Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дисциплине "Метрология, стандартизация и сертификация"»
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым
«Симферопольский колледж радиоэлектроники»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УР
______________В.И. Полякова
«_____»______________2016 г.
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 Метрология, стандартизация и сертификация
Специальность: 13.02.11Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).
г. Симферополь
2016 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Метрология, стандартизация и сертификация разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования специальности 13.02.11Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям),утвержденного приказом Министерства образования и науки от 28.07.2014 №831
Организация разработчик - Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Республики Крым «Симферопольский колледж
радиоэлектроники»
Разработчик - преподаватель ГБПОУ РК СКР:
__________ Соколова И.М.
Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой методической комиссии №__
«_29_»_08_2016_г. Протокол №1
Председатель ЦМК_____________ А.Ю.Степанов
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации программы учебной дисциплины
9
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
10
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Метрология, стандартизация м сертификация
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована преподавателями СПО для осуществления профессиональной подготовки специалистов среднего звена технического профиля.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в состав профессионального цикла учебных дисциплин по специальности СПО
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования. Шифр дисциплины ОП.03.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;
- оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;
-приводить несистемные величины измерений в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;
- применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;
-основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;
- основные понятия метрологии, стандартизации, сертификации и документации систем качества;
-терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;
- формы подтверждения качества.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования.
ПК 1.2. Организовывать и выполнять техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования.
ПК 1.3. Осуществлять диагностику и технический контроль при эксплуатации электрического и электромеханического оборудования.
ПК 1.4. Составлять отчетную документацию по техническому обслуживанию и ремонту электрического и электромеханического оборудования.
ПК 2.1. Организовывать и выполнять работы по эксплуатации, обслуживанию и ремонту бытовой техники.
ПК 2.2. Осуществлять диагностику и контроль технического состояния бытовой техники.
ПК 2.3. Прогнозировать отказы, определять ресурсы, обнаруживать дефекты электробытовой техники
ПК 3.1. Участвовать в планировании работы персонала производственного подразделения.
ПК 3.2. Организовывать работу коллектива исполнителей.
ПК 3.3. Анализировать результаты деятельности коллектива исполнителей.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 117 час, в том числе:
13.Деятельность участниц СНГ в области сертификации. Подготовка сообщений.
14.Экология на производстве. Выполнение рефератов.
39
4
2
2
2
3
2
2
2
2
4
4
2
2
2
4
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«метрология, стандартизация и сертификация»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся.
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
Предмет, задачи, структура метрологии
2
1
Раздел 1. Основы метрологии
Тема 1.1. Общие сведения о метрологии
Нормативно-правовые основы метрологии. Международная система единиц.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Метрологическая служба. Основные термины и определения. Международные организации по метрологии.
4
Тема 1.2. Стандартизация в системе технического контроля и измерения
Документы объектов стандартизации.
2
2
Тема 1.3 Средства, методы и погрешность измерения
Средства измерения.
2
2
Методы и погрешность измерения.
2
2
Универсальные средства измерений. Автоматизация измерения и контроля.
2
2
Лабораторная работа №1: «Измерение линейных размеров»
2
Самостоятельная работа обучающихся: Методы измерения угловых размеров и отклонений формы цилиндрической поверхности. Выбор средств измерений.
4
Раздел 2.Основы стандартизации
Тема 2.1 Система стандартизации.
Сущность, цели, задачи, принципы стандартизации. Виды стандартов.
2
2
Практическая работа №1 «Информационное обеспечение стандартизации».
Практическая работа №2 «Виды стандартов».
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Уровни стандартизации. Общероссийские классификаторы технико-экономической информации.
2
Тема 2.2 Международная стандартизация
Международные организации - ИСО, МЭК.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Международные организации, участвующие в работе ИСО – подготовка рефератов
3
Тема 2.3 Организация работ по стандартизации в Российской Федерации.
Правовые основы стандартизации, задачи. Порядок разработки стандартов.
2
2
Государственный контроль за соблюдением стандартов. Маркировка продукции.
2
Практическая работа №3 «Изучение комплекса стандартов ЕСКД, требования к текстовым документам».
2
Практическая работа №4 «Нормоконтроль графических работ».
4
Самостоятельная работа обучающихся: Правила маркировки продукции знаком соответствия государственным стандартам. Нормоконтроль технической документации.
