kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по внеурочной деятельности "Служу Отечеству пером"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Служу Отечеству пером» и все ее разделы ориентированы на достижение конкретного результата (учебный проект, создание собственного текста, сценария, презентации, собственного журнала). Теоретические разделы программы изучаются с использованием исследовательских методов обучения. Знакомя ребят с азами издательской деятельности (создание макета номера журнала, выбор названия издания, редактирование материала, виды сбора информации и т.д.), можно предложить самостоятельно проанализировать несколько номеров различных журналов, сравнив их по нескольким критериям, подобрать варианты названия, структуры, оформления журнала, мотивировав свой выбор. Ситуация поиска, исследования создается на занятии благодаря заданию-индуктору, привлекающему своей оригинальностью, новизной, значимостью обсуждаемой проблемы.

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности "Служу Отечеству пером"»





МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГКОУ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ МО РФ»







Рабочая программа


по внеурочной деятельности «Служу Отечеству пером»

общекультурного направления развития воспитанников




Срок реализации -1год,

возраст детей 13-14 лет.





Составитель: Евдокова Л.И.


преподаватель русского языка и литературы

первой квалификационной категории






Санкт-Петербург
2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Служу Отечеству пером» и все ее разделы ориентированы на достижение конкретного результата (учебный проект, создание собственного текста, сценария, презентации, собственного журнала). Теоретические разделы программы изучаются с использованием исследовательских методов обучения. Знакомя ребят с азами издательской деятельности (создание макета номера журнала, выбор названия издания, редактирование материала, виды сбора информации и т.д.), можно предложить самостоятельно проанализировать несколько номеров различных журналов, сравнив их по нескольким критериям, подобрать варианты названия, структуры, оформления журнала, мотивировав свой выбор. Ситуация поиска, исследования создается на занятии благодаря заданию-индуктору, привлекающему своей оригинальностью, новизной, значимостью обсуждаемой проблемы. Так при изучении темы «Из истории журналистики» перед учащимися выдвигается гипотеза: «Можно утверждать, что если Некрасов оставил название пушкинского журнала, то он сохранил основные принципы «Современника».

В практической части программы «Служу Отечеству пером» предусмотрено создание собственного текста разных жанров, сценария литературной гостиной, презентации школьного журнала «Алые погоны», словарика юного журналиста. Все учебные проекты предполагают широкое использование компьютерных технологий и информационных ресурсов сети Интернет.

Самый эффективный способ усвоения материала - практика. Изучение каждого раздела программы завершают практические занятия, где через систему тренингов юные журналисты формируют навыки сбора, обработки информации, написания и корректирования текстов в различных жанрах публицистики и художественной литературы. На тренинге «Как создать редакцию школьного журнала?» используется метод ролевой игры: каждый член команды получает и исполняет определенную роль( редактор, корреспондент, корректор и т. д.) с целью решения конкретной учебной задачи - создание макета номера журнала. При проведении круглого стола «Творческая индивидуальность в журналистике» используется метод кейса: создается проблемная ситуация, требующая определения критериев творческой личности вообще и в журналистике в частности. Подобный тренинг, проводимый в форме дискуссии, помогает развивать коммуникативные качества учащихся, вырабатывает навыки ведения дискуссии, учит аргументированно доказывать свою точку зрения, что очень важно для формирования журналистской этики.

Несмотря на то, что в журналистике очень важную роль играет понятие творческой индивидуальности, выпуск школьного журнала - это коллективный продукт, поэтому необходимо развивать умения работать в группе. На тренинге «Как создать редакцию школьного журнала?» учащиеся применяют свои знания теории различных жанров публицистики и художественной литературы в нестандартной ситуации: за определенное время моделируют ситуацию из журналистской практики и коллективно создают творческий продукт - макет журнала. Данная форма обучения не только развивает коммуникативные качества юных журналистов, их творческие способности, но и обогащает их эмоциональный опыт.

Для любой творческой личности характерна не только потребность самовыражения, но и желание получить эмоциональный отклик на свое творчество, поэтому в рамках реализации данной программы активно применяются такие формы работы, как литературные гостиные, презентации журнала «Алые погоны», творческие отчеты членов объединения. Данная форма повышает мотивацию обучения, позволяет реализовать творческие способности учащихся. На презентации журнала «Алые погоны» юные журналисты знакомят аудиторию со структурой школьного журнала, его историей, используя компьютерную презентацию.

Качество школьного художественно-публицистического издания, уровень опубликованных в нем работ зависит от степени знакомства юных авторов с практикой журналистской деятельности, от общения с профессионалами. В программе предусмотрена такая форма обучения, как выездные занятия: встреча с журналистами местных СМИ, интервью известных в городе людей, командировки на городские мероприятия с заданием от редакции журнала, летняя практика. Материал, собранный во время таких командировок, часто является основой будущих публикаций в издании «Алые погоны» или газете «Суворовские вести».

Обучение журналистике невозможно без приобретения учащимися знаний композиционных и художественных особенностей различных жанров. Эталоном стиля являются произведения талантливых писателей и публицистов. Поэтому при формировании навыков создания собственного текста уместно использовать метод лингвопоэтического и лингвистического анализа произведений известных авторов ( моделированный урок «Волшебная сила искусства» при изучении темы «Аналитическая журналистика» ( анализ статьи Д.С.Лихачева об искусстве), метод коллективного редактирования готовящего к публикации материала.

Метод самостоятельной или групповой работы помогает научить юных журналистов работать с различными источниками информации, адекватно формулировать свою точку зрения, предлагать пути решения обозначенной в тексте проблемы.

Методика данной программы предусматривает различные способы проверки результатов усвоения курса. На первом, репродуктивном уровне организации деятельности учащихся основными формами представления результатов работы являются тесты, практические работы, зачеты, контрольные работы. На эвристическом уровне, изучения программы «Служу Отечеству пером» предполагается качественно более высокий уровень презентации результатов работы учащихся: участие в районных, областных и региональных конкурсах, творческие отчеты , учебные проекты, презентации школьного журнала, публикации в газете «Суворовские вести» и журнале «Алые погоны».

Теоретической основой данной методики является технология сотрудничества в обучении (Г.А.Цукерман, В.В.Рубцов, методика Д.Хассарда «Обучение в малых группах сотрудничества»).

Система занятий программы «Служу Отечеству пером»» построена таким образом, чтобы на каждом уроке воспитанник узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. Воспитанникам предлагается не только рассказывать о школьных событиях, но и создавать работы, приуроченные к знаменательным датам. С этой целью предусматриваются как индивидуальные, так и групповые занятия. Каждый номер газеты представляет своего рода задачу, связанную с необходимостью раскрыть определенную тему. Тема позволяет объединить статьи учащихся общей идеей, а их работу сделать направленной.
На занятиях по внеурочной деятельности практикуется создание особой эмоциональной среды (импровизированной редакции журнала, литературной гостиной, круглого стола).


Цель программы

Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами журналистского мастерства в процессе создания газеты «Суворовские вести» и художественно-­публицистического журнала «Алые погоны».
Программа «Служу Отечеству пером» нацелена на развитие культуры речи учащихся, занимающихся подготовкой и выпуском газеты. Программа знакомит школьников с главными аспектами культуры письменной речи, помогает им совершенствовать навыки работы над статьями на школьную тематику. Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребенка.
Методика подготовки юных журналистов ориентирована на самореализацию и социореализацию школьников. Обучаясь основам журналистики, они приобретают социальный и эмоциональный опыт, самостоятельность суждений.


Особенностью данной программы является непосредственное общение участников кружка с людьми, которые работают в СМИ. Для этого программой предусмотрены следующие мероприятия:

  1. публикация школьной газеты на сайте СПб СВУ, размещение материалов
    в журнале «Алые погоны»;

  2. знакомство с сотрудниками СМИ г. Санкт-Петербурга и спецификой их работы;

  3. участие начинающих журналистов в районных, городских мероприятиях, конкурсах, конференциях, проектной деятельности и т.д.;

  4. проведение училищных конкурсов на лучшее художественное фото, статью, название ротной газеты, рубрики и т.д.;

  5. проведение открытого мероприятия – презентации училищной газеты.


