kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Общеразвивающая программа дополнительного образования «Воспитание семьянина» для обучающихся 6 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение курса «Семьяведение» является важным этапом личностного развития обучающихся. Знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и практических основ данного курса, позволяют расширить и углубить знания обучающихся о семейных отношениях, сформировать у них адекватное представление о причинах различных проблем, которые неизбежно возникают в процессе семейной жизни, о роли отца-опоры, главы семьи, жены-хранительницы семейного очага. В курсе показываются и объясняются пути создания крепкой, дружной семьи.                                          

Просмотр содержимого документа
«Общеразвивающая программа дополнительного образования «Воспитание семьянина» для обучающихся 6 класса»

МКОУ «Терютьская СОШ им. Г.А.Кривошапкина»



Согласовано: Утверждено:

зам. директора по УВР директор МКОУ «Терютьская СОШ» Кривошапкина Е.А. _________ Николаева М.К._______________

« » сентября 2017 г. приказ № _____ от « » сентября 2017г.





Общеразвивающая программа

дополнительного образования

«Воспитание семьянина»

для обучающихся 6 класса








Составитель:

В.П.Захарова, учитель родного языка и литературы.

Срок реализации – 1 год











2017-2018 учебный год



Пояснительная записка.

По пути создания семейной жизни пойдут все, а о сути этого явления, факторах, необходимых для образования и поддержания крепкой семьи, в школе говорится крайне мало. Существовавший ранее курс «Этика и психология семейной жизни» был попыткой сформировать у подростков положительный настрой на создание семьи, ввести в круг проблем и задач, которые ожидают человека в семейной жизни, показать радость семейного счастья и полноту жизни в кругу семьи. Однако в силу ряда причин этот курс оказался не в состоянии удовлетворять возникшие запросы и потому был отторгнут школой. Изучение курса «Семьяведение» является важным этапом личностного развития обучающихся. Знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и практических основ данного курса, позволяют расширить и углубить знания обучающихся о семейных отношениях, сформировать у них адекватное представление о причинах различных проблем, которые неизбежно возникают в процессе семейной жизни, о роли отца-опоры, главы семьи, жены-хранительницы семейного очага. В курсе показываются и объясняются пути создания крепкой, дружной семьи. Новизна курса в том, что он позволит обучающимся собрать воедино и презентовать объем информации о своей семье и спроецировать детский опыт на свою будущую семью (с учетом новых знаний, полученных на занятиях). Актуальность курса связана с кризисом института семьи, о чем свидетельствуют данные статистики. В публикациях отечественных авторов по тематике социальных наук отсутствует анализ вопросов, связанных с воспитанием мужчины как будущего родителя. Ученые выражают озабоченность девальвацией материнства в современном российском обществе, умалчивая при этом о проблеме родителей – мужчин. Результат такого молчания – факт массовой безотцовщины. На наш взгляд данный курс поможет обучающимся – подросткам осознать свое «истинное предназначение» как сына, как мужчины, будущего отца и как дочки, как женщины, будущей матери; разовьет и укрепит желание обучающихся создать полноценную семью, взяв на себя ответственность за ее благополучие – в этом заключается его педагогическая целесообразность.

Цель курса.

Способствовать развитию у обучающихся адекватного представления о роли сына, мужчины, будущего мужа и отца в семье, дочери, женщины, будущей жены и матери.

Курс «Семьяведение» рассчитан на один год. Предназначен для обучающихся 6 класса. Всего 32 часа, 1 час в неделю. Продолжительность занятия 45 минут.

Организация работы по данному курсу.

Используются различные формы организации деятельности: индивидуальная, групповая, индивидуализированная, парная, коллективная.

Ожидаемые результаты:

1. Знание черт и качеств настоящего мужчины и женщины.

2. Знание истории своей семьи.

3. Умение охарактеризовать себя как хорошего семьянина в будущем, убедить собеседника в важности семьи в жизни человека.

4. Понимание и принятие значимости реализации мужчины как родителя, осознание отцовских обязанностей в широком ракурсе.

