Рабочая программа для младших школьников по декоративно-прикладному творчеству
Рабочая программа для младших школьников по декоративно-прикладному творчеству
Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по прикладному искусству. Прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.
Видеть красоту предметов прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?
Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь художественной культуры с общечеловеческими ценностями.
Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной творческой активности.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для младших школьников по декоративно-прикладному творчеству »
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СОЛНЫШКО»
для детей 8-11 лет
срок реализации 2 года
Разработчик программы:
Нуруллина Фарида Фаворисовна
Воспитатель детей дошкольного возраста
2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка.
Учебно-тематический план.
Содержание программы.
Методическое обеспечение программы.
Список литературы.
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по прикладному искусству. Прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.
Видеть красоту предметов прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?
Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь художественной культуры с общечеловеческими ценностями.
Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной творческой активности.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Программа предназначена для детей 8-11 лет, проявляющих интерес к прикладному искусству, желающих мастерить поделки своими руками с использованием различных материалов и подручных средств.
Программа рассчитана на реализацию в течение 2 лет по 4 часа в неделю:
первый год обучения -144 часа;
второй год обучения – 144 часа.
Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.
Ребенок, занимающийся по программе «Солнышко» становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий. Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду. На занятиях учащиеся пользуются основами многих наук, в процессе создания декоративных изделий дети на практике применяют знания по изобразительному искусству, черчению, труду и другим предметам, преподаваемых в школе.
Занятия помогают познавать окружающий мир, способствуют развитию мелкой моторики рук детей, художественного вкуса, творческого интереса. Занятия по данной программе приносят детям эстетическое удовлетворение, предоставляют возможности для творчества, повышают психическую активность и уверенность в себе, способствуют развитию навыков коммуникации, обогащают субъективный опыт ребёнка, нормализуют эмоциональное состояние, развивают волевые качества.
Задачи:
Обучающие:
освоение приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, обеспечивающими изготовление художественных поделок, элементов дизайна;
закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
выработка умения планировать свою деятельность и предъявлять её результат;
знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, декоративно – прикладного искусства;
совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
развитие интереса, эмоционально-положительного отношения к художественно-ручному труду, готовности участвовать самому в создании поделок, отвечающих художественным требованиям;
развитие образного мышления и творческого воображения, эстетического отношения к природному окружению своего быта;
развитие мелкой моторики рук;
развитие креативного мышления;
развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
Гофротрубочки. Знакомство с техникой гофротрубочки. Подготовка материалов.
Жатая бумага в рулонах (белая красная, зеленая, бежевая, голубая, желтая), клей ПВА, клей карандаш, крупные спицы с ограничителем на конце, картон белый, ножницы, клеенка
1
3
4
10
Изготовление композиции.
8
8
11
Квиллинг. Знакомство с техникой квилинга. Подготовка материалов
Двусторонняя цветная бумага, клей, ножницы, кисточки для рисования разного размера, клеенка, кисточка для клея
1
3
4
12
Изготовление композиции
6
6
13
Техника безопасности. Квиллинг и бумагопластика. Знакомство с техникой квиллинга и бумагоплатика. Изучение основных форм квиллинга. Подготовка материалов.
Пластилин, жатая бумага (разная), проволока, стержень от шариковой ручки, крышка от пластиковой бутылки
2
2
20
Изготовление композиции
6
6
Работа с природными материалами – 16 часов
21
Техника безопасности. Ознакомление с техникой. Подготовка каркаса для дерева.
Цветочный горшок, красная фасоль, 2 воздушных шарика, нитки плотные бардовые, силиконовый клей, клей ПВА, красивая ветка диаметром 1.5 см (лучше немного изогнутая), кисточка, клеенка
1
3
4
22
Изготовление дерева.
6
6
23
Рамка из природных материалов.
Картон, клей, ножницы, гербарий, различные крупы
2
2
24
Аппликация из гербария.
Картон, клей, ножницы, гербарий
4
4
Плетение - 24 часов
25
Техника безопасности. Бисероплетение. Ознакомление с техникой. Подготовка материалов.
Многогранные пластиковые бусины (зеленые и др. яркие цвета), тонкая проволока
1
3
4
26
Изготовление бабочки.
2
2
27
Бисероплетение. Подготовка материалов.
Зеленый бисер разных оттенков, проволока, емкость для смешивания бисера, белый лейкопластырь в рулоне, кисточки, гуашь белая и черная, клеенка, ножницы, маленький цветочный горшок.
4
4
28
Плетение березы.
6
6
29
Ганутель. Ознакомление с техникой. Подготовка материалов.
Картон, карандаш (ручка, фломастер), ножницы, клей, клеенка, тонкая проволока, нитки для вязания (белые, желтые и зеленые), вата или ватные диски
1
3
4
30
Изготовление букета с помощью техники ганутель.
4
4
Шитье - 10 часов
31
Техника безопасности. Подготовка материалов для шитья броши.
Красивая пуговица или бусина, нитки под цвет ткани, иголка, ножницы, булавка маленькая, ткань зеленая (и другие яркие цвета, лучше фиолетовый, сиреневый, розовый). Ткань предпочтительней атласная или шелковая, тогда брошь получиться красивее.
1
3
4
32
Изготовление броши.
6
6
Лепка – 18 часов
33
Техника безопасности. Аппликация из пластилина. Знакомство с техникой.
Виды бумаги. Что такое аппликация? Изучение видов аппликации. Знакомство с техниками квиллинга и бумагопластики, изучения основных форм квиллинга. Изучение техники торцевания. Торцевание на пластилине
Практика:
Изготовление аппликаций ко Дню учителя, «Божья коровка», «Зайчик». Поделка из жатой бумаги «Торт». Поделки в технике квиллинга и бумагопластики: «Букет», «Павлин». Изготовление поделок с применением техники торцевания «Разноцветный букет», «На Дону», «Букет в вазе».
Тема № 2. Работа с природными материалами – 16 часов.
Теория:
Лиственные растения. Многообразие листьев по форме и размеру. Способы сбора и гербаризации листьев. Изучение разнообразия семян по форме и размеру. Время сбора семян. Изучение основных приемов и принципов выполнения аппликаций из листьев и семян. Подбор колорита в работах, сочетание цветов. Эстетические требования к качеству изделий. Техника безопасности.
Практика:
Подготовка листьев к работе. Создание эскиза, фона. Подготовка основы. Выбор композиции. Изготовление отдельных декоративных работ: «Дерево», «Фоторамка», «Пейзаж».
Тема № 3. Плетение – 24 часа.
Теория:
Виды плетения. Материалы для плетения. Подробное изучение техники плетения бисером. Изучение основных форм бисероплетения. Знакомство с техникой ганутель. Виды материалов для использования в технике ганутель.
Практика:
Изготовление поделок из бисера: «Бабочка», «Береза». Изготовление поделок с применением техники ганутель: «Одуванчик», «Лилии».
Тема № 4. Шитье – 10 часов.
Теория:
Техника безопасности. Правильное положение рук при шитье. Способы шитья. Виды ниток.
Практика:
Изготовление сложной композиции «Лотос».
Тема № 5. Лепка – 18 часов.
Теория:
Виды лепки. Как правильно работать с пластилином? Техника безопасности при работе с пластилином. Изучение аппликации из пластилина. Изучение вспомогательных материалов при работе с пластилином.
Практика:
Изготовление аппликаций из пластилина «Тигренок», «Зайчонок».
Система диагностики результативности программы.
(по материалам статьи С.В.Астраханцевой, Дополнительное образование и воспитание. №3, 2007г.)
Результат программы
Направления диагностики
Возрастные характеристики учащихся
Параметры диагностики
Методы диагностики
Методики.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Воспитание.
Самоорганизация свободного
времени
7-10 лет
Потребность в продуктивном проведении
досуга.
Анкетирование
Анкета
«Я и мое свободное время»
11-14 лет
15-17 лет
Профессиональное самоопределение
7-10 лет
Профессионально важные качества
Метод наблюдения, метод экспертных оценок.
Анкета для педагогов «Профессиональные качества».
11-14 лет
Профессиональные интересы
Тестирование.
Опросник
«Я предпочту».
15-17 лет
Профориентация, готовность к выбору профессии.
Анкетирование.
Анкета
«Моя будущая профессия»
Развитие.
Особенности
личностной сферы
7-10 лет.
Самооценка
Тестирование,
метод наблюдения
Методика
«Лесенка»
Творческие способности
Тестирование, проективные методики, метод экспертных оценок.
Тест Торренса «Закончи рисунок»,
анкета для педагогов.
11-14 лет.
15-17 лет.
Самоотношение личности.
Тестирование, проективные методики.
«Оценка самоотношения личности»
(по В.В.Столину).
Творческие способности
Тестирование, проективные методики.
Тест Торренса «Закончи рисунок»,
анкета для педагогов.
Особенности личности в системе социальных отношений.
7-10 лет.
Удовлетворенность отношениями в группе, положение личности в коллективе и его сплоченность.
Социометрические и референтометрические методы; наблюдение;
проективные методики.
«Социометрия»,
анкета
«наши отношения»,
анкета «Сплоченность коллектива».
11-14 лет.
15-17 лет.
Удовлетворенность отношениями в группе, положение личности в коллективе и его сплоченность.
Социометрические и референтометрические методы; наблюдение;
проективные методики.
«Социометрия»,
«Оценка психологического климата коллектива».
Коммуникативные навыки.
Метод наблюдения, анкетирование, тестирование
Тест «Коммуникативные и организаторские способности»
Обучение.
Теоретические и практические ЗУН
7-10 лет.
Прогнозируемые результаты освоения каждого раздела программы в зависимости от возраста учащихся и уровня обучения..
успехи и достижения учащихся в процессе освоения программы.
Результаты конкурсов,
конференций и фестивалей.
Анализ продуктов творческой деятельности: презентация работ,участие в городских и региональных выставках, конкурсах;
метод наблюдения, метод экспертных оценок.
Тестовые и контрольные задания по изучаемым темам и разделам программы
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
Составление альбома лучших работ.
Проведение выставок работ учащихся:
в классе
в образовательном учреждении.
Участие в ежегодной районной выставке детского прикладного и технического творчества.
Результативность:
Результатом занятия должно быть достижение цели занятия: приобщение детей к некоторым знаниям по работе с бумагой, работе с природными материалами, плетения, шитья и лепкипутем решения поставленных перед учащимися и педагогом задач.
Практическим же результатом занятий является достаточно высокий технический и уровень выполнения практических работ.