Задачи:

Предметные:

  • способствовать овладению учащимися навыками создания газеты и журнала;

  • формировать навыки создания собственного текста в различных жанрах публицистики и художественной литературы;

  • формировать систему знаний по основам журналистики;


Метапредметные:


  • развивать эмоциональные качества, чувственный опыт учащихся;

  • приобщать учащихся к классической художественной литературе и публицистике, развивать их эстетический вкус;

  • развивать коммуникативные качества;

  • развивать интеллектуальные и творческие способности.


Личностные:

  • формировать гражданскую позицию учащихся;

  • воспитать чувство ответственности;

  • воспитать нравственные качества воспитанников: верность слову, преданность Родине;

  • формировать осознанное отношение к военной профессии;

  • формировать потребность в постоянном повышении уровня информированности.


Принципы построения программы:

  • художественно-эстетический принцип, основанный на установлении связей между всеми видами искусства,

  • предполагающий формирование личностной культуры учащихся;

  • литературоведческий принцип, предполагающий анализ художественного и публицистического текста;

  • принцип социализации, предполагающий первоначальное знакомство с профессией журналиста, формирующий потребности в самостоятельной продуктивной творческой деятельности.


Условия реализации программы

Программа рассчитана на 3 года обучения.

Программа предназначена для детей, проявляющих интерес к журналистике, стремящихся получить знания, необходимые для создания собственных текстов в различных жанрах публицистики и художественной литературы, желающих публиковать свои работы в газете «Суворовские вести» и журнале «Алые погоны», местных СМИ.

Возраст детей, которым адресована программа - 12 - 13лет.

интерес к журналистике, умение пользоваться компьютером, первые опыты в создании собственных текстов.

Режим работы: 2 часа в неделю.

Норма наполняемости группы: не менее 8 человек.

Формы и методы проведения занятий

Словесные: лекции по истории журналистики, беседы, анализ текстов различных жанров публицистики и художественной литературы.

Наглядные: демонстрация видеоматериалов, работа по образцу.

Практические: выпуск газеты и журнала «Алые погоны», практикумы по корректированию собственного, чужого текста, презентация журналов, тренинги.

Исследовательские: групповые и индивидуальные проекты на основе самостоятельной исследовательской и творческой работы.

Формы работы.

Индивидуальная и групповая работа, связанная со сбором и анализом информации, выпуск школьного журнала, литературная гостиная, творческая мастерская, консультация, презентация, литературная игра, лекция, беседа, экскурсия, ролевая игра, творческий отчет, репетиция, выездные занятия в редакции местных СМИ.



Задачи курса:

  • расширение представлений о газетных жанрах;

  • развитие коммуникативной компетенции через участие в создании училищной газеты; развитие культуры речи учащихся;


  • развитие познавательного интереса к СМИ;

  • содействие личностному росту учащихся;

  • еженедельный выпуск газеты «Суворовские вести».


Формы контроля:

  • самостоятельные работы в различных жанрах журналистики;

  • семинары-практикумы по изученной теме;

  • творческие конкурсы;

  • публикации в еженедельном выпуске училищной газеты.


Оборудование:



  1. принтер;

  2. бумага для печати газеты, статей;

  3. призы за победу в конкурсах (грамоты, канц.товары);

  4. оборудование для показа слайдовых презентаций (проектор, компьютер);


















Тематическое планирование на 2019-2020учебный год

Тема занятия

Всего часов

Теория

Практика


1-2

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности, охрана труда, правила противопожарной безопасности, правили поведения.

Знакомство обучаемых с целями и задачами программы. Обсуждение рубрик.



2



2



Тема 1.ЖУРНАЛИСТИКА КАК ПРОФЕССИЯ

20



3-4

5-6

Формирование представлений о профессии журналиста

4

4


7-8

9-10

Место журналистики в мировой истории и современном мире: все-таки «вторая древнейшая» или «четвертая власть»?

4

4


11-12

13-14

Функции журналиста. Требования к журналисту

4

4


15-16

17-18

18-20

21-22

Известные мировые и отечественные журналисты. Их статьи, репортажи, книги.

8


4


Тема 2. ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

32



23-24

25-26

Возникновение журналистики. Аналитическая журналистика

4

4


27-28

29-30

История детской журналистики

4

4


31-32

33-34

35-36

37-38

Известные детские журналисты. Издания и юнкоры.

История создания журнала «Костер»

Архив номеров журнала

8

4

4

39-40

41-42

43-44

45-46

47-48

49-50


Организация журналистской деятельности

Формирование команды корреспондентов

Формирование команды фотокорреспондентов

Редакторы-корректоры

Внештатные корреспонденты

Организация и планирование работ по направлениям

12

4

8

51-52

53-54

Как создать редакцию школьного журнала?

4




Тема 3. ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ

76



55-56

57-58

Жанры журналистики, их особенности.

4

4


59-60

61-62

Основные понятия. Творческая индивидуальность в журналистике

4

4


63-64

65-66

Откуда берутся темы? Где и как их искать?

4

4


67-68

69-70

71-72

73-74

Заметка. Подбор материалов из разных изданий

Практическая работа.

8

4

4

75-76

77-78

79-80

81-82


Интервью. Подбор материалов из разных изданий/Практическая работа.

8

4

4

83-84

85-86

87-88

89-90

Статья. Подбор материалов из разных изданий

Практическая работа.

8

4

4

91-92

93-94


Репортаж. Подбор материалов из разных изданий Практическая работа.

4


4

95-96

97-98

99-

100

101-102



Очерк. Подбор материалов из разных изданий

Практическая работа.

8

4

4

103

104

105

106

107

108

109

110


Фельетон.

Подбор материалов из разных изданий Практическая работа.

Известные авторы-фельетонисты

Сатирические журналы 20-30-х годов

Темы публикуемых материалов

Написание сатирических статей на училищную тему

8

4

4

11

112

113

114


Публицистический стиль русского литературного языка.

Статьи, заметки, репортажи

Подбор материалов в газету

4

4


115

116

117

118

118

120

121

122


Информационные жанры.

Виды информационных жанров.

Новостные, спортивные, криминальные

Использование информационныз жанров в газете «Суворовские вести»

Подготовка материалов, написание, редактирование, художественное оформление

Место материала в газете

8

8


123

124

125

126

127

128

Аналитически жанры.

Слушание предлагаемых материалов разных жанров для печати в газете «Суворовские вести»

Поиск лучших работ, заседание редакционной коллегии.

6

6


129

130

131

132

Художественно- публицистский жанр

Создание проекта газеты «Суворовские вести»

Выпуск газеты


4

4


133

134

135

136

Итоговые уроки. Подведение итогов, награждение лучших авторов, корреспондентов, редакторов.

Всего136 часов

4ч.









Список литературы:

1. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. М., 2000.

2. Бушко О.М. Школьный словарь литературоведческих терминов. М., 2005.

3. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971.

4. Клочихина Е.В. Выпускаем стенгазету // Начальная школа. 2004. № 3. С. 61-67.

5. Лотман Ю.В. Структура художественного текста. М., 1970.

6. Пронина Е. Школьная газета: пробуждение "Я" // Вестник образования. 2004. № 2. С. 233-240.

7. Семёнов Г. Как создать детское общественное объединение // Воспитание школьников. 2004. № 5. С.30-38

Сухарева Л.И, Журналистика и русский язык. Элективный курс. 10-11 классы: учебно-методический комплект/Л.И. Сухарева. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 192с. - (Профильное обучение).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа по внеурочной деятельности "Служу Отечеству пером"

Автор: Евдокова Людмила Ивановна

Дата: 09.02.2021

Номер свидетельства: 572602

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства