kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА творческого объединения:«Социальное проектирование «Новое время»»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель  программы  « Социальное   проектирование »:

Данный курс рассчитан на учащихся 7-10 классов с целью:

- привлечения внимания школьников к актуальным  социальным  проблемам данного местного сообщества;

- включения старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА творческого объединения:«Социальное проектирование «Новое время»» »










РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА 

творческого объединения:

« Социальное   проектирование  «Новое время»»


Руководитель: Бурмасова Надежда Робертовна

учитель русского языка и литературы







2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Сегодня рынок социальных  программ  и проектов представляет совокупность существующих и потенциальных проектов, ориентированных на реализацию нужд, потребностей и интересов потребителей: населения, общественных, коммерческих и государственных институтов, заинтересованных в их реализации.

Условием, определяющим необходимость появления на рынке той или иной  программы  или проекта, является спрос на нее, то есть потребность в данном виде деятельности.

Вторым важным условием разработки проекта является государственный  социальный  заказ, цель которого – эффективное и экономичное решение  социальных  проблем с опорой на общественную инициативу, адресность  социальных  услуг.

Успешность того или иного соцпроекта зависит как от индивидуальной или общественной потребности в организации определенной деятельности, так и от достижения эффекта в  социальной  сфере и расширения числа людей, получающих пользу от реализации проекта.

Необходимым и достаточным условием конкурентоспособности проекта является сочетание нереализованного спроса на данный вид деятельности и профессиональных, организационно-финансовых возможностей организации/учреждения, реализующих данный проект.

Проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации.

Проект – это средство управления деятельностью, наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма для учреждения/организации.

 Социальное   проектирование  есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.

 Социальный  проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем  социальном  окружении в виде:

а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;

б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.);

в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.












Цель  программы  « Социальное   проектирование »:

Данный курс рассчитан на учащихся 7-10 классов с целью:

- привлечения внимания школьников к актуальным  социальным  проблемам данного местного сообщества;

- включения старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.

Основные задачи  программы :

- повышение общего уровня культуры школьников за счет получения дополнительной информации;

- формирование навыков «разумного социального» поведения в сообществе;

- закрепление навыков командной работы;

- совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.).

- формирование умений и навыков в проектной, исследовательской деятельности, а также в конструктивных видах творчества;
- активизация творческого потенциала и социальной позиции подрастающего поколения;
- развитие коммуникативных способностей в группе, путем передачи накопленных знаний и умений другим.

Формы занятий с учащимися: лекция, консультация, практико-обучающие занятия, дискуссия, деловая игра, групповая работа, семинар

Главное – реальное улучшение  социальной  ситуации в местном сообществе.  Социальный  проект, подготовленный и реализуемый силами школьников, по своей природе – инициативный.

Школьники – инициаторы  социального  проекта сами:

  1. Выявляют одну из  социальных  проблем местного сообщества.

  2. Формулируют цели и задачи работы над решением данной проблемы.

  3. Проводят первичную подготовку  плана  и необходимых материалов для реализации проекта.

Далее:

а) сами завершают разработку проекта;

б) обращаются в заинтересованные организации с просьбой провести экспертизу и/или поддержать проект;

в) сами реализуют свой проект.

Ожидаемые результаты:

- приобщение подростков к научно-исследовательской деятельности с практической социально- экологической направленностью;
- овладение технологией и методиками  социального   проектирования ;
- формирование системы умений и навыков, необходимой для осуществления творческого процесса в проектной деятельности;
- формирование умения вести поисковую работу с опорой на наблюдения и научность;
- самореализация личности ребенка в различных видах деятельности;
- участие в научно-практических конференциях и конкурсах  социальных  проектов.


Этапы обучения:

I. Вводный этап.

Установочные занятия (теоретический блок):
- знакомство с понятием  социальное   проектирование  и типами проектов;
- определение актуальных  социальных  проблем;
- выбор темы проекта.
Практические занятия:
- формирование групп с целью изучения общественного мнения по выбранной теме проекта;
- утверждение тематики проектов и индивидуальных  планов  учащихся.


