Открытый педсовет по теме: "Система психолого- педагогического сопровождения школьников как профилактика безнадзорности и правонарушений в семье и школе"
Открытый педсовет по теме: "Система психолого- педагогического сопровождения школьников как профилактика безнадзорности и правонарушений в семье и школе"
Открытый педсовет по теме: "Система психолого- педагогического сопровождения школьников как профилактика безнадзорности и правонарушений в семье и школе".
Цели:
- дать практический анализ проблем детской безнадзорности и преступности;
- привлечь к участию в профилактике детской безнадзорности и правонарушений управляющий совет ОУ, родительскую общественность, ученический совет ОУ, субъекты профилактики.
Участники педагогического совета:
- педагоги школы;
- представители классных родительских комитетов;
- члены Управляющего совета ОУ;
- члены органов ученического самоуправления;
- представители администрации школы.
- представители субъектов профилактики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый педсовет по теме: "Система психолого- педагогического сопровождения школьников как профилактика безнадзорности и правонарушений в семье и школе"»
Открытый педсовет по теме: "Система психолого- педагогического сопровождения школьников как профилактика безнадзорности и правонарушений в семье и школе".
Цели:
- дать практический анализ проблем детской безнадзорности и преступности;
- привлечь к участию в профилактике детской безнадзорности и правонарушений управляющий совет ОУ, родительскую общественность, ученический совет ОУ, субъекты профилактики.
Участники педагогического совета:
- педагоги школы;
- представители классных родительских комитетов;
- члены Управляющего совета ОУ;
- члены органов ученического самоуправления;
- представители администрации школы.
- представители субъектов профилактики.
План проведения педагогического совета:
Обоснование актуальности выбранной темы.
Мозговой штурм
Работа в группах.
Психологический тренинг
Принятие решения педсовета.
Ход педагогического совета
Объявляется тема педсовета и объясняется смысл определения «открытый» педагогический совет (во-первых, школа - открытая педагогическая система, а, значит, открыта к взаимодействию с различными общественными институтами; во-вторых, вопросы и предложения по обсуждаемой теме педсовета (тема педсовета была заранее доведена до сведения всех участников образовательного процесса) принимаются на адрес школьного сайта).
Обоснование актуальности выбранной темы: ( мое выступление с презентацией)
В России резко возросли масштабы детской безнадзорности и беспризорности. Образ жизни таких подростков отрицательно влияет на их здоровье, психику, деформирует их ценностные ориентации. На улице дети подвержены риску стать жертвой физического, психического, сексуального насилия. Очень часто попадают в криминальную среду, совершают правонарушения и преступления, употребляют алкогольные напитки и наркотические средства. Безнадзорность и беспризорность - очевидные причины роста правонарушений, наркомании среди детей.
Детская безнадзорность и преступность рассматриваются как социально-педагогическое явление, формирующееся в связи с отсутствием или недостаточностью контроля за поведением и занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц.
Безнадзорность выражается в отчуждении самих детей от семьи, детского коллектива и одновременно в безразличии родителей.
В ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» существует правовое определение категории «безнадзорный». «Безнадзорный – это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц».
Статистические данные говорят о том, что безнадзорность детей с каждым годом приобретает все более угрожающий характер. По данным социальной статистики,
в России насчитывается около 700 тыс. безнадзорных детей, по неофициальным данным до 4 млн. Каковы же причины отчуждения детей от семьи и школы? Это и жестокое обращение, нежелание учиться, конфликтные ситуации с родителями, учителями, ощущение своей ненужности, отсутствие заботы со стороны родителей (взрослых) и т.д. Зачастую такого подростка считают трудным, плохим, неисправимым. К нему недоброжелательное отношение, неприязнь, бесконечно фиксируют его проступки, осуждают, наказывают. Вследствие чего у подростка возникает ожесточение, озлобление, желание отомстить обидчикам.
Основные последствия безнадзорности ребенка – это:
- утрата детьми социальных навыков (установлено, что безнадзорность вызывает значительные изменения личности человека, часто необратимые, которые могут выступать как фактор, затрудняющий процесс социальной реабилитации);
- криминализация (растёт детская преступность);
- появление у детей различного рода зависимостей – алкогольной, наркотической и т.п. (возрастает число детей, состоящих на диспансерном учете по наркомании, по токсикомании, по злоупотреблению алкоголя, одурманивших средств);
- низкий образовательный и культурный уровень (это снижение интереса к учебе вплоть до нежелания посещать школу, ухудшение успеваемости, медленный темп усвоения учебного материала, неорганизованность, невнимательность, медлительность или гиперактивность, неуверенность в себе, конфликтность).
Распространение указанных социальных явлений содержит в себе очевидную угрозу нормальному развитию государства, поскольку способствует росту преступности, наркомании, подрывает нравственные устои общества. Поэтому на первый план выходят вопросы профилактической работы с несовершеннолетними.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – это система мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям несовершеннолетних.
