kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План самообразования "Создание возможностей для проявления познавательной активности учащихся на уроках информатики и английского языка".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личная тема самообразования: "Создание возможностей для проявления познавательной и творческой активности учащихся и метод проектов на уроках информатики и английского языка".

 

Работа над темой начата в 2013году.

Предполагается закончить работу над темой в 2018 году.

 

Цели и задачи самообразования:

Основная воспитательная цель - передать свою увлечённость информатикой и английским языком обучающимся.

 

Задачи:

·         Развитие познавательного интереса к математике и информатике через игру, нетрадиционные уроки и внеклассную работу.

·         Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся при проведении всех форм контроля за знаниями учащихся.

·         Разработать систему контроля диагностики и мониторинга развития личностной сферы - мониторинг познавательных интересов; диагностика обучаемости и обученности, зоны ближайшего развития. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План самообразования "Создание возможностей для проявления познавательной активности учащихся на уроках информатики и английского языка". »

Филиал МБОУ Ржаксинской сош №2 им. Г.А. Пономарева в д. Вишневка

Ржаксинского района, Тамбовской области.



Индивидуальный план самообразования



по теме: "Создание возможностей для проявления познавательной и творческой активности учащихся и метод проектов на уроках информатики и английского языка".


на 2013-2018 года



учителя информатики и английского языка

филиала МБОУ Ржаксинской сош №2 им. Г.А. Пономарева в д. Вишневка


Казьминой Светланы Муратовны.












д. Вишневка

2013г.

Индивидуальный план самообразования

на 2013-2018 года учителя информатики и английского языка

филиала МБОУ Ржаксинской сош №2 им. Г.А. Пономарева в д. Вишневка


Казьминой Светланы Муратовны.


Самообразовательная работа над темой:


Педагогический коллектив школы работает по теме: "Формирование творческого потенциала личности обучающихся в условиях развивающей направленности обучения."

Личная тема самообразования: "Создание возможностей для проявления познавательной и творческой активности учащихся и метод проектов на уроках информатики и английского языка".


Работа над темой начата в 2013году.

Предполагается закончить работу над темой в 2018 году.


Цели и задачи самообразования:

Основная воспитательная цель - передать свою увлечённость информатикой и английским языком обучающимся.


Задачи:

  • Развитие познавательного интереса к математике и информатике через игру, нетрадиционные уроки и внеклассную работу.

  • Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся при проведении всех форм контроля за знаниями учащихся.

  • Разработать систему контроля диагностики и мониторинга развития личностной сферы - мониторинг познавательных интересов; диагностика обучаемости и обученности, зоны ближайшего развития.

     

 Ведущая идея педагогической деятельности - максимально раскрыть перед ребёнком спектр знаний, чтобы они поняли насколько удивительны, заманчивы такие предметы, как английский язык и информатика.


Основные идеи в работе:

  • личностный подход к ученику;

  • обучение и воспитание в деятельности;

  • учение без принуждения, основанное на достижении радости познания, на подлинном интересе;

  • дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся;

  • сотрудничество педагога и учащихся;

  • теория развития познавательного интереса (И. Гальперина, Щукина ).


Цель самообразования:

  • Изучение общепедагогических и психологических знаний с целью расширения и совершенствования методов обучения и воспитания.

  • Углубление знаний в области информатики и английского языка.

  • Овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики.

  • Повышение общекультурного уровня.


Основные вопросы, намечаемые для изучения:



Мероприятия

Дата

Изучать литературу по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся и повышение эффективности урока" и "Формирование ИКТ (информационно - коммуникативные) компетентности школьников"

Отчитаться о результатах изучения литературы на заседаниях МО (по плану МО)

Изучение литературы и интернет - ресурсов по теме «Использование проектной деятельности на уроках информатики для развития творческой деятельности». Прогнозирование результатов работы

Укрепление материально - технической базы кабинета (8 - 10 компьютеров; учебник и дидактический материал по информатике и английского языка - каждому ученику).

Научить каждого ученика работать на компьютере.

к 2015 г.

Изучить и применять технологию модульного и проектного обучения на уроках .


2013-2014 уч.г.

Изучить программы и создать дидактический материал по информатике и английскому языку.

2013-2014уч.г.

2014-2015 уч.г.

Для изучения передового опыта посещать уроки разных специалистов, а также внеклассные мероприятия учителей школы и района.

в теч. года

Обобщить опыт по теме самообразования

В конце каждого учебного года

1. Разработка методического комплекса материалов (проектов) по использованию метода проектов на уроках для развития творческой личности учащихся для последующего их применения

2. Практическое применение разработанных материалов (проектов) в классах

3. Корректировка методических разработок по результатам их применения на практике

В течение всего периода

    

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса:



Мероприятия

Дата

Разработка календарно-тематического планирования обучения поанглийскому языку 2-11;

по годам обучения

Разработка поурочного планирования по информатике

По годам обучения

Разработка содержания контрольных работ и уровневых работ по математике и информатике

в течение каждого учебного года

Подбор из журналов, методических пособий и Интернета тренировочных упражнений по ведущим вопросам курсов математики и информатики

в течение каждого учебного года

Разработать тестовые задания по курсу информатики и английского языка

по годам обучения

Сделать обобщение по программно-методическому обеспечению образовательного процесса

В конце каждого учебного года

Написать рекомендации по использованию опыта работы по данной теме для коллег, выступить на районном МО

По плану МО

Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся .

проводить диагностику 1-2 раза в год.

Разработка плана по созданию проектов для учеников

в течение каждого учебного года

Методический комплекс материалов (проектов) «Журналист», «Создай свой дизайн сайта!», «Компьютерная фирма» и другие

по плану

1. Интернет- страница в помощь учителям и ученикам

Обновление в течение каждого учебного года

2. Комплекс разработанных материалов и полученные проекты детей.

В течение всего периода

Вопросы поставить на самоконтроль и отчитываться по мере необходимости на педагогических советах, МО школы, перед завучем и директором школы по итогам полугодия.



Практические выходы



Мероприятия

Даты

Доклады, рефераты на районной секции учителей информатики и и английского языка, на занятиях школьного методического объединения, педагогических советах школы

по плану МО и педсоветов

Обобщение работы по данной теме при аттестации

2013-2014 год

Участие в конкурсах школьных, муниципальных, областных, всероссийских по информатике и английскому языку

В течение всего периода

Подготовить выступления для педсовета:

    1. Презентации учителя и учеников по проектам;

    2. Использование кабинета информационных технологий для проведения уроков.


по плану школы

Приобретать методическую литературу. Посещать конференции учителей с целью познавания опыта в области метода проектов


В течение всего периода

1. Формирование комплекса методических материалов (проектов)

2. Использовать на уроках 2-11 классов метода групповых или индивидуальных проектов по различным разделам информатики и английского языка .Методический комплекс материалов (проектов) «Журналист», «Создай свой дизайн сайта!», «Компьютерная фирма» «Рождественская открытка» и другие.

по плану

1. Выступить на заседание школьного МО по теме  «Использование метода проектов на уроках информатики и английского языка для развития творческой личности учащихся".

2. Дать открытый урок. 

по плану



Участие в системе школьной методической работы:

  • Участие в заседаниях МО школы по информатике, английскому языку и по внеклассной работе, в работе педагогических советов и МО района.

  • Подготовить задания по олимпиадам -, информационные технологии и информатика, и английский язык. Провести олимпиады в школе. Подвести итоги и отразить наглядно на доске объявлений.

  • Подготовить команду для участия в районных олимпиадах.

  • Подготовить и провести недели информатики и и английского языка.

  • Давать открытые уроки на уровне МО, школы .



Взаимодействие с повышением квалификации других учителей:

  • Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы.

  • Взаимопроверка тетрадей, проведение срезовых контрольных работ 1 - 2 раза в год.

  • Изучение нормативных документов и их обсуждение на секции МО и педсоветах.

  • Изучение трудных тем программы по предметам.

  • По мере необходимости оказывать помощь учителям при освоении информационных технологий.

  • Научить учителей работать с Интернетом, создать локальную сеть и общешкольный cайт.

  • Научить учителей делать презентации по своему предмету.



Литература

  • Журнал "Информатика в школе" : статьи по данной теме.

  • Газета "Информатика" приложение к 1 сентября за 2005 - 2010 г.

  • Выписывать методические материалы через Интернет.

  • Сайты в Интернете: Единое образовательное окно доступа к образовательным ресурсам window.edu.ru, school.edu.ru, festival_1september

  • Книги:

    • "Мастерская учителя", сборник статей - общие методики. Изд. "5 за знания ", М. 2005 год;

    • "Информатика и информационно - коммуникационные технологии: элективные курсы в предпрофильной подготовке", сборник планов и программ. Изд. "Просвещение", М. 2006 год.

    • "Нестандартные формы внеклассной работы в 7-11 классах", изд. "Учитель - АСТ", Волгоград, 2006 год.

    • Тесты уровневые по информатике 5-11 классы.

  • Электронные носители и интерактивные курсы:

    • Microsoft Excel 2007.

    • Microsoft Word 2007.

    • Microsoft Access 2007.

    • Microsoft Power Point 2007.

    • Microsoft Publisher 2007.

    • Электронный учебник по информатике Угриновича для 7-9 класса

    • Дополнительный сборник грамматических заданий «Раунд ап 1-5»

    • ЭОР по информатике и английскому языку.

Приложение

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ

И РУКОВОДИТЕЛЯ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА

 

Как учитель – организатор проектной деятельности я, изучив методическую литературу и осмыслив собственный опыт,  определила для себя ряд положений. Для применения метода проектов  необходимо,

во-первых, наличие значимой в исследовательском творческом плане задачи или проблемы,  для решения которой школьнику необходимо использовать уже полученные им знания и новые, которые ему еще необходимо приобрести;

во-вторых, самостоятельная деятельность обучающихся: индивидуальная, парная, групповая;

в третьих,  это подведение итогов, их презентация. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми".  Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, пр.);

в четвертых,  проект должен быть структурирован. Необходимо определить, хотя бы приблизительно, какие результаты должны быть достигнуты на каждом этапе.

 В практике проектирования  можно выделить четыре основных этапа.

Исходный этап (разработка проектного задания):

  • Анализ положения: выявление проблемы, обоснование актуальности, анализ изученности, формулирование темы проекта.

  • Формулирование гипотезы о результатах и путях их достижения.  Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, а защита проекта – убедительной.

Этап разработки плана работы:

  • Определение сроков выполнения проекта, составление плана и графика промежуточной отчетности.

  • Выбор средств и методов выполнения.

  • Обсуждение критериев оценки качества проекта и способа оценивания.

  • Выбор способа оформления результатов и сценария презентации.

  • Выбор формы работы (индивидуальной, групповой), распределение обязанностей.

Реализация проекта:

  • Сбор, анализ и обобщение информации из разных источников.

  • Проведение исследования, выполнение расчетов и других работ по теме проекта.

  • Подготовка наглядных материалов.

  • Оформление материалов для презентации (доклад, компьютерная презентация, выставка и т.д.)

  • Контроль и коррекция промежуточных результатов.

Завершение проекта (презентация результатов):

  • Общественная презентация проекта.

  • Экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями.

  • Рефлексия: обсуждение процесса и итогов работы, групповых и личностных достижений.

Для успешного выполнения проекта необходимо организовать совместную деятельность участников работы на каждом этапе. Очень важная часть работы над проектом - выбор темы. Здесь могут быть варианты.

Выбор темы

УЧИТЕЛЬ

 

ОБУЧАЮЩИЕСЯ

1 вариант

отбирает возможные темы и предлагает их

обсуждают и принимают общее решение по теме

2  вариант

предлагает  совместно отобрать тему проекта

группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения

3 вариант

участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися

самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения

Выделение подтем  проекта

предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора,

принимает участие в обсуждении

каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую, выбирает себе роль

Педагогическая тонкость во взаимодействии учителя и ученика заключается в том, что ребёнок должен чувствовать, что  проект – это  реализация его собственных идей и замыслов, рождённых в процессе целеполагания и планирования.  Нельзя полностью предоставлять учащегося самому себе, но и значительно ограничивать его самостоятельность, постоянно вмешиваясь,  тоже не следует.

Деятельность участников проекта может быть организована по такой схеме:

УЧИТЕЛЬ

ОБУЧАЮЩИЕСЯ

I. Этап разработка  проектного  задания

Формулирует

проблему проекта;

сюжетную линию;

цели и задачи.

