Программма по профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления пав «дороги, которые мы выбираем…»
Программма по профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления пав «дороги, которые мы выбираем…»
Современная школа оказывает систематизированное и последовательно влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Это возлагает педагогических работников большую ответственность. Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получать высокий уровень образования и искать своё место в будущем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программма по профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления пав «дороги, которые мы выбираем…»»
МБОУ СОШ № 26 города Ставрополя.
ПРОГРАМММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ, ПРАВОНАРУШЕНИЙ И УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ
«ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ…»
АВТОР
Социальный педагог Полтавцева Е.В.
Паспорт профилактической программы
МБОУ СОШ №26 г. Ставрополя.
Наименование
программы.
Программа по профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ
« Дороги, которые мы выбираем…»
Основание для
разработки.
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
Конвенция о правах ребёнка 1989г.
Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г.
Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО 1995г.
Закон РФ «Об образовании» от 13.01.1996г. №12 ФЗ.
Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06ю1999г. №12.
«Национальная доктрина образования» Правительства РФ от 04.10.2000г
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ»
от 11.07.2005г. №422.
Окружные образовательные и профилактические программы.
Устав МБОУ СОШ №26 г. Ставрополя.
Разработчики программы.
Социальный педагог МБОУ СОШ №26 Полтавцева Е.В.,
Цель
программы.
Формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни,
раскрытие личностного потенциала ребёнка:
- сохранение и укрепление здоровья обучающихся, повышения качества их жизни;
- формирование потребности вести здоровый образ жизни;
- воспитание нравственных качеств личности, влияющих на формирование активной гражданской позиции;
- выявление особенностей личности учащихся для дальнейшего развития и поиска своего места в жизни;
- ознакомление учащихся с основами правовой системы РФ по мере их взросления, защита прав и свобод несовершеннолетних в соответствии Конвенцией о правах ребенка, Семейным кодексам РФ и другими законами и постановлениями Российской Федерации.
Задачи
программы.
Осуществлять мероприятия по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважению к правам человека.
Развивать физические качества и обеспечивать основной уровень физической подготовки детей в образовательном учреждении.
Формировать у учащихся устойчивого отрицательного отношения к «первой пробе» ПАВ.
Разработать эффективные механизмы совместной деятельности участников воспитательной системы школы: родительской общественности, ученического самоуправления и педагогического коллектива.
Формировать морально-волевые качества школьников.
Создать благоприятный психоэмоциональный климат в школьном сообществе для творческого эффективного взаимодействия коллективов, составляющих потенциал школы.
Создать условия для доверительного общения, восприятия информации о негативном влиянии ПАВ на организм человека.
Научить учащихся делать осознанный выбор в любой жизненной ситуации и решать возникшие проблемы самостоятельно.
Оказать педагогам и родителям помощь в приобретении специальных знаний и навыков, а также давать социальную и психологическую поддержку семьям.
Обучать детей эффективным методам поведения в нестандартной ситуации, формировать стрессоустойчивую личность, способную строить свою жизнь в соответствии с нравственными принципами общества.
Способствовать раскрытию потенциала личности ребёнка через научно-методическую, воспитательную, профориентационную работу школы.
Обеспечивать законные интересы и защиту прав несовершеннолетних.
Сроки и этапы
реализации.
Программа рассчитана на 2014-2016 годы.
Этап разработки программы сентябрь 2014г.
Этап реализации программы профилактической работы в рамках предлагаемой концепции: 2014-2015, 2015-2016 учебные годы.
Этап рефлексии: май – июнь 2016 год.
Исполнители
программы.
Зам. директора по ВР, социальный педагог,
Совет по профилактике, психолог, методическое объединение классных руководителей, методические объединения педагогов- предметников, методические объединения педагогов дополнительного образования, родительские комитеты школы.
Перечень разделов
программы.
Пояснительная записка.
Программа профилактической работы в течение года.
План профилактической работы в течение учебного года
Особенности предлагаемой профилактической программы.
Перспективы развития данной программы в МБОУ СОШ №26 г. Ставрополя
Ожидаемые конечные
результаты программы.
Создание системы профилактической работы в школе.
Разработка эффективных механизмов совместной деятельности участников воспитательной системы школы: родительской общественности, педагогического коллектива, ученического самоуправления.
Повышение психолого-педагогической грамотности родителей учащихся школы.