Социальные меры – это поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения, поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах, социальная защита подростков, организация летнего отдыха и занятости несовершеннолетних.
Правовые меры – создание законов, направленных на предупреждение безнадзорности и правонарушений подростков, контроль за их соблюдением.
Педагогические меры – оказание педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонение в развитии или поведении, либо проблемы в обучении, совершенствование системы воспитания, обеспечение стандарта образования.
Особую роль в проектировании и организации образовательной среды школы, оценке содержания и результатов образовательного процесса приобретает целостная система психолого-педагогического сопровождения. Федеральный государственный образовательный стандарт в качестве результата образования определяет духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, но это не возможно без качественной диагностической, профилактической и коррекционно-развивающей работы, являющейся основным содержанием психолого-педагогического сопровождения.
Введение стандарта второго поколения требует активного участия психолога в разработке отдельных блоков основной образовательной программы: по формированию универсальных учебных действий (УУД), культуры здорового и безопасного образа жизни, в составлении программы коррекционной работы.
Поэтому психолого-педагогическое сопровождение – как целостная, системно организованная деятельность, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
Защита прав и интересов личности обучающихся, обеспечение благоприятных условий их психического и физического развития и обучения, поддержка и содействие в решении психолого-педагогических и медико-социальных проблем.
Квалифицированная комплексная диагностика возможностей и особенностей развития ребенка с целью как можно более раннего выявления детей, требующих особого внимания специалистов для предупреждения возникновения проблем в обучении и развитии.
Содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: реализация программ преодоления трудностей в обучении, нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; содействие выбору образовательного и профессионального маршрута.
Развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса – обучающихся, педагогов, родителей.
Психолого-педагогическая помощь родителям (лицам, их заменяющим), педагогам и воспитателям обучающихся, требующих особого внимания специалистов.
Консультативно-просветительская работа среди обучающихся, педагогов, родителей.
Профилактическая работа и пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся, педагогов, родителей.
Диапазон способов профилактики и борьбы с детской безнадзорностью очень широк. Это беседы, тематические месячники, экскурсии, занятия с психологом, посещение на дому, контроль за несовершеннолетними и т.д. Вместе с тем, практический опыт реализации стандарта доказал, психолого-педагогическое сопровождение должно пронизывать все стороны взаимодействия обучающегося, воспитанника, родителей (законных представителей) и школы в процессах обучения, развития, воспитания и социализации.
Но результаты пока достаточно скромны. В чем же причина такого положения?
2. Мозговой штурм
Участникам педсовета предлагается ответить на вышеназванный вопрос. После открытых обсуждений делается вывод: одной из причин неэффективности профилактической работы с несовершеннолетними является безучастность в профилактической работе с подрастающим поколением самой семьи, родительской общественности, Управляющего совета ОУ.
Заседание педагогического продолжают строки С.Давидовича:
Кто- то когда то должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое трудные дети?
Вечный вопрос и большой, как нарыв.
Вот он сидит перед нами взгляните,
Сжался пружиной, отчаялся он,
С миром оборваны тонкие нити,
Словно стена, без окон и дверей.
Вот они главные истины эти:
Поздно заметили…Поздно учли.
Нет не рождаются трудными дети!
Просто им вовремя не помогли.
3. Работа в группах
Сегодня вы с вами должны будем на практике найти пути и способы выхода из ситуаций, приводящих к безнадзорности и правонарушениям среди несовершеннолетних.
У нас с вами образовалось 4 группы (группы формируются по цвету), каждая из которых сегодня, будет оценивать ту или иную ситуацию с различных позиций: ученика, родителя и педагога.
Итогом нашего педсовета будут рекомендации, содержащие формы работы с несовершеннолетними, педагогическим коллективом , родителями и администрации школы по профилактике безнадзорности и правонарушений.
(Участники педагогического совета разбиваются на 4 группы , в которые входят как учителя, так и представители родительской общественности, члены Управляющего и ученического совета ОУ, представители субъектов профилактики ).
1 ситуация: У вас у всех на столах есть бланки для анализа ситуаций. В течении 10 минут предложите свои варианты действий для каждого участника психолого- педагогического сопровождения. При этом, вам необходимо проанализировать ситуацию и предложить свой вариант действий для каждого субъекта психолого - педагогического сопровождения , с точки зрения отведенной вам роли….
(Участники заполняют таблицу)
ситуации
учащиеся
Родительская общественность
(родительский комитет, совет ОУ)
Педагоги
( учителя – предметники, классный руководитель)
Администрация школы
психолог
Субъекты профилактики
( КДН и ЗП, прокуратура, здравоохранение, МВД, отдел опеки)
№1
№2
№3
Сценка 1 ( учащиеся 4в класса):
Таня — примерная, скромная ученица. Она хорошо пишет сочинения, в которых возвышенно говорит об идеалах. Но давайте посмотрим на девочку у порога ее квартиры. Как требовательно она звонит! Да еще и ворчит: — Заснули, что ли? Потом начинает стучать в дверь. Дверь открывает встревоженная мать: — Танечка, разве можно так стучать? — А ты что, оглохла? Бросив портфель на диван, девочка спешит на кухню. — — Опять платье не выстирала? Голос - доносится оттуда ее грубый, озлобленный голос. — — Не успела, доченька, ты же знаешь, я больна. — У тебя вечно так...
