Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа дополнительного образования ОКОУ "Клюквинская школа-интернат"»
ОКОУ «Клюквинская школа-интернат»
Рассмотрено
На заседании педагогического совета
«___»_________ 2016г.
Протокол заседания №1
Утверждено
Приказом директора ОКОУ
«Клюквинская школа-интернат»
№_____от «__»_________2016г.
________________А.П.Беликов
Образовательная программа дополнительного образования
детей и взрослых
областного казенного
общеобразовательного учреждения
для детей, нуждающихся в длительном лечении «Клюквинская санаторная школа-интернат»
Курского района, Курской области
2016г.
Содержание
Пояснительная записка
Нормативно-правовая и документальная основа Программы
Актуальность Программы
Цель и задачи Программы
Принципы Программы
Направления и объединения дополнительного образования,
реализующие Программу
Условия реализации Программы
Кадровое обеспечение программ дополнительного образования
Материально-техническое обеспечение программы
Программы курсов дополнительного образования
Организация занятий по реализации курсов дополнительного
образования
Предполагаемые результаты
Экспертиза занятости учащихся во внеурочное время
Учебный план дополнительного образования на 2016-2017 учебный год
Приложения.
Расписание занятий объединений дополнительного образования на 2016-2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая и документальная основа программы
Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
Закон Российской Федерации «Об образовании» № 273 - ФЗ от 29. 12. 2012 года.
Конвенция о правах ребенка
ФГОС начального общего и основного общего образования;
ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья;
Федеральный закон РФ от 24 июля 1998 г. "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации"
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей";
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
Письмо МО РФ «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении» 02.04 2002 г. № 13-51-28/13
Устав ОКОУ «Клюквинская школа-интернат»
Положение о дополнительном образовании ОКОУ «Клюквинская школа-интернат»
Актуальность Программы
Современная педагогика характеризует термином “дополнительное образование” всю ту сферу образования, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта.
Программа дополнительного образования ОКОУ «Клюквинская школа-интернат»
создана в целях формирования единого образовательного пространства школы-интерната для достижения выпускниками школы-интерната высокого уровня развития социальной компетенции и гражданских установок, увеличения количества молодежных социальных инициатив, снижения проявлений асоциального поведения подрастающего поколения, поддержания здоровья, реализации прав граждан с ограниченными возможностями здоровья на получения образования по дополнительным образовательным программам.
Миссия школы-интерната заключается в том, чтобы создать такое пространство школы, которое позволит обеспечить личностный рост обучающегося и его подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни в условиях информационного общества. Школа-интернат создает условия и стимулы для получения качественного образования и развития ключевых компетенций.
По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности
Программа дополнительного образования школы направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Программа является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся раскрыть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Правильно организованная система дополнительного образования представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Часы, отводимые на дополнительное образование, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения.
Анализ дополнительного образования в ОКОУ «Клюквинская школа-интернат» показал, что за период работы школы существовали различные способы организации дополнительного образования. Первые годы характеризовались случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочеталась друг с другом. Вся внеклассная и внеурочная деятельность школы полностью зависела от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития дополнительного образования не прорабатывались. Со временем стала наблюдаться внутренняя организованность каждой из имеющихся в школе структур дополнительного образования, хотя как единая система оно еще не функционировало. Тем не менее, сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания и структуры дополнительного образования.
Сегодня в ОКОУ «Клюквинская школа-интернат» реализуется такая модель дополнительного образования, которая строиться на использовании всех ресурсов ОУ и на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, спортивной школой, библиотеками, театрами, музеями и др. Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе.
При этом в практической реализации дополнительных образовательных программ значительно возрастает роль специалистов этих учреждений. Данная модель является эффективной и с точки зрения интеграции базового и дополнительного образования детей, поскольку в ней органично сочетаются возможности обоих видов образования.
В процессе реализации данной Программы по единому плану должен работать весь педагогический коллектив, где, кроме школьных учителей, есть специалисты по дополнительному образованию детей. Вторая, внеурочная, половина дня должна оказывать существенное влияние на первую, занятую уроками. Причем это влияние разнопланово. Во-первых, дополнительное образование оказывает воздействие на образовательный процесс школы. Дополнительные образовательные программы углубляют и расширяют знания учащихся по основным предметам, делают школьное обучение личностно-значимым для многих учащихся, стимулируют учебно-исследовательскую активность школьников, повышают мотивацию к обучению по ряду общеобразовательных курсов. Во-вторых, школьное дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: поспособствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.