II. Технологическая проработка этапов проекта.

Теоретический блок: определение целей, задач.
Практические занятия:

- определение финансовых и технических потребностей проекта;
- составление бюджета проекта, рабочего графика, распределение обязанностей членов команд.

III. Реализация проекта.

Практическое освоение навыков разработки проектов:
- сбор и систематизация материалов по выбранной проблеме;
- составление и реализация планов мероприятий;
- поиск деловых партнеров и проведение переговоров с ними.
Теоретический блок:

- типовые договоры о деловом сотрудничестве.

IV. Презентация проекта.

- оформление иллюстративного ряда к проекту,
- подготовка к публичной защите проекта.

V. Обобщение материалов.

Анализ работы над проектом:

- сравнение поставленных целей и достигнутых результатов;
- определение положительных и отрицательных последствий проекта.
Оценка психологической обстановки в группе:

- мотивация участников группы;

- психологический климат в группе;

- коммуникативные особенности участников группы.





































 Основные требования к проекту

  1. Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) – это характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании обозначенных, измеряемых результатов каждого этапа.

Ограниченность проекта означает, что он содержит:

- этапы и конкретные сроки их реализации;

- четкие и измеряемые задачи;

- конкретные и измеряемые результаты;

- планы и графики выполнения работ;

- конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.

2. Целостность – общий смысл проекта ясен и очевиден, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.

3. Последовательность и связность – логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с  планом .

4. Объективность и обоснованность – доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы оказались не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.

5. Компетентность автора и персонала – адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса. Владение персонала технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.

6. Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, чем он может быть продолжен.

Ожидаемые результаты.

  1. Повышенная  социальная  активность старшеклассников, их готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе.

  2. Готовность органов местного самоуправления выслушать доводы школьников и принять их предложения по улучшению социальной ситуации.

  3. Реальный вклад старшеклассников в изменение социальной ситуации в местном сообществе.

  4. Положительные изменения в сознании школьников, повышение уровня общей культуры школьников.

  5. Наличие у членов проектных групп сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела.

  6. Изменение общественного мнения, увеличения числа жителей, готовых лично включиться в практическую деятельность по улучшению социальной ситуации в местном сообществе.

Типичные ошибки:

- отсутствие информации о технологии подготовки и реализации социальных проектов, о работе других групп старшеклассников;

- переоценка старшеклассниками своих сил и возможностей проектной группы;

- провозглашение «красной» идеи без дальнейших усилий по ее реализации со стороны школьников, то есть доведения до практических результатов;

- отсутствие реальных источников материально-технического обеспечения и финансирования предложенного социального проекта.

Концепция - описание основного смысла деятельности, не6обходима для получения представления о смысле, миссии и основных направлениях деятельности учреждения.

  1. Концепция позволяет всем сотрудникам и заинтересованным лицам иметь единое, целостное представление об основах содержания деятельности учреждения.

  2. Концепция является ориентиром, с которым сверяется вся логика деятельности учреждения. На ее основе строятся все программы и проекты, регламентирующие деятельность.

Программа – описание модели будущей деятельности в целом или по одному/нескольким направлениям, рассчитанной на достижение определенных результатов в будущем.

Различают программы:

- по продолжительности (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные);

- по направленности (комплексные, профильные и др.);

- по стратегии (программы развития, деятельности и т.д.).

Являясь документом достаточно стратегическим и объемным, программа не может служить основанием для финансирования, так как не приносит быстрого и заметного социального эффекта. Обычно программа служит базой для разработки и осуществления тех или иных проектов.

Проект - описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее улучшению.

Проект, как правило, включает:

  1. Введение (анализ, разъяснение актуальности и новизны по сравнению с аналогами, указание сферы применения, функционального назначения, выявление конкретной, локальной, решаемой проблемы).

  2. Постановка цели деятельности и конкретных, измеряемых и достижимых задач.

  3. Управленческо-кадровый аспект (механизм управления, квалификация персонала).

  4. Содержание и механизм реализации (модули, этапы, формы и методы, организационная структура,  план  конкретных действий).

