.
Колесниченко, А.В. Практическая журналистика: Учебное пособие / А.В. Колесниченко. - М.: Моск.университета, 2013. - 192 c.
Колесниченко, А.В. Настольная книга журналиста: Учебное пособие / А.В. Колесниченко. - М.: Аспект-Пресс, 2016. - 400 c.
Коханова, Л.А. Экологическая журналистика, PR и реклама: Учебное пособие / Л.А. Коханова; Под ред. Я.Н. Засурского. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 338 c.
Лапшина, Г., С. Искусство глазами журналиста: монография / Г. С. Лапшина. - М.: Флинта, 2016. - 280 c.
Олешко, В.Ф. Психология журналистики: Учебник и практикум / В.Ф. Олешко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 351 c.
Стровский, Д.Л. Отечественная журналистика новейшего периода: Учебное пособие / Д.Л. Стровский. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 359 c.
2.6. Приложения
Приложение №1
Календарный учебный график
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Друзья журналистики»
2018-2019 учебный год
1-й год обучения
Группа:1
№
п/п
Дата проведения:
Время и место проведения
Форма занятия
Кол-во
часов
Тема занятия
Форма контроля
по
плану
факти-
чески
1
2
3
4
5
6
7
8
1
Вводное занятие
Экспресс-опрос
Раздел 1. Журналистика как вид деятельности (3 ч)
Беседа
Деловая игра
1
Формирование представлений о журналистике как виде деятельности.
Экспресс-опрос
Лекция
Практикум
1
Журналистика (по определению В.И. Даля) – журнальная, срочная словесность.
Публичное выступление «Мое представление о профессии журналиста»
Встреча с журналистами
1
Условия работы журналиста.
Тренинг-общение
Раздел 2. История российской журналистики (3 ч)
Лекция
Тренинг
1
Выпуск первой газеты в России «Ведомости» при
Петре I в XVIII веке.
Тренинг-общение
Дебаты
2
Влияние газеты на общественную мысль в России.
Заметка для школьного издания
Раздел 3. Журналистика как профессия (7 ч.)
6.
Практикум
1
Формирование представлений о профессии журналиста.
Тест
7.
Исследование
1
Журналистика как профессия.
Самостоятель-ная работа
8.
Экскурсия
2
Особенности и трудности труда журналиста.
Тренинг-общение
9.
Лекция
1
Нравственные позиции журналиста.
Опрос
10.
Практикум
1
Соблюдение этики поведения.
Буклет
11.
Практикум
1
Соблюдение этики поведения.
Творческая работа
Раздел 4. Функции журналистики (4 ч)
12.
Лекция
1
Функции журналистики: информационная; коммуникативная.
Тренинг-общение
13.
Творческая мастерская
1
Функции журналистики: информационная; коммуникативная
Творческая работа, заметка
14.
Творческая мастерская
1
Функции журналистики: выражение мнений определенных групп; формирование общественного мнения.
Творческая работа, редактирование заметок
15.
Творческая мастерская
1
Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.
Творческая работа, написание зарисовок
Раздел 5. Жанры журналистики (52 ч)
16.
Лекция
Творческая мастерская
4
Жанры журналистики и их особенности.
Творческая работа , описание эпизода
17.
Творческая мастерская
3
Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров.
Творческая работа,
заметка
18.
Исследование
3
Разновидности материалов этого жанра: заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.
Творческая работа,
обращение
19.
Практикум
3
Отличие заметки от корреспонденции.
Творческая работа, защита корреспонденции
20.
Круглый стол
3
Интервью. Особенности жанра. Виды интервью.
Творческая работа, создание интервью
22.
Тренинг
3
Статья – роль статьи в газетах и журналах.
Творческая работа, написание статьи
23.
Дебаты
3
Статьи проблемные, аналитические, обличительные.
Творческая работа, защита статьи
25.
Круглый стол
3
Отличительные черты статьи: логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения.
Творческая работа, защита очерка
26.
Лекция
Творческая мастерская
3
Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.
Творческая работа,
создание репортажа
28.
Творческая мастерская
3
Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.
Творческая работа,
создание буклета
30.
Дебаты
3
Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.
Творческая работа. Публичное представление
32.
Лекция
Творческая мастерская
3
Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести.
Показ периодического издания. Как с помощью иллюстраций «оживает» газета.
Тренинг-общение
Лекция
2
Роль фотографии в газете.
Игровые занятия
Исследование
2
Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж».
Тренинг-общение
Лекция
2
Дизайн газеты. Классический дизайн газеты.
Тест
Исследование
2
Особенности компьютерной программы MS WORD.
Самостоятельная работа
Экскурсия
2
Структура издания.
Тренинг-общение
Практикум
2
Делаем газету.
Игровые занятия
Лекция
2
Знакомство с понятиями «макет» и «вёрстка».
Экспресс-опрос
Исследование
2
Приёмы макетирования.
Тренинг-общение
Творческая мастерская
2
Заголовки и иллюстрации.
Творческая работа (макет номера газеты)
Творческая мастерская
2
Типы и виды школьных газет.
Творческая работа (макет номера газеты)
Исследование
2
Боевой листок, «молния», фотогазета.
Творческая работа -создание первой страницы
Творческая мастерская
2
«Живая газета», приложение, фигурная, объемная, уикендовый номер и проч.
Творческая работа с врезкой
Творческая мастерская
2
Школьная газета и веб-сайт.
Творческая работа с фото-иллюстрациями
Практикум
2
Особенности компьютерной программы MS POWER POINT.
Творческая работа с фотоматериалом
Исследование
2
Выбор темы презентации.
Творческая работа, создание заголовков разного вида
Круглый стол
2
Подбор иллюстраций.