Цель и задачи Программы
Цель программы дополнительного образования: создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.
Задачи:
организация общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с общественными организациями;
формирование навыков позитивного общения;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем
воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
развитие позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).
создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени.
проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий.
совершенствование содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
совершенствование уровня кадрового обеспечения.
Принципы программы:
включение учащихся в активную деятельность;
доступность и наглядность;
связь теории с практикой;
учёт возрастных особенностей;
сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;
целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Направления и объединения дополнительного образования,
реализующие Программу.
Программа организации дополнительного образования, в соответствии с приоритетными направлениями программы развития школы, состоит из программ, в рамках которых реализуются 3 направления деятельности: художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное; туристско-краеведческое.
Художественно-эстетическое направление представлено кружками «Хозяюшка», «Рукоделие», «Своими руками», «Инструментальный», «Пластика», «Я люблю рисовать», «Хоровая студия», «Сольное пение», «Театр для малышей», «Музыкальная гостиная».
Туристско-краеведческое направление представлено кружком «Краеведение».
Условия реализации Программы
Кадровое обеспечение программ дополнительного образования
Все кружки и секции ведут педагоги ОКООУ «Клюквинская школа-интернат», внешние и внутренние совместители
N п/п
Характеристика педагогических/научных работников
Число педагогических/ научных работников
1
2
3
1.
Численность педагогических работников - всего
8
из них:
1.1.
штатные педагогические работники, за исключением совместителей
6
1.2.
педагогические работники, работающие на условиях внутреннего совместительства
6
1.3.
педагогические работники, работающие на условиях внешнего совместительства
2
1.4.
педагогические работники, работающие на условиях почасовой оплаты труда
-
2.
Из общей численности педагогических работников (из строки 1):
2.1.
лица, имеющие ученую степень доктора наук и (или) ученое звание профессора
-
2.2.
лица, имеющие ученую степень кандидата наук и (или) ученое звание доцента
-
2.3.
лица, имеющие государственное почетное звание при отсутствии ученой степени и ученого звания в соответствующей профессиональной сфере
1
2.4.
лица, имеющие стаж практической работы по профилю преподаваемого учебного предмета, дисциплины (модуля)
7
2.5.
лица, имеющие высшую квалификационную категорию
-
2.6.
лица, имеющие первую квалификационную категорию
2
2.7.
лица, аттестованные на соответствие занимаемой должности
-
2.8.
лица, имеющие высшее профессиональное образование
6
2.9.
лица, имеющие среднее профессиональное образование, за исключением лиц, указанных в строке 2.11
1
2.10.
лица, имеющие начальное профессиональное образование, за исключением лиц, указанных в строке 2.11
-
2.11.
лица, имеющие среднее профессиональное или начальное профессиональное образование, - мастера производственного обучения
-
Материально-техническое обеспечение программы
2.3.
лица, имеющие государственное почетное звание при отсутствии ученой степени и ученого звания в соответствующей профессиональной сфере
2.4.
лица, имеющие стаж практической работы по профилю преподаваемого учебного предмета, дисциплины (модуля)
8
2.5.
лица, имеющие высшую квалификационную категорию
2
2.6.
лица, имеющие первую квалификационную категорию
0
2.7.
лица, аттестованные на соответствие занимаемой должности
6
2.8.
лица, имеющие высшее профессиональное образование
8
2.9.
лица, имеющие среднее профессиональное образование, за исключением лиц, указанных в строке 2.11
0
2.10.
лица, имеющие начальное профессиональное образование, за исключением лиц, указанных в строке 2.11
-
2.11.
лица, имеющие среднее профессиональное или начальное профессиональное образование, - мастера производственного обучения
-
2.12.
лица, не имеющие профессионального образования
-
3.
Численность научных работников - всего
-
из них:
-
3.1.
штатные научные работники, за исключением совместителей
-
3.2.
научные работники, работающие на условиях внутреннего совместительства
-
3.3.
научные работники, работающие на условиях внешнего совместительства
-
Кабинеты
количество
Компьюте ры и ноутбуки
экраны
Другое оборудование
Зал дзюдо
1
татами
Тренажерный зал
1
Тренажеры
Спортивный зал
1
скамейки гимнастические, скамья для пресса, маты гимнастические, шведская стенка, мячи баскетбольные, футбольные, волейбольные, теннисные столы (1 шт), мячи для метания, стойки барьерные, сетки волейбольные, баскетбольные, ракетки теннисные, обручи, гантели, гири, скакалки. Имеется лыжная база с комплектами лыж
Материально-технические условия реализации программы
12
Спортивная площадка
1
ворота для футбола, волейбольные (1шт) и баскетбольные (1шт) площадки, детский игровой городок, беговая дорожка с твердым покрытием, футбольное поле.