4
Тема 2.4 Информационное обеспечение работ по стандартизации
Компетенция ИСО по информационному обеспечению.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Компетенция комитетов (ИНФКО, ИСОНЕТ) по информационному обеспечению.
Самостоятельная работа обучающихся: Стандартизация технических условий.
2
Раздел 3 Стандартизация основных форм взаимозаменяемости
2
Тема 3.1 Общие понятия основных форм взаимозаменяемости
Взаимозаменяемость. Основные положения и термины. Понятия о размерах и отклонениях.
2
Соединения. Сопрягаемые поверхности. Понятия о посадках.
2
Система допусков и посадок. Предельные отклонения.
2
Практическая работа №5 - Решение задач.
Практическая работа №6 «Графическое изображение полей допусков валов по заданным номинальным размерам и предельным отклонениям».
6
4
Самостоятельная работа обучающихся: Методы нормирования точности гладких цилиндрических соединений. Основные принципы взаимозаменяемости.
4
Раздел 4 Управление качеством продукции.
Тема 4.1 Сущность управления качеством
Проектирование и разработка продукции и процессов. Эксплуатация и утилизация.
2
2
Ответственность руководства. Менеджмент ресурсов.
2
Практическая работа №7 «Формирование представлений о качестве».
Практическая работа №8 «Формирование единичных показателей качества промышленной продукции».
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Факторы качества продукции. Формирование качества изделий при проектировании.
4
Тема 4.2 Система менеджмента качества
Предпосылки развития и системы менеджмента качества.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Взаимосвязь общего менеджмента и менеджмента качества.
2
Раздел 5 Основы сертификации
Тема 5.1 Сущность и проведение сертификации.
Сущность, проведение и правовые основы сертификации.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Организационно-методические принципы сертификации.
2
Тема 5.2 Международная сертификация
Деятельность ИСО и МЭК в области сертификации.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Деятельность участниц СНГ в области сертификации. Подготовка сообщений.
2
Тема 5.3 Сертификация в различных сферах.
Сертификация систем обеспечения качества.
2
Экологическая сертификация
2
Практическая работа №9 «Сертификация».
2
Практическая работа № 10 «Правила функционирования системы добровольной сертификации услуг»
2
Самостоятельная работа обучающихся: Экология на производстве.
Выполнение рефератов.
4
Раздел 6 Экономическое обоснование качества продукции
Тема 6.1 Экономическое обоснование качества продукции
Экономическое обоснование и эффективность качества продукции.
2
2
дифференцированный зачет
2
ВСЕГО
78(39)
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного лаборатории метрологии, стандартизации и сертификации.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий.
Технические средства обучения:
персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
экран;
мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,дополнительной литературы
Основные источники:
1.Шишмарев В.Ю. Метрология, стандартизация ,сертификация и техническое регулирование: учебник для студ. учрежд. средн. проф.образования/ И.Ю.Шишмарев — М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 320с.
2.Зайцев С.А., Толстов А.Н. и др. Метрология, стандартизация и сертификация в энергетике: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. 5-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2014.- 224с.
3. Дубовой Н.Д. Основы метрологии, стандартизации и сертификации: Учебное пособие/ Н.Д.Дубовой, Е.М.Портнов. — М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА — М, 2014 – 256с. (ЭБС - znanium)
Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Основные показатели оценки результатов обучения
Уметь: применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов
Устный опрос, практические занятия, самостоятельная работа
Уметь: оформлять технологическую документацию в соответствии с действующей нормативной базой
Устный опрос, практические занятия, самостоятельная работа
Уметь: использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества
Устный опрос, практические занятия, самостоятельная работа
Уметь приводить несистемные величины измерений в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ
Устный опрос, практические занятия, самостоятельная работа
Знать: основные понятия метрологии
Устный опрос, практические занятия, самостоятельная работа
Знать:задачи стандартизации, ее экономическую эффективность
Устный опрос, практические занятия, самостоятельная работа
Знать: основные положения систем общетехнических и организационно- методических стандартов
Устный опрос, практические занятия, самостоятельная работа
Знать: терминологию и единицы измерения величин с действующими стандартами международной системой единиц СИ
Устный опрос, практические занятия, самостоятельная работа
Знать: формы подтверждения качества;
Устный опрос, практические занятия, самостоятельная работа