5. Умение сформулировать секреты хорошей семьи.

Формы подведения итогов.

Подведение итогов и оценивание деятельности обучающихся проводится в различных формах: презентации, рисунки, интервьюирование, эссе, тесты, сочинения, сообщения.

Учебно-тематический план



Название темы

Количество часов

Всего часов

Теоретические

занятия

Практические

занятия

дата

факт

1.

Моя семья.

4

2

2

07.09

14.09

21.09

28.09


2.

Наш дом.

1


1

05.10


3.


Черты и качества настоящего мужчины и женщины.

5


2


3


12.10

19.11

26.10

09.11

16.11



4.


Моя роль в семье сегодня и в будущем.

5


2


3


23.11

30.11

07.12

14.12

21.12



5.

Кто в семье главный?

2

1

1

28.12

18.01


6.


Семейные традиции и праздники

3


1


2


25.01

01.02

08.02



7.

Семья и ЗОЖ.

1


1

15.02


8.

История моей семьи.

4

1

3

22.02

01.03

15.03

22.03


9.

Семейные будни.

2

1

1

05.04

12.04


10.

Счастье-какое оно?

1

1


19.04


11

Секреты хорошей семьи.

3

1

2

26.04

03.05

10.05


12.

Все начинается с семьи.

1


1

17.05



Итого:

32

12

20




Содержание программы.

Тема 1. «Моя семья» – 4 часа.

Определение понятия «Семья». Роль семьи в обществе. Мои родители. Бабушки и дедушки. Братья и сестры. Наши имена: почему нас так назвали?

Практикум «Узнай лучше своих близких».

Игра аукцион «Кто больше? Кто быстрее?»

Презентация «Моя будущая семья».

Тема 2. «Наш дом» – 1 час.

Зачем человеку дом. Чем является дом для каждого из нас. Рассмотрение понятий «уют», «уютный дом». Кто в семье следит за порядком в доме и создает уют. Как создать уют в своей комнате.

Практикум «Вклад членов семьи в создание уюта в нашем доме».

Тема 3. «Черты и качества настоящего мужчины» - 5часов.

Портрет настоящего мужчины. Я – будущий мужчина. Качества и черты, которыми я горжусь. Качества и черты, которые необходимо развить в себе, чтобы быть настоящим мужчиной. Роль мужчины (отца) в воспитании сына. Как воспитать из мальчика (сына) мужчину?

Эссе «Герои кино и литературы – настоящие мужчины».

Презентация «Великое дело, когда в доме есть настоящий мужчина».

Тема 4. «Моя роль в семье сегодня и в будущем» - 5 часов.

Рассмотрение понятия «семьянин». Я сын, внук. Я семьянин: муж и отец. Мое понимание роли мужа и отца в семье. В будущем я принимаю на себя ответственность за свою семью, за семью моих родителей.

Интервью «Роль и значение отца в жизни каждого человека».

Тема 5. «Кто в семье главный» - 2 часа.

Права и обязанности членов семьи. Отец – духовная опора, глава семьи. Особенности отцовской и материнской любви. Необходимость душевного

труда в создании семьи и сохранении благоприятного семейного климата. Дедушка и бабушка, их роль в поддержании семейного тепла и уюта, в воспитании детей.

Устное сообщение «Мой папа главный в семье. Какой он?».

Творческая работа «Я – глава семьи. Каким я буду в этой роли?».

Тема 6. «Семейные традиции и праздники» – 3 часа.

Определение понятий «семейные традиции», «семейные праздники». Прочность семьи основанной на традиционных ценностях. Примеры семейных традиций и праздников. Дни рождения в нашей семье. Празднование Нового года. Подарки: как выбирать и дарить. Как папа поздравляет маму и детей.

Практические занятия. - Устный рассказ «Мой любимый семейный праздник». – Эссе «Традиции нашей семьи». – Рисунок или презентация «Подарки для членов моей семьи».

Тема 7. «Семья и ЗОЖ» – 1час.

Актуализация понятия «ЗОЖ» и его составляющих, роли ЗОЖ в жизни человека. Главная задача человека – не навредить себе, не растерять, а сохранить и развить то, что дала ему природа. Отношение к ЗОЖ в моей семье. Я и ЗОЖ. Значение режима дня для нашего здоровья.

Практическое занятие.

Оформление и защита мини-проекта «ЗОЖ в моей будущей семье».

Тема 8. «История моей семьи» – 4 часа.

Понятия «генеалогическое древо», «предки», «современники», «потомки», «семейная реликвия», «семейная память». Рассмотрение генеалогического древа семьи. Что я смогу рассказать моим детям о моей семье.

Практические занятия.

- Составление генеалогического древа семьи. – Сочинение «Кем из мужчин гордится моя семья».

– «Семейные реликвии мужчин нашей семьи». Устное сообщение с демонстрацией.
– Эссе «Чему научили меня бабушка и дедушка».

Тема 9. «Семейные будни» - 2 часа.

Определение понятия «будни», «семейные будни». Типичный день жизни семьи: распорядок, виды деятельности, формы поведения, занятия, отдых. Успешный и неуспешный день.

Практическое занятие.

Оформление постера. «Типичный и выходной день моей жизни, когда я буду мужем и отцом или женой и матерью».

Тема 10. «Счастье – какое оно?» - 1 час.

Определение понятия «счастье». Счастье не только в любви, а во взаимопонимании. Общение, как метод самовоспитания. Самовоспитание, Различие добра и зла. Культура общения. Умение слушать, желание понять другого человека, прощать недостатки.

Тема 11. «Секреты хорошей семьи» – 3 часа.

Определение понятия «конфликт». Взаимоотношения между членами семьи. Взаимоотношения детей и родителей. Причины конфликтов между родителями и детьми. Как разрешать конфликты. «Погода» в доме: от кого зависит. Что нужно сделать, чтобы сохранить ясную погоду, улучшить пасмурную. Взаимное послушание. О ком заботишься ты, кто заботится о тебе.

Практические занятия.

- Оформление пожеланий своей семье и презентация.

- Мини - сценки. «Подходы к разрешению различных ситуаций в семье».

- Составление рецептов. «Чтобы семья была хорошая».

Тема 12. «Все начинается с семьи» – 1 часа.

Все начинается с семьи…

Призывный крик ребенка в колыбели

И мудрой старости докучливые стрелы -

Все начинается с семьи…

Умение прощать, любить и ненавидеть,

Умение сострадать и правду жизни видеть –

Все начинается с семьи…

Практическое занятие.

- Ролевая игра. «Счастлив тот, кто счастлив дома».

- Анкета. «Представление о своей будущей семье».

- Сочинение. «Каким отцом для своих детей я стану?».

- Итоговый тест.

Материально-методическое обеспечение.

Для реализации данной программы необходимо: помещение для занятий, компьютер, проектор, бумага (формат А-4, А-3), доска классная, магниты, фломастеры, цветные карандаши, краски, CD с детскими фильмами о семье, тематические картины по теме программы, желательны методические пособия для учителя.

Список литературы.

1.Зритнева Е.И. Воспитание будущего семьянина в современной России Ставрополь - научная электронная библиотека, 2006.

2.Шимаковская С.Ю. И.А. Арямов о роли семьи в вопросах сохранения и укрепления здоровья школьников. - М.: Школьная пресса, 2011.

3.Ероховец О.Е. Копилка идей классного руководителя - Минск: Красико-Принт, 2013.

4.Кузьмина И.Г. Воспитание семьянина. - М.: Школьная пресса, 2012.

5.Тюгашев Е.А. Семьяведение. – Омск: СибУПК, 2006.

6.Справочник классного руководителя Семья глазами ребенка. – М.: Школьная Пресса, 2007.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Захарова Валентина Павловна

Дата: 19.02.2020

Номер свидетельства: 540266

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства