Программа школьного творческого объединения "Мир квиллинга"
Программа школьного творческого объединения "Мир квиллинга"
Программа школьного творческого объединения «Мир квиллинга» составлена для несовершеннолетних осуждённых Канской воспитательной колонии (14-18 лет). Разработана в соответствии с нормативными и программными документами в области образования РФ и Красноярского края:
• на основе типового Положения об учреждении дополнительного образования детей;
• стратегической программы развития воспитания в Красноярском крае.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа школьного творческого объединения "Мир квиллинга" »
Программа школьного творческого объединения
«Мир квиллинга»
для обучающихся 14 -18 лет
срок реализации 1 год
19 занятий
Пояснительная записка
Программа школьного творческого объединения «Мир квиллинга» составлена для несовершеннолетних осуждённых Канской воспитательной колонии (14-18 лет). Разработана в соответствии с нормативными и программными документами в области образования РФ и Красноярского края:
на основе типового Положения об учреждении дополнительного образования детей;
стратегической программы развития воспитания в Красноярском крае.
Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего.
Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для подростка?
Данная программа актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Существует много интересных направлений в области декоративно прикладного искусства это, прежде всего работа с глиной, бумагой, тканью, кожей и т. д. диапазон развития этих искусств очень велик и хорошо изучен мастерами.
В программе представлено разнообразие применяемых техник в декоративно-прикладном искусстве, таких как «объёмное торцевание», «квиллинг», «модульное оригами» и «Цумами канзаши». Основным направление программы является изучение техники «модульное оригами», которое в настоящее время мало распространено и изучено в России.
Программа «Мир квиллинга» способствует развитию художественного вкуса и логики, формированию пространственного воображения. Кроме того, у подростков совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, развивается глазомер.
Новизна программы заключается в объединении различных техник декоративно-прикладного искусства, что способствует созданию чего то нового, неизведанного. Все чаще эти произведения искусства проникают в быт людей.
Актуальность программы заключается в том, что развитие мелкой моторики рук ведет автоматически к развитию некоторых важнейших центров головного мозга. Взаимосвязь «рука-мозг» состоит в том, что благодаря новому освоенному умению развивается мозг подростка. Каждое новое умение – это новый шаг в умственном развитии. Занимаясь ручным трудом, подросток приводит в действие те стороны мыслительной активности, которые ранее были не задействованы. Мозг берет на себя функции управления новым для подростка видом деятельности и, управляя им, развивается. Чем больше и разнообразнее сфера дел, в которых участвует подросток, тем более развиты те центры его мозга, которые можно развивать только в процессе овладения навыками ручного труда.
Приобретая новое умение, учащиеся делают шаг вперед в развитии многих своих способностей. А развитие таких качеств, как точность, трудолюбие, терпение и целеустремленность помогает учащимся перейти на ступеньку творчества, являющуюся основой для самостоятельных открытий. От того, как элементы творческой деятельности будут формироваться у учащихся, во многом зависит будущее нашего общества
Отличительной особенностью программы является то, что она выступает составной частью комплексной воспитательной программы школы, хотя может реализовываться и как самостоятельная.
Каждая тема включает в себя ряд отдельных мероприятий, проводимых в классе. В программе определены разнообразные организационные формы работы с осуждёнными, осуществлён подбор специального художественного материала, разработан комплекс мероприятий, адресно-направленных на нравственно-эстетическое развитие.
Важным фактором, характеризующим программу, является интеграция различных методов образования связанных между собой, что способствует расширению знаний о предмете изучения, а также художественно-эстетическому развитию несовершеннолетних осуждённых.
Оригинальные маленькие деревца, для изготовления которых используются натуральные и искусственные материалы, также называют топиарий или европейское дерево. Это декоративная вещь, и только от фантазии создателя зависит, какую крону будет иметь его деревце.
Целеполагание.
Цель: создание условий для развития творческих способностей воспитанников.
1). Изучение различных вида техник работы с бумагой
2). Знакомство с историей бумаги.
3).Знакомство с европейским деревом – топиарий.
4). Изготовление поделок из подручных материалов.
Методы освоения:
Коммуникативный -передача информации, необходимой для дальнейшей работы.
Объяснительно-иллюстративный - показ учителем приёмов, образцов изделий.
Преобразовательный - сбор необходимой информации по данной теме.
Все методы тесно связаны между собой.
Требования к уровню подготовки:
Учащиеся должны знать:
виды и свойства бумаги;
базисные формы при работе с бумагой и тканью;
основные технологии, используемые в различных техниках декоративно-прикладного искусства;
правила безопасности при работе с ножницами.
Учащиеся должны уметь:
делать правильно разметку бумажного листа;
безошибочно применять базисные формы;
аккуратно наклеивать подготовленные заготовки на бумажный лист;
искать информацию по известным адресам с помощью поисковых систем;
Ожидаемые результаты.
Развитие умений работы с подручным материалом (бумагой, тканью).
Развитие личностных качеств воспитанников (аккуратности, самостоятельности).
Расширение кругозора воспитанников.
Инструментарий для проверки эффективности усвоения программы
«Мир квиллинга»
Проведение итогового открытого занятия, в ходе которого учащийся будут демонстрировать работы, выполненные в различных техниках декоративно-прикладного искусства, которые могут стать сувениром для родных и близких людей.
Методическое и материальное обеспечение:
Для успешной реализации образовательной программы «Подарочные сувениры» используется материальное обеспечение:
Методическая литература;
Научно-популярная литература;
Образцы готовых изделий;
Схемы;
ТСО (видеокамера, фотоаппарат, видеотека);
Компьютерные презентации.
Учено-тематический план
N
n/n
Тема занятия
Теория
Практика
1
Вводное занятие «В мире сувениров»
1
2
История бумаги.
Изготовление простейших цветов из бумаги.
0,5
0,5
3
Гофрировка бумаги. Техника торцевание.
1
4
Европейское дерево – топиарий.
0,5
0,5
5
Технология изготовления топиарий.
0,5
0,5
6
Изготовление топиарий. Крона из бумаги.
1
7
Изготовление топиарий. Крона из ткани.
1
8
Изготовление новогодних сувениров.
1
9
Знакомство с техникой модульное оригами.
1
10
Объёмные изделия оригами
1
11
Технология изготовления сувенирных
фото - рамочек
1
12
Изготовление и оформление фото – рамочек в технике квиллинг.
1
13
Изготовление и оформление фото – рамочек в технике квилинг.
1
14
Цумами канзаши. Работа с тканью.
0,5
0,5
15
Изготовление сувениров в технике канзаши.
1
16
Изготовление сувениров в технике канзаши.
1
17
Подготовка творческих работ к выставке.
1
18
Подготовка творческих работ к выставке.
1
19
Итоговое занятие.
Выставка творческих работ.
1
Итого
4
15
Содержание занятий.
N
n/n
Тема занятия
Цели
Кол-во
Форма
Дата
1
Вводное занятие
«В мире сувениров»
Инструктаж по ТБ. Рассказать о необходимых инструментах и материалах Демонстрация готовых работ.
1
т
13.09
2
История бумаги.
Изготовление простейших цветов из бумаги.
Познакомить с историей бумаги. Дать понятие бумага. Изготовление поделок.
1
т/п
27.09
3
Гофрировка бумаги. Техника торцевание.
Познакомить со способами гофрирования бумаги. Изготовление гофрированных изделий.
1
п
11.10
4
Европейское дерево – топиарий.
Познакомить с историей возникновения топиарий. Познакомить с этапами изготовления европейского дерева.
1
т/п
25.10
5
Технология изготовления топиарий.
Выполнение творческих работ.
1
т/п
08.11
6
Изготовление топиарий. Крона из бумаги.
Выполнение творческих работ.
1
п
22.11
7
Изготовление топиарий. Крона из ткани.
Выполнение творческих работ.
1
п
06.12
8
Изготовление новогодних сувениров.
Познакомить учащихся с традициями празднования Нового года. Выполнение творческих работ по изготовлению открыток.
1
т
20.12
9
Знакомство с техникой модульное оригами.
Познакомить учащихся с понятием оригами, а также с базовой формой - «модуль»
1
п
17.01
10
Объёмные изделия оригами
Выполнение творческих работ.
1
п
31.01
11
Технология изготовления сувенирных фото – рамочек
Выполнение творческих работ.
1
п
14.02
12
Изготовление и оформление фото – рамочек в технике квиллинг.
Познакомить учащихся с техникой квиллинг и основными приёмами работы в данной технике.
1
п
28.02
13
Изготовление и оформление фото – рамочек в технике квиллинг.
Выполнение творческих работ.
1
п
14.03
14
Цумами канзаши.
Работа с тканью.
Познакомить учащихся с техникой канзаши и основными приёмами работы в данной технике.
1
т/п
28.03
15
Изготовление сувениров в технике канзаши.
Выполнение творческих работ.
1
п
11.04
16
Изготовление сувениров в технике канзаши.
Выполнение творческих работ.
1
п
25.04
17
Подготовка творческих работ к выставке.
Выполнение творческих работ.
1
п
09.05
18
Подготовка творческих работ к выставке.
Выполнение творческих работ.
1
п
23.05
19
Итоговое занятие.
Выставка творческих работ.
Подведение итогов работы творческого объединения.
1
п
06.06
Используемая литература
Для учителя:
Артемов А.В. «Декоративно прикладное искусство», изд., М., 1990.-125 с.
Артистова У. Н. Своими руками – оригами. // Народное творчество. М., 1995. - №1. – С. 25-27.
Афонькин С.Ю. Международные условные знаки, принятые в оригами/ С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина // Оригами на праздничном столе. – М., 1996. – С. 2-3.
Баранов Н.В. «Искусство стран и народов мира», изд., М., 1989.-98с.
Берсенева Г.К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. – М.: ООО издательство «Астрель» , 2001.- 64с.
Быстрова А.Н. “Основы культурологи”, изд., М.: 1995.-213 с.
Выгонов В.В. Изделия из бумаги. — М.: Издательский дом МС, 2001.-146с.
Гагарин Б.Г. «Конструирование из бумаги», изд., Ташкент, 1988.-190 с.
Гальперин П.Я. Формирование умственных действий//Хрестоматия по общей психологии / Психология мышления – М., 1986.-185 с.
Левин В.Н. Педагогическая мастерская Бориса Заходера / В.Н. Левин // Управление школой. – 2001. - № 6. – 24 с.
Лукьянова М.И. Нетрадиционные методы, обеспечивающие создание на уроке личностно-ориентированной ситуации/ М.И. Лукьянова // Завуч. – 2006. -№ 2. – 35 с.
Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. – Ярославль.: изд., «Академия развития», 2006. – 138 с.
Фокина И.А. Искусство оригами. – Ростов н/Д.: изд., Феникс, 2006. – 82 с.
Для учащихся:
Алексеевская Н.В. Волшебные ножницы. — М.: Лист, 1998.-108 с.
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Всё об оригами. Справочник. – С-Пб: «Кристалл», М.: «Оникс», 2005.-100с.