Повышение медико-психологической компетентности педагогического коллектива школы.
Снижение факторов риска потребления ПАВ в детско-подростковой среде.
Уменьшение числа «трудных» подростков в школе.
Активное и результативное участие учащихся школы в различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях.
Формирование здорового жизненного стиля и эффективных линий поведения у детей и подростков.
Создание здоровой и безопасной среды в школе.
Система организации
контроля, за исполнением программы.
Участники воспитательной системы предоставляют отчёты по итогам работы за год администрации школы: итоговый; отчет методических объединений о работе по данной проблеме сдаётся завучу; отчёт деятельности родительской общественности составляет зам. директора по ВР. Итоговый отчёт и анализ годовой работы составляются социальным педагогом и зам. директора по ВР, он предоставляется директору школы в отчётные сроки.
Программа по профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ
« Дороги, которые мы выбираем…»
Пояснительная записка.
Современная школа оказывает систематизированное и последовательно влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Это возлагает педагогических работников большую ответственность. Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получать высокий уровень образования и искать своё место в будущем.
Ежегодный мониторинг и анализ социального состава семей учащихся нашей школы позволяет утверждать, что около 87% родителей школьников имеют высшее образование, являются служащими, составляют творческую и техническую интеллигенцию государства. Учитывая это, можно предположить, что дома детей настраивают на получение качественного образования для достижения достойного материального и духовного уровня жизни в будущем. Также наблюдается тенденция роста количества детей в семьях, что, несомненно, связано с политикой государства в этом вопросе, меры ответственности граждан за будущее своих детей. Рост благосостояния многих семей позволяет одному из родителей (матери) не работать, и в связи с этим обстоятельством больше уделять времени и сил воспитанию детей. Принимая выше перечисленные факты во внимание, школа старается максимально привлечь родительскую общественность к реализации данной профилактической программы, как заинтересованную в получении положительных результатов воспитания.
Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, позволяющая спрятаться от действительности, различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем, повышение количества правонарушений, вследствие безнадзорности детей. Анализ предыдущего периода работы школы выявил, что в «группу риска» попадают учащиеся из-за дисгармоничных отношений в некоторых семьях, соматических заболеваний детей, неблагополучных ситуаций в коллективе сверстников, вследствие возрастных психо-эмоциональных особенностей школьников, отсутствия свойства толерантности у 40% подростков, средовой адаптации учащихся. В реализации данной программы ученик является не только объектом педагогического и профилактического воздействия, но и ее активным участником.
Приоритет в области профилактики безнадзорности, преступности и употреблении ПАВ принадлежит семье и образовательным учреждениям разного уровня, что подтверждено законом РФ «Об образовании», постановлениями и программами правительства РФ, Семейным кодексом РФ.
Перед образовательными учреждениями стоит множество целей и задач, связанных с организацией и совершенствованием воспитательного процесса в современном мегаполисе, отмечены следующие направления, требующие повышенного внимания со стороны воспитательной системы образовательных учреждений города: формирование социально-активной личности, культуры здорового образа жизни, активное вовлечение семьи в процесс воспитания, обеспечение деятельности детских объединений и кружков по интересам, формирование толерантности и способности к осознанному выбору у обучающихся, сопротивление вредным, асоциальным привычкам.
Принимая во внимание выше изложенное и то, что ребенок, в виду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и защите, мы ставим в своей профилактической программе следующие цели:
сохранение и укрепление здоровья обучающихся, повышение качества их жизни;
формирование потребности вести здоровый образ жизни;
воспитание нравственных качеств личности, влияющих на формирование активной гражданской позиции;
выявление особенностей личности учащихся для дальнейшего развития и поиска своего места в жизни;
ознакомление учащихся с основами правовой системы РФ по мере их взросления, защита прав и свобод несовершеннолетних граждан в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Семейным кодексом РФ и другими законами и постановлениями Российской Федерации.
Анализ воспитательной и профилактической работы школы в 2011-2012 учебном году, закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», позволил сформулировать следующие задачи, решаемые данной программой:
1.Осуществлять мероприятия по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважению правам человека.
2. Развивать физические качества и обеспечивать основной уровень физической подготовки детей в образовательном учреждении.
3.Формировать у учащихся устойчивого отрицательного отношения к «первой пробе» ПАВ.