Итак, как в данной ситуации должны поступать участники психолого- педагогического сопровождения? ( столы меняются ролями)
2 ситуация ( на столах)
Сегодня на уроке в 8 классе уснул ученик. Мать пьет. Дома - кабак, бордель... видимо, всю ночь были гульки. Уснул Артемка так, что ни сначала просто громкий смех класса в 30 человек, ни шум на перемене не разбудили его. Учитель будить не стала. Провела два урока вполголоса, при абсолютной тишине. Потом с классным руководителем разбудили, спокойно поговорили, успокоили... Реакция ребят: "Хорошо, что заснул не на математике или истории..." Спрашиваю (хотя ответ знаю точно): "А что было бы?" Танюшка Левина зябко вздрогнула и закрыла руками лицо.
( столы меняются ролями)
3 ситуация (видео)
Вообще Колька Вирусов человек неплохой и не трус совсем, но он страшно боится контрольных по математике. За последнее время по контрольным, он стал получать двойки. А показывать маме двойки — не очень приятное дело. В этот день после уроков Тамара Степановна сказала: — Всем приготовиться. Завтра контрольная. ...На следующее утро Колька прибегнул к обычной своей уловке. Он смял рубашку и повесил ее на место. И... захныкал: — Мама, у меня рубашка мятая! — Ну и что? — Как что, погладь! Мама взяла утюг и поставила греть. Но Колька снова захныкал: — Голова болит! Мать взяла термометр и поставила Кольке, а сама вышла на кухню. Колька подождал, пока стихнут ее шаги в коридоре. Воровато оглянувшись, он взял со стола полотенце и, завернув в него термометр, приложил к утюгу. Подержав так некоторое время, вынул термометр и сунул себе под мышку. Вернувшись, мама только руками всплеснула от удивления. — Повышенная! Да где же ты такую простуду поймал? В школу не пойдешь. Быстро ложись. Сейчас вызову врача. Колька, сдерживая улыбку, полез в постель. Врач выслушал Кольку, осмотрел, смерив ему температуру, и сказал: — Мальчик совершенно здоров. Температура нормальная. Мама удивилась: — Полчаса назад была такая высокая температура, а сейчас нет! Пусть уж сегодня он полежит, а завтра пойдет в школу.
Пока группа экспертов обрабатывает полученные результаты,подводит итоги, психолог Ковылина Н.В. нам даст рекомендации на тему « Как успокоить себя во время конфликта?»
4. Подведение итогов, проект решения.
Экспертная группа
В результате работы в группах было предложено (проект решения педагогического совета):
Привлекать к работе с несовершеннолетними и их семьями, с целью недопущения безнадзорности и правонарушений родительскую общественность, родительский совет ОУ, субъекты профилактики.
Продолжать совершенствовать существующую в школе систему путем правовых, организационных, информационных и других механизмов взаимодействия между органами, учреждениями и организациями, участвующими в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Вести систему учета (банк данных по школе) безнадзорных детей и подростков , склонных к правонарушениям.
Ситуация № 2
Сегодня на уроке в 8 классе уснул ученик. Мать пьет. Дома - кабак, бордель... видимо, всю ночь были гульки. Уснул Артемка так, что ни сначала просто громкий смех класса в 30 человек, ни шум на перемене не разбудили его. Учитель будить не стала. Провела два урока вполголоса, при абсолютной тишине. Потом с классным руководителем разбудили, спокойно поговорили, успокоили... Реакция ребят: "Хорошо, что заснул не на математике или истории..." Спрашиваю (хотя ответ знаю точно): "А что было бы?" Танюшка Левина зябко вздрогнула и закрыла руками лицо.
Ситуация № 2
Сегодня на уроке в 8 классе уснул ученик. Мать пьет. Дома - кабак, бордель... видимо, всю ночь были гульки. Уснул Артемка так, что ни сначала просто громкий смех класса в 30 человек, ни шум на перемене не разбудили его. Учитель будить не стала. Провела два урока вполголоса, при абсолютной тишине. Потом с классным руководителем разбудили, спокойно поговорили, успокоили... Реакция ребят: "Хорошо, что заснул не на математике или истории..." Спрашиваю (хотя ответ знаю точно): "А что было бы?" Танюшка Левина зябко вздрогнула и закрыла руками лицо.
Данная ситуация рассмотрена с точки зрения _______________________________________
№
ситуации
Действия
учащихся
Действия
родительской общественности
(родительский комитет, совет ОУ)
Действия
педагогического коллектива
( учителя – предметники, классный руководитель)
Действия администрации школы
Действия
психолога
Действия
субъектов профилактики
( КДН и ЗП, прокуратура, здравоохранение, МВД, отдел опеки)