Осуществляют

личностное присвоение проблемы;

вживание в ситуацию;

принятие, уточнение и конкретизацию целей и задач.

II. Этап разработки плана работы

Организует деятельность – предлагает

организовать группы и распределить роли;

спланировать деятельность по срокам, средствам и методам;

выбрать форму и сценарий презентации результатов, критериев оценки.

Осуществляют

разбивку на группы;

распределение ролей в группах;

планирование работы;

выбор формы и способа презентации результатов работы.

III Реализация проекта

Не участвует,

но консультирует по мере необходимости;

дает новые знания;

репетирует презентацию результатов проекта.

Работают активно и самостоятельно

каждый по своей роли  и сообща;

добывают недостающие знания;

готовят презентацию проекта.

IV. Завершение проекта

Принимает отчет по проекту

Обобщает и резюмирует результаты.

Подводит итоги обучения.

Оценивает общий результат и вклад каждого,  умение общаться, обосновывать

 свое мнение  и др.

Демонстрируют

понимание проблемы, цели и задач;

умение планировать и выполнять работу;

найденный способ решения проблемы;

рефлексию деятельности и результата;

дают взаимооценку деятельности и ее результативности.


Степень активности и самостоятельности участников проекта на разных этапах, конечно, различается в зависимости от умений и навыков проектной деятельности. Для кого-то проект может быть первым, а кто-то уже работает над вторым или третьим своим проектом. На начальном этапе использования проектного обучения,  проект выполняется при непосредственном руководстве учителя. В таком случае мы говорим об исполнительском проекте.  Но и в этом случае учитель не навязывает своего мнения, а вносит варианты для обсуждения совместных действий.  Конструктивный уровень проекта возможен тогда, когда учащиеся способны, обсудив с учителем тему и план действий, самостоятельно выполнить проект.  Если учащиеся сами выдвинули идею проекта, сами разработали план действий и реализовали его, создав реальный качественный, обладающий новизной продукт, то это уже творческий проект.

Проекты дети выполняют индивидуально либо в группах. В групповых проектах отдельные разделы выполняются индивидуально. Но и в проектах, выполняемых индивидуально, есть элементы групповой работы, например, при проведении мозгового штурма или взаимной оценки первоначальных идей друг друга. Все это развивает навыки сотрудничества и чувство коллективной ответственности. Участники проекта осваивают элементы организационной деятельности лидера или исполнителя, получая при этом социальный опыт практической деятельности.

Метод проектов  характеризуется фор­мированием навыков системного подхода к решению задач, развитием самостоятельности, установлением стиля общения между учителем и уче­ником как равноправного партнерства. Большинству учащихся такая форма работы нравит­ся, что повышает их учебную мотивацию и, как след­ствие, качество получаемых знаний.

В качестве примера приведу проводимый мной в 9 классе проект "Предметный кроссворд". Тип проекта: практико-ориентированный. Предметно-содержательная область: информатика и любой образовательный предмет. Планируемый результат: создание и оформление кроссворда в компьютерном варианте по теме, изучаемой в школьном курсе.  Как учитель информатики определяю цель проекта: используя навыки работы со шрифтами и таблицами,  обучающимся предстоит самостоятельно создать кроссворд в текстовом процессоре MS Word.

Проект дети выполняют два урока. В ходе проекта определяются темы вопросов для кроссворда, отбирается материал,  выполняется его анализ, составляются вопросы с ответами, создаются макеты кроссвордов на бумаге, создаются кроссворды в компьютерном варианте, при оформлении которых используются  рисунки, символы, автофигуры.

В ходе выполнения проекта моя роль состоит в организации самостоятельной познавательной, творческо-практической деятельности учащихся. Они могут обратиться за помощью, как ко мне, так и к своим товарищам. Причём помогающий получает при этом не меньшую пользу, чем обратившийся к нему, поскольку его знания закрепляются при объяснении своему однокласснику. После проведения презентации учащимися проводится оценка всех проектных продуктов и собственного результата.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Казьмина Светлана Муратовна

Дата: 07.10.2014

Номер свидетельства: 117162


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства