Общеразвивающая программа дополнительного образования «Воспитание семьянина» для обучающихся 6 класса
Общеразвивающая программа дополнительного образования «Воспитание семьянина» для обучающихся 6 класса
Изучение курса «Семьяведение» является важным этапом личностного развития обучающихся. Знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и практических основ данного курса, позволяют расширить и углубить знания обучающихся о семейных отношениях, сформировать у них адекватное представление о причинах различных проблем, которые неизбежно возникают в процессе семейной жизни, о роли отца-опоры, главы семьи, жены-хранительницы семейного очага. В курсе показываются и объясняются пути создания крепкой, дружной семьи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Общеразвивающая программа дополнительного образования «Воспитание семьянина» для обучающихся 6 класса»
МКОУ «Терютьская СОШ им. Г.А.Кривошапкина»
Согласовано: Утверждено:
зам. директора по УВР директор МКОУ «Терютьская СОШ» Кривошапкина Е.А. _________ Николаева М.К._______________
« » сентября 2017 г. приказ № _____ от « » сентября 2017г.
Общеразвивающая программа
дополнительного образования
«Воспитание семьянина»
для обучающихся 6 класса
Составитель:
В.П.Захарова, учитель родного языка и литературы.
Срок реализации – 1 год
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка.
По пути создания семейной жизни пойдут все, а о сути этого явления, факторах, необходимых для образования и поддержания крепкой семьи, в школе говорится крайне мало. Существовавший ранее курс «Этика и психология семейной жизни» был попыткой сформировать у подростков положительный настрой на создание семьи, ввести в круг проблем и задач, которые ожидают человека в семейной жизни, показать радость семейного счастья и полноту жизни в кругу семьи. Однако в силу ряда причин этот курс оказался не в состоянии удовлетворять возникшие запросы и потому был отторгнут школой. Изучение курса «Семьяведение» является важным этапом личностного развития обучающихся. Знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и практических основ данного курса, позволяют расширить и углубить знания обучающихся о семейных отношениях, сформировать у них адекватное представление о причинах различных проблем, которые неизбежно возникают в процессе семейной жизни, о роли отца-опоры, главы семьи, жены-хранительницы семейного очага. В курсе показываются и объясняются пути создания крепкой, дружной семьи. Новизна курса в том, что он позволит обучающимся собрать воедино и презентовать объем информации о своей семье и спроецировать детский опыт на свою будущую семью (с учетом новых знаний, полученных на занятиях). Актуальность курса связана с кризисом института семьи, о чем свидетельствуют данные статистики. В публикациях отечественных авторов по тематике социальных наук отсутствует анализ вопросов, связанных с воспитанием мужчины как будущего родителя. Ученые выражают озабоченность девальвацией материнства в современном российском обществе, умалчивая при этом о проблеме родителей – мужчин. Результат такого молчания – факт массовой безотцовщины. На наш взгляд данный курс поможет обучающимся – подросткам осознать свое «истинное предназначение» как сына, как мужчины, будущего отца и как дочки, как женщины, будущей матери; разовьет и укрепит желание обучающихся создать полноценную семью, взяв на себя ответственность за ее благополучие – в этом заключается его педагогическая целесообразность.
Цель курса.
Способствовать развитию у обучающихся адекватного представления о роли сына, мужчины, будущего мужа и отца в семье, дочери, женщины, будущей жены и матери.
Курс «Семьяведение» рассчитан на один год. Предназначен для обучающихся 6 класса. Всего 32 часа, 1 час в неделю. Продолжительность занятия 45 минут.
Организация работы по данному курсу.
Используются различные формы организации деятельности: индивидуальная, групповая, индивидуализированная, парная, коллективная.
Ожидаемые результаты:
1. Знание черт и качеств настоящего мужчины и женщины.
2. Знание истории своей семьи.
3. Умение охарактеризовать себя как хорошего семьянина в будущем, убедить собеседника в важности семьи в жизни человека.