4.Разработать эффективные механизмы совместной деятельности участников воспитательной системы школы: родительской общественности, ученического самоуправления и педагогического коллектива.
5. Формировать морально-волевые качества школьников.
6. Создать благоприятный психоэмоциональный климат в школьном сообществе для творческого эффективного взаимодействия коллективов, составляющих потенциал щколы.
7. Создать условия для доверительного общения, восприятия информации о негативном влиянии ПАВ на жизнь человека.
8. Научить учащихся делать осознанный выбор в любой жизненной ситуации и решать возникшие проблемы самостоятельно.
9. Оказать педагогам и родителям помощь в приобретении специальных знаний и навыков, а также предоставлять семьям социальную и психологическую поддержку.
10. Обучать детей эффективным методам поведения в нестандартной ситуации, формировать стрессоустойчивую личность, способную строить свою жизнь в соответствии с нравственными принципами общества.
11. Способствовать раскрытию потенциала личности ребёнка через научно-методическую, воспитательную, профориентационную работу школы.
12. Обеспечить законные интересы и защиту прав несовершеннолетних.
Под профилактикой подразумевают научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение физических и социокультурных коллизий у отдельных индивидов группы риска, сохранение поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Поэтому программа составлена на следующих научных и методологических принципах реализации:
Дифференцированность: учёт возрастных особенностей и специфики работы с детьми группы риска.
Аксиологичность: формирование у детей и подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к человеку и т.д., которые являются регуляторами их поведения, что является одним из основных морально-эстетических барьеров формирования асоциальных форм поведения.
Многоаспектность: сочетание различных направлений целевой профилактической работы, где ведущими аспектами такой деятельности являются образовательный, воспитательный, социальный, психологический.
Последовательность (этапность).
Преемственность.
Законность: первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка в области безопасности, здоровья и законодательства.
Партнерство: консолидация возможностей социальных групп, общественных и межведомственных организаций.
Целостность: единство стратегии скоординированного развития всех частей программы, что может быть достигнуто на основе баланса интересов участников программы.
Саморазвитие: уровень самодостаточности программы, наличие внутренних источников совершенствования, способных адаптировать ее к изменениям в обществе.
Профилактическая программа школы включает основных ее участников и включает следующие разделы:
- работа с учащимися;
- взаимодействие с родительской общественностью;
- работа с педагогами школы;
- сотрудничество с межведомственными и общественными организациями.
Для достижения положительного результата действия программы педколлектив использует следующие технологии: личностно-ориентированные, групповые, коллективные, коррекционные, интегративные, интерактивные.
Данные технологии реализуются в диспутах, лекциях, семинарах, тренингах, круглых столах, педсоветах конференциях, экскурсиях, играх, конкурсах, олимпиадах, беседах, коллективных творческих дел, соревнованиях и других форма работы.
Реализация выше изложенных целей, задач и принципов предполагает достижения следующих результатов:
- создание системы профилактической работы в школе;
- разработка эффективных механизмов совместной деятельности участников воспитательной системы школы;
- повышение психолого-педагогической грамотности родителей учащихся;
- повышение медико-психологической компетентности педагогического коллектива;
- снижение факторов риска потребления ПАВ в детско-подростковой среде;
- уменьшение числа «трудных подростков» в школе;
- активное и результативное участие школьников в различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях;
- формирование здорового жизненного стиля и эффективных линий поведения у детей и подростков;
- создание здоровой и безопасной среды в школе.
Школа имеет хорошую материально-техническую базу, кадрово-профессиональный состав и глубокие традиции, передающиеся от одного поколения учеников и учителей к другому, опыт сотрудничества с общественными и межведомственными организациями, что создает благоприятные условия для успешного выполнения программы.
Программа профилактической работы
в течение года.
Ключевые компоненты
Формы работы
Сроки
Ответственные
Изучение и диагностическая работа с учащимися и их семьями.
Целенаправленная работа
по диагностике детей, поступающих в школу.
Изучение документов, личных дел, беседы с родителями и детьми.
август
Соц. педагог, психолог, классные руководители
2. Изучение детей и составление социального паспорта семьи с целью пролонгированной работы.
Сбор материалов, выявление первоочередных задач воспитания и обучения, наблюдение, тестирование.
сентябрь
Классные руководители, соц. педагог.
3. Адаптация школьников 1,5, , 10-х классов.
Индивидуальные беседы со школьниками, их родителями, приобщение учащихся к творческим делам класса, запись в кружки и секции, т.е. формирование детского коллектива, проведение педсоветов.
сентябрь-
декабрь
зам. директора по ВР, соц. педагог, кл. руководители.
4. Изучение личности каждого ребенка и выявление среди них учащихся, требующих особого внимания педагогического коллектива школы.
Коллективные школьные и классные мероприятия, родительские собрания.
в течение учебного года
Классные руководители и учителя, психологи, зам. директора по ВР, социальный педагог, совет по профилактике.
5.Установление неуспешности детей в различных видах деятельности.
Тестирование, анкетирование, наблюдения, беседы.
в течение учебного года
Психологи, социальный педагог, совет по профилактике.
2. Профилактическая работа со школьниками.
1. Коррекционная работа с «группы риска».
Организация свободного времени, отдыха в каникулы, раскрытие потенциала личности ребенка в ходе бесед, тренингов.
2. Работа по формированию потребности вести здоровый образ жизни.
Классные часы, лекции, спортивные секции и соревнования, экскурсии, проведение дней Здоровья, организация активного общественно-полезного зимнего и летнего отдыха.
в течение учебного года
Зам. директора по ВР, классные руководители.
3.Профориетационная работа со школьниками с целью поиска своего места в жизни и смысла жизни.
Работа дискуссионного клуба, круглые столы, проектная деятельность, научные кружки, конференции, предметные олимпиады, интеллектуальные марафоны, конкурсы, презентации, встречи с интересными людьми.
3. Медико-психологическое и правовое просвещение классных руководителей и учителей-предметников.
Учебно-просветительская работа среди учителей, классных руководителей в области негативного влияния ПАВ, табакокурения на организм человека, психологической и правовой помощи подростку.
Подведение итогов профилактической работы всего педагогического коллектива, рассмотрение предложений, рекомендаций по данной проблеме.
Круглый стол, конференция, семинар, педсовет.
апрель-
май
Администрация школы, психолог, социальный педагог.
План профилактической работы в течение учебного года.
№
мероприятия
сроки
ответственные
1. Работа с педагогами.
1.
Проведение «Круглого стола»
«Адаптация учащихся 5х классов в средней школе»
Сентябрь
декабрь
Зам по УВР,
соц. Педагог,
психолог
2.
Диагностика учащихся и их семей на начало учебного года
сентябрь
Классные руководители,
психолог
3.
Заседание методобъединения классных руководителей «Работа с детьми, требующими особого внимания. Работа с документацией по внутришкольному контролю».
в течение года
Социальный педагог
4.
Составление и утверждение плана проведения мероприятий по профилактике правонарушений, наркомании, курения, употребления алкоголя.
сентябрь
Социальный педагог
5.
Семинар для учителей школы «Права ребенка» в международных документах и документах РФ
ноябрь
Социальный педагог
6.
Встреча с инспектором ПДН ОВД
февраль
Социальный педагог
7.
Проведение собеседования с классными руководителями об учащихся, состоящих на внутришкольном учете, с целью выявления положительных результатов и снятия учащихся с внутришкольного учета.
в течение года
апрель
Социальный педагог
8.
Посещение военных частей, ОМОНА и других структур учащимися школы
в течение года
Зам. директора по ВВР
9.
Семинар классных руководителей. Анализ профилактической работы правонарушений, наркомании, курения, употребления алкоголя.
май
Зам. директора по ВР, соц. педагог
10.
Составление перспективного плана работы на новый учебный год
май
Соц. педагог
2. Работа с родителями.
1.
Составление плана тематических выступлений на родительских собраниях
в целях адаптации учащихся в новом учебном году и профилактики стресса у детей:
«Особенности подросткового возраста»
«Как стать достаточно хорошим родителем»
«Роль и ответственность семьи в воспитании ребенка»
«Формирование здорового образа жизни у школьников – традиция школы»
Сентябрь
Сентябрь
Ноябрь январь
март
Социальный педагог, психолог.
Классные руководители
Психолог
2.
Ознакомление родителей с расписанием работы школьных спортивных секций, кружков дополнительного образования
Сентябрь
октябрь
Классные руководители
3.
Выбор общешкольным родительским комитетом группы родительской общественности по вопросам профилактики безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ
сентябрь
Администрация
Общешкольный родительски комитет
4.
Индивидуальное консультирование и групповая работа с родителями профессиональными психологами психологического центра, табакокурения, употребления алкоголя.
в течение года
Психолог, соц. педагог
5.
Ознакомление родителей с Правилами и Уставом школы.
сентябрь
Классные руководители
6.
Привлечение родителей для участия в классных и школьных мероприятих (концертах, творческих встречах, встречах с ветеранами, экскурсий, походов, проведения тематических классных часов и т.д.)
в течение года
Классные руководители
7.
Проведение родительских дней
в течение года
Зам по УВР, Классные руководители
8.
Консультирование родителей специалистами центра «Доверие»
в течение года
Социальный педагог
9.
Индивидуальные консультации
в течение года
Психолог
Социальный педагог
Классные руководители
10.
Участие родителей в праздниках окончания учебного года, на которых объявляются достижения учащихся.
май
Классные руководители
11.
Встреча инспектора ОДН с общественностью школы
март
Родительский комитет школы,
Соц. педагог.
12.
Родительские собрания по теме: «Вариативность образования как возможность найти свое место в жизни»
октябрь
Кл. руководители
3. Работа с детьми.
1.
Ознакомление учащихся 5х – 11х классов с Правилами для учащихся
школы
сентябрь
Классные руководители
2.
Выявление причин отсутствия ученика в школе, опоздания учащегося в школу
ежедневно
в течение года
Классные руководители
администрация
3.
Ознакомление учащихся с расписанием
дополнительных занятий, спортивных секций, творческих кружков в школе
сентябрь
в течение года
Классные руководители
Руководители секций, кружков
4.
Диагностика учащихся 1х классов, 5х
классов, учащихся вновь прибывших в школу
сентябрь
октябрь
ноябрь
психолог
5.
Изучение занятости учащихся во второй половине дня
в течение года
Классные руководители
6.
Анкетирование учащихся 9х – 10х классов о дальнейшем выборе профессии
ноябрь
психолог
7.
Индивидуальные консультации с проблемными детьми
в течение года
Психолог
Социальный педагог
8.
Индивидуальная работа с детьми «группы риска» по вовлечению кружки, секции, факультативы
в течение года
Классные руководители
Социальный педагог
9.
Привлечение учащихся школы к участию школьных мероприятий , к деятельности школьного самоуправления.
в течение года
Классные руководители
10.
Проведение школьных массовых мероприятий с участием ветеранов, бывших выпускников, родителей, представителей городской общественности
в течение года
Зам. директора по ВР
11.
Беседы по профилактике правонарушений, наркомании, табакокурения, алкоголизма
Подготовка группы старшеклассников для проведения бесед учащимися
младших классов
в течение года
Инспектор ОДН
наркологи, психолог, классные руководители,
соц. педагог
12.
Проведение конкурсов плакатов, выступление агитбригады на тему пропаганды здорового образа жизни
в течение года
Социальный педагог,
Зам. директора по ВР, офицеры воспитатели.
13.
Классные часы по ПДД
Встреча с инспекторами ГИБДД
ежемесячно
в течении года
Классные руководители
Инспектор ГИБДД
14.
Проекты, классные часы по правовой культуре
в течение года
классные руководители
15.
Совет по профилактики
ваз в четверть,
по мере необходимости
Совет по профилактике, классные руководители
16.
Проведение полевых выходов
в течение года
Зам. директора по ВВР
17..
Анкетирование учащихся по теме «Школа в моей жизни»
в течение года
Социальный педагог
психолог
18.
Анкетирование учащихся 11 классов «Образ выпускника»
март
психолог
19..
Собеседование с подростками, состоящими на внутришкольном учете по итогам учебного года (перед снятием их с учета)
май
Совет по профилактике
20.
Выставка книг, журналов в библиотеке, стенды по профилактике правонарушений, наркомании, табакокурения, алкоголизма
в течение года
Заведующий библиотекой,
Зам. директора по ВР
21.
Посещение музея МВД
экскурсии
Кл.руководители
22.
Экскурсионная работа профориентационной направленности
экскурсии на предприятия
Кл.руководители
4. Работа с органами системы профилактики безнадзорности, правонарушений, употребление ПАВ
1.
Профилактические беседы с учащимися
в течение года
Инспектор ОПДН
3.
Встречи инспекторов ОПДН с родительской общественностью
в течение года
Инспектор ОПДН
4.
Участие в программах и проектах МОУ КШ по формированию здорового образа жизни и профилактике негативных проявлений
в течение года
Зам по ВР
Соц. педагог.
Циклограмма работы по профилактике безнадзорности и правонарушений в школе.
понедельник
День работы с администрацией.
Консультации с психологом, с замом по УВР.
Индивидуальные встречи, беседы с родителями.
вторник
Посещение уроков.
Индивидуальные беседы с педагогами и классными руководителями.
среда
Индивидуальные беседы с учащимися.
Посещение уроков.
Совет по профилактики.
четверг
Работа со школьной документацией.
Индивидуальные беседы с учащимися.
пятница
Посещение классных внеурочных мероприятий.
Подведение итогов по опозданиям учащихся в школу.
Работа с документацией.
Планирование работы на следующую неделю.
Положительным результатом работы по профилактике правонарушений среди учащихся школы можно считать:
Снижение количества «трудных детей», состоящих на внутришкольном учете;
Высокая активность и мотивация учащихся при подготовке общешкольных профилактических мероприятий.
3.Особенности предлагаемой профилактической программы формирования здорового жизненного стиля, здорового образа жизни в МБОУ СОШ №26 г. Ставрополя.
Указанное содержание воплощается в разрабатываемых и внедряемых на практике традиционных моделях профилактического процесса.
Программу «Здоровье человека» рассматриваем как важнейшую социальную, личностную ценность, тесно связанную с нравственным здоровьем, превращая охрану здоровья учащихся в одно из приоритетных направлений работы школы. Широкое понимание термина «здоровье» (и телесное, и духовное, и экологически чистая среда обитания) позволяет реализовывать программу как на уроках биологии, обществознания, физической культуры, так и во внеклассных мероприятиях, направленных на формирование культуры здорового образа жизни, любви к родной природе, уважительного, толерантного отношения к окружающим людям. Подготовка мероприятий проводится не только педагогическим коллективом школы, но и школьным самоуправлением, родительским комитетом школы и классов; к участию в воспитательных мероприятиях привлекаются сотрудники ряда организаций, занимающихся профилактической работой среди подростков и молодежи.
В условиях школы, когда обучающиеся загружены учебными занятиями, особое значение приобретает взаимосвязь и взаимопроникновение учебной и внеурочной работы. Можно привести несколько успешных примеров из практики школы.
На протяжении всей истории школы одним из основных направлений воспитательной работы школы является оздоровительно-спортивная работа в разных проявлениях: оздоровительно - трудовые и оздоровительно – спортивные, МБОУ СОШ №26 г. Ставрополя, участвует во всех спортивно-туристических соревнованиях, проводит полевые выходы и многое другое. В школе около 20 кружков и секций, в которых занимается большое количество детей, все дети «группы риска» посещают спортивные секции.
Огромной популярностью пользуются школьные полевые выходы, в которых ребята усваивают азы военной подготовки. На полевых выходах дети делятся на разновозрастные группы. Это способствует режиму дня, помогает в быту, в организации ежедневных военных играх. В такой ситуации старшие всегда на виду и должны показать только положительный пример младшим, младшим нравится, что о них заботятся. Для того чтобы класс стал коллективом, мог без проблем влиться в школьный коллектив, полноценно начать учиться с 1 сентября, педагоги, работающие в этом классе стараются вывозить по чаще ребят на природу. В походных условиях педагоги помогают ребятам показать себя, почувствовать плечо других, познакомиться с традициями школы. Полученные навыки на практике помогают ребятам в учебной деятельности, дают возможность оценить себя и своих товарищей в новой обстановке, позволяют по-новому оценить всем известные правила и нормы поведения, увидеть практический смысл в их содержании. Родители, вместе с педагогами выезжают вместе с детьми, помогают сохранить преемственность поколений, традиции школы и это способствует формированию, осознанию единства педагогического коллектива, обучающихся и их родителей, общности стоящих перед ними целей.
Школа отводит большую роль в обучении и воспитании учащихся экскурсионной работе, целью которой является проведение учебно-познавательных экскурсий. Каждый класс в течение года посещает не менее 5 экскурсий в музеи, филармонии, воинских частей Ставрополя.