Творческая работа, правка текста
Творческая мастерская
2
Цветовое оформление проекта.
Творческая работа с цветом
Тренинг
2
Особенности компьютерной программы MS PUBLISHER.
Творческая работа, написание подписей
Практикум
2
Работа в Интернете (WWW.RAMBLER.RU).
Творческая работа, защита статьи
Практикум
2
Работа в Интернете (WWW.YANDEX.RU).
Творческая работа, подбор материалов
Круглый стол
2
Формирование сайта газеты.
Творческая работа, защита номеров газет
Творческая мастерская
2
Эстетика и дизайн.
Творческая работа, создание материалов
Круглый стол
2
Оформление пробного сайта.
Творческая работа, публичное представление материалов
Раздел 2. Журналистика в XXI веке (18 ч +2)
Творческая мастерская
2
Четвёртая ветвь власти – средства массовой информации.
Создание буклета
Дебаты
2
Особенности журналистского труда.
Творческая работа, создание штатного расписания
Экскурсия
2
Редакционный коллектив.
Создание буклета
Экскурсия
2
Редакция.
Творческая работа, публичное представление
Творческая мастерская
4
Редактирование материалов разных форм и жанров.
Редактирование текста
Исследование
6
Реклама в редакционно-издательской деятельности.
Создание рекламы для школьной газеты
36.
Конкурс журналистско-го мастерства
2
Итоговое занятие
Защита творческой работы
Всего:
72
Приложение №2
Тест по журналистике
для проведения промежуточной аттестации
1. Слово «журналистика» заимствовано из
а. английского языка
б. немецкого языка
в. французского языка
г. итальянского языка
2. Термин «информация» восходит к
а. французскому языку
б. латинскому языку
в. английскому языку
г. испанскому языку
3. Основной «инструмент» журналиста – это …
а. текст
б. изображение
в.звук
г. слово
4. Слово «газета» — это заимствовавние из
а. итальянского языка
б. английского языка
г. немецкого языка
5. Первая печатная газета в России называлась
а. «Искра»
б. «Ведомости»
в. «Друг народа»
г. «Вести»
6. Слово «радио»
а. латинского происхождения
б. французского происхождения
в. английского происхождения
г. испанского происхождения
7. Радиоприемник изобретен
а. Г. Герцем
б. В. Гамильтоном
в. А. Поповым
г. Д. Максвеллом
8. Создателем кинескопа является
а. И. Бахметьев
б. Г. Маркони
в. Б. Розинг
г. А. Столетов
9. Русская газета «Ведомости» впервые вышла
а. в 1843 году
б. в 1728 году
в. в 1703 году
г. в 1999 году
10. Первый журнал 19 века в России – это
а. «Библиотека для чтения»
б. «Вестник Европы»
в. «Современник»
г. «Невский зритель»
11. Слово «газета» впервые было напечатано на титуле
а. «Северной пчелы»
б. «Северной почты»
в. «Современника»
г. «Литературной газеты»
12. По словам А.И. Герцена «… родился быть журналистом…»
а. А.С. Пушкин
б. В.Г. Белинский
в. Н. Добролюбов
г. Н. Полевой
13. В 1865 году в России было создано
а. Русское телеграфное агентство
б. Северное телеграфное агентство
в. международное агентство
г. информационное агентство
14. Слово «журналистика» впервые в России ввел в обиход
а. А. Герцен
б. В. Белинский
в. Н. Надеждин
г. Н. Полевой
15. Ранние очерки и рассказы А.П. Чехова публиковались в журнале
а. «Эпоха»
б. «Осколки»
в. «Библиотека для чтения»
г. «Новое время»
16. 27 октября 1917 года в России был принят
а. Закон о СМИ
б. Декрет о печати
в. Закон о журналистике
г. Постановление о свободе СМИ
17. О недопустимости цензуры в России говорится в статье
а. первой Закона РФ
б. десятой
в. сороковой
г. второй
18. Права журналиста закреплены в статье
а. сорок седьмой Закона РФ
б. двенадцатой
в. двадцать седьмой
г. пятидесятой
19. Заметка – это жанр
а. оперативно-новостной
б. исследовательский
в. исследовательско-образный
г. исследовательско-новостной
20. «Первичная реальность» является предметом отображения в
а. корреспонденции
б. фельетоне
в. репортаже
г. эссе
21. К информационным жанрам журналистики относится
а. эссе
б. фельетон
в. памфлет
г. отчет
22. Монологичная форма изложения используется журналистами в
а. интервью
б. статье
в. репортаже
г. беседе
Критерии
22-20 баллов – высокий уровень
19 – 11 баллов – средний уровень
10 и менее – низкий уровень
За каждый верный ответ – 1 балл
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
в
б
г
а
б
а
в
в
в
б
б
г
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
а
г
б
б
г
а
а
в
г
б
Оценочный лист
ФИО учащегося________________________________
Вопросы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Баллы
Вопросы
16
17
18
19
20
21
22
Баллы
Уровень
Приложение №3
Педагог проводит входящий, текущий, промежуточный контроль, использует диагностическую карту, выявляет теоретическую подготовку и практические творческие навыки обучающихся.
Диагностическая карта
результатов промежуточной аттестации учащихся за первый год обучения
объединения ДО «Друзья журналистики»
Форма проведения: конкурс журналистского мастерства
Педагог: Дата:
№ п/п
Фамилия, имя
уч-ся
Теоретическая часть
тест
Практическая часть
Творческая работа
параметры
Всего баллов
Уровень освоения программы
Тезис
Аргументация
Форма доказательства
Прогнозирование
1.
2.
Всего баллов
Средний балл
Критерии оценивания теоретической части: за каждый верный ответ - 1 балл