4. Понимание и принятие значимости реализации мужчины как родителя, осознание отцовских обязанностей в широком ракурсе.
5. Умение сформулировать секреты хорошей семьи.
Формы подведения итогов.
Подведение итогов и оценивание деятельности обучающихся проводится в различных формах: презентации, рисунки, интервьюирование, эссе, тесты, сочинения, сообщения.
Учебно-тематический план
№
Название темы
Количество часов
Всего часов
Теоретические
занятия
Практические
занятия
дата
факт
1.
Моя семья.
4
2
2
07.09
14.09
21.09
28.09
2.
Наш дом.
1
1
05.10
3.
Черты и качества настоящего мужчины и женщины.
5
2
3
12.10
19.11
26.10
09.11
16.11
4.
Моя роль в семье сегодня и в будущем.
5
2
3
23.11
30.11
07.12
14.12
21.12
5.
Кто в семье главный?
2
1
1
28.12
18.01
6.
Семейные традиции и праздники
3
1
2
25.01
01.02
08.02
7.
Семья и ЗОЖ.
1
1
15.02
8.
История моей семьи.
4
1
3
22.02
01.03
15.03
22.03
9.
Семейные будни.
2
1
1
05.04
12.04
10.
Счастье-какое оно?
1
1
19.04
11
Секреты хорошей семьи.
3
1
2
26.04
03.05
10.05
12.
Все начинается с семьи.
1
1
17.05
Итого:
32
12
20
Содержание программы.
Тема 1. «Моя семья» – 4 часа.
Определение понятия «Семья». Роль семьи в обществе. Мои родители. Бабушки и дедушки. Братья и сестры. Наши имена: почему нас так назвали?
Практикум «Узнай лучше своих близких».
Игра аукцион «Кто больше? Кто быстрее?»
Презентация «Моя будущая семья».
Тема 2. «Наш дом» – 1 час.
Зачем человеку дом. Чем является дом для каждого из нас. Рассмотрение понятий «уют», «уютный дом». Кто в семье следит за порядком в доме и создает уют. Как создать уют в своей комнате.
Практикум «Вклад членов семьи в создание уюта в нашем доме».
Тема 3. «Черты и качества настоящего мужчины» - 5часов.
Портрет настоящего мужчины. Я – будущий мужчина. Качества и черты, которыми я горжусь. Качества и черты, которые необходимо развить в себе, чтобы быть настоящим мужчиной. Роль мужчины (отца) в воспитании сына. Как воспитать из мальчика (сына) мужчину?
Эссе «Герои кино и литературы – настоящие мужчины».
Презентация «Великое дело, когда в доме есть настоящий мужчина».
Тема 4. «Моя роль в семье сегодня и в будущем» - 5 часов.
Рассмотрение понятия «семьянин». Я сын, внук. Я семьянин: муж и отец. Мое понимание роли мужа и отца в семье. В будущем я принимаю на себя ответственность за свою семью, за семью моих родителей.
Интервью «Роль и значение отца в жизни каждого человека».
Тема 5. «Кто в семье главный» - 2 часа.
Права и обязанности членов семьи. Отец – духовная опора, глава семьи. Особенности отцовской и материнской любви. Необходимость душевного
труда в создании семьи и сохранении благоприятного семейного климата. Дедушка и бабушка, их роль в поддержании семейного тепла и уюта, в воспитании детей.
Устное сообщение «Мой папа главный в семье. Какой он?».
Творческая работа «Я – глава семьи. Каким я буду в этой роли?».
Тема 6. «Семейные традиции и праздники» – 3 часа.
Определение понятий «семейные традиции», «семейные праздники». Прочность семьи основанной на традиционных ценностях. Примеры семейных традиций и праздников. Дни рождения в нашей семье. Празднование Нового года. Подарки: как выбирать и дарить. Как папа поздравляет маму и детей.
Практические занятия. - Устный рассказ «Мой любимый семейный праздник». – Эссе «Традиции нашей семьи». – Рисунок или презентация «Подарки для членов моей семьи».
Тема 7. «Семья и ЗОЖ» – 1час.
Актуализация понятия «ЗОЖ» и его составляющих, роли ЗОЖ в жизни человека. Главная задача человека – не навредить себе, не растерять, а сохранить и развить то, что дала ему природа. Отношение к ЗОЖ в моей семье. Я и ЗОЖ. Значение режима дня для нашего здоровья.
Практическое занятие.
Оформление и защита мини-проекта «ЗОЖ в моей будущей семье».
Тема 8. «История моей семьи» – 4 часа.
Понятия «генеалогическое древо», «предки», «современники», «потомки», «семейная реликвия», «семейная память». Рассмотрение генеалогического древа семьи. Что я смогу рассказать моим детям о моей семье.
Практические занятия.
- Составление генеалогического древа семьи. – Сочинение «Кем из мужчин гордится моя семья».
– «Семейные реликвии мужчин нашей семьи». Устное сообщение с демонстрацией. – Эссе «Чему научили меня бабушка и дедушка».
Тема 9. «Семейные будни» - 2 часа.
Определение понятия «будни», «семейные будни». Типичный день жизни семьи: распорядок, виды деятельности, формы поведения, занятия, отдых. Успешный и неуспешный день.
Практическое занятие.
Оформление постера. «Типичный и выходной день моей жизни, когда я буду мужем и отцом или женой и матерью».
Тема 10. «Счастье – какое оно?» - 1 час.
Определение понятия «счастье». Счастье не только в любви, а во взаимопонимании. Общение, как метод самовоспитания. Самовоспитание, Различие добра и зла. Культура общения. Умение слушать, желание понять другого человека, прощать недостатки.
Тема 11. «Секреты хорошей семьи» – 3 часа.
Определение понятия «конфликт». Взаимоотношения между членами семьи. Взаимоотношения детей и родителей. Причины конфликтов между родителями и детьми. Как разрешать конфликты. «Погода» в доме: от кого зависит. Что нужно сделать, чтобы сохранить ясную погоду, улучшить пасмурную. Взаимное послушание. О ком заботишься ты, кто заботится о тебе.
Практические занятия.
- Оформление пожеланий своей семье и презентация.
- Мини - сценки. «Подходы к разрешению различных ситуаций в семье».
- Составление рецептов. «Чтобы семья была хорошая».
Тема 12. «Все начинается с семьи» – 1 часа.
Все начинается с семьи…
Призывный крик ребенка в колыбели
И мудрой старости докучливые стрелы -
Все начинается с семьи…
Умение прощать, любить и ненавидеть,
Умение сострадать и правду жизни видеть –
Все начинается с семьи…
Практическое занятие.
- Ролевая игра. «Счастлив тот, кто счастлив дома».
- Анкета. «Представление о своей будущей семье».
- Сочинение. «Каким отцом для своих детей я стану?».
- Итоговый тест.
Материально-методическое обеспечение.
Для реализации данной программы необходимо: помещение для занятий, компьютер, проектор, бумага (формат А-4, А-3), доска классная, магниты, фломастеры, цветные карандаши, краски, CD с детскими фильмами о семье, тематические картины по теме программы, желательны методические пособия для учителя.
Список литературы.
1.Зритнева Е.И. Воспитание будущего семьянина в современной России Ставрополь - научная электронная библиотека, 2006.
2.Шимаковская С.Ю. И.А. Арямов о роли семьи в вопросах сохранения и укрепления здоровья школьников. - М.: Школьная пресса, 2011.
3.Ероховец О.Е. Копилка идей классного руководителя - Минск: Красико-Принт, 2013.
4.Кузьмина И.Г. Воспитание семьянина. - М.: Школьная пресса, 2012.