Многолетний опыт проведения экскурсионных дней помогает решать в школе различные задачи в рамках профилактической программы:
Пропагандировать здоровый образ жизни
Вести просветительскую работу о ПАВ и негативном влиянии их на организм человека
Вести профориентационную работу
Знакомить учащихся с многообразием окружающего мира
Делать правильный выбор в условиях мегаполиса
Расширять кругозор
Возможность познакомиться с условиями жизни других людей
Узнать о традициях и обычаях других народов
Воспитание толерантного отношения к окружающим людям активно участвовать в жизни школы
Осознать силу нравственных ценностей человечества
Воспитание чувства любви, гордости к Отечеству
Выпускники в любой школе определяют лицо школы, именно они составляют предмет гордости. Выпускники являются носителями культуры, ценностей, традиций воспитательной системы. Они являются носителями как положительного, так и отрицательного нравственного опыта школьного сообщества и, безусловно, они являются объектом подражания для учащихся младших и средних классов. Тем самым очевидно воспитывающее воздействие старшеклассников на школьную среду. Задача педколлектива обратить самое пристальное внимание на этот фактор и максимально эффективно использовать положительный потенциал старшеклассников. Учитывая выше сказанное, следует привести примеры из опыта работы школы по включению старшеклассников в педагогическую деятельность. В школе проводятся мероприятия, в которых старшие классы готовят сценарии этих мероприятий для младших, например, праздник Новогодней Елки, Масленицу, интеллектуальные игры. Учителя, работающие в разных параллелях, готовят и проводят со старшими учащимися олимпиады, викторины по предметам для учащихся младших классов. В школе создана группа волонтеров из старшеклассников 9х классов (по желанию), которая в свою очередь, под руководством социального педагога, разработали презентацию, которую показывают на классных часах по профилактике вредных привычек «Умей сказать НЕТ». Часто бывшие выпускники школы бывают гостями на классных часах у учащихся школы. Они делятся своим жизненным опытом, наблюдениями и акцентируют внимание ребят на то, что нужно бережно относиться к своему здоровью, формировать навыки здорового и безопасного образа жизни, придерживаться социально - активной гражданской позиции, показывают, какие их ждут перспективы в получении дальнейшего образования, интересных профессий, открытий в мире предпринимательства, науки и творчества.
В формировании социально – активной гражданской позиции учащихся важную роль играет работа по профориентации.
В школе ведется совместная работа с инспекцией по делам несовершеннолетних, районным отделом ГИБДД, пожарной инспекцией, службой МЧС. Частыми гостями бывают ветераны войны, ветераны – учителя, проработавшие в школе, боевые офицеры Вооруженных Сил РФ. Говоря о конкретных результатах данной программы, можно отметить возрастающую сплоченность ученических и родительских коллективов классов, более бережное отношение учащихся к окружающей среде, своему здоровью и окружающим.
Перспективы развития профилактической программы МБОУ СОШ № 26 города Ставрополя.
Воспитательная и профилактическая программа школы находится в состоянии постоянного совершенствования. Её открытость свидетельствует о постоянной готовности ответить на любое событие в жизни образовательного учреждения, запросы, предъявляемые к системе образования государством и обществом. В связи с этим приоритетами работы школы будут:
По взаимодействию с учащимися:
- повышение социальной активности учащихся через интеграцию учебного и воспитательного процессов, широкое внедрение современных технологий в работу школы;
- создание единой информационной базы об учащихся и их семьях;
- учет профильной подготовки учащихся старших классов в профилактической работе школы;
- создание адаптивной воспитательной среды для разных категорий учащихся
- усиление взаимодействия с партнерами школы по профилактической и воспитательной работе.
По кадровому составу:
- эффективное использование городской системы повышения квалификации педагогических, административных кадров;
- повышение качества работы методического объединения классных руководителей в ходе обсуждения разных проблем в профилактической работе;
- отработка новых моделей здоровье сберегающих технологий;
- изучение, обобщение и внедрение методов работы опытных педагогов;
- унификация документооборота по воспитательной и профилактической работе школы на основе федеральных, городских законов и программ, окружных методических рекомендаций.
По работе с родительской общественностью:
- систематическое проведение психолого-педагогического лектория для родителей учащихся школы с привлечением соответствующих специалистов в этой области;
- организация единого непрерывного педагогического взаимодействия родитель-ученик-учитель.