  5. Характеристика и способ оценки планируемых результатов.

  6. Бюджет. Материально-техническое обеспечение.











Содержание  программы :

1 этап – подготовка участников процесса к освоению темы, самоопределение.

Определение каждым субъектом личностно-профессиональной значимости, цели деятельности, планирование своей деятельности по реализации этой цели, разработка индивидуальной образовательной траектории,  проектирование  возможных изменений в профессиональной деятельности.

2 этап – освоение нового содержания.

Квалифицирование ресурса: понимание и оформление актуальных проблем и текущих задач, выявление ресурса для возможного их решения.

Предъявление ресурсов: включение ресурсов в индивидуальную образовательную траекторию, изучение теории, освоение практики, получение опыта в моделируемых ситуациях.

Ведущим способом деятельности обучающихся является творческий поиск, технология которого определяет конкретные шаги:

- перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;

- видение проблемы в знакомой ситуации, новой функции объекта;

- определение структуры объекта;

- видение альтернативы решения или его способа;

- комбинирование ранее усвоенных способов деятельности в новой применительно к возникшей проблеме.

3 этап – консультирование субъектов проектной деятельности, экспертиза образовательных продуктов.

Определение круга заинтересованных лиц, включение в собственное  проектирование .

4 этап – анализ, рефлексия деятельности.

Анализ происходящих или свершившихся изменений и рефлексия деятельности по их реализации. Анализ эффективности обучения на основе рефлексии деятельности слушателей курсов.

Кроме того, важными компонентами реализации образовательного процесса являются:

  • создание условий для исследовательско-развивающей активности обучающихся посредством включения их в интерактивные формы обучения;

  • включение в деловое общение с анализом опыта общения в отношении себя и партнёра по общению;

  • развитие рефлексивной культуры участников процесса через формирование и развитие критического мышления, умений творчески, по-новому осмысливать и преодолевать проблемы;

  • овладение способами решения неординарных профессиональных задач.








Содержание учебного материала:

Тема № 1: «Введение в  программу  « Социальное   проектирование »

 Социальное   проектирование . Типы проектов. Определение, выбор  социальной  проблемы. Формирование проектных групп. Обсуждение идей будущих проектов. Краткая история и методы социологических исследований.

Тема № 2: «Основы социологических исследований»

 Проектирование  как способ управления и решения проблем. Основные понятия социологического исследования: анкета, респондент, проблема, предмет исследования, гипотеза. Практика: проанализировать с помощью словаря выдвинутые характеристики современного человека. Составление анкет. Проведение исследования. Обработка результатов. Различные подходы при работе над проектами. Структура проекта и основные требования к нему. Виды проектов.  Социальное   проектирование  как способ решения актуальных проблем обучения и воспитания.

Тема № 3: «Реализация проекта»

Технология разработки  социального  проекта. Проектно-проблемные формы организации деятельности. Фазы  проектирования . Принятие решения об участии в проекте. Содержательная «накачка». Ориентация и личностное самоопределение. Введение в  социальное   проектирование . Освоение понятий явление, проблема. Составление  планов  мероприятий по проекту. Выбор форм реализации. Построение системы понятий. Принятие принципов  проектирования .  Проектирование  (стягивание рамок «прошлого», «настоящего» и «будущего»). Описание работы по проекту. Обоснование проекта.

Тема № 4: «Семинары по созданию  социальных  проектов»

Основные понятия: явление, проблема, причины, проект. Определение проблемы и создание  социального  проекта. Защита проектов. Семинар «Мы строим будущее» для обучающихся, родителей и классных руководителей. Построение  программы  и  плана-графика  действий. Разработка ресурсного обеспечения. Рефлексия работы и описание проекта. Описание методов оценки проекта. Определение ресурсов. Построение  плана  действий. Определение рисков и угроз. Подготовка презентации в соответствии с  планом .

Тема № 5: «Защита  социального  проекта»

Представление работ, проведение обсуждения в соответствии с заданными критериями. Защита проекта на школьной ученической конференции исследовательских работ, участие в областных конкурсах.

Тема № 6 : «Обобщение материалов».

Оценка атмосферы в группах, во время разработки и реализации проектов. Положительные и отрицательные последствия проектов.

 Программа  предусматривает изменения расписания занятий и учебно-тематическое планирование в зависимости от организации и проведения общешкольных мероприятий и конкурсов различного уровня.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН 

к рабочей  программе   по   социальному   проектированию  «Новое время» для 8-11 классов

Количество часов: всего 68 часов; в неделю 2 часа.

Ориентирован на учебник: Сергеев И.С. «Организация проектной деятельности учащихся», Москва, 2006г.



п/п


Наименование разделов

(или тем)

Общее количество часов на изучение раздела (тем)


Из них

Теория

Практика

Контроль знаний (вид)

1.

Введение в программу.

14

6

4

4

2.

Основы социологических исследований

16

4

8

4

3.

Реализация проекта

22

6

10

6

4.

Семинары по созданию социальных проектов.

8


4

4

5.

Защита социального проекта

4

2


2

6.

Обобщение материалов.

4


2

2


И Т О Г О :

68

18

28

22







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

к рабочей  программе   по   социальному   проектированию  «Новое время» для 8-11 классов

Количество часов: всего 68 часов; в неделю 2 часа.


п/п

Дата проведения

Тема занятий

Коли-чество часов

Виды деятельности, формы контроля

 план 

факт

I. Введение в  программу .

1.

02.09


 Социальное   проектирование . Типы проектов.

2

Лекция.

2.

09.09


Определение, выбор социальной проблемы.

2

Практико-ориентированный семинар

3.

16.09


Изучение общественного мнения по выбранной проблеме.

2

Консультации, анализ.

4.

23.09


Формирование проектных групп.

2

Групповая работа

5.

30.09


Обсуждение идей будущих проектов.

2

Дискуссия

6.

07.10


Утверждение тематики проектов.

2

Анализ.

7.

14.10


Краткая история и методы социологических исследований.

2

Лекция.

II. Основы социологических исследований

8.

21.10


Алгоритм составления анкеты. «Проблемное колесо». Определение поля проблем.

2

Лекция.

9.

28.10


Основные понятия социологического исследования: анкета, респондент, проблема, предмет исследования, гипотеза.

Практика: проанализировать с помощью словаря выдвинутые характеристики современного человека. Составление анкеты.

2

Практическое занятие: «Исследование понятий»

10.

11.11


Составление программы исследования: тема, проблема, цель, предмет, объект, гипотезы.

2

Групповая работа

11.

18.11


Составление  программы  исследования: способы получения информации, выборка, рабочий  план  исследования.

2

Презентация,

защита, консультации

12.

25.11


Проведение исследования. Обработка результатов

2

Текущий контроль

13.

02.12


Анализ проведенного исследования. Формулировка выявленных проблем.

2

Консультации, анализ

14.

09.12


Разработка  плана  решения выявленных проблем.

2

Групповая работа

15.

16.12


Разработка сценария и проведение избранного мероприятия. Оформление материалов проведенного исследования.

2

Групповая работа

III. Реализация проекта

16.

23.12


Введение в  социальное   проектирование . Освоение понятий явление, проблема.

2

Лекция, практико-ориентированный семинар

17.

13.01


Анализ проведенного семинара. Оформление рефлексии.

2

Анализ.

18.

20.01


Сбор и систематизация материалов по теме проекта.

2

Текущий контроль

19.

27.01


Составление планов мероприятий по проекту. Выбор форм реализации.

2

Групповая работа

20.

03.02


Поиск и выбор деловых партнеров.

2

Лекция

21.

17.02


Проведение деловых переговоров.

2

Лекция

22.

24.02


Контроль выполнения планов. Промежуточная оценка деятельности.

2

Анализ, текущий контроль

23.

03.03


Доработка проектов с учетом замечаний и предложений.

2

Практико-ориентированный семинар

24.

10.03


Корректировка плана реализации проекта.

2

Практическая работа

25.

17.03


Описание работы по проекту. Обоснование проекта.

2

Практическая работа

26.

24.03


Оформление заявок, информационной карты, календарного  плана  реализации проекта.

2

Практическая работа, анализ

IV. Семинары по созданию  социальных  проектов

27.

07.04


Основные понятия: явление, проблема, причины, проект. Определение проблемы и создание социального проекта. Защита проектов.

2

Практико-ориентированный семинар. Защита.

28.

14.04


Анализ проведенного семинара. Выработка рекомендаций. Оформление рефлексии.

2

Проведение анализа работ.

29.

21.04


Семинар «Мы строим будущее» для обучающихся, родителей и классных руководителей.

2

Практический семинар

30.

28.04



Анализ проведенного семинара. Выработка рекомендаций. Оформление рефлексии.


2

Проведение анализа работы.

V. Защита социального проекта

31.

05.05.


Подготовка социального проекта к защите: творческой и слайдовой презентации. Пробная защита.

2

Текущий контроль.

Показ презентаций.

32.

12.05


Защита проекта на школьной ученической конференции исследовательских работ, участие в областных конкурсах.

2

Показ презентаций, защита.

VI. Обобщение материалов.

33.

19.05


Оценка атмосферы в группах, во время разработки и реализации

проектов.

2

Рефлексия.

34.

26.05


Положительные и отрицательные последствия проектов.

2

Подведение итогов

за год.




В С Е Г О:

68









Список использованной литературы (публикаций):

  1. Василевская Е.В. Сетевая организация методической работы на муниципальном уровне: Методическое пособие. М.: АПКиППРО, 2005

  2. Вегерчук И. Э, Снегирёв М. Е. Место самооценки в совершенствовании социально-перцептивной компетентности руководителей. Материалы научной сессии. 1998, akmeolog.narod.ru

  3. Губаревич И. И. Интерактивный семинар как условие развития  социальной  компетентности педагогов. charko. narod.ru

  4. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. - М.: Изд-во МГУ, 1988.

    1. Жидкова Н.И., Столярова И.В. «Развитие профессиональной компетентности учителя на основе овладения инновационными компонентами деятельности  проектирования  учебного процесса». Методист № 5 2003г.

  5. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.

  6. Курбатов В. И.  Социальное   проектирование . Феникс, 2001

  7. Луков В. А.  Социальное   проектирование . Флинта, 2004

  8. Маркова А. К. Психология труда учителя. М., 1993

  9. Сергеев И.С. «Организация проектной деятельности учащихся», изд. «Аркти», Москва, 2006г.














Приложение 1

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Социальный проект - это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Ее реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном регионе, социуме. Это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных проблем.

Реализация социального проекта проходит в несколько этапов (их принято называть шагами):
1. Изучение общественного мнения и определение актуальной социальной проблемы.
2. Привлечение участников и общественности для решения данного социального проекта.
3. Определение целей и задач социального проекта.
4. Определение содержания социального проекта. Составление плана работы. Распределение обязанностей.
5. Определение необходимых ресурсов и составление бюджета.
6. Разработка системы оценки проекта.
7. Формирование общественного мнения.
8. Поиск деловых партнеров. Составление предложений по проекту.
9. Проведение официальных переговоров. Получение необходимых ресурсов.
10. Проведение плановых мероприятий.
11. Анализ результатов работы.





























I. Разработка социального проекта

Этап 1 (шаг 1). Изучение общественного мнения и определение актуальной социальной проблемы.
Важно определить, какая проблема волнует жителей вашего города, поселка, села, микрорайона, учащихся школы. Например, работа общественного транспорта, сохранение зеленых насаждений, загрязнение окружающей среды, состояние детских площадок и др. Информация может быть собрана в результате социологического опроса, изучения матери­алов печати, телевидения, встреч с местными руководителями, специалистами.
Определение социальной проблемы - это сложный и важный процесс. На основе сформулированной проблемы будет разрабатываться социальный проект, направленный на реализацию данной социальной проблемы. Социальный проект не должен быть нацелен на решение слишком узкого или широкого вопроса. Иначе такой социальный проект может оказаться неудачным. Для определения содержания социального проекта необходимо организовать обсуждение выбранных вариантов социальных проблем. При выборе социальной проблемы необходимо учитывать следующее:
- важность данной социальной проблемы для города, поселка, села, микрорайона школы;
- масштабность данной проблемы (какое количество жителей заинтересовано в решении данной социальной проблемы);
- возможность практической реализации проблемы участниками проекта.
Для того чтобы составить программу подготовки и реализации социального проекта, необходимо четко сформулировать социальную проблему.