Актовый зал
1
1
1
Акустическая система, фортепиано
Кабинет музыки
1
1
1
Фортепиано
Предполагаемые результаты
В процессе реализации программ дополнительного образования предполагается достижение определенных общих результатов обучения (индивидуальные по каждому объединению дополнительного образования:
- когнитивные (знания, навыки, умения, полученные на занятиях)
Организация занятий по реализации курсов дополнительного образования
Возраст детей, участвующих в реализации программ дополнительного образования, разный: это группы учащихся I, II, III уровней школы, разновозрастные объединения.
Режим занятий обусловлен спецификой дополнительного образования в школе: занятия проводятся во второй половине дня после окончания (не ранее чем через 40 минут) предметов учебного цикла.
Занятия могут проводиться группами, подгруппами и (при необходимости) индивидуально. Количество часов на группу, количество занятий в неделю, их продолжительность определяется, исходя из целесообразности, уровня подготовки обучающихся. Варианты годовой нагрузки для группы могут составлять 34 часа – 1 час в неделю, 68 часов - 2 часа в неделю, 102 – 3 часа в неделю.
Формы занятий детских объединений самые разные: лекции, беседы, игра, диспут, экскурсия, исследовательский опыт, коллективное творческое дело и др. Отчетные и итоговые занятия проводятся в форме зачета, тематического тестирования, анкетирования, собеседования, открытого занятия с подведением итогов за год (полугодие).
Для отслеживания результатов деятельности учащихся в объединениях дополнительного образования проводятся мониторинги, анкетирование, тестирование, собеседование, выпуск газет и т.д. Хорошим показателем работы является участие детского объединения в мероприятиях, конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, конференциях, выставках, фестивалях и т.д.
мотивационные (появление желания у ребенка заниматься данным видом деятельности)
эмоциональные (развитие качеств позитивно положительного состояния - удовлетворенности, любознательности, стремление познавать и открывать новое и др.)
коммуникативные (понимание и принятие норм и правил общения, поведения, взаимоуважения, доброжелательности, ответственности и обязательности, признания прав всякого человека на самостоятельность и независимость)
креативные (творческое восприятие окружающей действительности, потребность создания нового, поиск нестандартного решения, получения удовлетворения от творческого процесса).
Экспертиза занятости учащихся во внеурочное время в 2015-2016 учебном году
Анализ занятости учащихся школы по состоянию на 01.09.2015 показал следующее: Всего учащихся 160 чел.
Всего в объединениях дополнительного образования, занимается 160 чел,
что составляет 100 % от общего количества учащихся.
Процент занятости учащихся во внеурочное врем по сравнению с прошлым учебным годом вырос на 11%. Рост процента занятости связан, в основном, с введением в 1-5 классах внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС.
Ввиду того, что часть детей посещает 2 и более объединения, то количество занимающихся составляет 247 чел, что составляет 155 %.
Анализируя данные показатели, можно сделать вывод, что наиболее активны во внеурочное время учащиеся I и II уровней, занимающиеся в кружках и секциях, работающих на базе школы.
Анализ интересов учащихся показал следующие результаты (без внеурочной деятельности):
художественно-эстетическое направление – 60%
спортивно-оздоровительное – 30%
Туристско-краеведческое – 10%
На I уровне обучения дети и родители отдают предпочтение кружкам художественно-эстетического направления и, частично, спортивным. Это вполне соответствует возрастным особенностям детей. На II уровне - повышается интерес к спортивно-оздоровительным и сохраняется - к художественно-эстетическим. На III уровне - поровну спортивно-оздоровительное и художественно-эстетическое.
Дополнительное образование детей в школе-интернате является той сферой, которая, обладая самоценностью, в первую очередь, ориентирована на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия ми ра. Дополнительное образование детей расширяет воспитательные возможности школы и ее культурное пространство, способствует самоопределению школьников в личностной, социокультурной, профессиональной областях, включению их в различные виды творческой деятельности, позитивному отношению к ценностям образования и культуры, что позволит решить задачи развития социокультурной, образовательной среды школы-интерната.