Этап 2 (шаг 2). Привлечение участников и общественности для решения данного социального проекта.
Необходимо объяснить общественности содержание данной социальной проблемы, добиться одобрения и поддержки с ее стороны. Важно определить круг общественных организаций, государственных учреждений, органов местного самоуправления, депутатов, журналистов и других заинтересованных лиц в решении данной проблемы, которые смогут . оказать помощь и поддержку, и привлечь их к сотрудничеству.

Этап 3 (шаг 3). Определение целей, задач социального проекта.
Определяются предполагаемые результаты реализации проекта. Они должны быть четкие, конкретные, достижимые. После того как будут сформулированы цели проекта, определяются задачи, направленные на реализацию конкретных этапов. Задачи помогают детализировать поставленные цели, раскрывают их. Решение задач должно привести к ожидаемому результату, достижению поставленных целей. От четкости и осознанности формулировок целей и задач проекта будет зависеть его успех.

Этап 4 (шаг 4). Определение содержания социального проекта. Составление плана работы. Распределение обязанностей.

На данном этапе определяются основные направления, формы и методы деятельности в рамках проекта, объем предстоящей работы, сроки ее выполнения и ответственные. Все это может быть оформлено в виде плана. План должен быть четким, ясным и реально достижимым. В нем необходимо отразить не только конечные результаты, но и пути их выполнения, т.е. решения конкретных задач, с помощью которых реализуются этапы проекта. План обсуждается и одобряется всеми участниками и принимается ими для реа­лизации.
В ходе составления плана важно распределить обязанности между участниками проекта, что будет способствовать успеху его выполнения. При распределении обязанностей необходимо использовать принцип добровольности, т.е. учитывать желание человека, а также его индивидуальные особенности, опыт, знания, способности и уровень подготовленности. Каждый участник обязательно должен осознать, что он лично отвечает за определенный участок работы. Возможно предварительное обучение членов проекта. В про­грамму обучения могут быть включены как теоретические, так и практические занятия.

Этап 5 (шаг 5). Определение необходимых ресурсов и составление бюджета.
Для осуществления социального проекта могут понадобиться различные ресурсы: финансы, материальные ценности, информация.
В этом случае необходимо предусмотреть объемы требуемых ресурсов на всех этапах реализации данного проекта. Если он предусматривает поступление и расходование денежных средств, то необходимо составить бюджет. Все денежные поступления и расходы должны быть обязательно документально зафиксированы и оприходованы. Для этого заводится отдельная бухгалтерская книга. Такого же тщательного внимания требует и расходование имеющихся денежных средств. Все израсходованные суммы должны быть подтверждены документально: чеками, актами и другими документами.

Этап 6 (шаг 6). Разработка системы оценки проекта.
Разработка системы оценивания - очень важный этап подготовки социального проекта. От этого будет зависеть отношение к результатам деятельности. Критерии и показатели должны быть конкретными и четкими. Существует два вида основных показателей: количественные и качественные. Второй вид более сложный, т.к. его трудно замерить. Но изменения в социальной сфере не всегда удается измерить только с помощью одних цифр. Важно, чтобы определяемые показатели были реально достижимыми, иначе могут возникнуть трудности в выполнении программы деятельности. Оценка дается действиям каждого участника проекта и коллектива в целом. Оценка работы над проектом осуществляется как самими участниками, так и экспертами, общественными организациями, государственными учреждениями и т.д.

Этап 7 (шаг 7). Формирование общественного мнения.
Успех реализации проекта во многом будет зависеть от благоприятного к нему отношения общественности. Привлечение общественности должно происходить на всех этапах создания и реализации проекта. Но когда уже определены цели, задачи, содержание, формы и методы, оформлены планы, эта работа приобретает особое значение. Необходимо познакомить общественность с основными целями, идеями и содержанием социального проекта. Для этого могут быть использованы различные методы: оформление плакатов, листовок, фото- и видеоматериалов, встречи и беседы с местными жителями, привлечение средств массовой информации, специалистов, экспертов, работников государственных учреждений и организаций. Эффективное формирование положительного общественного мнения, привлечение единомышленников к сотрудничеству создаст необходимые условия для осуществления проекта.

II. Практическая реализация проекта

Этап 8 (шаг 8). Поиск деловых партнеров. Составление предложений по проекту.
После того как все подготовлено к реализации проекта, необходимо скорректировать его программу и план с учетом социальной ситуации, определить деловых партнеров - организации и лица, способные помочь в реализации проекта. Можно составить список местных органов власти, должностных лиц, общественных организаций, предприятий, учебных заведений, учреждений культуры, расположенных в регионе, ознакомиться с направлениями их деятельности, чтобы определить, кого из них привлечь к сотрудничеству. Целесообразно составить предложения о совместной деятельности для обсуждения с деловыми партнерами и текст договора о сотрудничестве.



Этап 9 (шаг 9). Проведение официальных переговоров. Получение необходимых ресурсов.
На данном этапе участники проекта встречаются с деловыми партнерами, обсуждают совместные действия, акции, заключают договоры, заручаются поддержкой со стороны местных органов власти, общественных организаций, средств массовой информации, получают ресурсы, необходимые для проведения мероприятий. Получение помощи со стороны поможет создать необходимые условия для реализации социального проекта. Важно, чтобы возникла дружественная, добрая, позитивная атмосфера доверия, которая поможет сотрудничать с государственными, общественными и частными организациями.
К встрече с деловыми партнерами нужно тщательно подготовиться: составить план предстоящей встречи, определить, о чем бы вы хотели договориться, подобрать веские аргументы, чтобы убедить партнера в важности осуществления проекта, получении обоюдной выгоды от его реализации. Лучше заключить договор на более длительный срок, чтобы его не пришлось заключать еще раз. Договор обязательно должен быть оформлен в письменном виде в двух экземплярах, скреплен подписями партнеров.
Любые материальные средства, получаемые для осуществления проекта, нуждаются в учете. Для этого целесообразно вести книгу учета материальных ценностей, чтобы фиксировать получение материальных ресурсов и их использование.

Этап 10 (шаг 10). Проведение плановых мероприятий.
Выполнение плана требует объединения усилий всех участников проекта. Только дружному, сплоченному коллективу, действующему на основе взаимопомощи и взаимовыручки, по плечу решение сложных задач и проведение запланированных мероприятий.
Не рекомендуется отступать от намеченных пунктов плана. Это может произойти лишь в исключительных случаях. Также не следует отступать от намеченных сроков. Лучше все делать вовремя, чтобы избежать спешки и суеты. С другой стороны, любой план требует корректировки. Он может быть доработан и изменен с учетом новых обстоятельств. Поэто­му нужно время от времени вносить изменения. Четкое, строгое, последовательное выполнение намеченных мероприятий приведет к воплощению в жизнь программы, достижению поставленных целей и решению социальной проблемы.



III. Итоги работы над проектом

Этап 11 (шаг 11). Анализ результатов работы.
Важным шагом является анализ работы над проектом. Необходимо сделать сравнение поставленной цели и достигнутых результатов. Для этого нужно ответить на вопросы:
- Достигнута ли цель проекта?
- Каковы положительные и отрицательные последствия проекта? (Что получилось? Что не получилось? Почему?)
- Какой была атмосфера проведения социального проекта?
- Каким был вклад каждого участника проекта в общий результат работы?
- Чему научились в ходе реализации проекта?
- Что нужно изменить, чтобы реализация следующего социального проекта была более успешной?

Основным аналитическим документом является отчет команды о работе над социаль­ной проблемой.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА творческого объединения:«Социальное проектирование «Новое время»»

Автор: Бурмасова Надежда Робертовна

Дата: 20.03.2015

Номер свидетельства: 189118


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства